Программа мини музея "Русская изба"
рабочая программа
Этнография (от греческого слова « этнос» - древний)- наука изучающая обычаи, традиции определенного народа. В настоящее время под этносом понимается «исторически сложившаяся этническая общность – племя, народность, нация».
Этнография позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и обрядов, проследить их развитие. В работе красной нитью проходит тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, что помогает детям ощутить себя в потоке времени, найти там свое место и, в конечном счете, способствует формированию у них исторического сознания. Став элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение символа эпохи или явления традиционно – бытовой культуры.
Мини - музей «Русская изба» в ДОУ был создан с целью:
осуществлять воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.
Задачи:
- включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея;
- способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;
- ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;
- формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;
- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русского быта;
- повысить статус ДОУ и его конкурентоспособность.
Работа в музее строится на общепринятых принципах работы:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа мини музей "Русская изба" | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад « Лесная поляна»
Принята на педагогическом совете №1 Утверждаю:___________
От 31.08.2019г Заведующий МБДОУ детский сад
«Лесная поляна» Сарычева Н.Н.
Образовательная программа
дополнительного образования детей
Мини – музей «Русская изба»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
-воспитатель Антипина Елена Фёдоровна
П.Новый Уоян
2018г.
Паспорт мини – музея ДОУ:
- название
Мини – музей «Русская изба»
- авторский коллектив
авторская работа мини - музея осуществляется коллективом педагогов ДОУ.
- месторасположения, условия
Мини - музей детского сада занимает помещение на 1 этаже здания
Он состоит из 2 частей
- экспозиция - русская изба.
- экспозиция-русское подворье
Цель:
Средствами мини - музея осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.
Задачи:
1. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея.
2. Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровье сберегающие условия;
3. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;
4. Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;
5. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;
6. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русской природы;
7. Повысить статус ДОУ и его конкурентоспособность.
Адресность
Мини - музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия в музыкальном зале, с использованием экспонатов музея.
Мини - музей детского сада отражает специфику дошкольного возраста детей. Ежегодно (периодически) музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.
Темы экскурсий: «Устройство русской избы», «Деревянные игрушки», «Старинная посуда и предметы обихода», «Знакомство с русским народным ремеслом: вышивка, шитье», «вепсский народный промысел: тряпичная кукла», «народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники», «деревенская улица: народные календарные праздники круглого года», «скотный двор: коровушка – кормилица», «во саду ли, в огороде» и др.
ПРОГРАММА
Мини – музея русского быта на учебный год
Направление: этнография, русское народное творчество.
Пояснительная записка
Этнография (от греческого слова « этнос» - древний)- наука изучающая обычаи, традиции определенного народа. В настоящее время под этносом понимается «исторически сложившаяся этническая общность – племя, народность, нация».
Этнография позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и обрядов, проследить их развитие. В работе красной нитью проходит тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, что помогает детям ощутить себя в потоке времени, найти там свое место и, в конечном счете, способствует формированию у них исторического сознания. Став элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение символа эпохи или явления традиционно – бытовой культуры.
Мини - музей «Русская изба» в ДОУ был создан с целью:
осуществлять воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.
Задачи:
- включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея;
- способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;
- ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;
- формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;
- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русского быта;
- повысить статус ДОУ и его конкурентоспособность.
Работа в музее строится на общепринятых принципах работы:
Наглядность.
Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал:
- русская печка, деревянные лавки, посуда, утварь,
- изделия народных промыслов: Гжель, Хохлома, Городец, Дымково.
- прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца;
- лоскутные одеяла; подузорники, наволочки (вязанные и вышитые гладью),
- русские народные инструменты: патефон, гармошка, бубен;(находятся в музее музыкальных инструментов в музыкальном зале).
Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
Интерактивность. В музее русского быта воссоздана уютная обстановка русской избы, на участках детского сада устроены деревенские «Подворья» (не с «музейной» атмосферой, а с возможностью введения ребенка в особый мир путем действенного познания).
Ежегодно (периодически) музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.
Содержанием работы музея русского быта является:
проведение тематической НОД для дошкольников;
посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями ДОУ;
организация экскурсий для детей и их родителей.
Темы экскурсий: «Устройство русской избы», «Старинная посуда и предметы обихода», «Знакомство с русским народным ремеслом: вышивка, шитье», «народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники», «деревенская улица: народные календарные праздники круглого года», «Подворье: коровушка – кормилица», «во саду ли, в огороде» и др.;
оформление тематических выставок: «Предметы крестьянского быта», «Народный костюм», «Горница», «Самовар», «Обитатели избы – их место», «Домашние животные – их роль в жизни русского крестьянина», «Женское ремесло» и другие;
организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников.
Формы деятельности музея русского быта:
- НОД в комнате русского быта (знакомство с предметами);
- работа в комнате русского быта как часть НОД (создание образов, погружение в атмосферу старины);
- тематические досуги в комнате русского быта («Русские народные посиделки», «Рождественские колядки», Подблюдные вечерки», ««Масленица», «Верба, вербочка», «Пасха», «В гости пришла Марья Искусница», «Святки» и др.).
Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников.
1. Беседа с родителями на тему « Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка» (музыкальный руководитель).
2. Изготовление родителями книжек – малышек «Моя первая колыбельная» (родители детей групп «Капелька», «Брусничка»).
3. Совместное творчество бабушек, мам и детей: «Лоскутное одеяльце для Матрешки».
4. Создание мини-музеев (совместно с педагогами)
5. Консультация для родителей «Народная музыкотерапия»
Консультация для педагогов
1. Показ открытого занятия по ознакомлению детей с народными инструментами для педагогов ДОУ «Балалаечка – душа русского народа».
2. Консультация «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные голосовые упражнения – основа для закрепления произношения звуков у дошкольника».
3. Открытый показ занятия для педагогов района.
Типы НОД тематические, интегрированные:
- демонстрация музейных экспонатов из вспомогательного фонда (слайды, репродукции, фотографии, музыкальное сопровождение);
- обыгрывание обрядов и традиций народных праздников;
- продуктивные виды деятельности (роспись, лепка, аппликация, шитье и декорирование).
КРИТЕРИИ МОНИТОРИНГА
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ:
Использовать в активной речи потешек, пестушек, прибауток, пословиц и поговорок, загадок, считалок, дразнилок, корилок, образных выражений.
Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными предметами и делать соответствующие умозаключения.
Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках.
Знает названия народных праздников и умеет объяснять, что это за праздник и когда он бывает.
Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.
Знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские).
Имеет представление о народных промыслах (Хохлома, Городец, Гжель, Дымка).
Имеет практические навыки в работе с тестом, с тканью. В украшении головных уборов тесьмой, бусинками и другими деталями, изготовлении тряпичных кукол.
Умеет отличать архитектурные сооружения древней Руси от современных построек
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ:
Знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения использует в речи.
Знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни.
Знает названия некоторых народных праздников и принимает в них активное участие.
Знает русские подвижные игры и умеет объяснять правила другим.
Знает элементы русского народного костюма и различает головные уборы.
Различает росписи Хохломы, Дымки, Гжели.
Имеет практическое умение по работе с тестом, может сделать тряпичную куклу.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ:
Знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и с инициативы педагога использует их в речи. Знает народные приметы.
Знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие или с инициативы педагога. Знает 2-3 народные подвижные игры и умеет объяснять правила к ним.
Различает Дымку, Хохлому. Имеет элементарные навыки по работе с тестом, тканью.
ПЛАН РАБОТЫ МИНИ – МУЗЕЯ «РУССКАЯ ИЗБА»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дети от 5-7 лет
№ | месяц | тема | часы | ответственный |
1 | сентябрь | Милости просим в нашу избу | 25 мин | Руководитель м.м. |
2 | октябрь | Скоро девочки Покров | 25 мин | Руководитель м.м. |
3 | ноябрь | Печь – как мать родная | 25 мин | Руководитель м.м. |
4 | декабрь | Живая старина (былины, баллады, духовные стихи, сказки) | 25 мин | Руководитель м.м. |
5 | январь | Рождество Христово | 25 мин | Руководитель м.м.. воспитатель группы |
6 | февраль | Бабушкин сундук. | 25 мин | Руководитель м.м. |
7 | март | Как рубашка в поле выросла | 25 мин | Воспитатель группы |
8 | апрель | Русь нарядная (куклы в народных сарафанах: карачаевский наряд, юг России, Архангельская и Вятская губернии) | 25 мин | Руководитель м.м. воспитатель группы |
9 | май | От лучинки до электричества. | 25 мин | Руководитель м.м. |
10 | июнь | Семик, девки, да и троица. | 25 мин | Руководитель м.м. воспитатель группы |
11 | июль | Ты коси, коса (труд крестьянина в поле) | 25 мин | Руководитель м.м. воспитатель группы |
12 | август | Золото в бочонке (медовый спас) | 25 мин | Руководитель м.м. воспитатель группы |
месяц | тема | цель | Программное содержание | Методы, приемы | литература |
сентябрь | Милости просим в нашу избу | Закрепление знаний о жилище русской старины, объясняя детям назначение его составных частей.
| Обогащать словарь детей: терем, горница, лежанка. Познакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве на старинном русском языке. Воспитывать уважение к народу с кем рядом живешь (удмурты, татары, марийцы).
| Экскурсия в комнату русского быта. Рассматриваниего внутренне устройства и убранства избы (в т.ч. показ слайдов) Рассказ музыкального руководителя, сопровождаемый пением и игрой на русских музыкальных инструментах (музыкальный руководитель). Объяснение новых слов. Словарная работа. Беседа. Фольклор (потешки, колыбельные. Посиделочные песни) Р.Н.. игра: «Тетера». Обобщение. Итог.
| «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова
|
октябрь | Скоро, девочки Покров | Знакомство с традицей «осенне-зимние посиделки» и праздником «Покрова» | Познакомить детей с праздником «Покров» и песенным и текстовым материалом Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей. Обогатить словарный запас. | Экскурсия в комнату русского быта Словарная работа: Покров, гуляночка, засидки, посиделки и т.д. Пение муз. руководителя. Слушание записей CD Разучивание круговых, наборных хороводов, кадрилей, игра ну музыкальных шумовых инструментах, песенок, игр. Участие в празднике «Скоро, девочки, покров» | А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселью конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г. |
ноябрь | Печь – как мать родная | Продолжать знакомство детей с устройством избы, с главной ее достопримечательностью- печью.
| Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму - сушили ягоды, грибы, пекли, хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; о строительстве печи и о секретах печника. Пробуждать детей о назначение печи, вспоминая русские народные сказки: «Колобок», « Гуси- лебеди», « По щучьему велению». Обогащать словарь детей за счет поговорок и пословиц, загадок. Воспитывать уважение к труду печника. | Экскурсия в комнату русского быта. Загадка о печи. Рассказ музыкального руководителя об устройстве печи и ее предназначении. Объяснение. Пословицы. Вопросы: В каких сказках говорилось о печи? Словарная работа. Поговорки. Обобщение. Итог.
| «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова
|
декабрь | Любят в праздники рядиться наши русские девицы | Закрепление знаний о народном костюме, а также приобретение навыка плетения из бисера. | Дать представления о различи и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма: (одежда повседневная, праздничная, головной убор, обувь. Украшения) | Экскурсия в комнату русского быта. Беседа «И стоит покрыт ковром ларь с хозяйкиным добром». Практическое занятия – бисероплетение: знакомство с симметрией, работа 1 иголкой, работа в 2 иголки «крестик». Обогащение словарного запаса.
| . Куклы в народных костюмах. |
январь | Рождество Христово | Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них. | Закрепить знания детей о празднике «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки». Познакомить с праздником «Рождество Христово» и театром «Рождественский вертеп» Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей. | Экскурсия в комнату русского быта Словарная работа: Колядки, Авсеньки, Таусеньки, Карилки, Виноградье, Вертеп Пение муз. руководителя. Слушание аутентичных записей (Курская, Белгородская обл.) Разучивание зимних поздравительных песенок, игр, закличек. Участие в празднике «Рождество Христово» | А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.
|
февраль | Бабушкин сундук. | Знакомство с русскими народными старинными играми | Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. | Экскурсия в комнату русского быта. Беседа: Игрушки наших бабушек. Ответы детей: Мои любимые игрушки. Русские народные игры зимой. Игры-забавы с домовенком | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова |
март | Как рубашка в поле выросла | Знакомство с трудом русского крестьянина (женские и мужские обязанности в поле) | Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду крестьянина. | Экскурсия в комнату русского быта. Чтение сказки «Как рубашка в поле выросла» Словарная работа. Беседа. Пословицы о труде. Обобщение | Куклы в народных костюмах. |
апрель | Русь нарядная (куклы в народных сарафанах). | Закрепление знаний о народном костюме, а также закрепление навыка плетения из бисера. | Закрепить представления детей о различии и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма. Отличие одежды и орнамента в зависимости от области и края (общее и различия) | Экскурсия в комнату русского быта. Рассматривание слайдов, а также коллекции куколок. Практическое занятия – бисероплетение: | Куклы в народных костюмах. |
май | От лучинки до электричества | Знакомство с историей происхождения электрической лампы. Обогащение
| Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность.
| Экскурсия в комнату русского быта словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть. Рассмотрение экспонатов. Объяснение. Показ. Рассказ воспитателя (как и с помощью чего освещали избу в старину). Вопросы: Что было бы, если не было электричества Словарная работа. Игра: « Гори, гори ясно». | Статья «от лучины до лампы дневного света» |
июнь июль | Игры на территории подворья «Семик, девки, да и троица» | Итоговое занятие. Активизация музыкального творчества детей | Продолжать знакомить детей с традициями русских летних хороводов. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. | Экскурсия на подворье. Разучивание песен, хороводов, игр. Участие в общем празднике «Зеленые святки» | М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика. А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г. Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.
|
Ты коси, коса (труд крестьянина в поле) | Итоговое занятие. Активизация музыкального творчества детей | Продолжать знакомить детей с традициями русских летних хороводов. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. | Экскурсия на скотный двор. Разучивание песен, хороводов, игр. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Мини-музей в ДОУ «Тамбов – мой край, моя Россия»
Одной из форм работы по патриотическому воспитанию дошкольников является создание мини-музеев в ДОУ.Мини-музей позволяет расширить кругозор дошкольников, сформировать проектно-исследовательские умения...
Программа мини-музея "Матрёшкин двор"
Программа мини-музея в ДОу...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Посещение мини-музея "Изба"
приобщение к истокам русской народной культуры...
Благодарность за участие в необычной конкурсной программе "Мини Мисс"
4 марта в старшей группе «Очаровашки» прошла необычная конкурсная программа под названием «Мини-мисс» посвящённая празднику "8 марта". Хочется поделиться положительными эмоциями и яркими впечатлениями...
Программа мини-музея "Русская изба"
Программа мини-музея"Русская изба" план работы по всем возрастным группам...
Программа музея Русская изба
Наш сад работает по социокультурным истокам и в рамках этой прогаммы в саду появился мини музей "Русская изба" и "Подворье". Так как музей с каждым годом пополнялся, была написана ...
Рабочая программа мини-музея "Русская изба" на 2023-2026 учебные года, конспекты и презентации.
Цель:средствами мини - музея "Русская изба" осуществлять воспитание, обучение, развитие и социализацию воспитанников группы....