Главные вкладки

    Консультация и проведение открытого показа утренней гимнастики для малоопытных воспитателей детского сада. На тему: «Роль музыки на утренней гимнастике»
    консультация (средняя группа) на тему

    Василенко Марина Леонидовна

     

    В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека, физическое развитие ребёнка дошкольного возраста занимает особое место. Одной из самых важных составляющих успеха физического развития у детей в дошкольном учреждении является утренняя гимнастика.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zaradka.docx23.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация и проведение открытого показа утренней гимнастики  для малоопытных воспитателей детского сада.

    На тему: «Роль музыки на утренней гимнастике»

    Аннотация. В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека, физическое развитие ребёнка дошкольного возраста занимает особое место. Одной из самых важных составляющих успеха физического развития у детей в дошкольном учреждении является утренняя гимнастика.

       Утренняя гимнастика – система специально подобранных упражнений, направленных на укрепление крупных групп мышц и оздоровление организма. Свое значение утренняя гимнастика приобретает в том случае, если проводится систематически. Также она создает организованное начало, ровное, бодрое настроение у занимающихся: сильно возбужденных детей успокаивают действия в заданном темпе, а вялые дети втягиваются в определенный ритм работы. Поэтому после утренней гимнастики дошкольники более уравновешены. Повышая жизненный тонус организма, утренняя гимнастика создает благоприятные условия для дальнейшей деятельности, благотворно влияет на развитие организованности, дисциплинированности, выдержки.

        Роль музыкального руководителя в решении задач физического воспитания детей в дошкольном учреждении очень важна. Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых упражнений, организует коллектив. Основные задачи утренней гимнастики и физкультурных занятий - способствовать укреплению детского организма, формировать двигательные умения и навыки, развивать физические качества: выносливость, быстроту реакции, ловкость. Также, музыкальное сопровождение повышает выразительность двигательных действий, способствует согласованию действий коллектива, увеличению амплитуды, пластичности движений. Музыка дисциплинирует занимающихся, повышает их внимание и работоспособность. Положительные эмоции, возникающие при выполнении упражнений под музыку, усиливает их физиологический эффект.

       Выполнение упражнений под музыку помогает создать правильное представление о характере упражнений, их темпе, ритме. Дети хорошо воспринимают характер своих движений. При звучании бодрой музыки марша они подтягиваются, идут живо и весело, подняв головы и выпрямив спины. Упражнение  становится для них привлекательным и эмоционально окрашенным. Под воздействием музыки бег, поскоки, ходьба становятся более чёткими, ритмичными, координированными. При помощи музыки можно менять виды бега или ходьбы, чередовать ходьбу с бегом, менять направление движения. Под музыку проводятся подвижные игры, которые строятся на движениях шага, бега, поскоков, а так же элементы танцевального шага и танца.

       Плавная, тихая музыка побуждает идти спокойно, широким шагом. Быстрая, громкая музыка побуждает детей к бегу, поскокам. Внезапное окончание музыки или выразительный аккорд служит сигналом к остановке, или смене движения.

       Так как музыкальный руководитель подбирает музыкальное сопровождение к каждому движению на гимнастике, ему необходимо учитывать возрастные особенности детей. Подбирая музыкальное сопровождение, следует учитывать физиологическую нагрузку, возрастные особенности детей, соответствие характеру движений, условия детского сада. Элементы упражнений должны быть предварительно выучены на занятиях (физкультурных, музыкальных).

        Младшим дошкольникам труднее выполнять упражнения в едином темпе. Поэтому проведение утренней гимнастики под музыку возможно в том случае, если все движения хорошо усвоены детьми. Например,  у малышей, физиологические возможности достаточно ограничены (короткий шаг, относительно умеренный темп передвижения и т.д.), и это, конечно, учитывается педагогом. Соответственно, музыкальное сопровождение у младших групп детского сада будет гораздо медленней, чем в старших группах.

       Помимо оздоровительной, утренняя гимнастика может решать образовательные и воспитательные задачи. К образовательным задачам можно отнести закрепление двигательных навыков и умений. Необходимо уточнить, что это более характерно для детей старшего дошкольного возраста, так как двигательный опыт ребенка 3-4 лет очень мал, в то время как дети 5-7 лет уже знакомы с многими видами ходьбы, бега, прыжков, изучаемых ими на физкультурных занятиях. А вот закрепление понятий из других областей знаний вполне может осуществляться и для малышей. Например, закрепление счета (подсчет прыжков: «Один, два, три, четыре, пять – будем прыгать мы опять»; «Один, два, три - замри»; «Один, два, три, четыре, пять, шесть – нам хочется присесть»; «Один, два, три, четыре, пять – лучше будем мы шагать»), знаний о животных,  явлениях природы, профессиях и т.д., если ребенок, при выполнении упражнения находится в соответствующем образе. Формирование потребности к ежедневным занятиям физическими упражнениями, развитие эстетического вкуса ребенка, при условии красивого и правильного показа взрослым и, конечно,  музыкального сопровождения, подобранного в соответствии с характером движений и возрастными возможностями детей, - задачи воспитательного характера.

         На утренней гимнастике, звучание музыки организует весь комплекс упражнений. Музыка помогает лучше организовать занятие, повысить его плотность. Освобождая воспитателя от регулирования темпа и ритма упражнений, счёта, она позволяет сконцентрировать его внимание на педагогическом процессе: объяснении, индивидуальных указаниях и помощи, исправление ошибок по ходу выполнения упражнений. Музыкальное сопровождение позволяет добиться не только высокой чёткости и правильности, но и пластичности, выразительности движений. Поэтому очень важно, чтобы  ребёнок ежедневно присутствовал на утренней гимнастике. Это поможет ему быстрей овладеть ритмикой, успешней справляться с физической нагрузкой и повысить эмоциональный тонус организма. 

       

    Комплекс утренней гимнастики «Весёлый бубен»

    для детей средней группы, с использованием музыкальных инструментов и приёмов музыкального воспитания.

    Разминка:  

    1. Ходьба в колонне по одному под музыку (Сигналом служит музыкальное сопровождение.)
    2. Ходьба на носочках, руки вверху. Проходя мимо воспитателя, дети задевают колокольчик, который держит воспитатель на уровне поднятых рук детей.
    3. Быстрый и медленный бег (Сигналом служит смена темпа музыки)
    4. Хороводный шаг  (ходьба с вытянутыми носками)

    Упражнения с бубнами:

    1. «В бубен бей, все вместе, веселей!»

     И. п. — стойка:  ноги параллельно, руки внизу. Бубен в правой руке.

    -Поднять руки через стороны вверх, ударить в бубен;

    -опустить руки через стороны, вернуться в исходное положение (5 раз).

    1. «Руки в стороны, равней, в бубен бей!»

    И. п. — стойка: ноги на ширине плеч, руки перед собой.

    -Поворот вправо, отводя правую руку в сторону; вернуться в исходное положение, ударяя  рукой в бубен

    -поворот влево, отводя руку в сторону, вернуться в исходное положение, ударяя  рукой в бубен. (по 3 раза).

    1. «Бубен вперёд»

    И. п. — стойка: ноги врозь, руки с бубном перед собой.

    - Наклониться вперед, потянуться руками с бубном перед собой;

    -выпрямиться, вернуться в исходное положение (5 раз).

    1. «С бубном вместе приседай!»

    И. п.— стойка: ноги на ширине ступни, руки на поясе.

    -Присесть, вынести руки вперед, ударить в бубен;

    - встать, выпрямиться, вернуться в исходное положение (5 раз).

    1. «Прыжки»

    И. п. — стойка: ноги слегка расставлены, руки с бубном перед собой.

    -Прыжки на двух ногах под музыку; повторить 2 раза (чередуя с ходьбой на месте, играя на бубне)

    Упражнения на дыхание.

         -Под тихую музыку дети дуют на ладошку слабым потоком воздуха.

         -Под     громкую музыку дети отставляют ладошку подальше и дуют сильнее.

    Дети кладут бубны, берут платочки.

    1. Музыкальная гра «Найди себе пару». Одна группа детей получает платочки синего цвета, а другая — красного. Под медленную музыку дети спокойным шагом передвигаются по залу. При смене музыки, дети имеющие одинаковые платочки, встают парой. Если количество детей нечетное, то воспитатель играет вместе с детьми.
    2. Ходьба в колонне по одному, помахивая платочками. При звучании бубна дети маршируют, при звучании колокольчика бегут на носочках.
    3. Игра малой подвижности «Бабочки».  (На полу разложены плоскостные цветы, в руках у детей бабочки.) При звучании музыки с высокими звуками, дети тянутся вверх, имитируя полёт бабочки. При смене музыки на низкие звуки, сажают бабочку на цветок.
    4. Пропевание  речёвки под музыку.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей детского сада по теме "Прогулки-походы за территорию детского сада"

    В консультации говорится о том, какие составляющие включают в себя прогулки-походы за территорию детского сада, структура прогулки, техника безопасности....

    Методическая копилка. Консультация для воспитателей детского сада на тему: «Проекты в дошкольном образовательном учреждении.»

    Понятие «проектирование» в образовательной сфере появилось не так давно в связи с необходимостью решения целого ряда методологических проблем. Проектирование влечет за собой расширение «терминологичес...

    Консультация для воспитателей детского сада на тему "Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности".

    Данный материал поможет воспитателям детских садов  организовать работу с детьми младшего дошкольного возраста по формированию познавательного интереса. В данной публикации описаны психологически...

    сообщение из опыта работы воспитателя детского сада № 408 " О роли фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста"

      Знакомство с детским фольклором развивает и интерес  и внимание к окружающему миру, народному слову, народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому у...

    Консультация для воспитателей детского сада на тему: "Экспериментирование в детском саду со старшими дошкольниками"

    Цели, задачи, экспериментирования.Условия, методика проведения опытов и экспериментирования.Картотека опытов и экспериментов.Конспекты НОД....

    Консультация для логопедов и воспитателей коррекционных детских садов на тему: "Роль художественной литературы в коррекции речевых нарушений".

    Данный материал раскрывает решение некоторых коррекционных задач через использование художественной литературы....