Программа приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной култьутры, традициям "Русская народная изба"
рабочая программа на тему

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах. В данной программе представлено содержание патриотического воспитания, обучения и развития детей с трёх лет до шести лет.

В основу данной программы заложена программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Программа нацелена на приобщение воспитанников к ценностям национальной культуры, знакомство с народными традициями и обычаями русского народа, с сокровищами устного народного творчества, традициями декоративно-прикладного искусства и промыслами народных умельцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_russkaya_izba.docx63.87 КБ

Предварительный просмотр:

    Государственное казённое дошкольное образовательное учебное учреждение

    «Калужский областной детский сад присмотра и оздоровления «Здравушка»

Рабочая программа

по приобщению детей к истокам русской народной культуры

«Русская народная изба»

(для детей второй младшей, средней, старшей групп).

                                                                                             

                                                                                         

         

Калуга

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка.

1.1. Актуальность.

1.2. Цель программы «Русская изба»

1.3. Задачи.

II. Организационно-методическое обеспечение

2.1. Возрастные особенности детей

2.2. Методы, по ознакомлению детей с русским народным творчеством используемые в работе

2.3. Формы проведения работы с детьми

2.4. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)

III. Учебно-тематическое планирование.

3.1 Тематический перспективный план

I V. Список использованных источников 

                                                2

  1. Пояснительная записка.

Проблема разработки образовательных программ для детей дошкольного возраста, в том числе и приобщение детей к истокам русской народной культуре, остается в настоящее время весьма актуальной. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах. В данной программе представлено содержание патриотического воспитания, обучения и развития детей с трёх лет до шести лет.

Программа составлена с учетом основных принципов требований к организации и содержанию различных видов деятельности в ДОУ, с введением в действие ФГОС ДО, возрастных, индивидуальных и психических особенностей детей на основе следующих программ по                  

 образованию дошкольников:

  •         Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования: «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой;
  •         Основной общеобразовательной программы ДОУ;
  •   Программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»        

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

        Конституции РФ, ст. 43, 72:

        Конвенции о правах ребёнка (1989г.);

        Закона РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

        Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях Сан Пин 2.4.1.2660-10.

                                                3        

В основу данной программы заложена программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Программа нацелена на приобщение воспитанников к ценностям национальной культуры, знакомство с народными традициями и обычаями русского народа, с сокровищами устного народного творчества, традициями декоративно-прикладного искусства и промыслами народных умельцев.

Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с русским народным творчеством и культурой. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий.

1.1.Актуальность разработки программы.

 Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры   на опыт предшествующих поколений

Народная культура - это многовековой опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования. Это мировоззренческие, нравственные и этические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

         Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. 

Обращение к фольклору в современном дошкольном воспитании и актуально, и естественно.

                                        4        

Игровые, художественно-образные формы взаимодействия взрослых с малышами и детей друг с другом, запечатленные в жанрах фольклора, близки детскому восприятию, доступны переживанию в детском возрасте, соответствуют психике ребенка, отвечают его возможностям и потребностям.

Традиционная празднично-обрядовая культура представляет поистине уникальные возможности для ее реализации.  Общество без традиций также невозможно как общество без культуры. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

 Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Темы занятий программы дают воспитанникам более целостное представление об особенностях быта русского народа, его всестороннего таланта, трудолюбия. Дети знакомятся шире с народными промыслами России, символикой русского декоративного искусства и её значением. Особенно ценны для применения на занятиях образцы детского фольклора: это игры, песни, хороводы, некоторые календарные обряды, которые были забыты взрослыми.

 В программе предусматривается поэтапное знакомство детей с фольклором, предметами обихода, декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий. Материал расположен от простого к сложному. Программа рассчитана на детей с 3 до 6 лет, опирается на культурные традиции и инновационную направленность.

1.2. Цель программы:

 Знакомство детей с бытом, традициями, искусством и фольклором русского народа. Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей.

                                                5

1.3.Задачи программы по возрасту:

Младший возраст:

  • Вовлечение детей в художественно-творческую деятельность;

  • Освоение историка –культурного наследия Росси через памятные даты народного календаря;
  • Приобщение к эстетической культуре;
  • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
  • Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
  • Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
  • Обогащать словарный запас детей;
  • Воспитывать в детях особенные черты русского характера: доброту, красоту, честность, правдивость, трудолюбие, верность и т.д.
  • Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы)
  • Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играм.

Старший возраст:

1.Обучающие:

  • познакомить детей с историческим прошлым и традициями русского народа, с предметами русского быта и их назначением;
  • пробудить интерес к русской народной культуре;
  • дать представления о разнообразных древних ремеслах;
  • познакомить с материалами, орудиями и результатами труда мастеров.
  • познакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)
  • формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивной деятельности.

2. Развивающие:

  • развивать творческие способности, речевую активность детей средствами фольклора;
  • развивать устойчивый интерес к художественным произведениям и декоративно - прикладному искусству;

6

  • способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, фантазии, творческой инициативы;
  • развивать нравственно-патриотические и духовные качества детей;
  • развивать двигательную активность, укрепление здоровья, ЗОЖ.

3. Воспитывающие:

  • прививать любовь и бережное отношение к родному краю, в котором живёшь, сохранение духовной культуры;
  • сформировать умение находить прекрасное в народном творчестве;
  • воспитывать у детей патриотические чувства и духовность;
  • содействовать сближению поколений.

II. Организационно-методическое обеспечение.

2.1.  Возрастные особенности детей

-  Младшего дошкольного возраста:

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.  С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками.

Ведущий вид деятельностив этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.
Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают 
действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.
В этом проявляется интерес маленького человека к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. 
Совместные игрыдетей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное, т.е. от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами.  Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). Он познаёт то, что видит перед собой в сию минуту. В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.
Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения 
в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.

В данном  возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов - внимания, памяти, мышления, а также   потребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребёнка в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку ещё не вполне владеет, с ним речью трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности

- Среднего дошкольного возраста:

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

Возникает и совершенствуется умение планировать свои действиясоздавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но и способах ее достижения.
Особое значение приобретает 
совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.

Наряду с игрой, у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.

Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними.

Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как?, зачем?, почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к познавательным запросам дошкольников, то во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.

На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.

- Старшего дошкольного возраста:

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем широко, создает основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя – пробудить к нему интерес. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, а также словесное творчество. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения. Воспитатель поддерживает инициативы детей, создает в группе атмосферу коллективной творческой деятельности по интересам.

Серьезное внимание уделяет воспитатель развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в группе. Интерес к школе развивается естественным путем: в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное – связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового. Воспитатель стремится развить внимание и память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому помогают разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями. Такие игры ежедневно проводятся с ребенком или с подгруппой старших дошкольников. Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми.

Важным показателем самосознания детей 5–6 лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своем возможном будущем облике впервые позволяет ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком «собственного Я» непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. Выступая активно действующим лицом в процессе взаимодействия с внешним миром, дошкольник познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.

 2.2.  Методы, используемые в работе по программе.

  1. Словесные методы:

  • рассказ, беседа о народных обычаях и традициях;
  • вопросы, разъяснения, заучивание потешек, прибауток, закличек;
  • использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы;
  • интеллектуальные и дидактические игры.

  1.  Наглядные методы:

  • использование экспонатов, подлинных вещей;
  • просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов о русском быте.

  1. Практические методы:

  • использование русских народных песен и танцев;
  • проведение русских народных игр;
  • использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;
  • применение игрушек и изделий народных промыслов;
  • представление кукольного театра;
  • разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
  • самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения.

2.3. Формы работы с детьми:

• Беседы;

• Занятия на основе метода интеграции;

• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

• Выставки предметов обихода, изделий русского декоративно-прикладного искусства;

• Дидактические игры;

• Работа с различными художественными материалами;

• Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

• Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

• Использование народных игр, в том числе хороводов.

2.4. Предполагаемые результаты: 

  • Знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и с инициативы педагога использует их в речи.
  • Знает народные приметы.
  • Знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие или с инициативы педагога.
  • Знает 2-3 народные подвижные игры и умеет объяснять правила к ним.
  • Различает Дымку, Хохлому. Имеет элементарные навыки по работе с тестом, тканью. Старший возраст.
  • Использование в активной речи потешек, пестушек, прибауток, пословиц и поговорок, загадок, считалок, дразнилок, корилок, образных выражений.
  • Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными предметами и делать соответствующие умозаключения.
  • Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
  • Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках.
  • Знание и умение называть народных праздников и умеет объяснять, что это за праздник и когда он бывает.
  • Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.
  • Знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские).
  • Имеет представление о народных промыслах (Хохлома, Городец, Гжель, Дымка).
  • Имеет практические навыки в работе с тестом, с тканью. В украшении головных уборов тесьмой, бусинками и другими деталями, изготовлении тряпичных кукол.
  • Умеет отличать архитектурные сооружения древней Руси от современных построек

  1. Комплексно-тематическое планирование работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

 Младшая группа

Месяц

Тема занятия

Содержание

Литература

Сентябрь

«Баю-баюшки баю, баю Машеньку мою»

Укачивание куклы Маши, пение колыбельных песен.

Куприна Л.С. Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.37

Октябрь

«В гости к хозяюшке»

Знакомство с потешками про кота. Проведение игр «Кот Васька» и «Огурчик, огуречик…». Разыгрывание сказки «Колобок»

Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.13

Ноябрь

«Ладушки в гостях у бабушки»

Использование прибауток, потешек. Проведение игры «Десять внучат». Загадывание загадок о кошке и петушке

Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.15

Декабрь

«Котик – каток»

Заучивание потешек «Пошёл Котик во лесок». Про ведение народных игр.

Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.11

Январь

«Весёлые музыканты»

Знакомство с шумовыми инструментами

Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с народным творчеством», с.40

Февраль

«Поиграем с куклой Машей»

Знакомство с песенками-потешками. Пение колыбельных.

Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с народным творчеством», с 41

Март

«Домотканые половики»

Знакомство детей с домоткаными половиками и техникой их изготовления. Повторение выученных ранее русских народных песен и потешек. Проведение русской народной игры «Жмурки»

Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с народным творчеством», с.127

Апрель

«Русская Матрёшка»

Знакомство с русской народной игрушкой – Матрёшкой. Использование песен, плясок. Проведение игр.

Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с народным творчеством», с.128

Май

«Приходите в гости к нам…»

Посещение «избы». Проведение русских народных игр «Жмурки», «Курочка». Хоровод «Ходит Васька серенький»; пляска под русскую народную мелодию.

Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с народным творчеством», с.92


 Средняя группа

Месяц

Тема занятия

Содержание

Литература

Сентябрь

«У бабушки в деревне»

Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных

Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.18

Октябрь

«Теремок»

Разыгрывание Представления по мотивам русской народной сказки «Теремок». Слушание русской народной песни. Проведение русской народной игры «Заинька»

Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.44

Ноябрь

«Колыбельная песенка»

Знакомство детей с новыми колыбельными песнями.

Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.46

Декабрь

«Котик – каток»

Заучивание потешки «Пошёл Котик во лесок». Проведение народных игр.

Куприна Л.С.

Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.11

Январь

«Козлик и дудочка»

Знакомство с музыкальным инструментом – дудочкой. Использование в занятии мотивов русских народных сказок, чтение потешек. Использование русских народных песен «Как у нас-то козёл», «Бабушкин козлик», «Петушок», «Гуси, вы гуси», «Курочка рябушечка»

Куприна Л.С. БударинаТ.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.49

Февраль

«Петушок и Баба Яга»

Использование на занятии русских народных сказок. Использование русских народных песен, закличек, частушек, танцев.

Проговаривание скороговорок, рассказывание потешек, небылиц.

Проведение русской народной игры «Бабка Ёжка»

Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.52

март

«Весёлая ярмарка»

Знакомство с дымковской игрушкой. Использование на занятии русских народных костюмов. Чтение стихов о дымковских игрушках, придумывание о них загадок. Роспись гуашью силуэтов дымковских игрушек.

Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.132

апрель

«Едет Ваня в новой шапке, да на дымковской лошадке»

Продолжение работы по ознакомлению детей с дымковской игрушкой. Слушание русской народной песни «Пошла млада за водой».

Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.134

май

«Приходите в гости к нам……»

Посещение «избы». Проведение русских народных игр. Хоровод «Ходит Васька серенький»: пляска под русскую народную мелодию.

Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.134

Старшая группа

Месяц

Тема занятия

Содержание

Литература

сентябрь

«Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай!»

Знакомство с особенностями содержания колыбельных песен и приговорок

Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.55

октябрь

«Песня-души народа»

Рассказ о любви русского народа к песне. Исполнение песен и стихов. Хоровод «Во поле берёзонька стояла».

Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.57

ноябрь

«Такие разные песни»

Знакомство детей с разными видами песни.

Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.59-63

декабрь

«Зимние Святки»

Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечаются в период зимних Святок

Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.150

январь

«Ехал Грека через реку»

Использование на занятии скороговорок.

Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.109

февраль

«Игра с Матрёшкой»

Использование на занятии русского народного костюма. Проведение русских народных игр.

Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.112

март

«Забавные птицы"

Лепка дымковской игрушки-петушка

Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.136

апрель

«Едет Ваня в новой шапке, да на дымковской лошадке»

Продолжение работы по ознакомлению детей с дымковской игрушкой. Чтение потешек о дымковских игрушках. Слушание русской народной песни «Пошла млада за водой»

Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.134

май

«Сия прялка изрядна-хозяюшка обрядна».

Рассказ воспитателя о прялке. Знакомство с Городецкой росписью. Проведение русской народной игры «Прялица»

Куприна Л.С., Бударина Т.А «Знакомство детей с русским народным творчеством», с.139

          

I V. Список использованных источников

Литература:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Деиство-Пресс, 2010. – 304с. : ил.

2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий м сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 400с., ил.

3. Воспитание в дошкольном учреждении: практический журнал – 2012. - №

4. Дошкольник: теоритический и научно-методический журнал – 2012. - № 6.

5. Дошкольное воспитание: научно-методический журнал - 2010. - № 4.

6. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека Воспитателя)

7. Медведева М.М. Русские народные игры-хороводы.

8. Медведева М.Р. Водят дети хоровод. Музыкальные игры и песни для детей дошкольного возраста.

9. Науменко Г.М. Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Материал содержит  систему работы  в средней групппе по теме приобщения детей  к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...

Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество...

Программа самообразования «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность» на 2017-2018

Программа  самообразования«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность»...

НАРОДНОЕ ПЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.

Статья из опыта работы музыкального руководителя посвящена народному пению в детском саду. Так же представлен сценарий праздника "8 марта" на основе народного фольклора....