Программа мини музея "Русская изба"
рабочая программа

Антипина Елена Фёдоровна

Этнография (от греческого слова « этнос» - древний)- наука изучающая обычаи, традиции определенного народа. В настоящее время под этносом  понимается «исторически сложившаяся этническая общность – племя, народность, нация».

        Этнография позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и обрядов, проследить их развитие. В работе красной нитью проходит тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, что помогает детям ощутить себя в потоке времени, найти там свое место и, в конечном счете, способствует формированию у них исторического сознания. Став элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение символа эпохи или явления традиционно – бытовой культуры.

Мини - музей «Русская изба» в ДОУ был создан с целью:

осуществлять воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.

  Задачи:

- включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея;

 - способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;

- ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;

- формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;

- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русского быта;

- повысить статус ДОУ и его конкурентоспособность.

Работа в музее строится на общепринятых принципах работы:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад « Лесная поляна»

Принята на педагогическом совете №1                                                             Утверждаю:___________

От 31.08.2019г                                                                                    Заведующий МБДОУ детский сад

                                                                                                             «Лесная поляна» Сарычева Н.Н.

Образовательная программа

дополнительного образования   детей

Мини – музей «Русская изба»

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год

-воспитатель Антипина Елена Фёдоровна

                                                                                                       

                                                                             

П.Новый Уоян

2018г.

Паспорт  мини – музея ДОУ:

- название

 Мини – музей «Русская изба»

- авторский коллектив

авторская работа мини - музея осуществляется коллективом педагогов ДОУ.

- месторасположения, условия

Мини - музей детского сада занимает помещение  на 1 этаже здания

 Он состоит из 2 частей

  1. экспозиция - русская изба.
  2. экспозиция-русское подворье

Цель:

Средствами мини - музея  осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.

 Задачи:

1. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея.

2.  Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровье сберегающие условия;

3. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;

4. Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;

5. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;

6. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русской природы;

7. Повысить статус ДОУ и его конкурентоспособность.

 Адресность

Мини - музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги  и развлекательные мероприятия в музыкальном зале, с использованием экспонатов музея.

Мини - музей  детского сада отражает специфику дошкольного возраста детей.  Ежегодно (периодически) музей  пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.

Темы экскурсий: «Устройство русской избы», «Деревянные игрушки», «Старинная посуда и предметы обихода», «Знакомство с русским народным ремеслом:  вышивка, шитье», «вепсский народный промысел: тряпичная кукла»,  «народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники», «деревенская улица: народные календарные праздники круглого года», «скотный двор: коровушка – кормилица», «во саду ли, в огороде» и др.

        

ПРОГРАММА

Мини – музея   русского быта на учебный год

Направление: этнография, русское народное творчество.

Пояснительная записка

Этнография (от греческого слова « этнос» - древний)- наука изучающая обычаи, традиции определенного народа. В настоящее время под этносом  понимается «исторически сложившаяся этническая общность – племя, народность, нация».

        Этнография позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и обрядов, проследить их развитие. В работе красной нитью проходит тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, что помогает детям ощутить себя в потоке времени, найти там свое место и, в конечном счете, способствует формированию у них исторического сознания. Став элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение символа эпохи или явления традиционно – бытовой культуры.

Мини - музей «Русская изба» в ДОУ был создан с целью:

осуществлять воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.

  Задачи:

- включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея;

 - способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;

- ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;

- формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;

- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русского быта;

- повысить статус ДОУ и его конкурентоспособность.

Работа в музее строится на общепринятых принципах работы:

Наглядность.

Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал:

  - русская печка,  деревянные лавки, посуда, утварь,  

  - изделия народных промыслов: Гжель, Хохлома, Городец, Дымково.

  - прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца;

  - лоскутные одеяла; подузорники, наволочки (вязанные и вышитые гладью),

  - русские народные инструменты: патефон, гармошка, бубен;(находятся в музее музыкальных инструментов в музыкальном зале).

       Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

Интерактивность. В музее русского быта воссоздана уютная обстановка русской избы, на участках детского сада устроены деревенские  «Подворья» (не с «музейной» атмосферой, а с возможностью введения ребенка в особый мир путем действенного познания).

 Ежегодно (периодически) музей  пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.

Содержанием работы музея русского быта является:

проведение тематической НОД для дошкольников;

посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями ДОУ;

организация экскурсий для детей и их родителей.

Темы экскурсий: «Устройство русской избы», «Старинная посуда и предметы обихода», «Знакомство с русским народным ремеслом: вышивка, шитье», «народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники», «деревенская улица: народные календарные праздники круглого года», «Подворье: коровушка – кормилица», «во саду ли, в огороде» и др.;

оформление тематических выставок: «Предметы крестьянского быта», «Народный костюм», «Горница», «Самовар», «Обитатели избы – их место», «Домашние животные – их роль в жизни русского крестьянина», «Женское ремесло» и другие;

организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников.

Формы деятельности музея русского быта:

- НОД в комнате русского быта (знакомство с предметами);

- работа в  комнате русского быта как часть НОД  (создание образов, погружение в атмосферу старины);

- тематические досуги в комнате русского быта («Русские народные посиделки», «Рождественские колядки», Подблюдные вечерки», ««Масленица», «Верба, вербочка», «Пасха», «В гости пришла Марья Искусница», «Святки» и др.).

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников.

1. Беседа с родителями на тему « Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка» (музыкальный руководитель).

2. Изготовление родителями книжек – малышек «Моя первая  колыбельная» (родители детей групп «Капелька», «Брусничка»).

3. Совместное творчество бабушек, мам и детей: «Лоскутное одеяльце для Матрешки».

4. Создание мини-музеев (совместно с педагогами)

5. Консультация для родителей «Народная музыкотерапия»

Консультация для педагогов

1. Показ открытого занятия по ознакомлению детей с народными инструментами для педагогов ДОУ «Балалаечка – душа русского народа».

2. Консультация «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные голосовые упражнения – основа для закрепления произношения звуков у дошкольника».

3. Открытый показ занятия для педагогов района.

Типы НОД тематические, интегрированные:

- демонстрация музейных экспонатов из вспомогательного фонда (слайды,  репродукции, фотографии, музыкальное сопровождение);

- обыгрывание обрядов и традиций народных праздников;

- продуктивные виды деятельности (роспись, лепка, аппликация, шитье и декорирование).

КРИТЕРИИ МОНИТОРИНГА

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ:

Использовать в активной речи потешек, пестушек, прибауток, пословиц и поговорок, загадок, считалок, дразнилок, корилок, образных выражений.

Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными предметами и делать соответствующие умозаключения.

Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках.

Знает названия народных праздников  и умеет объяснять, что это за праздник и когда он бывает.

Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.

Знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские).

Имеет представление о народных промыслах (Хохлома, Городец, Гжель, Дымка).

Имеет практические навыки в работе с тестом, с тканью. В украшении головных уборов тесьмой, бусинками и другими деталями, изготовлении тряпичных кукол.

Умеет отличать архитектурные сооружения древней Руси от современных построек

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ:

Знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения использует в речи.

Знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни.

Знает названия некоторых народных праздников и принимает в них активное участие.

Знает русские подвижные игры и умеет объяснять правила другим.

Знает элементы русского народного костюма и различает головные уборы.

Различает росписи Хохломы, Дымки, Гжели.

Имеет практическое умение по работе с тестом, может сделать тряпичную куклу.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ: 

Знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и с инициативы педагога использует их в речи. Знает народные приметы.

Знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие или с инициативы педагога. Знает 2-3 народные подвижные игры и умеет объяснять правила к ним.

Различает Дымку, Хохлому. Имеет элементарные навыки по работе с тестом, тканью.

ПЛАН РАБОТЫ МИНИ – МУЗЕЯ «РУССКАЯ ИЗБА»

    

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дети от 5-7 лет

месяц

тема

часы

ответственный

1

сентябрь

Милости просим в нашу избу

25 мин

Руководитель м.м.

2

октябрь

Скоро девочки Покров

25 мин

Руководитель м.м.

3

ноябрь

Печь – как мать родная

25 мин

Руководитель м.м.

4

декабрь

Живая старина (былины, баллады, духовные стихи, сказки)

25 мин

Руководитель м.м.

5

январь

Рождество Христово

25 мин

Руководитель м.м.. воспитатель группы

6

февраль

Бабушкин сундук.

25 мин

Руководитель м.м.

7

март

Как рубашка в поле выросла

25 мин

Воспитатель группы

8

апрель

Русь нарядная (куклы в народных сарафанах: карачаевский наряд, юг России, Архангельская и Вятская губернии)

25 мин

Руководитель м.м.

воспитатель группы

9

май

От лучинки до электричества.

25 мин

Руководитель м.м.

10

июнь

Семик, девки, да и троица.

25 мин

Руководитель м.м. воспитатель группы

11

июль

Ты коси, коса (труд крестьянина в поле)

25 мин

Руководитель м.м. воспитатель группы

12

август

Золото  в бочонке (медовый спас)

25 мин

Руководитель м.м. воспитатель группы

Дети от 5-7 лет

месяц

тема

цель

Программное содержание

Методы, приемы

литература

сентябрь

Милости просим в нашу избу

Закрепление знаний о жилище  русской старины, объясняя

 детям назначение его составных частей.

 

Обогащать словарь детей: терем, горница, лежанка.

 Познакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве на старинном русском языке. Воспитывать уважение к народу с кем рядом живешь (удмурты, татары, марийцы).

 

Экскурсия в комнату русского быта.

 Рассматриваниего

 внутренне

 устройства и убранства избы (в т.ч. показ слайдов)

 Рассказ музыкального руководителя, сопровождаемый пением и игрой на русских музыкальных инструментах (музыкальный руководитель).

 Объяснение новых слов.

 Словарная работа.

 Беседа.

 Фольклор (потешки, колыбельные. Посиделочные песни)

 Р.Н.. игра:

 «Тетера».

 Обобщение.

 Итог.

 

 

«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

Л.В. Соколова

 

октябрь

Скоро, девочки Покров

Знакомство с традицей «осенне-зимние посиделки» и праздником «Покрова»

Познакомить детей с праздником «Покров» и песенным и текстовым материалом

Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах.

Активизировать личностные качества детей.

Обогатить словарный запас.

Экскурсия в комнату русского быта

Словарная работа: Покров, гуляночка, засидки, посиделки и т.д.

Пение муз. руководителя. Слушание записей CD

Разучивание круговых, наборных хороводов, кадрилей, игра ну музыкальных шумовых инструментах, песенок, игр. Участие в празднике «Скоро, девочки, покров»

А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселью конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.

ноябрь

Печь – как мать родная

Продолжать знакомство детей с устройством избы, с главной ее достопримечательностью- печью.

 

Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму - сушили ягоды, грибы, пекли, хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; о строительстве печи и о секретах печника. Пробуждать детей о назначение печи, вспоминая русские народные сказки: «Колобок», « Гуси- лебеди», « По щучьему велению».  Обогащать словарь детей за счет поговорок и пословиц, загадок. Воспитывать уважение к труду печника.

Экскурсия в комнату русского быта.

Загадка о печи.

 Рассказ музыкального руководителя  об устройстве печи и ее предназначении.

 Объяснение. Пословицы.

 Вопросы:

 В каких сказках говорилось о печи?

 Словарная работа.

 Поговорки.

 Обобщение.

 Итог.

 

 

«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

Л.В. Соколова

 

декабрь

Любят в праздники рядиться наши русские девицы

Закрепление знаний о народном костюме, а также приобретение навыка плетения из бисера.

Дать представления о различи и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма: (одежда повседневная, праздничная, головной убор, обувь. Украшения)

Экскурсия в комнату русского быта.

Беседа «И стоит покрыт ковром ларь с хозяйкиным добром».

Практическое занятия – бисероплетение: знакомство с симметрией, работа 1 иголкой, работа в 2 иголки «крестик». Обогащение словарного запаса.

 

.

Куклы в народных костюмах.

январь

Рождество Христово

Знакомство с календарными праздниками, степень участия  и местом детей в них.

Закрепить знания детей о празднике «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки». Познакомить с праздником «Рождество Христово» и театром «Рождественский вертеп»

Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах.

Активизировать личностные качества детей.

Экскурсия в комнату русского быта

Словарная работа: Колядки, Авсеньки, Таусеньки, Карилки, Виноградье, Вертеп

Пение муз. руководителя. Слушание аутентичных записей (Курская, Белгородская обл.)

Разучивание зимних поздравительных песенок, игр, закличек. Участие в празднике «Рождество Христово»

А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.

 

 

февраль

Бабушкин сундук.

Знакомство с русскими народными старинными играми

Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию.

Экскурсия в комнату русского быта. Беседа: Игрушки наших бабушек.

Ответы детей: Мои любимые игрушки. Русские народные игры зимой.

Игры-забавы с домовенком

«Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

Л.В. Соколова

март

Как рубашка в поле выросла

Знакомство с трудом русского крестьянина (женские и мужские обязанности в поле)

Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность.  Воспитывать уважение к труду крестьянина.

Экскурсия в комнату русского быта.

Чтение сказки «Как рубашка в поле выросла»

Словарная работа.

Беседа.

 Пословицы о труде.

 Обобщение

Куклы в народных костюмах.

апрель

Русь нарядная (куклы в народных сарафанах).

Закрепление знаний о народном костюме, а также закрепление навыка плетения из бисера.

Закрепить представления детей  о различии и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма. Отличие одежды и орнамента в зависимости от области и края (общее и различия)

Экскурсия в комнату русского быта. Рассматривание слайдов, а также коллекции куколок.

Практическое занятия – бисероплетение:

Куклы в народных костюмах.

май

От лучинки до электричества

Знакомство с историей происхождения электрической лампы.

Обогащение

 

 

Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность.

 

Экскурсия в комнату русского быта

словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть.

Рассмотрение экспонатов. Объяснение.  Показ.

 Рассказ  воспитателя

 (как и с помощью чего освещали избу

 в старину).

 Вопросы:   Что было бы, если не было электричества

 Словарная работа.

 Игра: « Гори, гори ясно».

Статья «от лучины до лампы дневного света»

июнь

июль

Игры на территории подворья «Семик, девки, да и троица»

Итоговое занятие.

Активизация музыкального творчества детей

Продолжать знакомить детей с традициями русских летних хороводов. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию.

Экскурсия на подворье. Разучивание песен, хороводов, игр. Участие в общем празднике «Зеленые святки»

М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г.

А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.

 

Ты коси, коса (труд крестьянина в поле)

Итоговое занятие.

Активизация музыкального творчества детей

Продолжать знакомить детей с традициями русских летних хороводов. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию.

Экскурсия на скотный двор.

Разучивание песен, хороводов, игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Мини-музей в ДОУ «Тамбов – мой край, моя Россия»

Одной из форм работы по патриотическому воспитанию дошкольников является создание мини-музеев в ДОУ.Мини-музей позволяет расширить кругозор дошкольников, сформировать проектно-исследовательские умения...

Программа мини-музея "Матрёшкин двор"

Программа мини-музея в ДОу...

Благодарность за участие в необычной конкурсной программе "Мини Мисс"

4 марта в старшей группе «Очаровашки» прошла необычная конкурсная программа под названием «Мини-мисс» посвящённая празднику "8 марта". Хочется поделиться положительными эмоциями и яркими впечатлениями...

Программа мини-музея "Русская изба"

Программа мини-музея"Русская изба" план работы по всем возрастным группам...

Программа музея Русская изба

Наш сад работает по социокультурным истокам и в рамках этой прогаммы в саду появился мини музей "Русская изба" и "Подворье". Так как музей с каждым годом пополнялся, была написана ...

Рабочая программа мини-музея "Русская изба" на 2023-2026 учебные года, конспекты и презентации.

Цель:средствами мини - музея "Русская изба" осуществлять воспитание, обучение, развитие и социализацию воспитанников  группы....