Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Малые народности Сахалина и Курильских островов"в рамках проведения областного конкурса «Разработка конспекта "
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Мулокаева Анжела Валерьевна

Конспект  интегрированной

непосредственной образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

"Малые народности Сахалина и Курильских островов"

в рамках проведения областного конкурса  «Разработка конспекта образовательного  события с этнокультурным компонентом для детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка»

г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области

694620, Сахалинская область,                                                                                                              тел./факс 8(42433)2-01-98

г. Холмск, пер. Восточный, 18                                                                              E-mail:khgo.mbdouskh.2@sakhalin.gov.ru

Конспект  интегрированной

непосредственной образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

МАЛЫЕ НАРОДНОСТИ САХАЛИНА И КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ

в рамках проведения областного конкурса  «Разработка конспекта образовательного  события с этнокультурным компонентом для детей дошкольного возраста

                                                                          Подготовили и провели

инструктор по физической культуре:

                                         Мулокаева. А.В.

                                                                            воспитатель: Прохорова. Е В. .

 

 

 

 

 

г. Холмск

2023г

Актуальность: задумываясь о вечных ценностях, о будущем потомков, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ - народной философии, мудрости традиционного мировоззрения.

Традиции народа - это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир. Меньше всего они похожи на застывший обряд, торжество формы, облаченной в архаичные костюмы; напротив, это - живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить необходимую в трудную минуту поддержку и жизненную опору.

Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Эта хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального русского характера.

Концепция этнокультурного образования в РФ основана на «Национальной доктрине образования в РФ», в которой обозначен приоритет образования в государственной политике, определены стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Данная концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны. В основу концепции были положены труды выдающихся педагогов: П. П. Блонского, В. И. Водовозова, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, С. Т. Шацкого и др. Реализация Концепции направлена на преодоление духовно-нравственного кризиса современного российского общества; патриотическое воспитание граждан России на основе лучших традиций нашей многонациональной культуры; возрождение и развитие самобытных национально-культурных традиций народов России в едином федеральном культурном и образовательном пространстве.

Этнокультурное воспитание - это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

Цель – познакомить детей с историей, народными традициями, культурой родного края, способствующих развитию этнотолерантности в детях. Показать самобытность народных праздников коренных малочисленных народов Сахалинской области и Курильских островов.

Ожидаемые результаты:

  • Дети самостоятельно рассказывают об обычаях и традициях народов Сахалина и Курильских островов.
  • Дети знают и называют народные праздники.
  • Дети самостоятельно играют в национальные игры коренных  малочисленных народов Сахалина и Курильских островов. Дети самостоятельно выполняют характерные движения под национальную музыку коренных народов Сахалина и Курильских островов.
  • Дети знают о празднике – обряде "Кормления духа - хозяина воды".
  • Дети называют  предметы одежды коренных малочисленных народов Сахалина.
  • Дети умеют находить различия в элементах орнаментов костюмов русского народа и коренных малочисленных народов Сахалинской области и Курильских островов.
  • Дети проявляют интерес к основам культуры и искусства наших предков.

Тема  «Малые народности Сахалинской области и Курильских островов»

Программные задачи

Закрепить знание детей о своей стране – России. Познакомить детей с жизнью наших предков. Формировать  прочную  систему знаний о далеком прошлом острова, традиционных промыслах коренных жителей (орочонами, нанайцев,  айнов, нивхов, эвенков) их жилище (чуме, юрте), питании. Дать представление о других национальностях, проживающих на Сахалине и Курильских островах до войны и после (японцах, корейцах, русских, китайцах), их национальной одежде, языке. Обогащать словарный запас,  развивать воображения, любознательность, самостоятельность. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Предварительная работа

Экскурсия в краеведческий музей.

Встреча с представителем коренных народов Сахалинской области и Курильских островов - Минато Л.Х

Рассматривание фотографий о городе, книги о Холмске.

Рассматривание одежды, орнаментов коренных народов Сахалинской области и Курильских островов.

Рассматривание книг, иллюстраций коренных народов Сахалинской области и Курильских островов.

Материал

Демонстрационный материал: презентация «Малые народности Сахалинской области и Курильских островов»; музыка народов Севера.

Раздаточный: эскизы нивхских халатов для мальчиков  и девочек; акварельные краски, кисти, салфетки, стаканчики с водой.

Активизация словаря 

Орочоны, нанайцы, айны, нивхи, корейцы, китайцы, японцы, чум, юрта, собачья упряжка, ягель, юкола, нарты, шаман, халат из рыбьей кожи, олени, дикоросы, оленеводство, рыболовство, рыболовные снасти, род, родичи, орудия промысла, поселения, путина, ритуальный обряд, духи, жертвоприношение, поверье.

Учить детей поддерживать беседу, высказывать свои суждения, отвечать на вопросы и задавать их, воспитывать культуру речевого общения.

Ход деятельности

Вводный этап

1.Педагог показывает детям амулет, выполненный в форме медведя.  Ребята, что это за предмет? Кому он может принадлежать? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, давайте вспомним как называется остров, на котором мы живем, наш город (Сахалинская область, г. Холмск, ответы детей, полученные на занятиях).

Ребята, Сахалин – край многонациональный, рядом с нами живут народы разных национальностей. Назовите, какие национальности вы знаете? (русские, корейцы, нанайцы, китайцы, японцы и т.д.) А сегодня мы с вами поговорим о коренных малочисленных народах Сахалинской области, которые первыми стали жить на Сахалине и Курильских островах. Назовите, какие народы вы знаете?

Ответы детей (нивхи, эвенки, уильта (ороки) и нанайцы.)

2. Просмотр презентации

«Малые народности Сахалинской области и Курил»

Нивхи - небольшой народ, населяющий остров Сахалин, нивхи в переводе означает «человек». Жили они небольшими группами. В каждом нивхском жилище проживали члены одного рода. Семья состояла из родителей и их сыновей , престарелых родичей или сирот. Жили они все дружно, помогая и заботясь, друг о друге. Хозяйство велось сообща: имелись общие орудия промысла, нарты, собаки, жилые и хозяйственные строения. (слайд 1)

Нивхи  занимались ловлей нерпы и сивуча, охотой на медведя, оленя, пушного зверя, сбором лесных ягод, орехов, рыболовством.  Ребята, а вы знаете, какую рыбу ловят на нашем острове?

Ответы детей (корюшку, горбушу, кету, кунжу, камбалу)(слайд 2)

Самым важным для нивсхого народа был культ медведя. С религиозными воззрениями нивхов связаны два больших народных праздника – «кормления воды» и «медвежий»  В честь медведя устраивался большой родовой праздник. (слайд 3)

Медведь, в представлениях народов Сахалина и Курил, был горным человеком, или духом. Поэтому многие амулеты выполнены в образе медведя. Некоторые из них столетиями хранились в семьях. Амулеты обладали огромной магической силой. Амулеты изготавливались шаманами, которые занимались врачеванием, или же самими семьями, пораженными болезнью.(слайд 4)

Распространенным украшением нивхских женщин были серьги, сделанные из серебряной или  медной проволоки. Сверху они имели форму кольца, а снизу — завитой спирали. Иногда серьга представляла собой большое кольцо из серебряной проволоки, унизанное цветными стеклянными  бусинками или плоскими кружками из камня. Женщины иногда носили по несколько серег. (слайд 5)

В  наши дни из женской одежды бытуют халаты, нарукавники, наголенники и обувь. Матерчатый  халат имеет покрой кимоно. Халат окаймляют вокруг ворота, по левой поле и по подолу широкой полосой материи иного цвета, большей частью более темного, чем халат. На подоле по кайме в качестве украшений нашивают один ряд медных пластинок. Длинный халат запахивается на  правую сторону и застегивается сбоку с помощью 3 мелких шаровидных пуговиц. Для зимнего времени халат шьют утепленным, между 2 слоями материала прокладывается тонкий слой ваты. В  зимнее время женщины чаще всего надевают поверх тонкого халата еще 2 утепленных. (слайд 6)

В фольклоре нивхов выделяют 12 самостоятельных жанров: сказки, предания, лирические песни и т.п. Фольклорный герой нивхов - безымянный, он борется со злыми духами, выступает для защиты обиженных как поборник добра и справедливости. Декоративное искусство представлено орнаментом, скульптурными изображениями, резными предметами. Сложный сюжет имеют ложки с резным орнаментом, блюда и ковши для медвежьих праздников. (слайд7)

Ребята, о каком народе мы просмотрели презентацию? (Нивхи)

Что за предмет я вам показывала перед  презентацией?

 (Ответы детей; вывод, для чего нужен амулет нивхам)

Основной этап

3. Физкультминутка - нивхская игра «Ручейки, реки, озера»

Звучит музыка в высоком регистре – это побежали ручейки.

(Дети, сложив ладони и вытянув руки перед собой, быстро бегают по одному).

Звучит музыка в среднем регистре – это реки широкие.

(Дети, цепляясь друг за другом, бегают в колоннах).

Звучит музыка в низком регистре – это озера глубокие.

(Дети выстраивают несколько кругов по 5-6 человек.)

4. Игры и загадки коренных народов

А сейчас мы с вами будем играть в национальные игры коренных народов о. Сахалин и Курил, но для начала я прошу вас отгадать загадки:

1. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко (Олень, лось).

2. Хозяин весной да лесной

Просыпается весной

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой (Медведь).

3.Летом она зелёная, осенью - жёлтая,

зимой - белая. (Тундра).

4.Ночью на небе не зря

разгорается заря:

Землю освещает

и  небо украшает. (Северное сияние).

5.Словно треугольник

в тундре стоит,

в небе над ним

 дымок дрожит.
В летний зной и в холода

служит людям он всегда. (Чум).

6.Ночью очень чутко спит,

оленье стадо сторожит,

волков отгоняет

и  на охоте помогает. (Собака).

Игра «У оленя дом большой»

(дети встают в круг и повторяют движения с увеличением скорости)

 У оленя дом большой.

Он глядит в свое окно.

Заяц по лесу бежит.

 В дверь к нему стучит.

Тук-тук дверь открой.

Там в лесу охотник злой.

Заяц, заяц забегай.

Лапу мне подай.

Игра «Ручейки и озера»

(дети встали в две команды, 2 ручейка, ручейки берутся за руки)

Скоро наступит весна, наступят теплые дни и по тундре побегут ручейки.

Ручейки, как бегут по тундре?

(ручейки бегают по тундре и со словом ОЗЕРА, превращаются в озера, затем делятся на три ручейка и т.д., чей ручеек быстрее превратился в озеро, та команда победила).

Вы живете в городских условиях, играете в разные игры, а в тундре этого нет. Для того, чтобы жить в тундровых условиях, надо уметь выживать.

Дети, живущие в тундре, должны уметь собирать ягоды.

 Игра «Сбор ягод» (играют девочки).

Быстро пролетает короткое лето, наступает пора сбора ягод.

Как собирают черемуху? (дети вспоминают как растет черемуха и, двигаясь по кругу, показывают как надо собирать черемуху).

Собираем морошку (присев дети, двигаясь по поляне, собирают морошку, полное лукошко).

Как собирают бруснику? (на одном месте)

Игра «Охота на куропатку и сову» (играют мальчики).

В тундре папа своему сыну строгает лук и стрелы из дерева, чтобы ребенок учился меткости («Хозяйка тундры» учит мальчиков, как надо правильно держать лук и заряжать стрелу, мальчики друг за другом стреляют из лука по куропатке и сове). Надо подкрадываться, присев, так как куропатка может улететь.

5. Рисование орнамента на национальном костюме нивхов

Предложить детям нарисовать орнамент на эскизе халатов для девочек и для мальчиков. Уточнить, что является общим элементом орнамента и в чем отличие нивсхого национального костюма для мальчиков и девочек.

Заключительный этап

Рефлексия: ребята, о чем мы сегодня говорили? Что нового мы  узнали? Что понравилось больше всего? Посмотрите, сколько разных народов живет на нашем острове Сахалин и Курильских островах. Все они разные со своими обычаями и традициями. И чтобы наш родной Сахалин развивался и процветал нам всем необходимо жить в мире и дружбе, а значит уважать и сохранять традиции друг друга. Мы продолжим знакомиться с традициями и народным творчеством  других народов Сахалина и Курильских островов. Что бы вы еще хотели узнать?

Литература:

1.        Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003. 142 с.

2.        Сайт «Дети Севера» http://www.school3poronaisk.ru/index.html

3.        Сайт Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. ru.wikipedia.org › wiki/Народы_Севера

4.        Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие.

5.        Кочешкова Е.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи» (в рамках реализации образовательной области ООП «Безопасность»)

Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельностиу детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи»(в рамках реализации образова...

Конспект проведения НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в мир посуды» в рамках тематической недели «Посуда».

Цель: Расширение и систематизация представлений о посуде.Задачи:- формировать умение классифицировать посуду: чайная, столовая, кухонная  -  сравнивать предметы (по назначению, цвету, ф...

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в группе компенсирующей направленности в рамках проектно-тематической недели «Дикие животные»

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в группе компенсирующей направленности в рамках проектно-тематической нед...

Детско-взрослый образовательный проект по расширению представлений детей о быте, культуре и традициях русского народа: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»

Одной из задач ФГОС ДО, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм по...

Отчёт о проведении нравственно – патриотического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «День народного единства».

С историей не спорят, с историей живут,Она объединяет на подвиг и на труд.Едино государство, когда един народ,Когда великой силой он движется вперёд.Врага он побеждает, встав, как один, на бой,И Русь ...

Творческий отчёт о проведении нравственно – патриотического праздника для детей старшего дошкольного возраста «День народного единства».

С историей не спорят, с историей живут,Она объединяет на подвиг и на труд.Едино государство, когда един народ,Когда великой силой он движется вперёд.Врага он побеждает, встав, как один, на бой,И Русь ...