Главные вкладки

    Программа мини-музея "Русская изба"
    рабочая программа на тему

    Хабарова Марина Анатольевна

    Программа мини-музея"Русская изба" план работы по всем возрастным группам

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_mini_muzeya.doc183 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное дошкольное учреждение

                         городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида №55 «Изумрудный город»

    Паспорт  

    мини – музея

    ДОУ

                                                                                                        Руководитель музея:                            воспитатель

                                                                                                            Хабарова Марина Анатольевна.

    Паспорт  мини – музея ДОУ:

    - название

     Мини – музей «Русская изба»

    - авторский коллектив

    авторская работа мини - музея осуществляется коллективом педагогов ДОУ.

    - месторасположения, условия

    Мини - музей детского сада занимает помещение  на 3 этаже здания ,и находится в помещении группы №6»Зеленая лужайка» Он состоит из 2 частей

    1. экспозиция - русская изба.
    2. экспозиция-русское подворье

    Цель:

    Средствами мини - музея  осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.

     Задачи:

    1. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея.

    2.  Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровье сберегающие условия;

    3. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;

    4. Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;

    5. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;

    6. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русской природы;

    7. Повысить статус ДОУ и его конкурентоспособность.

     Адресность

    Мини - музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги  и развлекательные мероприятия в музыкальном зале, с использованием экспонатов музея.

    Руководитель

    Непосредственное руководство практической деятельностью  мини – музея осуществляет руководитель музея, назначенный воспитатель МАДОУ Хабарова Марина Анатольевна

    Финансовая база мини - музея ДОУ складывается на основе благотворительная и безвозмездная помощь старинными вещами и образцами русского ремесла педагогами, родителями воспитанников ДОУ и населения г. Балашиха

    Мини - музей  детского сада отражает специфику дошкольного возраста детей.  Ежегодно (периодически) музей  пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.

    Темы экскурсий: «Устройство русской избы», «Деревянные игрушки», «Старинная посуда и предметы обихода», «Знакомство с русским народным ремеслом:  вышивка, шитье», «вепсский народный промысел: тряпичная кукла»,  «народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники», «деревенская улица: народные календарные праздники круглого года», «скотный двор: коровушка – кормилица», «во саду ли, в огороде» и др.

    ПРОГРАММА

    Мини – музея   русского быта на учебный год

    Направление: этнография, русское народное творчество.

    Пояснительная записка

    Этнография (от греческого слова « этнос» - древний)- наука изучающая обычаи, традиции определенного народа. В настоящее время под этносом  понимается «исторически сложившаяся этническая общность – племя, народность, нация».

            Этнография позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и обрядов, проследить их развитие. В работе красной нитью проходит тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, что помогает детям ощутить себя в потоке времени, найти там свое место и, в конечном счете, способствует формированию у них исторического сознания. Став элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение символа эпохи или явления традиционно – бытовой культуры.

    Мини - музей «Русская изба» в ДОУ был создан с целью:

    осуществлять воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.

      Задачи:

    - включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея;

     - способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;

    - ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;

    - формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;

    - развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русского быта;

    - повысить статус ДОУ и его конкурентоспособность.

    Работа в музее строится на общепринятых принципах работы:

    Наглядность.

    Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал:

      - русская печка,  деревянные лавки, посуда, утварь,  

      - изделия народных промыслов: Гжель, Хохлома, Городец, Дымково.

      - прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца;

      - лоскутные одеяла; подузорники, наволочки (вязанные и вышитые гладью),

      - русские народные инструменты: патефон, гармошка, бубен;(находятся в музее музыкальных инструментов в музыкальном зале).

           Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

    Интерактивность. В музее русского быта воссоздана уютная обстановка русской избы, на участках детского сада устроены деревенские  «Подворья» (не с «музейной» атмосферой, а с возможностью введения ребенка в особый мир путем действенного познания).

     Ежегодно (периодически) музей  пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.

    Содержанием работы музея русского быта является:

    проведение тематической НОД для дошкольников;

    посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями ДОУ;

    организация экскурсий для детей и их родителей.

    Темы экскурсий: «Устройство русской избы», «Старинная посуда и предметы обихода», «Знакомство с русским народным ремеслом: вышивка, шитье», «народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники», «деревенская улица: народные календарные праздники круглого года», «Подворье: коровушка – кормилица», «во саду ли, в огороде» и др.;

    оформление тематических выставок: «Предметы крестьянского быта», «Народный костюм», «Горница», «Самовар», «Обитатели избы – их место», «Домашние животные – их роль в жизни русского крестьянина», «Женское ремесло» и другие;

    организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников.

    Формы деятельности музея русского быта:

    - НОД в комнате русского быта (знакомство с предметами);

    - работа в  комнате русского быта как часть НОД  (создание образов, погружение в атмосферу старины);

    - тематические досуги в комнате русского быта («Русские народные посиделки», «Рождественские колядки», Подблюдные вечерки», ««Масленица», «Верба, вербочка», «Пасха», «В гости пришла Марья Искусница», «Святки» и др.).

    Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников.

    1. Беседа с родителями на тему « Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка» (музыкальный руководитель).

    2. Изготовление родителями книжек – малышек «Моя первая  колыбельная» (родители детей групп «Карапузы» и «Гномики»).

    3. Совместное творчество бабушек, мам и детей: «Лоскутное одеяльце для Матрешки».

    4. Создание мини-музеев (совместно с педагогами)

    5. Консультация для родителей «Народная музыкотерапия»

    Консультация для педагогов

    1. Показ открытого занятия по ознакомлению детей с народными инструментами для педагогов ДОУ «Балалаечка – душа русского народа».

    2. Консультация «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные голосовые упражнения – основа для закрепления произношения звуков у дошкольника».

    3. Открытый показ занятия для педагогов района.

    Типы НОД тематические, интегрированные:

    - демонстрация музейных экспонатов из вспомогательного фонда (слайды,  репродукции, фотографии, музыкальное сопровождение);

    - обыгрывание обрядов и традиций народных праздников;

    - продуктивные виды деятельности (роспись, лепка, аппликация, шитье и декорирование).

    КРИТЕРИИ МОНИТОРИНГА

    ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ:

    Использовать в активной речи потешек, пестушек, прибауток, пословиц и поговорок, загадок, считалок, дразнилок, корилок, образных выражений.

    Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными предметами и делать соответствующие умозаключения.

    Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

    Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках.

    Знает названия народных праздников  и умеет объяснять, что это за праздник и когда он бывает.

    Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.

    Знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские).

    Имеет представление о народных промыслах (Хохлома, Городец, Гжель, Дымка).

    Имеет практические навыки в работе с тестом, с тканью. В украшении головных уборов тесьмой, бусинками и другими деталями, изготовлении тряпичных кукол.

    Умеет отличать архитектурные сооружения древней Руси от современных построек

    СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ:

    Знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения использует в речи.

    Знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни.

    Знает названия некоторых народных праздников и принимает в них активное участие.

    Знает русские подвижные игры и умеет объяснять правила другим.

    Знает элементы русского народного костюма и различает головные уборы.

    Различает росписи Хохломы, Дымки, Гжели.

    Имеет практическое умение по работе с тестом, может сделать тряпичную куклу.

    НИЗКИЙ УРОВЕНЬ: 

    Знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и с инициативы педагога использует их в речи.

    Знает народные приметы.

    Знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие или с инициативы педагога.

    Знает 2-3 народные подвижные игры и умеет объяснять правила к ним.

    Различает Дымку, Хохлому. Имеет элементарные навыки по работе с тестом, тканью.

     

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное дошкольное учреждение

    городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида №55 «Изумрудный город»

    ПЛАН РАБОТЫ МИНИ – МУЗЕЯ «РУССКАЯ ИЗБА»

         Составила: воспитатель детского сада «Изумрудный город» Хабарова Марина Анатольевна

    Тематический план

    Дети от 3-4 лет

    месяц

    тема

    часы

    ответственный

    1

    сентябрь

    Что такое музей?

    15 мин

    Руководитель м.м.

    2

    октябрь

    Добрая изба

    15 мин

    Руководитель м.м.

    3

    ноябрь

    Печка – хозяйка.

    15 мин

    Руководитель м.м.

    4

    декабрь

    Хозяйкины помощники

    15 мин

    Руководитель м.м.

    5

    январь

    К нам гости пришли

    15 мин

    Воспитатель группы

    6

    февраль

    Кот Пушок на печурке греется

    15 мин

    Воспитатель группы

    7

    март

    Куклы в народном сарафане

    15 мин

    Руководитель м.м.

    8

    апрель

    Волшебная прялица

    15 мин

    Руководитель м.м.

    9

    май

    Как у наших у ворт

    15 мин

    Воспитатель группы

    10

    июнь

    День рождения березки (троица – семик)

    20 мин

    Руководитель м.м.

    Воспитатель группы

    11

    июль

    Уж как я –ль мою коровушку люблю

    20мин

    Руководитель м.м.

    Воспитатель группы

    12

    август

    Во саду ли, в огороде

    20 мин

    Руководитель м.м.

    Воспитатель группы 

    Дети от 4-5 лет

    месяц

    тема

    часы

    Ответственный

    1

    сентябрь

    В гостях у хозяюшки

    20 мин

    Руководитель м.м.

    2

    октябрь

    Мир старинных вещей

    20 мин

    Руководитель м.м.

    3

    ноябрь

    Вечера долгие – руки умелые (женское ремесло)

    20 мин

    Руководитель м.м.

    4

    декабрь

    Рабочие руки не знают скуки (мужское ремесло)

    20 мин

    Руководитель м.м.

    5

    январь

    Как ходила коляда

    20 мин

    Руководитель м.м.

    воспитатель группы

    6

    февраль

    Посудочка хороша! (мир народной посуды)

    20 мин

    Руководитель м.м.

    7

    март

    Куклы в народных костюмах (Московская, Вепская)

    20 мин

    Руководитель м.м.

    8

    апрель

    Сороки (Герасим Грачевник)

    20 мин

    Руководитель м.м.

    воспитатель группы

    9

    май

    От лучинки до электричества

    25 мин

    Руководитель м.м.

    10

    июнь

    Пастух – пастушок, пастух миленький дружок (старинные крестьянские профессии)

    25 мин

    Руководитель м.м.

    воспитатель группы

    11

    июль

    У нашего крыльца нет веселию конца

    25 мин

    Руководитель м.м.

    воспитатель группы

    12

    август

    Яблонька – именинница (яблочный спас)

    25 мин

    Руководитель м.м.

    воспитатель группы

     

    Дети от 5-7 лет

    месяц

    тема

    часы

    ответственный

    1

    сентябрь

    Милости просим в нашу избу

    25 мин

    Руководитель м.м.

    2

    октябрь

    Скоро девочки Покров

    25 мин

    Руководитель м.м.

    3

    ноябрь

    Печь – как мать родная

    25 мин

    Руководитель м.м.

    4

    декабрь

    Живая старина (былины, баллады, духовные стихи, сказки)

    25 мин

    Руководитель м.м.

    5

    январь

    Рождество Христово

    25 мин

    Руководитель м.м.. воспитатель группы

    6

    февраль

    Бабушкин сундук.

    25 мин

    Руководитель м.м.

    7

    март

    Как рубашка в поле выросла

    25 мин

    Воспитатель группы

    8

    апрель

    Русь нарядная (куклы в народных сарафанах: карачаевский наряд, юг России, Архангельская и Вятская губернии)

    25 мин

    Руководитель м.м.

    воспитатель группы

    9

    май

    От лучинки до электричества.

    25 мин

    Руководитель м.м.

    10

    июнь

    Семик, девки, да и троица.

    25 мин

    Руководитель м.м. воспитатель группы

    11

    июль

    Ты коси, коса (труд крестьянина в поле)

    25 мин

    Руководитель м.м. воспитатель группы

    12

    август

    Золото  в бочонке (медовый спас)

    25 мин

    Руководитель м.м. воспитатель группы

     Перспективный план работы с детьми

    Дети от 3-4 лет

    месяц

    тема

    цель

    Программное содержание

    Методы, приемы

    литература

    сентябрь

    Что такое музей?

    Познакомить детей с этнографическим музеем.

     

    Формировать интерес познания о прошлом. Обогащать словарный запас детей: музей, экспонат, старинные вещи. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея.

    Экскурсия в комнату русского быта. Беседа.

     Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

     Показ.

     Обобщение.

    Н.Рыжова, Л.Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008

     

    октябрь

    Добрая изба

    Знакомство с устройством  избы

     

     

     

     

     

     

     

     

    Вызвать интерес к жизни старинных времен. Обогащать словарный запас детей: изба, лежанка, печь, утварь.

      Развивать образное восприятие. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

     

    Экскурсия в комнату русского быта. Беседа.

    Сюрпризный момент: (Домовенок)

     Загадки.

     Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

     Повторение.

     Показ.

     Обобщение.

    «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

    Л.В. Соколова

     

    ноябрь

    Печка – хозяйка.

    Знакомство детей с печью.

     

     

    Дать понятия, для  чего нужна была печь  раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь,   кирпичный,  железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому.

    Экскурсия в комнату русского быта. Беседа.

     Сюрпризный момент:  (Домовенок)

     Загадки.

     Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

     Повторение.

     Показ.

     Обобщение.

    «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

    Л.В. Соколова

     

    декабрь

    Хозяйкины помощники

    Знакомство детей со старинной посудой  и утварью.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представления как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок. Воспитывать интерес к устному

    творчеству русского народа. Дидактическая игра:

     «Собери целое».

     

    Экскурсия в комнату русского быта Сюрпризный момент:

     (появление хозяйки)

     Загадки про посуду.

      Показ экспонатов.

     Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

     Обобщение.

    «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

    Л.В. Соколова

     

    январь

    К нам гости пришли

    Знакомство с этикетом и правилами гостеприимства русского народы

    Дать понятие как ведут себя гости при входе, как кланяются, как приветствует их хозяин, хозяйка. Показать как в самоваре кипятили воду. Обогащать словарный запас детей: порог, поклон, самовар,  угольки.

    Р.н.п. «Поехал наш батюшка на базар».

     Развивать воображение. Воспитывать теплое отношение друг другу.

     

     

    Экскурсия в комнату русского быта Сюрпризный момент:

     (появление хозяйки)

     Загадка про самовар.

     Рассмотреть самовары.

     Чтение отрывка из сказки: «Муха Цокотуха».

     Беседа.

     Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

     Повторение.

     Обобщение.

    Гербова, Максакова «Занятия по развитию речи в 1 мл. гр. детского сада»

    Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.

     

    февраль

    Кот Пушок на печурке греется

    Знакомство с обитателями избы

    (не людьми).

    Дать понятия о домашних животных, живущих в избе с людьми, их месте и значении, создание домашнего тепла и уюта. Кот – помощник хозяюшки. Раскрыть образ «Котеньки – кота, кота – баюна, котик – белый ротик» в русском быту, в музыкальных произведениях, в устном творчестве. Пение колыбельных :»Уж ты, котинька – коток», «котик- белый ротик»

    Экскурсия в комнату русского быта

    Сюрпризный момент:

     (Котика Пушка)

     Загадка про кота.

     Рассмотреть котов.

    Беседа.

     Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

     Повторение.

     Обобщение.

    Гербова, Максакова «Занятия по развитию речи в 1 мл. гр. детского сада»

     

    март

    Куклы в народном сарафане

    Знакомство детей с русским национальным костюмом.

     

     

     

     

     

    Назвать части костюма. Обратить

     Внимание на национальный вятский костюм (клетка), орнамент, цвета.

    Активация словаря: фартук, сарафан, косница, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, чуни, стануха, рубаха. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к родной культуре.

    Дидактическая игра:

     « Укрась фартук».

     «Опиши одежду Настеньки».

    Экскурсия в комнату русского быта

    Сюрпризный момент:

     (появление куклы Настеньки)

     Рассмотреть куклу.

     Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

     Обобщение.

     

    Серия: www.deagostini.

    Куклы в народных костюмах.

    апрель

    Волшебная прялица

    Знакомство  детей

     с орудием труда по обработке шерсти.

     

    Продолжать развивать интерес к предметам старины. Обогащать словарный запас детей: прялка, веретено, нить, клубок. Уметь отгадывать загадки. Воспитывать бережное отношение к экспонатам.

    Пальчиковая игра – потешка «Котик ниточки мотает»

    Дидактическая игра:

     «Кто быстрее соберет   клубки в корзину»

     

    Экскурсия в комнату русского быта

    Беседа.

     Сюрпризный момент: (появление куклы-  бабушки)

     Загадки. Показ экспонатов.

     Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

     Повторение.

    Обобщение.

    А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

    Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.

     

    май

    Как у наших у ворот

    Знакомство детей с музыкальным фольклором

     

     

    Познакомить детей  с устным творчеством Вятского и русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. Донести до сознания детей, что творчество русского и любого другого  народа имеют общие черты.

     Воспитывать толерантность.

    Игры, пение хороводов «как у наших у ворот», «Сидит ворон на дубу», «балалаечка», «Гулять Катенька пошла»

    Экскурсия на Подворье

    Сюрпризный момент: (появление девицы – красавицы Вареньки)

     Чтение сказки:

    «Крошечка - Ховрошечка» Объяснение. Словарная работа.

     Пословицы. Обобщение.

     

    М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г.

    Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.

     

    июнь

    День рождения березки (троица – семик)

    Знакомство с летним девичьим праздником «Троица – зеленые святки»

    Познакомить детей  с устным творчеством  русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. Воспитывать бережное отношение к природе, раскрыть значение образа русской березки – как символа Руси. Пение песен про березку «земелюшка – чернозем», «Во поле березка стояла»,

    Экскурсия на Подворье.

    Досуг с пением и играми. Сюрпризный момент: Появление Березоньки Словарная работа.

     Пословицы. Обобщение.

     

    М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

    А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

    Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.

    июль

    Уж как я –ль мою коровушку люблю

    Знакомство детей со скотным двором

    Познакомить детей с домашними животными: Обогощать словарный запас: коровушка - буренушка, теленок, козлик, барашек, поросенок, гуси, уточка, курочка, петушок. Развивать образное восприятие героев песен «Коровушка – кормилица», «Козел – прыгун», «Барашеньки – крутороженьки»

    Экскурсия на скотный двор.

    Досуг с пением и играми. Сюрпризный момент: Появление Коровушки – угощение молоком. Словарная работа.

     Обобщение.

     

    Гербова, Максакова «Занятия по развитию речи в 1 мл. гр. детского сада»

    Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.

     

    август

    Во саду ли, в огороде

    Обобщение пройденного музыкального материала

    Обогащать словарный запас. Развивать выразительное пение, повысить активность детей и родителей в участии народных праздниках, воспитывать любовь к русской природе, бережное отношение к ней. Р.Н.игры

    Пение хороводов: «как пошли наши подружки», «Во саду ли, в огороде», «ходила младешенька»

    Экскурсия на Подворье и огород.

    Сюрпризный момент: появление Бабушки Варварушки и деда Тита.

    Рассказ педагога, Словарная работа, работа с текстами песен, пословицы и поговорки. Обобщение.

    М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г.

    Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.

    Дети от 4-5 лет

    месяц

    тема

    цель

    Программное содержание

    Методы, приемы

    литература

    сентябрь

    В гостях у хозяюшки

    Знакомство детей  с жилищем

     русского народа.

     

    Познакомить детей с тем, как  строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна.

     Обогащать речь детей поговорками, пословицами. Воспитывать интерес к познанию прошлого.

     

    Экскурсия в комнату русского быта

     Встреча Хозяйки. Беседа.

     Осмотр избы.

    (слайды с изображением избы разных областей).

     Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

     Игра.

     « Кто быстрей поможет хозяйке»

     Обобщение.

    «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

    Л.В. Соколова

     

    октябрь

    Мир старинных вещей

    Знакомство детей с музейными экспонатами.

     

     

     

     

    Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Расширить знания детей о старинных вещах. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, рубель, колода, валик, чело, кут, матица, люлька, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь,  Употреблять в  разговорной речи поговорки, пословицы, загадки.

     Воспитывать интерес к народному быту.

    Экскурсия в комнату русского быта

    Объяснение.

      Беседа.

     Рассмотрение экспонатов.

     Рассказ воспитателя.

     Словарная работа.

     Фольклор.

     Игра:

     «Кто быстрее принесет воду на коромысле».

     Обобщение.

     

    «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

    Л.В. Соколова

     

    ноябрь

    Вечера долгие – руки умелые (женское ремесло)

    Знакомство с традиционным женским и девичьим ремеслом.

     

    Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Формировать у детей познавательные качества. Познакомить детей со сказкой    «Три дочери». Воспитывать трудолюбие

    Экскурсия в комнату русского быта

    Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала.

    Встреча Хозяйки. Рассмотреть экспонаты.

     Рассказ воспитателя. Объяснения.

     Загадки.

     Словарная работа.

     Игра:

     «Кто быстрей намотает клубок».

     Чтение сказки «Три дочери»

     Пословицы.

     Обобщение.

    «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

    Л.В. Соколова

    А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

    А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

    декабрь

    Рабочие руки не знают скуки (мужское ремесло)

    Знакомство с традиционными мужскими ремеслами.

     

    Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность.  Воспитывать уважение к труду рестьянина.

    Экскурсия в комнату русского быта Словарная работа: серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Дать понятие о ремеслах: кузнеца, хлебороба.

    Объяснение.

     Рассмотрение экспонатов.

     Рассказ музыкального руководителя.

     Словарная работа.

     Чтение сказки

     «Колосок». Беседа.

     Пословицы о труде.

     Обобщение

    «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

    Л.В. Соколова А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

    А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

     

    январь

    Как ходила коляда

    Знакомство с календарными праздниками, степень участия  и местом детей в них.

    Познакомить детей с праздником «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки»

    Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах.

    Активизировать личностные качества детей.

    Экскурсия в комнату русского быта

    Словарная работа: Колядки, Авсеньки, Таусеньки, Карилки, Виноградье.

    Пение муз. руководителя.

    Разучивание зимних поздравительных песенок, игр, закличек. Участие в празднике «Как ходила коляда»

    М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

    А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

    Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.

    февраль

    Посудочка хороша! (мир народной посуды)

    Знакомство детей с предметами быта, кухонной утварью.

     

     

    Познакомить детей с русской кухней. Расширять словарь детей за счет названий блюд, посуды: чугунок, ухват, казан, крынка, горшок, плошка. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к  культуре с кем рядом живешь.

    Экскурсия в комнату русского быта Встреча Хозяйки.

     Беседа о блюдах.

     Поговорки.

     Рассмотреть экспонаты.

     Пояснение

     Рассказ воспитателя.

     Словарная работа.

     Загадки о посуде.

     Сказка о чугунке.

     Обобщение.

     Итог.

     

     

    «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

    Л.В. Соколова

    А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

    А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

    март

    Куклы в народных костюмах (Московская, Костромская, Псковская губернии)

    Знакомство детей с русским национальным костюмом.

     

    Назвать части костюма. Обратить

     Внимание на национальный костюм, орнамент, цвета.

    Активация словаря: фартук, сарафан, косница, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, чуни, стануха, рубаха. Развивать разговорную речь.

    Воспитывать уважение к родной культуре.

    Дидактическая игра:

     « Укрась косник».

     «Опиши одежду Барышней в костюмах».

    Экскурсия в комнату русского быта

    Сюрпризный момент:

     (появление кукол)

     Рассмотреть кукол.

     Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

     Обобщение.

    Рассмотрение репродукций с изображением девушек и женщин в костюмах

    Серия: www.deagostini.

    Куклы в народных костюмах.

    апрель

    Сороки (Герасим -  грачевник)

    Знакомство с календарными праздниками, степень участия  и местом детей в них.

    Познакомить детей с праздником «СОРОКИ» и песенным и текстовым материалом

    Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах.

    Активизировать личностные качества детей.

    Обогатить словарный запас.

    Экскурсия в комнату русского быта

    Словарная работа: Грачевник, кулики, заклички, сороки ит.д.

    Пение муз. руководителя. Слушание записей CD

    Разучивание попевок, закличек, игра ну музыкальных шумовых инструментах, песенок, игр. Участие в празднике «Герасим-грачевник»

    А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

    А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

    Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.

    май

    От лучинки до электричества

    Знакомство с историей происхождения электрической лампы.

     

    Познакомить детей с различными источниками света: лучина, очаг,

     керосиновой лампой, газовый фонарь, электрическая лампа, энергосберегающая лампа. Дать представление как работает лампа, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность

    Экскурсия в комнату русского быта

    Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть.

    Рассмотрение экспонатов. Объяснение.  Показ.

     Рассказ воспитателя

    (как и с помощью чего освещали избу

     в старину)

     Вопросы:   Что было бы, если не было электричества

     Словарная работа.

     Игра: « Гори, гори ясно».

    Статья «от лучины до лампы дневного света» www.energoportal.ru

    июнь

    Пастух – пастушок, заиграй во рожок. (старинные крестьянские професии)

    Формирование у детей представление о труде русских пастухов

    Познакомить детей с традициями русских пастухов, музыкальными инструментами, на которых они играли.

    Познакомить с особенностями сигнальных наигрышей пастухов.

    Научить основным приемам игры на пастушьем барабане. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию.

    Экскурсия на скотный двор. Словарная работа: Рожок, пастух, кугикл, дудочка, скотина, кормилец, кормилица.

    Пение муз. руководителя. Слушание записей CD (р.н. наигрыши, звучание пастушьих инструментов)

    Разучивание попевок, закличек, игра ну музыкальных инструментах, песенок, игр. Участие в театрализованном празднике «Ваня - пастушок»

    А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

    А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

    Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.

     

    июль

    У нашего крыльца нет веселию конца

    Итоговое занятие.

    Активизация музыкального творчества детей

    Познакомить детей с традициями русских летних хороводов. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию.

    Экскурсия на подворье. Разучивание песен, хороводов, игр. Участие в общем празднике «Как у нашего крыльца»

    М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г.

    Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.

    август

    Яблонька – именинница (яблочный спас)

    Формирование у детей представление о труде русских крестьян.

    Познакомить детей с праздниками «медовый спас», «Яблочный спас», «Капустный спас».

    Формировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через пение, музицирование, игру и театрализацию. Активизировать личностные качества детей.

    Обогатить словарный запас.

    Экскурсия на подворье.

    А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

    А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

    Дети от 5-7 лет

    месяц

    тема

    цель

    Программное содержание

    Методы, приемы

    литература

    сентябрь

    Милости просим в нашу избу

    Закрепление знаний о жилище  русской старины, объясняя

     детям назначение его составных частей.

     

    Обогащать словарь детей: терем, горница, лежанка.

     Познакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве на старинном русском языке. Воспитывать уважение к народу с кем рядом живешь (удмурты, татары, марийцы).

     

    Экскурсия в комнату русского быта.

     Рассматриваниего

     внутренне

     устройства и убранства избы (в т.ч. показ слайдов)

     Рассказ музыкального руководителя, сопровождаемый пением и игрой на русских музыкальных инструментах (музыкальный руководитель).

     Объяснение новых слов.

     Словарная работа.

     Беседа.

     Фольклор (потешки, колыбельные. Посиделочные песни)

     

     Обобщение.

     Итог.

     

     

    «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

    Л.В. Соколова

     

    октябрь

    Скоро, девочки Покров

    Знакомство с традицей «осенне-зимние посиделки» и праздником «Покрова»

    Познакомить детей с праздником «Покров» и песенным и текстовым материалом

    Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах.

    Активизировать личностные качества детей.

    Обогатить словарный запас.

    Экскурсия в комнату русского быта

    Словарная работа: Покров, гуляночка, засидки, посиделки и т.д.

    Пение муз. руководителя. Слушание записей CD

    Разучивание круговых, наборных хороводов, кадрилей, игра ну музыкальных шумовых инструментах, песенок, игр. Участие в празднике «Скоро, девочки, покров»

    А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

    А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

    Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселью конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.

    ноябрь

    Печь – как мать родная

    Продолжать знакомство детей с устройством избы, с главной ее достопримечательностью- печью.

     

    Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму - сушили ягоды, грибы, пекли, хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; о строительстве печи и о секретах печника. Пробуждать детей о назначение печи, вспоминая русские народные сказки: «Колобок», « Гуси- лебеди», « По щучьему велению».  Обогащать словарь детей за счет поговорок и пословиц, загадок. Воспитывать уважение к труду печника.

    Экскурсия в комнату русского быта.

    Загадка о печи.

     Рассказ музыкального руководителя  об устройстве печи и ее предназначении.

     Объяснение. Пословицы.

     Вопросы:

     В каких сказках говорилось о печи?

     Словарная работа.

     Поговорки.

     Обобщение.

     Итог.

     

     

    «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

    Л.В. Соколова

     

    декабрь

    Любят в праздники рядиться наши русские девицы

    Закрепление знаний о народном костюме, а также приобретение навыка плетения из бисера.

    Дать представления о различи и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма: (одежда повседневная, праздничная, головной убор, обувь. Украшения)

    Экскурсия в комнату русского быта.

    Беседа «И стоит покрыт ковром ларь с хозяйкиным добром».

    Практическое занятия – бисероплетение: знакомство с симметрией, работа 1 иголкой, работа в 2 иголки «крестик». Обогащение словарного запаса.

     

    Серия: www.deagostini.

    Куклы в народных костюмах.

    январь

    Рождество Христово

    Знакомство с календарными праздниками, степень участия  и местом детей в них.

    Закрепить знания детей о празднике «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки». Познакомить с праздником «Рождество Христово» и театром «Рождественский вертеп»

    Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах.

    Активизировать личностные качества детей.

    Экскурсия в комнату русского быта

    Словарная работа: Колядки, Авсеньки, Таусеньки, Карилки, Виноградье, Вертеп

    Пение муз. руководителя. Слушание аутентичных записей (Курская, Белгородская обл.)

    Разучивание зимних поздравительных песенок, игр, закличек. Участие в празднике «Рождество Христово»

    А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

    А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

    Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.

     

     

    февраль

    Бабушкин сундук.

    Знакомство с русскими народными старинными играми

    Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию.

    Экскурсия в комнату русского быта. Беседа: Игрушки наших бабушек.

    Ответы детей: Мои любимые игрушки. Русские народные игры зимой.

    Игры-забавы с домовенком

    «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф. Некрылова,

    Л.В. Соколова

    март

    Как рубашка в поле выросла

    Знакомство с трудом русского крестьянина (женские и мужские обязанности в поле)

    Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность.  Воспитывать уважение к труду крестьянина.

    Экскурсия в комнату русского быта.

    Чтение сказки «Как рубашка в поле выросла»

    Словарная работа.

    Беседа.

     Пословицы о труде.

     Обобщение

    Серия: www.deagostini.

    Куклы в народных костюмах.

    апрель

    Русь нарядная (куклы в народных сарафанах).

    Закрепление знаний о народном костюме, а также закрепление навыка плетения из бисера.

    Закрепить представления детей  о различии и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма. Отличие одежды и орнамента в зависимости от области и края (общее и различия)

    Экскурсия в комнату русского быта. Рассматривание слайдов, а также коллекции куколок.

    Практическое занятия – бисероплетение:

    Серия: www.deagostini.

    Куклы в народных костюмах.

    май

    От лучинки до электричества

    Знакомство с историей происхождения электрической лампы.

    Обогащение

     

     

    Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность.

     

    Экскурсия в комнату русского быта

    словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть.

    Рассмотрение экспонатов. Объяснение.  Показ.

     Рассказ  воспитателя

     (как и с помощью чего освещали избу

     в старину).

     Вопросы:   Что было бы, если не было электричества

     Словарная работа.

     Игра: « Гори, гори ясно».

    Статья «от лучины до лампы дневного света» www.energoportal.ru

    июнь

    июль

    Игры на территории подворья «Семик, девки, да и троица»

    Итоговое занятие.

    Активизация музыкального творчества детей

    Продолжать знакомить детей с традициями русских летних хороводов. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию.

    Экскурсия на подворье. Разучивание песен, хороводов, игр. Участие в общем празднике «Зеленые святки»

    М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера , 2004г.

    А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

    А.Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь» СПб.: 1991г.

    Д.А. Рытов «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.

     

    Ты коси, коса (труд крестьянина в поле)

    Итоговое занятие.

    Активизация музыкального творчества детей

    Продолжать знакомить детей с традициями русских летних хороводов. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию.

    Экскурсия на скотный двор.

    Разучивание песен, хороводов, игр.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОГРАММА дополнительно образовательной услуги по проведению занятий по развитию познавательных способностей «РУССКАЯ ИЗБА» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет «Звоночки»

    ПРОГРАММА дополнительно образовательной услугипо проведению занятий по развитию познавательных способностей«РУССКАЯ ИЗБА» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет«Звоночки»...

    Программа приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной култьутры, традициям "Русская народная изба"

    В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

    ПРОГРАММА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСТОРИЕЙ РУССКОГО БЫТА КРУЖКА «РУССКАЯ ИЗБА»

    ПРОГРАММАПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСТОРИЕЙ РУССКОГО БЫТАКРУЖКА «РУССКАЯ ИЗБА»...

    Мини-музей "Русская изба". Презентация образовательной программы.

    Проектирование и реализация программы мини-музея "Русская изба" для детей с ОВЗ...

    Программа дополнительного образования детей от 2 до 4 лет по возрождению народных традиций «Русская изба»

    Программа дополнительного образования детейот 2 до 4 летпо возрождению народных традиций«Русская изба»...

    Программа интерактивного проекта "Русская изба"

    Цель программы: приобщение детей ко всем видам национального искусства. ...