Перечень рекомендаций по досуговой деятельности в первой младшей группе
методическая разработка (младшая группа)

Шамаева Елена Викторовна

     Основная задача воспитания в работе с детьми этого возраста состоит в том, чтобы создать в группе обстановку уюта и эмоционального благополучия, привлекать детей к посильному участию в играх, театрализованных представлениях, забавах, развлечениях и праздниках. Объединить всех детей общими переживаниями, развивать умение следить за действиями игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них. Способствовать формированию навыка перевоплощения детей в образы сказочных героев. Совместная досуговая деятельность закладывает основы приобщения родителей к процессу воспитания ребенка, взаимосвязи семейного и общественного художественно-эстетического воспитания

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Северо-Восточный административный округ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Москвы "Школа № 166"

Здание «Солнышко»

Перечень рекомендаций  по организации досуговой

деятельности в первой младшей группе (2 - 3 года)

Разработал воспитатель:

Шамаева Елена Викторовна

Москва 2020


Перечень рекомендаций  по организации досуговой деятельности в первой младшей группе (2 - 3 года)

     Основная задача воспитания в работе с детьми этого возраста состоит в том, чтобы создать в группе обстановку уюта и эмоционального благополучия, привлекать детей к посильному участию в играх, театрализованных представлениях, забавах, развлечениях и праздниках. Объединить всех детей общими переживаниями, развивать умение следить за действиями игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них. Способствовать формированию навыка перевоплощения детей в образы сказочных героев. Совместная досуговая деятельность закладывает основы приобщения родителей к процессу воспитания ребенка, взаимосвязи семейного и общественного художественно-эстетического воспитания

    К видам культурно - досуговой деятельности дошкольников возрастной группы (2-3 года) относится:

 Развлечения:

- тематические («Мои любимые игрушки»);

- спортивные(«Мы смелые и умелые»);

Игры с пением:

-театрализованные представления (инсценировка рус.нар. сказок: «Весёлые зайчата», и т.д.)

-забавы («Котик и козлик», муз.Ц. Кюи);

-инсценировка  песен («Неваляшки», муз. 3 Левиной);

-рассказы с музыкальными иллюстрациями(«Птички», муз.Г. Фрида);

Праздники: («Листопад»)

     Проводя развлечения в первой младшей группе, следует учитывать некоторые  моменты:

- тема развлечения должна соответствовать интересам детей;

- необходимо стремиться к тому, чтобы все дети участвовали в развлечении;

- следует дать каждому ребенку возможность проявить самостоятельность;

- оформление зала или группы должно соответствовать тематике развлечения;

 - ведущая роль входе праздника принадлежит воспитателю, который, участвуя во всех действиях детей, заражает их своим положительным эмоциональным настроем;

 - праздники могут проходить как в группе,  так и в музыкальном зале;

     При организации спортивных мероприятий необходимо учитывать возможную нагрузку на детей:

 - следует проводить подвижные игры, уже знакомые детям;

 - атрибуты целесообразноготовить заранее, а внося в группу - обыгрыванию;    

     Театрализованные развлечения в этом возрасте занимают особое место.

Дети воспринимают спектакль очень эмоционально, стремятся принять в нем участие. В связи с этим рекомендуем придерживаться следующих правил:

 - спектакль проводится по знакомой детям сказке и соответствует их уровню развития;

 - привлекая детей к инсценированию, им поручают действия, которые они могут выполнить;

 - следует помнить, что ребенку еще сложно одновременно действовать и говорить,поэтому необходимо использовать поэтапное выполнение роли: вначале действие, потомслова или наоборот;

 - понравившиеся малышам моменты спектакля можно повторить два-три раза;

     Значительный интерес проявляют дети к забавам, народным и словесным играм:

 - сопровождаемым движениями рук, заводным игрушкам, сюрпризным моментам;

     При инсценировке  песни главным условием является знание детьми ее содержания:

- следует не учить детей движениям, а предоставить им возможность самостоятельнодействовать под текст песни, то есть проявить творчество;

 - с детьми предварительно разучивают образные упражнения;

- создать атмосферу, адекватную содержанию песни,красочно; дополняющим игру и помогающимребенку войти в художественный образ;


Перечень рекомендаций  по организации досуговой деятельности во второй  младшей группе (от 3 до 4 лет)

     Главная цель организации культурно-досуговой деятельности в данной возрастной группе направлена на развитие деятельности по интересам, стимулирование желания ребенка действовать самостоятельно, проявляя свое Я. Поэтому в процессе ее организациинадо исходить из интересов ребенка, его эмоционального состояния,  однако это не означает,что все делается для удовлетворения его «я хочу».Необходимо создать такую ситуацию при

которой дети захотят делать то, что предложит воспитатель.

     К видам культурно - досуговой деятельности дошкольников возрастной группы (3-4 года) относится:

     Отдых:

 - прогулки с родителями в парке, в лесу или по городу;

 - игровая деятельность по интересам в группе и на участке детского сада;

      Развлечения:

 - познавательно-тематические («Во саду ли, в огороде»);

 - музыкально-литературные («Мы любим петь и танцевать»);

 - спортивные («Кто быстрее?»);

- забавы («Музыкальные заводные игрушки»), фокусы(«Цветная водичка»);

 - театрализованные представления («Маша и медведь»);

     Праздники:

- государственно - гражданские (Новый год);

 - народные и фольклорные (Масленница);

 - международные (Международный женский день);

 - бутовые и семейные (День рождения детей группы)

  - православные (Пасха)

     Самостоятельная художественная деятельность:

 - предоставлять детям возможность самостоятельно слушать музыку;

 - заниматься изобразительной деятельностью;

 - созерцание;

- рассматривать книги и иллюстрации;

 - играть в разнообразные игры;

- учить разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, народные песенки,потешки;

 - инсценировка занимательных  сценок из жизни детей, используя игрушки и плоскостные фигурки;

 - поддерживать желание петь, танцевать, играть с музыкальными игрушками;

Правильная организация культурно - досуговой деятельности детей 3-4 года  предполагает решение педагогом следующих задач

     Отдых. Стимулировать культурно - досуговую деятельность детей по интересам, обеспечивая эмоциональное благополучие и отдых. Формировать умение детей занимать себя игрой.

     Развлечение. Ежедневно организовывать развлекательные моменты (5-10 минут). Один-два раза в неделю (по 20–25 минут) показывать театрализованные представления, организовывать просмотр, прослушивание телепередач, звукозаписей; привлекать детей к участию в концертах,

организованных взрослыми. Проводить физкульт досуги, развлечения различной тематики (для закрепления и обобщения пройденного материала). Вызывать интерес к новым темам, стремиться, чтобы дети получали удовольствие от увиденного и услышанного во время развлечения.

     Праздники. Приобщать детей к русской праздничной культуре. Отмечать государственные праздники (День России, Новый год, 8 Марта, День защитника Отечества), праздники народного календаря. Организовывать празднование дней рождения детей группы. Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, Формировать чувство любви к близким взрослым, привязанности к сверстникам. 

     Самостоятельная деятельность. Предоставлять детям возможность самостоятельно слушать музыку, заниматься изобразительной деятельностью, рассматривать книги и иллюстрации, играть в разнообразные игры, развивать  образное восприятие. Учить разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, народные песенки, потешки, занимательные сценки из жизни детей, используя игрушки и плоскостные фигурки. Поддерживать желание петь, танцевать, играть с музыкальными игрушками.


.

Перечень рекомендаций по организации досуговой деятельности всредней группе (от 4 до 5  лет)

     Культурно - досуговая деятельность детей данной возрастной группы призвана приобщить их к комплексным формам досуга, помочь обрести друзей, удовлетворить потребность в переживании радостных чувств, выработать теплое отношение к матери и другим членам семьи, развить слух, пластику, фантазию, познакомить с историей края, формировать понятия «Родина» и «малая родина»,  воспитать любовь к природе.

     К видам культурно - досуговой деятельности дошкольников возрастной группы (4-5 лет) относится:

Отдых:

- прогулки с родителями в парке, в лесу или по городу;

 - игровая деятельность по интересам в группе и на участке детского сада;

 - созерцание красивых природных явлений, предметов окружающего мира;

 - чтение книг, слушание музыки, просмотр мультфильмов;

 - самостоятельная художественная деятельность;

Созерцание:

 - наблюдение за объектом, предметом, явлением;

 - восхищение окружающим миром;

Развлечения:

 - театрализованные инсценировки и постановки; Спектакли по сюжетам русскихнародных сказок ( «Лисичка со скалочкой»);

 - музыкальные литературные композиции («Зимняя сказка»);

 - познавательно-тематические вечера («Приметы осени);

 - русское народное творчество («Загадки»);

 - спортивные («Спорт – это сила и здоровье);

 - забавы («Пальчики шагают»), забавы с красками и карандашами,

фокусы («Бесконечная нитка»), загадки, шутки;

 - сюрпризные моменты

Творчество:

 - занятия в художественных студиях по интересам;

 - самостоятельная творческая деятельность, конструирование;

 - изобразительная, музыкальная и театральная деятельность;

Праздники:

 - народные и фольклорные (Масленица);

- государственно-гражданские (Новый год);

 - православные (Пасха);

 - международные (Международный женский день);

 - бутовые и семейные (День рождения);

Самообразование:

 - игры: компьютерные, сюжетно-ролевые, настольные, дидактические и др.

 - коллекционирование различных предметов, хобби;

 - экспериментирование; 

 - самодеятельная познавательная и художественно - продуктивная деятельность;

 - познавательные беседы; 

 - экскурсии: в парк, в лес;

 - посещения  выставок, театров, цирка, зоопарка и других зрелищных мероприятий;

Правильная организация культурно - досуговой деятельности детей 4-5 лет предполагает решение педагогом следующих задач

     Отдых. Развивать умение заниматься релаксацией в момент усталости, в свободное время занимать себя интересной деятельностью: слушать музыку,

мастерить, рисовать, музицировать и т. д. Формировать интерес к пешим прогулкам, спортивным развлечениям. Продолжать формировать потребность в интересном время препровождении. 

     Развлечения. Создавать обстановку эмоционального благополучия.

Развивать интерес к познавательным развлечениям, знакомящим с

традициями и обычаями русского народа. Вовлекать в процесс подготовки разных видов развлечений. Воспитывать чувство коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу и взрослым. Осуществлять патриотическое и нравственное воспитание. Приобщать к художественной культуре. 

     Праздники. Продолжать приобщать детей к праздничной культуре

русского народ. Воспитывать стремление и желание принимать участие

в праздничных выступлениях. Формировать чувство причастности к событиям, которые происходят в детском саду, семье, стране. Воспитывать любовь к близким людям, Родине. Организовывать утренники, посвященные Новому году,8 Марта, праздникам народного календаря, осени и весне. 

     Творчество. Привлекать детей к творческой деятельности,

развивать интерес к эстетико-эмоциональному творчеству и желание посещать студии эстетического воспитания и развития в детском саду или в центрах творчества. Содействовать развитию индивидуальных творческих способностей и художественных наклонностей ребенка.


Перечень рекомендаций по организации досуговой деятельности в старшей  группе (от 5 до 6  лет)

     Дети этого возраста уже могут самостоятельно регулировать свою потребность в отдыхе, поэтому воспитатель больше внимания уделяет удовлетворению их потребности в том или ином виде отдыха, продолжая учить распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом.

     Дошкольники учатся самостоятельно организовывать свой отдых, делать его полезным для себя, ставить перед собой цели и достигать их. Они видят прекрасное в жизни и размышляют о красивых предметах, явлениях природы, правильности своих поступков, ведут со взрослыми и товарищами беседы на различные темы.

     К видам культурно - досуговой деятельности дошкольников возрастной группы (5-6 лет) относится:

     Отдых:

 - походы и прогулки в парк, лес и по городу;

 - игровая деятельность по интересам в группе или на улице;

 - созерцание красивых вещей, природных явлений, интерьеров групповой комнаты и помещений детского сада;

 - просмотр телепередач, слушание радио и звукозаписей;

 - чтение книг, рисование, лепка, конструирование;

     Созерцание:

 - восхищение  красивыми вещами;

 - природными  явлениями;

 - созерцание интерьеров групповой комнаты и помещений детского сада;

     Развлечения:

 - театрализованные с использованием теневого, пальчикового, настольного, кукольного театра; постановка спектаклей, детских музыкальных опер, музыкальных ритмопластических спектаклей; инсценирование сказок, стихов и др. литературных произведений, а также песен.

 - музыкально-литературные композиции;

 -познавательно-тематические вечера;

 -  КВН и викторины;

 - русское народное творчество;

 - спортивные;

 - забавы, фокусы, устное народное творчество (шутки, прибаутки, небылицы), забавы с красками и карандашами;

 - сюрпризные моменты;

     Праздники:

- народные и фольклорные (Масленица);

- государственно-гражданские (Новый год);

 - православные (Пасха);

 - международные (Международный женский день);

 - бутовые и семейные (День рождения);

     Самообразование:

 - опытов с водой, снегом, песком;

 - участие в экскурсиях;

 - коллекционирования;

 - самостоятельную познавательную деятельность детей;

- игры: компьютерные, сюжетно-ролевые, настольные, дидактические и др.

 - коллекционирование различных предметов, хобби;

 - экспериментирование; 

 - самодеятельная познавательная и художественно - продуктивная деятельность;

 - познавательные беседы; 

 - экскурсии: в парк, в лес;

 - посещения музеев, домов-усадеб выдающихся людей, выставок, театров, цирка, зоопарка и других зрелищных мероприятий;

     Творчество:

 - дополнительное образование в студиях и кружках;

 - самостоятельная творческая деятельность (изобразительная, музыкальная, театральная);

Правильная организация культурно - досуговой деятельности детей 5-6 лет предполагает решение педагогом следующих задач.

     Отдых. Приучать детей в свободное время заниматься интересной и содержательной деятельностью. Формировать основы досуговой культуры (игры, чтение книг, рисование, лепка, конструирование, прогулки, походы и т.д.).

     Созерцание. Способствовать развитию эстетического вкуса, способности ценить произведения искусства, предметы внешнего мира и окружающей среды.

     Развлечения. Создавать условия для проявления культурно-познавательных потребностей, интересов, запросов и предпочтений, а также использования полученных знаний и умений для проведения досуга. Способствовать появлению спортивных увлечений, стремления заниматься спортом.

     Праздники. Формировать у детей представления о будничных и праздничных днях. Вызывать эмоционально положительное отношение к праздникам, желание активно участвовать в их подготовке (украшение групповой комнаты, музыкального зала, участка детского сада и т. д.).

     Самообразование.  Создавать условия для развития индивидуальных способностей и интересов детей (наблюдать, экспериментировать, собирать коллекции и т.д.).

     Творчество. Продолжать развивать художественные наклонности в пении, рисовании, музицировании. Поддерживать увлечения детей в разнообразной художественной и познавательной деятельности, создавать условия для дополнительного посещения кружков и студий.


Перечень рекомендаций  по организации досуговой деятельности в подготовительной  группе (6-7 лет)

     Дошкольники 6–7 лет уже имеют разносторонние интересы в культурно -досуговой деятельности. В этом возрасте дети инициативны, с удовольствием поддерживают различные начинания, обычно связанные с интересной творческой деятельностью.

    Организуя досуг детей, следует помнить, что в общении со сверстниками для них уже важен вопрос самооценки, нравственных позиций, лидерства. И именно организация культурного досуга содействует формированию уважительного отношения к педагогу, эмпатиик другим детям, доброжелательного и заботливого отношения к младшим, уважения  к

старшим.

     К видам культурно - досуговой деятельности дошкольников возрастной группы (6-7 лет) относится:

Отдых:

 - художественно-эстетическая деятельность по интересам детей;

 -  прогулки, экскурсиии походы в лес, парк, по городу;

 - уборка помещения, детской площадки, работа в огороде

детского сада;

  - беседы на интересующие детей темы;

 - созерцание, чтение, слушание музыки, просмотр мультфильмов;

Созерцание:

 - восхищение  красивыми вещами;

 - природными  явлениями;

 - созерцание интерьеров групповой комнаты и помещений детского сада;

Развлечения:

 - театрализованные. Постановка театральных спектаклей, детских опер,

музыкальных и ритмических пьес, инсценирование русских народных сказок, песен, литературных произведений; игры-инсценировки («Скворец и воробей»);

 - музыкально-литературные композиции («Весенние мотивы»);

 - познавательно-тематические вечера («Традиции и обычаи русского народа»);

  -  КВН и викторины («Путешествие в Страну знаний»);

 - концерты («Песни о Москве»);

 - русское народное творчество (загадки, были и небылицы, шутки, любимые сказки, сказания, былины, предания);

 - декоративно-прикладное искусство («Народная игрушка»);

 - фокусы, шарады, забавы, сюрпризные моменты;

 - спортивные игры («Летняя Олимпиада»);

Праздники:

- народные и фольклорные («Святки»);

- государственно -гражданские (Новый год);

 - православные (Пасха);

 - международные (Международный женский день);

 - бутовые и семейные (День рождения);

Самообразование:

 - эксперименты с водой, песком, глиной, магнитом;

 - коллекционирование открыток, марок, наклеек, мелких игрушек, предметов декоративного искусства и др.

 - создание детской библиотеки, игротеки;

 - посещение музеев, театров, картинных галерей;

 - чтение книг;

 - посещение познавательных студий «Юный эколог»;

Творчество:

- занятия в художественных студиях по интересам;

 - самостоятельная творческая деятельность, конструирование;

 - изобразительная, музыкальная и театральная деятельность;

Правильная организация культурно - досуговой деятельности детей 6-7 лет предполагает решение педагогом следующих задач.

     Отдых:

     Формировать культуру здоровья личности, приобщать к здоровому образу жизни, побуждать отдавать предпочтение интересной и полезной для здоровья деятельности (игра, спортивные увлечения, чтение книг, рисование,

лепка, моделирование и т. д.).

     Развлечение

     Формировать стремление активно участвовать в развлечениях. Продолжать формировать нравственные качества. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов

     Созерцание:

     Способствовать развитию эстетического вкуса, способности ценить произведения искусства, предметы внешнего мира и окружающей среды.

     Праздники:

     Расширять представления о государственных, народных, православных и других праздниках. Развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к всенародным торжествам. Привлекать детей к активному участию в подготовке к празднику: украшению группы и детского сада. Воспитывать чувство удовлетворения от совместной подготовки к празднику.

     Самообразование:

      Стимулировать желание самостоятельно получать знания об окружающем, участвовать в познавательных беседах. Создавать условия для проведения опытов с различными материалами. Побуждать наблюдать за растениями. Регулярно играть в дидактические игры. Приобщать к коллекционированию.

     Творчество:

      Продолжать развивать творческие способности, мышление, воображение, память и т. д. Содействовать посещению художественных студий в зависимости от интересов каждого ребенка. Формировать потребность проводить свободное время в разнообразной творческой деятельности. Помогать разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням; изготавливать детали костюмов, декорации и различные атрибуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материа...

Конспект досуговой деятельности в первой младшей группе "Бабушка Маруся"

Досуговая деятельность с использованием здоровьесберегающих технологий и малых фольклорных жанров....

Конспект досуговой деятельности в первой младшей группе "Бабушка Маруся"

Досуговая деятельность с использованием здоровьесберегающих технологий и малых фольклорных жанров....

Примерный перечень культурно - досуговых мероприятий в первой младшей группе

Примерный перечень культурно - досуговых мероприятий в первой младшей группе , содействующий созданию эмоционально - положительному климату в группе. Способствует  привлечению  детей к посил...

План культурно – досуговой деятельности в первой младшей группе

План культурно – досуговой деятельности в первой младшей группе...