Программа дополнительного образования "Русская изба" 2018 г
рабочая программа

Будайчиева Рема Джавидовна

Программа "Русская изба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_russkaya_izba.docx561.2 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Гасан\Pictures\документы\изба титул.jpg

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Раздел. Целевой.

  1.   Пояснительная записка.

1.2  Актуальность

1.3  Цель и задачи программы.

1.4 Принципы построения программы.

1.5  Планируемые результаты освоения программы детей 5-7 лет

2. Раздел. Содержательный.

2.1 Перспективный план работы с детьми 5-6 лет

2.2  Перспективный план работы с детьми 6-7 лет.

2.3 Перспективный план работы с родителями.

2.4  Формы и методы, используемые в работе по программе.

3. Раздел. Организационный.

    3.1  Возраст детей, сроки реализации.

    3.2 Материально-техническое обеспечение.

    3.3 Используемая литература.

 

1.Раздел. Целевой.

1.1 Пояснительная записка

Программа разработана на основании:

  •  Федерального закона Российской федерации от декабря 2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Закон ХМАО – Югры «О региональном (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов в ХМАО – Югре»;  

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится  патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Чтобы почувствовать себя частью своей страны, своей Родины, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные. Знакомя воспитанников с предметами русского  народного  быта,  с фольклором,  мы тем самым помогаем  ребенку усвоить лучшее из опыта, в течение веков накопленного нашими предками. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа. Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, формируется система духовно-нравственных ценностей, происходит накопление ребенком социокультурного опыта знаний о своей народной культуре. В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования одним из основных принципов является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

1.2 Актуальность.

В современных семьях знают все меньше обрядов, традиций, забывают потешки, прибаутки, песни, в том числе и колыбельные.  Как  жили   русские  люди?   Как  работали  и  отдыхали?   Что  их  радовало, что   тревожило?    Чем   украшали   свой   быт?   Ответить  на  эти   и  подобные   вопросы,  значит   восстановить    связь   времен,    вернуть   утраченные   ценности.  В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: первое знакомство многих дошкольников с малыми фольклорными формами происходит только в детском саду. К сожалению, многие родители в наше время не стремятся воспитать любовь детей к своей стране, к народной истории и культуре.

Именно поэтому, современные государственные документы ставят перед дошкольными образовательными учреждениями задачу воспитания духовно – нравственной личности с активным творческим началом, а  педагогам необходимо искать пути для её реализации.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Музейная педагогика помогает развить у детей интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, культуру, быт. ФГОС дошкольного образования указывает на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей. Мини-музей — это прекрасная возможность решить проблему, стоящую перед педагогами, так как в его создании принимают участие и дети и родители.

1.3 Цель и задачи программы.

Цель:  создание условий для развития личности ребенка путём включения её в многообразную деятельность мини-музея. Формировать у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к истории русской культуры и быта, воспитание  эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.

Задачи:

  • Формировать у дошкольников представление о музее;
  • Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.
  • Дать понятие о мудрой науке строительства русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве; русском костюме.
  • Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
  • Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребенку, живущему в современных городских условиях.
  • Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
  • Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.
  • Знакомить детей с особенностями русского национального уклада жизни, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
  • Прививать  интерес к русской духовной культуре через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;
  • Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.

1.4 Принципы построения программы:

• Принцип индивидуального и дифференцированного подхода – предполагает учёт возрастных, личностных особенностей детей, уровень их психического и физического развития.

• Принцип целостности - формирование у дошкольников целостного понимания современных проблем нравственно-патриотического воспитания и интеграции  знаний о русской национальной культуре.

• Принцип доступности - предполагает  значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме.

• Принцип комплексности и интегрированности – решение задач нравственно-патриотического воспитания в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности.

• Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса;

• "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

• дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;  

• Принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;  

• Принцип конструктивизма - особо важен при отборе содержания нравственно-патриотического образования именно дошкольников, однако, не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация.

 

  Направления работы:

  • ознакомление с бытом и трудом русского народа;  
  • использование русского народного фольклора во всех его проявлениях;  
  • приобщение детей к истокам русской праздничной и традиционной культуры;  
  • ознакомление детей с народным искусством;  
  • ознакомление с игровым, песенным и танцевальным творчеством русского народа.

1.4  Планируемые результаты освоения программы детей 5-7 лет

  • Знает основные   народные   праздники и  обычаи   с  ними   связанные.
  • Знает  название  и назначение предметов  русского народного  быта.  
  • Знает  русские  народные и  музыкально-фольклорные  игры,  изучаемые     в  рамках   программы.
  • Знает русские  народные  песни,  потешки,  заклички,  изучаемые в  рамках   программы.
  • Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;
  • Умеет провести анализ изделия; выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов).

2. Раздел. Содержательный.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

  • Музыкальное развитие (разучивание образцов русского народного искусства, хороводов).
  • Физическое развитие (комплекс активных игр).
  • Изобразительная деятельность (аппликации, лепка, рисование, изготовление поделок).
  • Художественная деятельность (чтение, обсуждение, разучивание, инсценировка произведений художественной литературы).

Тематическое планирование включает в себя проведение интегрированных занятий с изучением следующих направлений:

  • Устный фольклор. Простейшие детские стихи, потешки, пестушки, считалки, положены в основу «ритмического настроя», с которого начинается каждое занятие, а также и в основу «пальчиковых игр», которые развивают у ребёнка свободу движений, образное мышление, память, внимание и речь. Сюда включены сказки, прибаутки, загадки.
  • Этнографические сведения имеют большое образовательное и воспитательное значение. Это беседы о традиционном быте народа и его исторических изменениях, праздниках, о значении в жизни декоративно – прикладного искусства.
  • Игры - это важнейший компонент, воспитывающий наших детей. В этот раздел входят русские народные  музыкальные, спортивные и драматические игры.
  • Праздники – это самая яркая собирательная часть фольклора, в которой находят своё применение очень многие сферы фольклорного творчества народа. Здесь предполагается знакомство с календарными, трудовыми и 10 русскими праздниками, включая подготовку и проведение таких праздников, как «Рождество», «Святки», «Троица», «Масленица».
  • Творческая мастерская. На протяжении всех занятий дети знакомятся с произведениями живописи, народного декоративно-прикладного искусства, изучают русские традиции развития промыслов и ремесел, знакомятся с различными видами декоративной росписи. В процессе работы раскрываются индивидуальные и творческие способности детей.

2.1 Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста

Месяц

Тема

Цель

Содержание работы

Сентябрь

1.«Добро пожаловать в теплую русскую избу!»

2. Занятие-игра                       «Труд в поле и дома. Осенние заготовки  впрок»

Формировать представления  о

жилище русской старины,

объясняя детям назначение

его составных частей.

Знакомство с осенними праздниками и связанными с ними народными обычаями.

Первое посещение детьми «избы». Знакомство с ее хозяйкой .

Обогащать словарь детей: изба,

терем, горница, лежанка.

Познакомить детей с

пословицами.

 Объяснение смысла русской пословицы: "Готовь сани летом, а телегу − зимой". Ознакомление детей со способами заготовки овощей и фруктов, грибов, их хранением, размещением заготовок в русской избе. Оформление выставки «Веселый огород». Проведение праздника урожая «Осенины» Разучивание народных игр: «Как у дедушки Егора», «Растяпа», «Селезень».

Октябрь

      «Милости просим в нашу избу. Домашняя утварь».

«Мир старинных вещей»  

Познакомить детей с экспозицией «Русский быт»,  познакомить с расположением вещей и предметов русского быта. Знакомство детей со

старинной посудой и

утварью (ухват, кочерга, чугунки, черпаки, сито, махотки).

По знакомить детей с музейными экспонатами. Формировать образную речь,

Обогатить словарь детей за счет поговорок, пословиц, дать первые представления об обычаях, связанных с приемом гостей.  

Сравнить их с посудой нашего

времени. Продолжать развивать

любознательность.

Обогащать словарный запас

детей: ухват, миска, чугунок,

горшок.

Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве.

Ноябрь

   Быт. «Изба, дом, части дома. Их предназначение»

Матушка –

печка, накорми,

обогрей!

Познакомить детей  с жилищем русского народа. С тем, как  строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим.

Продолжать знакомить

детей с устройством избы, с

главной ее

достопримечательностью -

печью.

Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами на русском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого.

Дать представление о том, что

печь в избе выполняла несколько

функций: на ней и в ней

готовили, заготавливали

продукты на зиму - сушили

ягоды, грибы, пекли, хлеб, спали,

лечились, обогревались.

Обогащать словарь детей за счет

поговорок и пословиц, загадок

Декабрь

  «Бабушкин сундук»  

«Наряды из сундучка».

 Познакомить детей с изделиями женских ремесел: вышитыми  салфетками, полотенцами, народными костюмами, домашним убранством.

Познакомить с русским

народным костюмом, а также

приобретение навыка

плетения из бисера.

 Закрепить знания о русских народных промыслах, и использовании их в украшении быта человека. Воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины.    

Дать представления о различи и

важности соблюдения обряда

детского, девичьего, женского и

мужского народного костюма:

(одежда повседневная,

праздничная, головной убор,

обувь, украшения)

Январь

Рождество

Христово

Знакомство с календарными

праздниками, степень

участия и местом детей в

них.

Закрепить знания детей о

празднике «Зимние колядки.

Святки» и песенным материалом

«Зимние поздравительные

песенки». Познакомить с

праздником «Рождество

Христово» и театром

«Рождественский вертеп»

Формировать у детей мотивацию

к творческой деятельности через

импровизацию, игру, пение,

движение и музицирование на

народных инструментах.

Февраль

«Игры-забавы от дедушки Егора»

«Частушки, заклички, дразнилки»

Знакомство с русскими

народными играми

Продолжить знакомить с русским народным фольклором.

Сформировать у детей

мотивацию к творчеству и

сотворчеству,  через

музицирование, игру, подвижных игр и театрализацию.

«Умница Катенька, ешь кашку сладеньку… », «Вот и звери спят… », «Спи, усни детя Ванюшенька… »

Март

Волшебная

прялка.

Музыкальные инструменты. Деревянные погремушки и ложки.

Что за праздник – «Масленица»?

Знакомство детей

с орудием труда по

обработке шерсти.

Познакомить детей с русскими народными музыкальными инструментами.

Формировать у детей познавательные качества, интерес к прошлому.

Познакомить детей с  национальным праздником « Масленица». Привить ребенку интерес к традициям. Воспитывать интерес к русской  культуре. Воспитывать в детях толерантность  

Продолжать развивать интерес к

предметам старины. Обогащать

словарный запас детей: прялка,

веретено, нить, клубок.

Воспитывать бережное

отношение к экспонатам

Словарная работа: трещотка, деревянные ложки, свистульки, балалайка, гусли.

Дать представление, почему раньше люди с теплотой встречали весной грачей, и с чем это было связано.

Дать понятие  о некоторых обычаях, о народном календаре русского народа.

Апрель

Бабушкины пироги

Частушки, заклички, дразнилки

Знакомство с русской

национальной кухней

(каша, кулебяка, пироги,

рогалики, куличи)

Продолжать знакомить с русским народным фольклором.

Познакомить детей с главным

русским национальным блюдом -

кашей. Обогащать словарный

запас детей: кутья, ячмень,

просо, гречиха.

Воспитывать любовь к русской

кухне.

Разучивание весенних закличек «А весна красна», «Жаворонушки». Народные игры: «Коршун», «Ворон», «Воробей»

Май

«Спи малютка, засыпай….»

«Дружба и братство дороже богатства»

Знакомство с колыбелью и

колыбельными песнями.

Продолжать знакомить детей русским праздником «Русская березка». Расширить кругозор детей о народных традициях культуры. Развивать желание участвовать в народных играх. Воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, за свою Родину.

Познакомить детей с русскими

колыбельными песнями.

Рассказать детям о том, что для

каждого младенца колыбельная

была своя - ее при рождении

сочиняла мать. Воспитываем у

детей чувство доброты.

Дать представления о празднике «Русская березка»

2.2 Перспективный план работы подготовительной группы.

Месяц

Тема

Цель

Содержание работы

Сентябрь

1.«Милости просим в нашу избу!», « В гостях у Хозяюшки».

  «Рабочие руки не знают скуки»

   

«Восенушка- осень- сноп последний косим»

Подготовить детей к новой форме работы - занятиям в «русской избе», заинтересовать ими, познакомить детей с экспозицией «Русский быт», его Хозяйкой, познакомить с расположением вещей и предметов русского быта;

Продолжать формировать представления  о

жилище русской старины,

объясняя детям назначение

его составных частей.

Познакомить детей с орудием труда для сельхоз  работ. Дать понятие о ремеслах: кузнеца, хлебороба. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду колхозника

Разучивание заклички «Восенушка осень»

Обогатить словарь детей за счет поговорок, пословиц, дать первые представления об обычаях, связанных с приемом гостей.

Познакомить детей с

пословицами и поговорками о

гостеприимстве на старинном

русском языке.

 

Словарная работа: серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб.

Познакомить детей со сказкой «Колосок».

Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах

Октябрь

«Печь - как мать родная»

  «Хлеб - всему голова»  

Продолжать знакомить детей с устройством русской избы,  ее главной достопримечательностью – русской печью.

Дать детям знания о выращивании хлеба крестьянами и выпекании хлеба в печи.

Воспитывать уважение труду хлебороба.

Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму – сушили грибы, ягоды и фрукты, пекли хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; рассказать о строительстве печи и секретах печников. Обогатить словарь детей за счет поговорок, пословиц, загадок о русской печи и кухонной утвари.

Продолжать знакомить с  

 пословицами о хлебе, объяснить значение непонятных детям выражений слов. Дать представление о приготовлении теста и способе выпекания изделий из него, закрепить названия некоторых изделий: крендель, витушка, кулебяка, коврижка, плюшка.  Расширять словарь детей за счет новых слов: коса, серп, мельница, борона, колосок, кадка.

Ноябрь

«Деревня – деревянный мир»

 

Живая старина (утварь)  

Беседа «Синичкин день»

Познакомить детей  с жилищем русского народа. С тем, как  строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим.

Продолжать знакомить детей с предметами быта кухонной утварью. Познакомить детей русской кухней.

Развивать познавательную деятельность.

Рассказ о праздниках «Синичкин день» и «Кузьминки»

Обогащение речи детей поговорками, пословицами на русском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна.

  Расширять словарь детей за счет названий блюд, посуды: чугунок, ухват, казан, крынка, горшок, плошка.

 Заключительная беседа об осени.

Декабрь

 

«Вечера долгие, руки  умелые. Рукодельницы»

«Народные промыслы»

«Зима -не лето,- в шубу одето»

Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Формировать у детей познавательные качества. Воспитывать трудолюбие. «Расшитые полотенца» - труд вышивальщицы.

Воспитывать трудолюбие. Познакомить детей с женской и мужской работой: женщины вышивали, ткали, вязали, пряли кружева, мужчины плели из лыка лапти, из ивовых прутьев корзины, вырезали из дерева посуду.

Продолжать знакомить детей с русским народным фольклором.

Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала.

Рисование на тему «Узоры для полотенца»

Словарная работа: веретено, прялка, клубок, наперсток

Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение русской народной песенки «Как на тоненький ледок»

Январь

Рождество

Христово

  «Пришла коляда накануне Рождества»

Продолжать знакомить с календарными

праздниками. Закрепить знания детей о

празднике «Зимние колядки.

Святки» и песенным материалом

«Зимние поздравительные

песенки». Познакомить с

праздником «Рождество

Христово» и театром

«Рождественский вертеп»

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях.

Формировать у детей мотивацию

к творческой деятельности через

импровизацию, игру, пение,

движение и музицирование на

народных инструментах.

  Пение песенок.

Февраль

«На героя и слава бежит»

«Так мы раньше одевались» (Народный костюм: сарафан, рубаха)

  Из истории костюма  - обувь  (Обувь: лапти, валенки)

Продолжать знакомить с русским народным фольклором.

Продолжить знакомить детей с национальной одеждой. Развивать разговорную речь. Воспитывать толерантность.

Продолжить знакомить детей с национальной обувью. Развивать разговорную речь. Воспитывать толерантность

Рассказ о русских богатырях.

Сравнить русскую одежду в старину. Найти похожие и отличительные черты костюмов. Словарная работа: кафтан, сарафан, рубаха, кокошник, сапожки. Презентация «Одежда наших предков». Книга «Из истории одежды»

Сравнить русскую одежду и обувь в старину, найти похожие и отличительные черты. Словарная работа: лапти, валенки, чуни, сапожки.

Март

«Матушка в доме – в доме тепло»  

 «Сверху пар, снизу пар – это русский самовар»  

«Масленица Кривошейка, встречаем тебя хорошенько!»

Уклад жизни русской крестьянской семьи. Семейные отношения в крестьянском доме. Роль матери в семье. Дети и их роль в семье. Развитие самостоятельности крестьянских детей.

Продолжать знакомить детей с предметами быта кухонной утварью, происхождением самовара. Познакомить детей русской кухней. Знакомство детей с историей самоварного дела и традициями русского чаепития. Формирование у детей понимания праздника как возможности самостоятельно, весело и интересно провести с друзьями свободное время. Развивать познавательную деятельность.

Познакомить детей с  национальным праздником « Масленица». Привить ребенку интерес к традициям. Воспитывать интерес к русской  культуре. Воспитывать в детях толерантность  

Колыбельные песни. Смысл народных пословиц и поговорок о матери («Мать праведна – ограда каменна», «Была б моя бабуся, никого не боюся» и др.).

Презентация «Самовар»  

История самовара.

Самовар, как символ национальной культуры.

Беседа о Масленице. Пение песен, частушек.

Дать понятие  о некоторых обычаях, о народном календаре русского народа.

Апрель

  «От лучинки до электрической лампы»

«Игрушки детей в старину»

«Грач на горе- весна на дворе»

Познакомить детей с  керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность

Познакомить с куклами, игрушками  разных времён, появление кукол, материалы для их изготовления (дерево, солома, глина, мох).

Продолжать знакомить с русским народным фольклором.

Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть.  Презентация Жизнь на Руси «Лен и лучина».

Изготовление кукол из тряпок, соломы, ниток; игры с куклами. Презентация «Игрушки в старину»

Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне.

Май

«Край родной, навек любимый!»

        Прощание с «избой»

Знакомство с русскими народными подвижными играми.

Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне.

Русские подвижные игры на свежем воздухе.

Коллективное изготовление панно из лоскутков.

2.3 Перспективный план работы с родителями

Месяц

Тема

Формы работы.

1

Сентябрь

 «Мини-музей в детском саду»

Сообщение «Русская изба»

Консультация для родителей.

Выступление на родительском собрании

2

Октябрь

«Народные традиции, их роль в семейном воспитании»

Консультация для родителей.

3

Ноябрь

«Деревянная изба»

Выставка рисунков

4

Декабрь

«Узоры на полотенце»

Творческая работа с родителями.

5

Январь

Рождественские посиделки

Совместное развлечение.

6

Февраль

«Проведение русских национальных праздников, развлечений, досугов - одно из условий воспитания интереса, любви и уважения к русской национальной культуре»

Консультация для родителей

7

Март

«Кукла в национальном костюме»

Выставка рисунков.

8

Апрель

«Игрушка своими руками»

Выставка самодельных игрушек.

9

Май

«Игры с Кузьмой»

Спортивное развлечение с родителями на свежем воздухе.

2.4 Формы и методы, используемые в работе по программе. 

Словесные методы:

  •  рассказ, беседа о народных обычаях и традициях;
  •  вопросы, разъяснения, заучивание потешек, прибауток, закличек;
  •  использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы;
  • Интеллектуальные  и дидактические игры.

Наглядные методы:

  •  использование экспонатов, подлинных вещей;
  •  просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов о русском быте.

Практические методы:

  •  использование русских народных песен и танцев;
  •  проведение русских народных игр;
  •  использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;
  •  применение игрушек и изделий народных промыслов;
  • представление кукольного театра;
  • разыгрывание сценок и эпизодов сказок;
  • самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий.

Формы работы с детьми:

  • беседы;
  • занятия на основе метода интеграции;
  • рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
  •  выставки в мини-музее предметов обихода, изделий русского декоративно-прикладного искусства;
  •  дидактические игры;
  •  работа с различными художественными материалами;
  • развлечения, фольклорные праздники, посиделки
  •  заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
  • использование народных игр, в том числе хороводов.

3. Раздел. Организационный.

 3.1 Возраст детей, сроки реализации.

Программа разработана для двух возрастных групп: старшая (5-6 лет); подготовительная (6-7 лет). В течение каждого года предусмотрено проведение 18 занятий.

Занятия проходят  в мини- музее «Русская изба»  2 раза в месяц во второй половине дня в течение учебного года.  Календарные праздники проводятся в музыкальном зале детского сада. Продолжительность занятий  в старшей группе – 25 минут; в подготовительной группе - 30 минут

Срок реализации кружковой работы: 2 года, с сентября по май.

3.2  Материальное обеспечение программы:

1. Мини-музей «Русская изба» (экспонаты русской старины)

2. Просторное и светлое помещение для проведения НОД, бесед, дидактических игр.

3. Костюмерная с набором костюмов для проведения праздников, ярмарок, посиделок. Создание костюмов осуществляется как непосредственно на занятиях, так и в домашних условиях с помощью родителей.

4. Инвентарь для проведения народных игр.

5. Иллюстративный материал, методическая литература.

6. Магнитофон, интерактивная доска, аудио- и видеозаписи по тематике программы.  

3.3 Используемая литература.

  • Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой.
  • «Знакомство детей с русским народным творчеством» (Т.А.Бударина,Л.С.Куприна,О.А.Маркелова,О.Н.Корепанова,И.В.Харитонова…)
  • «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М.Ю. Новицкая,
  • «Я, ты, мы» (О.Л.Князева, Р.Н.Стеркина)
  • «Социокультурные истоки» И.А.Кузьмин, А.В.Камкин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...