Главные вкладки

    Методическая копилка. Консультация для воспитателей детского сада на тему: «Проекты в дошкольном образовательном учреждении.»
    консультация на тему

    Самодурова Вера Владимировна

    Понятие «проектирование» в образовательной сфере появилось не так давно в связи с необходимостью решения целого ряда методологических проблем. Проектирование влечет за собой расширение «терминологического пространства», пересмотр представлений о некоторых традиционных категориях, их соотнесение между собой и т.д.  Педагогическое проектирование как вид профессиональной деятельности педагога исследовалось учеными: Н. Борисовой В. Безруковой и др. Анализ их работ позволяет сделать вывод: проект как инструмент создания личности и профессионально ориентированной ситуации отличается от традиционных методов обучения.

    Говоря о проектном методе, можно иметь в виду такой способ достижения дидактической цели, который включает детальную разработку проблемы, а она, в свою очередь, должна завершаться достижением реального, практического(материального)результата, оформленного тем или иным образом. В основу метода положена идея, составляющая суть самого понятия «проект», т.е. его прагматическая направленность на результат, который возможно получить при решении какай -либо практической или теоретической проблемы; который или иным образом можно увидеть, осмыслить и реализовать.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekty_v_d.s.docx23.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №96 «Соловушка»

    Методическая копилка.

    Консультация для воспитателей детского сада на тему:

    «Проекты в дошкольном образовательном учреждении.»

    Понятие «проектирование» в образовательной сфере появилось не так давно в связи с необходимостью решения целого ряда методологических проблем. Проектирование влечет за собой расширение «терминологического пространства», пересмотр представлений о некоторых традиционных категориях, их соотнесение между собой и т.д.  Педагогическое проектирование как вид профессиональной деятельности педагога исследовалось учеными: Н. Борисовой В. Безруковой и др. Анализ их работ позволяет сделать вывод: проект как инструмент создания личности и профессионально ориентированной ситуации отличается от традиционных методов обучения.

    Говоря о проектном методе, можно иметь в виду такой способ достижения дидактической цели, который включает детальную разработку проблемы, а она, в свою очередь, должна завершаться достижением реального, практического(материального)результата, оформленного тем или иным образом. В основу метода положена идея, составляющая суть самого понятия «проект», т.е. его прагматическая направленность на результат, который возможно получить при решении какай -либо практической или теоретической проблемы; который или иным образом можно увидеть, осмыслить и реализовать.

    По своей внешней форме проект, с одной стороны, напоминает проблемную ситуацию, имеет такие ее атрибуты, как противоречие, дефицит ориентировочных основ деятельности, информации, целостного представления о ситуации, но с другой-  не ставит целью снятие проблемности. В проектном методе важно понимание того, что возникшая перед личностью проблема является профессионально важной. Таким образом, ситуация создания проекта характеризуется не только объективной проблемностью, но и значимостью самого факта обнаружения этой проблемности для субъекта педагогической деятельности. Кроме того, представить проект, защищая его публично, значит приобщить других к своей проблеме.

      Выполнение любого проекта в ДОУ можно определенно разделить на этапы:

      Первый этап

    На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.

    Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

     Второй этап

     На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

    дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.

     Третий этап

     Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

     У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

     Четвертый этап  

     Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.

      Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

                                       Классификация проектов:

      В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:

      По тематике.

     Различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.

      По составу   участников.

     Различаются по составу групп участников проекта - индивидуальные, групповые и фронтальные.

      По срокам реализации.

     По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий), так средней продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год).

                                        Основные этапы метода проектов:   

     Выбор цели проекта.  

    Воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.

                                               

                                                 

                                                 

      Разработка проекта.

     Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.

     Выполнение проекта.

      Выполняется практическая часть проекта.

     Подведение итогов.

      Проводится разбор полетов, оценка результатов и определение задач для новых проектов.

                                               Виды проектов в ДОУ.

     Творческие.

    После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

     Исследовательские.                

     Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

     Игровые.

    Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

     Информационные.

      Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.). 

    Ниже приведены примеры составления проектов различной тематики в дошкольном образовательном учреждении.

    ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЗДОРОВЬЕ СВЫШЕ НАМ ДАНО, УЧИСЬ, МАЛЫШ, БЕРЕЧЬ ЕГО.»

    Цель проекта: Пропаганда здорового образа жизни в семье и ДОУ

    Задачи проекта:

    Развитие потребности ребенка в знаниях о себе и о своем здоровье.

    Обучение детей оценивать и прогнозировать свое здоровье.

    Развивать представление о строении человеческого тела и назначении внутренних органов.

    Устанавливать тесную взаимосвязь родителей и воспитателей в воспитании

    здорового образа жизни.

    Возраст детей. На которых рассчитан проект: 5-6 лет.

    Направленность развития детей, в рамках которого проводится работа по проекту: комплексное (разные виды детской деятельности: познавательно-речевая, изобразительная, ручной труд. театрализованная, игровая, физическая).

    Участники проекта: дети, воспитатели группы, инструктор по физическому развитию, родители.

    Вид проекта: информационно –творческий, групповой.

    Форма проекта: занятия, беседы, самостоятельная деятельность детей, игры, работа с родителями.

    Продолжительность 1 месяц.

    Результаты:

    Выставки;

    Физкультурно- театрализованное развлечение;

    Изготовление иллюстративного материала по данной теме;

    • Макеты» Предметы гигиены»
    • Нестандартное оборудование для развития дыхания;
    • Дорожки для профилактики плоскостопия

    Работа с детьми:                                                                                               

    • Блиц-опрос «Что я знаю о своем теле?»                                                   

    • Беседы: «Лекарственные растения», «Изучаю свое тело», «Здоровая полноценная пища.»                          
    • Непосредственно образовательная деятельность «Где прячется здоровье?», «Путешествие в страну Витаминию».
    • Выставка рисунков» Я учусь быть здоровым».
    • Чтение художественной литературы, сказки с последующим обсуждением.
    • Изготовление макета «Предметы гигиены»
    • Оборудование для развития дыхания.
    • Спортивное развлечение «Кто спортом занимается, тот силы набирается».
    • Интегрированное непосредственно образовательная деятельность «Дорога к доброму здоровью».

    Работа с родителями:

    • Анкетирование «О здоровье всерьез»
    • Консультации, памятки, рекомендации
    • Выпуск газеты для родителей «Ваше здоровье»
    • Оформление копилки» Бабушкины рецепты»
    • Сбор иллюстративного материала о здоровом образе жизни (оформление альбома)
    • Викторина» Я учусь быть здоровым»
    • Индивидуальная презентация «Как я забочусь о здоровье своего ребенка».
    • Составление кроссвордов о спорте, здоровье.
    • Презентация проекта» Здоровье свыше нам дано, учись, малыш, беречь его»

    Ожидаемый результат:

    В ходе реализации данного педагогического проекта будет установлено единство ДОУ и семьи в вопросах воспитания здорового ребенка.

    Родители на собственном опыте убедятся, что совместная спортивно-оздоровительная деятельность полезна и необходима не только ребенку, но и взрослому.

    Увеличится количество желающих родителей участвовать во всех формах организации физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в детском саду.

    Огромную пользу от педагогического проекта получат не только взрослые, но и дети. Дети получат первичные представления о некоторых внутренних органах, коже, крови, их местонахождение, значении и знать их основную функцию.

    Физические качества детей будут эффективно развиваться. Повысится скорость формирования важных двигательных навыков детей, а здоровье будет сохраняться и укрепляться. Ожидается положительная динамика темпов прироста физической подготовленности детей.

    Снизится общая заболеваемость детей  

    СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ С РОДИТЕЛЯМИ «ЦВЕТОЧНАЯ И ЛЕКАРСТВЕННАЯ ФАНТАЗИЯ»

     

    Цель проекта:

    С участием детей, родителей создать условия для ознакомления с миром

    целебных трав, правилами сбора, применения для оздоровления организма.

    Задачи проекта:

    • Формировать представления о лекарственных растениях, их значимости в жизни человека, практическом применении.
    • Способствовать активному
    • вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях
    • семьи и детского сада.
    • Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей.
    • Развивать любознательность, наблюдательность, сенсорные способности, речь детей.
    • Воспитывать экологическую культуру у детей в о взаимодействии двух образовательных сфер-семьи и детского сада.

    Вид проекта: познавательно-исследовательский.

    Участники проекта: Дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Сроки выполнения проекта: май-август

    Работа с детьми:

    • Беседы «Кто любит цветы, тот не может быть злым», «Что, где растет, когда цветет» Цель: обогащать детей знаниями. Побуждать в детях желание беречь природу.
    • Опыты, эксперименты: «Ищем полезные растения», «Где лучше посадить растение?» Цель: развитие критического мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.    
    • Наблюдения: «Наблюдаем как растет подорожник», «Высадка мяты».
    • Дидактические игры:2Узнай по описанию», «Найди, о чем расскажу», «Садовник у нас на участке»,» Бал цветов», «Мама, папа и я-цветочная семья». Цель: Уметь находить лекарственные растения по описанию.
    • «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом, «Съедобное-не съедобное», «Чудесный мешочек».
    • Чтение сказок, легенд, загадок, пословиц, о лекарственных растениях.
    • Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на другую планету». (Проводили обследование на планете-все живое погибло необходимо найти воду, землю, посадить растения «Поможем тому, кто в этом нуждается»
    • Открытие зеленой аптеки в группе. Цель: Знакомство с правилами сбора лекарственных трав.
    • Викторины.

    Работа с родителями:

    • Консультации, беседы.
    • Изготовление гербария.
    • Выпуск буклетов «Зеленый доктор», «Берегите землю», «Растения-наши лекари».
    • Выпуск газет «Жалобная книга природы», «Прикоснись к природе сердцем»».
    • Изготовление плаката.
    • Составление кроссвордов.
    • Конкурс рисунков «Я тебе пригожусь».
    • Викторина «Зеленая аптека» Подборка литературы о растениях.
    • Презентация проекта.

    Ожидаемый результат:

    Опыт работы показал, что использование разнообразных форм дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателей, создана атмосфера взаимоуважения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей детского сада по теме "Прогулки-походы за территорию детского сада"

    В консультации говорится о том, какие составляющие включают в себя прогулки-походы за территорию детского сада, структура прогулки, техника безопасности....

    Консультация для воспитателей детского сада на тему "Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности".

    Данный материал поможет воспитателям детских садов  организовать работу с детьми младшего дошкольного возраста по формированию познавательного интереса. В данной публикации описаны психологически...

    Консультация для воспитателей «Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений»

    В материале представлен обзор ФГОС ДО, отличие от ФГТ, анкета для воспитателей по ФГОС ДО...

    Консультация для воспитателей "Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений"

    Консультация для воспитателей "Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений"...

    Консультация для воспитателей детского сада на тему: "Экспериментирование в детском саду со старшими дошкольниками"

    Цели, задачи, экспериментирования.Условия, методика проведения опытов и экспериментирования.Картотека опытов и экспериментов.Конспекты НОД....