Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по программе "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Назаркина Юлия Викторовна

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по программе развития «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

1. Организационный момент.

Зал поделен на две основные зоны:

  • Практическая зона – столы, краски, стаканчики для воды, кисточки, салфетки, клееночки, подготовленные матрешки для рисования узоров, 3 матрешки для сравнивания.
  • Игровая зона – зал в стиле русской избы со всеми деталями ее убранства ( ухват, чугун, валенки, сундуки, половики, салфетки, рушники, лавка, зыбка, кровать  с подзорами,  печь, коромысло, ухват, утюг, прялка, самовар, лапти)

В зал под музыку входят дети парами.

- Ребята, к нам пришла телеграмма, очень странная телеграмма, я вам ее сейчас прочитаю.

Ребята, я потерялся!

На наш дом налетел ураган

И все смел на своем пути.

Меня унесло далеко-далеко,

И теперь не знаю,

Где моя мама и как к ней вернуться.

Я даже не знаю, в какой стране я живу…

- На конверте имя,  медвежонок Миша. Ребята, что же будем делать? (Ответы детей) Правильно, нам надо найти Родину медвежонка, где живет его мама. А вы знаете, что такое Родина? (Ответы детей)

- Алина  прочитай стихотворение про Родину.

Люблю поле и березки,

И скамейку под окном,

Заскучаю-вытру слезки,

Вспоминая о родном.

Никуда я не уеду,

Буду здесь работать, жить,

Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить!

Место это знаю я,

Это Родина моя!

- Как называется наша Родина? (Ответы детей) Правильно. А еще у каждой страны есть символы. А вы знаете,  что это такое?  (Ответы детей) Символы - это такие знаки, по которым люди из других стран могут узнать нашу Родину. Ну что, в путь на помощь медвежонку! А поможет нам в этом непростом деле вот этот клубок. Он не простой, а волшебный! Как только мы скажем волшебные слова, он тут же укажет нам верный путь. Вы готовы? (Ответы детей) Давайте скажем волшебные слова:

Ты катись, катись клубок

Через Запад на Восток.

Крепко ниточку держи

Путь-дорогу покажи!

- Ребята, закроите глазки. Посмотрите куда это мы попали? (Ответы детей)

Воспитатель ставит уже приготовленные заранее две магнитных доски, на одной дети будут собирать российский флаг из цветных прямоугольников.

- Дорогие ребята! У каждого государства есть свои государственные символы.  Назовите эти символы (Флаг, герб, гимн) Правильно, в цветах флага, в рисунке герба, музыке и словах гимна отражается боевое историческое прошлое, устремления и ценности всех людей, которые живут в этой стране. Что такое символы? (Символы государства –это святыни, которые объединяют всех людей нашей страны)

Задание №1. Нужно из цветных прямоугольников собрать флаг России.

- Что обозначает белый цвет? (Белый цвет означает чистоту России, честность людей) Что означает синий  цвет флага?  (Синяя полоса означает небеса и говорит, что наша страна связана с богом и защищает Россию в трудные времена) Что означает красный цвет? (Красный цвет на нашем флаге – это пролитая кровь наших предков, мы помним и почитаем наших предков, которые погибли, защищая нашу Родину).

Задание №2. На доске мы видим гербы разных стран, найдите герб Росси.

- Герб России – золотой двуглавый орел на красном поле. Над головой орла изображены три исторические короны Петра Великого.  Что он держит в лапах? (Скипетр и держава)

- Скипетр и держава, олицетворяют государственную власть и единое государство.

- А что изображено на груди орла? (На груди изображен всадник, поражающий копьем дракона).  Это один из древних символов борьбы со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Кто может назвать имя этого героя? (Георгий Победоносец)

- И третий символ нашей страны? (Гимн) Гимн России – это главная песня нашего государства.

Все дети встают со стульчиков и вместе с воспитателями поют гимн России.

- Садитесь ребята, так мы узнали в каком государстве живет наш потерявшейся Мишка и его мама? (Ответы детей) И эта страна называется? (Россия) У каждой страны есть главный город – столица, а какой город является столицей России? (Город Москва)  Кто является президентом России? ( Путин В.В.) Правильно, молодцы, я найду способ передать Мишке эту информацию.

         - Ребятки, закройте глазки. Тишина. Посмотрите ребятки у меня в руках опять очутился волшебный клубочек. Он опять  хочет показать нам дорогу, а куда мы сей час узнаем. Давайте произнесем волшебные слова:

Ты катись, катись клубок

Через Запад на Восток.

Крепко ниточку держи

Путь-дорогу покажи!

Воспитатель накидывает на себя красивую шаль.

- Ребята посмотрите где мы очутились, так это же убранство русской избы.  Давным –давно, в далекие времена жили-были добры молодцы – могучие богатыри русские и девицы красавицы. А у них добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами и вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. Ребята, скажите, пожалуйста, что такое «старина»? (Ответы детей) Правильно, это, то что было до нас  в далекие времена.

Умный сильный наш народ

Свою землю бережет.

А приданья старины

Забывать мы не должны!

- И в старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом.

- Для чего нужен дом человеку? (Ответы детей) Как мы чувствуем себя дома? (Ответы детей) Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше»? (Ответы детей) Все мы приходим в свой теплый, уютный дом чтобы отдохнуть, набраться сил. Русская пословица гласит: «Не дом хозяина красит, а хозяин дом». Как вы думаете, ребята, в чем смысл этого высказывания? (Ответы детей) Простая русская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Что мы видим в избе? (Ответы детей) Да ребята, здесь все, чем заведовала женщина, хозяйка дома. Давайте прочитаем стихотворения.

Выходят пятеро детей

Вот старинные кувшины,

Сделаны они из глины.

Варили в них пищу на целый день,

Кушай кашу кому не лень. 

У печи стояли важно,

Как стойкие солдаты.

Из печи горшочки с кашей

Тянут железные ухваты.


Перед вами утюг,

Бабушкин старинный друг.

Грелся он в то время на углях

И жил во всех дворах.

Коромысло с утра я беру,
За прозрачной водичкой иду.
Буду кушать готовить, стирать,
Буду маме своей помогать.

Ты помощница моя,
Прялочка родная.
Напрядешь ты пряжи мне,
Что не видно края.

- Молодцы, присаживайтесь на места. Сейчас мы еще раз вспомним все предметы, о которых говорили. У меня есть сундучок, в котором загадки о предметах быта, я предлагаю вам их отгадать.

Летом спит 
Зимой горит
Рот открывает,
Что дают – глотает (Печь).
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (Ухват).
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра…(Коромысло).
Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(Самовар).

Стоит жилище - деревянные бочища,

Внутри печь да дрова это русская…(Изба) .

Зимой нет, теплей,

Летом нет, холодней (Печь) .

Черный конь,

Прыгает в огонь (Кочерга) 

Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает,

Что схватит - отдаёт,

А сам в угол идёт (Ухват) 

Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло.

Держит ведра (Коромысло)

Он как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк

Кашу сварит (Чугунок) .

Выпускает жаркий пар

Древний чайник (Самовар)

Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят (Лапти)

Ножек четыре, 
Шляпок одна, 
Нужен, коль станет 
Обедать семья (Стол)

- Стол- одна из основных частей избы.

- Как в старину называли стол? («Божья ладонь») А кто нам расскажет об этом. Выходит ребенок и рассказывает, что  по столу нельзя было бить, влезать на него детям, садиться. Это место семейной трапезы. Застолье – семья собиралась вокруг стола, показывая свое единство

- Правильно, а кто скажет пословицу о семейном единстве, которую говорили наши предки? («Когда семья вместе, и душа на месте») Ребята, в старину не было ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время проводили, чем занимались? (Ответы детей) Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала веселая игра.

Коли народ невесел

Низко голову повесил

Знаю я, нужна игра:

Распотешиться пора.

- Я предлагаю вам поиграть. Русская народная игра «Сиди, Яшка»

Воспитатель предлагает детям встать в круг.

Выбирается Яша. Он встаёт в центр, ему завязывают глаза. Все дети берутся за руки, идут по кругу и поют.

Сиди, сиди, Яша под ореховым кустом,

Грызи, грызи, Яша, орешки калёные,

Ядра золочёные.

Далее говорят, хлопая в ладоши.

Чек, чек, пятачок.

Вставай Яша – дурачек!

Где твоя невеста, и в чём она одета?

Как её зовут и откуда привезут?

Яша в это время крутится на месте, по окончании Идёт наугад, выбирает кого-нибудь и выводит в середину. Необходимо узнать, кто перед ним, назвать имя. Игра проводится 2-3 раза.

- А еще в старину, после тяжелой работы девушки водили хороводы. Вот и я вам предлагаю потанцевать. Садитесь на свои стульчики.  В старину в сумерки избу освещал кованный светец.. В него вставлялась деревянная палочка, которую поджигали. Она называлась лучина и  долгими , зимними вечерами бабушки для своих внуков сочиняли сказки. Рассказывать сказки мы не будем, т.к. знаем их большое количество. Знаете ребята сказки? (Да) Вот сейчас и проверим.

Воспитатель загадывает детям загадки про сказочных героев.

Он от бабушки ушёл,

И от дедушки ушёл,

Песни пел под синим небом,

Для лисы он стал обедом (Колобок)

Нравом зол, цветом сер,

Семерых козлят он съел (Волк и семеро козлят)

Бабушка за дедушку

Ухватилась крепко:

«Ох, никак не вытянуть,

Помогите, детки!»

Добрые помощники

Скоро набегут,

Победит упрямицу

Общий, дружный труд (Репка)

Сидит парень на печи,

Уплетает калачи, 

Прокатился по деревне

И женился на царевне (По-щучьему велению)

У Алёнушки сестрицы

Унесли братишку птицы,

Та с подружками играла,

Братца Ваню проморгала (Гуси-лебеди)

Миша по лесу идёт,

Короб на спине несёт – 

Пироги для бабы с дедом

Внучка Маша напекла-

Несговорчивого Мишу

Вокруг пальца обвела! (Маша и медведь)

Что за гостья в дом пришла 

К трём лесным медведям?

Там поела, попила,

В трёх кроватях поспала,

А хозяева вернулись – 

Еле ноги унесла! (Три медведя)

Не послушался братишка

Старшую сестрицу

И попил из лужицы

Мутную водицу.

Много горя принесла

Им нечистая вода (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

У всех жёнушки как жёны,

У него – лягушка,

Но в итоге будет рад

Этому Ванюша (Царевна-лягушка)

- Ребятки закройте свои глазки и послушайте  музыку. Звуки какого инструмента вы сейчас услышали? (Балалайка) Правильно, а у меня опять в руках появился волшебный клубочек. Он опять куда-то нас зовет. Давайте произнесем волшебные слова:

Ты катись, катись клубок

Через Запад на Восток.

Крепко ниточку держи

Путь-дорогу покажи!

- Пойдемте за мной. Посмотрите, ребята, куда это мы пришли? (Ответы детей) Интересно, кто здесь живет? Чтобы узнать, чей это дом, нам надо отгадать загадку:

Алый шелковый платок,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко,

Это русская…. (Матрешка)

Воспитатель предлагает детям присесть за столы.

- Вы знаете, ребята, что издревле на Руси славилось имя Матрена, так вот Матрешка – уменьшенное имя от имени Матрена – знатная дама, мать семейства. Популярный русский сувенир, расписные деревянные фигурки, полые внутри. Полые – это значит пустые, повторите. Матрешки помещаются одна в другую.

По традиции матрешка – это нарисованная женщина в сарафане. В России есть несколько городов, в которых изготавливают матрешек. Это город Сергиев Посад, и город Семеново. Все матрешки отличаются друг от друга. Обратите внимание на наших матрешек. Чем они отличаются? (Узором) А чем матрешки похожи? (У обеих матрешек одинаковые предметы одежды.)

- Вот такая она русская матрешка! Как Родина наша Россия красивая, так и матрешка удивляет и греет своей красотой. Расскажем стихи о нашей красавице.

А я, подружки из Майдана.

Могу я стать звездой экрана.

Украшен мой наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

Нарисуем на платочках

Очень яркие цветочки.

Завитки, листочки,

Маленькие точки.

Постараемся немножко-

Станет радостной матрешка!

Наша русская матрешка

Не стареет сотню лет.

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

- Ребятки, посмотрите, а на всех ли матрешках есть узоры? (Нет) Так давайте украсим сарафаны наших матрешек красивыми узорами. Посмотрите, на столах у вас  есть все чтобы украсить сарафаны: краски, кисточки, салфетки, стаканы с водой. Ребята, а вы знаете элементы Полхов-Майданской  росписи? Назовите.

Дети расписывают сарафаны матрешек.

После работы дети ставят свои матрешки на лавку в русской избе или на поднос приготовленным воспитателем.

- Скажите,  о чем помог рассказать нам  наш волшебный клубочек. (Ответы детей)

- И в заключении нашего путешествия мы споем песню « Россия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Лети, лети, лепесток!»

Интегрированная образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы. Дети в увлекательной форме закрепляют знания о полезных и вредных продуктах, о влиянии витаминов на организм чел...

Интегрированная организованная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста в форме презентации на тему: «Цвета радуги».

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Цвета радуги"...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОРГАНИЗОВАННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕМА: « Школа пешеходных наук»

Цель: Ø Учить детей правильным действиям в ситуации на дороге, улице.Ø Закрепить знания дорожных знаков и умения пользоваться этими знаками в жизни.Ø Прививать детям культуру поведения в общественном ...

Проект для детей подготовительной группы на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.».

Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского народа. Проект ориентирован на нравственно-патриотическое  и  художественно&nda...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Малые народности Сахалина и Курильских островов"в рамках проведения областного конкурса «Разработка конспекта "

Конспект  интегрированнойнепосредственной образовательной деятельностидля детей старшего дошкольного возраста"Малые народности Сахалина и Курильских островов"в рамках проведения областн...