Главные вкладки

    Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по программе "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Назаркина Юлия Викторовна

    Предварительный просмотр:

    Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по программе развития «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

    1. Организационный момент.

    Зал поделен на две основные зоны:

    • Практическая зона – столы, краски, стаканчики для воды, кисточки, салфетки, клееночки, подготовленные матрешки для рисования узоров, 3 матрешки для сравнивания.
    • Игровая зона – зал в стиле русской избы со всеми деталями ее убранства ( ухват, чугун, валенки, сундуки, половики, салфетки, рушники, лавка, зыбка, кровать  с подзорами,  печь, коромысло, ухват, утюг, прялка, самовар, лапти)

    В зал под музыку входят дети парами.

    - Ребята, к нам пришла телеграмма, очень странная телеграмма, я вам ее сейчас прочитаю.

    Ребята, я потерялся!

    На наш дом налетел ураган

    И все смел на своем пути.

    Меня унесло далеко-далеко,

    И теперь не знаю,

    Где моя мама и как к ней вернуться.

    Я даже не знаю, в какой стране я живу…

    - На конверте имя,  медвежонок Миша. Ребята, что же будем делать? (Ответы детей) Правильно, нам надо найти Родину медвежонка, где живет его мама. А вы знаете, что такое Родина? (Ответы детей)

    - Алина  прочитай стихотворение про Родину.

    Люблю поле и березки,

    И скамейку под окном,

    Заскучаю-вытру слезки,

    Вспоминая о родном.

    Никуда я не уеду,

    Буду здесь работать, жить,

    Сердцу место дорогое

    Буду я всегда любить!

    Место это знаю я,

    Это Родина моя!

    - Как называется наша Родина? (Ответы детей) Правильно. А еще у каждой страны есть символы. А вы знаете,  что это такое?  (Ответы детей) Символы - это такие знаки, по которым люди из других стран могут узнать нашу Родину. Ну что, в путь на помощь медвежонку! А поможет нам в этом непростом деле вот этот клубок. Он не простой, а волшебный! Как только мы скажем волшебные слова, он тут же укажет нам верный путь. Вы готовы? (Ответы детей) Давайте скажем волшебные слова:

    Ты катись, катись клубок

    Через Запад на Восток.

    Крепко ниточку держи

    Путь-дорогу покажи!

    - Ребята, закроите глазки. Посмотрите куда это мы попали? (Ответы детей)

    Воспитатель ставит уже приготовленные заранее две магнитных доски, на одной дети будут собирать российский флаг из цветных прямоугольников.

    - Дорогие ребята! У каждого государства есть свои государственные символы.  Назовите эти символы (Флаг, герб, гимн) Правильно, в цветах флага, в рисунке герба, музыке и словах гимна отражается боевое историческое прошлое, устремления и ценности всех людей, которые живут в этой стране. Что такое символы? (Символы государства –это святыни, которые объединяют всех людей нашей страны)

    Задание №1. Нужно из цветных прямоугольников собрать флаг России.

    - Что обозначает белый цвет? (Белый цвет означает чистоту России, честность людей) Что означает синий  цвет флага?  (Синяя полоса означает небеса и говорит, что наша страна связана с богом и защищает Россию в трудные времена) Что означает красный цвет? (Красный цвет на нашем флаге – это пролитая кровь наших предков, мы помним и почитаем наших предков, которые погибли, защищая нашу Родину).

    Задание №2. На доске мы видим гербы разных стран, найдите герб Росси.

    - Герб России – золотой двуглавый орел на красном поле. Над головой орла изображены три исторические короны Петра Великого.  Что он держит в лапах? (Скипетр и держава)

    - Скипетр и держава, олицетворяют государственную власть и единое государство.

    - А что изображено на груди орла? (На груди изображен всадник, поражающий копьем дракона).  Это один из древних символов борьбы со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Кто может назвать имя этого героя? (Георгий Победоносец)

    - И третий символ нашей страны? (Гимн) Гимн России – это главная песня нашего государства.

    Все дети встают со стульчиков и вместе с воспитателями поют гимн России.

    - Садитесь ребята, так мы узнали в каком государстве живет наш потерявшейся Мишка и его мама? (Ответы детей) И эта страна называется? (Россия) У каждой страны есть главный город – столица, а какой город является столицей России? (Город Москва)  Кто является президентом России? ( Путин В.В.) Правильно, молодцы, я найду способ передать Мишке эту информацию.

             - Ребятки, закройте глазки. Тишина. Посмотрите ребятки у меня в руках опять очутился волшебный клубочек. Он опять  хочет показать нам дорогу, а куда мы сей час узнаем. Давайте произнесем волшебные слова:

    Ты катись, катись клубок

    Через Запад на Восток.

    Крепко ниточку держи

    Путь-дорогу покажи!

    Воспитатель накидывает на себя красивую шаль.

    - Ребята посмотрите где мы очутились, так это же убранство русской избы.  Давным –давно, в далекие времена жили-были добры молодцы – могучие богатыри русские и девицы красавицы. А у них добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами и вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. Ребята, скажите, пожалуйста, что такое «старина»? (Ответы детей) Правильно, это, то что было до нас  в далекие времена.

    Умный сильный наш народ

    Свою землю бережет.

    А приданья старины

    Забывать мы не должны!

    - И в старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом.

    - Для чего нужен дом человеку? (Ответы детей) Как мы чувствуем себя дома? (Ответы детей) Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше»? (Ответы детей) Все мы приходим в свой теплый, уютный дом чтобы отдохнуть, набраться сил. Русская пословица гласит: «Не дом хозяина красит, а хозяин дом». Как вы думаете, ребята, в чем смысл этого высказывания? (Ответы детей) Простая русская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Что мы видим в избе? (Ответы детей) Да ребята, здесь все, чем заведовала женщина, хозяйка дома. Давайте прочитаем стихотворения.

    Выходят пятеро детей

    Вот старинные кувшины,

    Сделаны они из глины.

    Варили в них пищу на целый день,

    Кушай кашу кому не лень. 

    У печи стояли важно,

    Как стойкие солдаты.

    Из печи горшочки с кашей

    Тянут железные ухваты.


    Перед вами утюг,

    Бабушкин старинный друг.

    Грелся он в то время на углях

    И жил во всех дворах.

    Коромысло с утра я беру,
    За прозрачной водичкой иду.
    Буду кушать готовить, стирать,
    Буду маме своей помогать.

    Ты помощница моя,
    Прялочка родная.
    Напрядешь ты пряжи мне,
    Что не видно края.

    - Молодцы, присаживайтесь на места. Сейчас мы еще раз вспомним все предметы, о которых говорили. У меня есть сундучок, в котором загадки о предметах быта, я предлагаю вам их отгадать.

    Летом спит 
    Зимой горит
    Рот открывает,
    Что дают – глотает (Печь).
    Не бык, а бодает,
    Не ест, а еду хватает,
    Что схватит – отдаёт,
    А сам в угол идёт (Ухват).
    Воду дед носил с утра,
    Каждый раз по два ведра,
    На плечах дугой повисло
    Держит ведра…(Коромысло).
    Выпускает жаркий пар
    Древний чайник…(Самовар).

    Стоит жилище - деревянные бочища,

    Внутри печь да дрова это русская…(Изба) .

    Зимой нет, теплей,

    Летом нет, холодней (Печь) .

    Черный конь,

    Прыгает в огонь (Кочерга) 

    Не бык, а бодает.

    Не ест, а еду хватает,

    Что схватит - отдаёт,

    А сам в угол идёт (Ухват) 

    Воду дед носил с утра,

    Каждый раз по два ведра,

    На плечах дугой повисло.

    Держит ведра (Коромысло)

    Он как круглая кастрюля

    Он чумазый, не чистюля.

    Где там, в печке уголёк

    Кашу сварит (Чугунок) .

    Выпускает жаркий пар

    Древний чайник (Самовар)

    Эту обувь не забыли,

    Хоть давным-давно носили.

    Влезут дети на полати,

    У печи оставят (Лапти)

    Ножек четыре, 
    Шляпок одна, 
    Нужен, коль станет 
    Обедать семья (Стол)

    - Стол- одна из основных частей избы.

    - Как в старину называли стол? («Божья ладонь») А кто нам расскажет об этом. Выходит ребенок и рассказывает, что  по столу нельзя было бить, влезать на него детям, садиться. Это место семейной трапезы. Застолье – семья собиралась вокруг стола, показывая свое единство

    - Правильно, а кто скажет пословицу о семейном единстве, которую говорили наши предки? («Когда семья вместе, и душа на месте») Ребята, в старину не было ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время проводили, чем занимались? (Ответы детей) Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала веселая игра.

    Коли народ невесел

    Низко голову повесил

    Знаю я, нужна игра:

    Распотешиться пора.

    - Я предлагаю вам поиграть. Русская народная игра «Сиди, Яшка»

    Воспитатель предлагает детям встать в круг.

    Выбирается Яша. Он встаёт в центр, ему завязывают глаза. Все дети берутся за руки, идут по кругу и поют.

    Сиди, сиди, Яша под ореховым кустом,

    Грызи, грызи, Яша, орешки калёные,

    Ядра золочёные.

    Далее говорят, хлопая в ладоши.

    Чек, чек, пятачок.

    Вставай Яша – дурачек!

    Где твоя невеста, и в чём она одета?

    Как её зовут и откуда привезут?

    Яша в это время крутится на месте, по окончании Идёт наугад, выбирает кого-нибудь и выводит в середину. Необходимо узнать, кто перед ним, назвать имя. Игра проводится 2-3 раза.

    - А еще в старину, после тяжелой работы девушки водили хороводы. Вот и я вам предлагаю потанцевать. Садитесь на свои стульчики.  В старину в сумерки избу освещал кованный светец.. В него вставлялась деревянная палочка, которую поджигали. Она называлась лучина и  долгими , зимними вечерами бабушки для своих внуков сочиняли сказки. Рассказывать сказки мы не будем, т.к. знаем их большое количество. Знаете ребята сказки? (Да) Вот сейчас и проверим.

    Воспитатель загадывает детям загадки про сказочных героев.

    Он от бабушки ушёл,

    И от дедушки ушёл,

    Песни пел под синим небом,

    Для лисы он стал обедом (Колобок)

    Нравом зол, цветом сер,

    Семерых козлят он съел (Волк и семеро козлят)

    Бабушка за дедушку

    Ухватилась крепко:

    «Ох, никак не вытянуть,

    Помогите, детки!»

    Добрые помощники

    Скоро набегут,

    Победит упрямицу

    Общий, дружный труд (Репка)

    Сидит парень на печи,

    Уплетает калачи, 

    Прокатился по деревне

    И женился на царевне (По-щучьему велению)

    У Алёнушки сестрицы

    Унесли братишку птицы,

    Та с подружками играла,

    Братца Ваню проморгала (Гуси-лебеди)

    Миша по лесу идёт,

    Короб на спине несёт – 

    Пироги для бабы с дедом

    Внучка Маша напекла-

    Несговорчивого Мишу

    Вокруг пальца обвела! (Маша и медведь)

    Что за гостья в дом пришла 

    К трём лесным медведям?

    Там поела, попила,

    В трёх кроватях поспала,

    А хозяева вернулись – 

    Еле ноги унесла! (Три медведя)

    Не послушался братишка

    Старшую сестрицу

    И попил из лужицы

    Мутную водицу.

    Много горя принесла

    Им нечистая вода (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

    У всех жёнушки как жёны,

    У него – лягушка,

    Но в итоге будет рад

    Этому Ванюша (Царевна-лягушка)

    - Ребятки закройте свои глазки и послушайте  музыку. Звуки какого инструмента вы сейчас услышали? (Балалайка) Правильно, а у меня опять в руках появился волшебный клубочек. Он опять куда-то нас зовет. Давайте произнесем волшебные слова:

    Ты катись, катись клубок

    Через Запад на Восток.

    Крепко ниточку держи

    Путь-дорогу покажи!

    - Пойдемте за мной. Посмотрите, ребята, куда это мы пришли? (Ответы детей) Интересно, кто здесь живет? Чтобы узнать, чей это дом, нам надо отгадать загадку:

    Алый шелковый платок,

    Яркий сарафан в цветочек,

    Упирается рука в деревянные бока.

    А внутри секреты есть:

    Может три, а может шесть.

    Разрумянилась немножко,

    Это русская…. (Матрешка)

    Воспитатель предлагает детям присесть за столы.

    - Вы знаете, ребята, что издревле на Руси славилось имя Матрена, так вот Матрешка – уменьшенное имя от имени Матрена – знатная дама, мать семейства. Популярный русский сувенир, расписные деревянные фигурки, полые внутри. Полые – это значит пустые, повторите. Матрешки помещаются одна в другую.

    По традиции матрешка – это нарисованная женщина в сарафане. В России есть несколько городов, в которых изготавливают матрешек. Это город Сергиев Посад, и город Семеново. Все матрешки отличаются друг от друга. Обратите внимание на наших матрешек. Чем они отличаются? (Узором) А чем матрешки похожи? (У обеих матрешек одинаковые предметы одежды.)

    - Вот такая она русская матрешка! Как Родина наша Россия красивая, так и матрешка удивляет и греет своей красотой. Расскажем стихи о нашей красавице.

    А я, подружки из Майдана.

    Могу я стать звездой экрана.

    Украшен мой наряд цветами

    С сияющими лепестками

    И ягодами разными,

    Спелыми и красными.

    Нарисуем на платочках

    Очень яркие цветочки.

    Завитки, листочки,

    Маленькие точки.

    Постараемся немножко-

    Станет радостной матрешка!

    Наша русская матрешка

    Не стареет сотню лет.

    В красоте, в таланте русском

    Весь находится секрет.

    - Ребятки, посмотрите, а на всех ли матрешках есть узоры? (Нет) Так давайте украсим сарафаны наших матрешек красивыми узорами. Посмотрите, на столах у вас  есть все чтобы украсить сарафаны: краски, кисточки, салфетки, стаканы с водой. Ребята, а вы знаете элементы Полхов-Майданской  росписи? Назовите.

    Дети расписывают сарафаны матрешек.

    После работы дети ставят свои матрешки на лавку в русской избе или на поднос приготовленным воспитателем.

    - Скажите,  о чем помог рассказать нам  наш волшебный клубочек. (Ответы детей)

    - И в заключении нашего путешествия мы споем песню « Россия»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект комплексной организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Поговорим о доброте».

    Программное содержание:Продолжать развивать речь детей как средство общения.Помогать детям употреблять слова правильно, в точном соответствии со смыслом.Продолжать совершенствовать диалогическую форму...

    Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие по солнечному Узбекистану".

    Предлагается конспект обобщающего занятия по ознакомлению детей старшей и подготовительной группы с культурой республики Узбекистан. Задачи занятия - воспитание толерантного отношения к людям других н...

    Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Лети, лети, лепесток!»

    Интегрированная образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы. Дети в увлекательной форме закрепляют знания о полезных и вредных продуктах, о влиянии витаминов на организм чел...

    Интегрированная организованная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста в форме презентации на тему: «Цвета радуги».

    Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Цвета радуги"...

    КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОРГАНИЗОВАННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕМА: « Школа пешеходных наук»

    Цель: Ø Учить детей правильным действиям в ситуации на дороге, улице.Ø Закрепить знания дорожных знаков и умения пользоваться этими знаками в жизни.Ø Прививать детям культуру поведения в общественном ...