консультация для родителей: " Дети и собственность. «Мое» и «чужое». Жадность. Как не ссориться из-за игрушек."
консультация

Анохина Людмила Александровна

для родителей и работников дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_roditeley_po_teme.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:


Консультация родителей по теме: Дети и собственность.

«Мое» и «чужое». Жадность.

Как не ссориться из-за игрушек.

 
Представления детей
У каждого ребенка есть своя одежда, какие-то игрушки, предметы личного обихода, – словом, все то, что взрослые называют «собственность». Когда мы говорим «собственность», то, конечно, имеем в виду не термин, обозначающий строгое юридическое понятие, а «ближайшее», бытовое, самое обыденное понимание этого слова. 
Надо отдать должное детям старшего дошкольного возраста. Хотя они почти не употребляют самого слова «собственность», заменяя его в зависимости от ситуации различными эквивалентами («мои вещи», «мои игрушки», «моя комната»), но, как ни парадоксально, сферу «своего», правá и преимущества, вытекающие из обладания чем-либо, современные старшие дошкольники осознают прекрасно! 
Одним из фундаментальных законов развития любой реальности является движение от простого к сложному, через выделение, дифференциацию, специализацию отдельных частей, подсистем и элементов. Применяя этот закон к генезу представлений детей о собственности, мы можем получить следующую картину: на ранних этапах онтогенеза в сознании ребенка не существует представлений о собственности, признак «мое» – «чужое» нерелевантен (незначителен) для ребенка младшего возраста. 
По мере социализации, постепенно, под влиянием общения со взрослыми и сверстниками дети начинают дифференцировать окружающие предметы по критерию «мое» – «чужое», выделять «свое» в особую сферу. 
Огромную роль в этом процессе играет общение ребенка с родителями. Родители запрещают детям пользование некоторыми вещами, называя в качестве мотива запрета их принадлежность другому человеку («не трогай, это папины бумаги», «нельзя брать, это мамина косметика», «отдай куклу, она чужая, девочка будет ругаться» и т.д.), и, наоборот, разрешают и поощряют пользование другими вещами («это твоя кукла», «возьми свои игрушки и играй ими», «забери у мальчика свою лопатку»). Таким образом, из множества предметов ребенок выделяет «свои», употребляя по отношению к ним определение «мои» («моя кукла», «моя машинка» и т.д.). Остальные предметы, по мнению ребенка, либо «ничьи» (когда их принадлежность невозможно установить и никто не заявляет на эти предметы своих прав), либо «чужие» (принадлежащие другим людям). 
Наши исследования показали, что когда ребенок старшего дошкольного возраста говорит «это мои вещи», то он субъективно, психологически связывает с этим словосочетанием не только образы конкретных предметов, находящихся в его пользовании и распоряжении. Обозначая какие-то предметы как «свои», старший дошкольник уже понимает, что у него есть особые, эксклюзивные права на «свои» вещи, как есть и обязанности по отношению к собственным вещам («я могу в любое время без спроса взять свою вещь», «я могу разрешить поиграть другому», «могу подарить, обменять», «могу играть, когда захочу», «надо на место убирать свои игрушки», «надо беречь свои вещи, смотреть, чтобы их не украли и не сломали» и т.д.). Нам встречались и такие любопытные обобщенные определения: «Я могу делать со своими вещами что захочу», «Я могу сломать свою вещь, и никто не будет ругаться» и даже «Свои вещи я могу продать (!)» 
Наличие «своих» вещей, эксклюзивных прав на них, осознание этого обстоятельства ребенком играет большую роль в становлении его самосознания, «Я-концепции». «Вещное», «предметное» окружение ребенка, «свои» вещи выступают для маленького человека материализовавшимся доказательством его собственного бытия, подтверждают сам факт его существования и уникальности. Не только ребенок, но и взрослый для обретения душевного спокойствия часто нуждается в «обществе» дорогих ему, знакомых, привычных, удобных вещей. 
Очевидно, что решающим фактором формирования у ребенка старшего дошкольного возраста того или иного отношения к собственности является референтная сфера субъекта – значимые для ребенка люди, на мнение которых он ориентируется (прежде всего семья, родители). Пожалуй, нет другой области, где бы дети с такой полнотой, в мельчайших деталях и нюансах воспроизводили в своем поведении и мыслях установки, модели действий и рассуждений, оценки родителей, как сфера отношений к собственности. 
По своему разнообразию, богатству, противоречивости отношения разных детей к собственности могут поспорить даже с аналогичными отношениями в среде взрослых. 
В современном российском социуме в дилемме «быть или иметь» многие взрослые, родители детей, сделали безусловный выбор в пользу второго. Дети из таких семей «абсолютизируют» собственность, как губка впитывают мысль: «человек есть то, что он имеет» («хороший дядя, у него джип есть»). В семьях, где господствует культ вещей, ребенок становится чуть ли не самым ревностным служителем этого культа. Но, к счастью, значительное число родителей, следуя традиционным для российской культуры принципам, стараются воспитывать детей в духе товарищества, совместного пользования собственностью. Не хотят, чтобы дети выросли «жадными». До сих пор слово «жадный» (этим словом дети называют тех, кто «не дает игрушку поиграть, если даже хорошо попросить») – один из самых негативных эпитетов, которым дошкольник обозначает «плохого» человека. 
Сопоставляя количество и качество «своих» вещей с «аналогичными показателями» сверстников, ребенок впервые начинает осознавать факт материального неравенства людей. Непосредственность сознания и психики ребенка старшего дошкольного возраста приводит к эмоциональному отражению, интенсивному переживанию этого факта. Как нелегко порой объяснить ребенку, что из-за материальных трудностей не можешь купить ему ту или иную вещь! 
Старшему дошкольнику трудно сдержать желание немедленно заполучить понравившуюся вещь. В детских сообществах, к сожалению, существуют зависть, обман, воровство, манипуляции сверстниками посредством вещей («Я дам тебе игрушку если ты…»). Многие дети определяют социальный статус человека только по обладанию им «престижными вещами», перефразируя известную поговорку: «Встречают и провожают по-одежке»; предпочитают общество «богатых» сверстников, в качестве мотивов дружбы называя такие, как: «он хорошо одет», «у него есть дорогие игрушки». Но все-таки большинство детей при выборе друга ориентируются на душевные качества человека. 
И еще один важный момент. Старшие дошкольники имеют негативный опыт ссор из-за игрушек. Чтобы получить возможность поиграть понравившейся игрушкой, дошкольники часто предлагают ее владельцу какую-либо свою игрушку взамен.

Лучшей же профилактикой излишней жадности ребенка может стать только личный пример. Задумайтесь,  как часто Вы дарите подарки своим родным и близким? Если нечасто, не нужно ждать подобного от детей. Вообще, не нужно ожидать что ребенок «усовершенствует» какие-то ваши черты и будет лучше, успешнее, добрее. Это распространенная ошибка многих родителей, от которой страдает множество детей. Дети - это лакмусовая бумажка своих родителей, их характеров. Имеет смысл посмотреть на детей как в отражение и попытаться исправить свои недостатки, а уже потом прививать (тем более  искусственно) малышу  добродетели.

Не нужно бороться с жадностью, нужно показывать плюсы щедрости, взаимообмена, дарения подарков.

 Словом, рекомендации традиционные – нужно пытаться искать «золотую середину» между признанием права на собственность у ребенка и его необходимостью взаимодействия с другими детьми, неизбежностью каких-то потерь. Заострять внимание на жадности, упрекать или стыдить ребенка за жадность не стоит. Это всего лишь период развития. Со временем, с опытом ребенок начнет понимать, что жадничать – это не просто «некрасиво», «невежливо», а элементарно невыгодно. Пытаться объяснять ребенку, что если он поделится сейчас, то с ним могут поделиться потом, по сути, бесполезно – слишком ещё сознание малыша привязано к наглядности, конкретности – пока он сам не столкнется с подобным, не поверит. Как только ребенок приобретет опыт  взаимодействия с другими детьми, опыт обмена вещами, проблема отпадет сама собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Родители – активные помощники педагогов в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице"

Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас – родителей, других взрослых. Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей.Ст...

Консультация для родителей «Дети и взрослые в мире современных игрушек»

Для ребенка-дошкольника главная вещь-это игрушка. Она отражает впечатления о мире, оказывает большое влияние на дальнейшую жизнь и характер ребенка. Иногда родители смотрят на игрушку как на забаву, д...

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок берет чужое?»

Часто родители сталкиваются с проблемой, когда дети берут чужое! Почему это происходит? Почему один ребенок, украв раскаивается, а другой, не смотря ни на какие наказания, продолжает приносить из сада...

Консультация для родителей :"Если ребенок принес из сада чужие игрушки"

Консультация для родителей :" Если ребенок принес из сада чужие игрушки"...

Консультация для родителей детей раннего возраста «Пять обычных игрушек»

Сегодня, уважаемые родители, мы поговорим про несколько игрушек для детей раннего возраста, которые действительно развивают....

Консультация для родителей "Развитие восприятия собственного имени у детей с РАС"

Уважаемые педагоги и родители детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, предлагаю вашему вниманию консультацию на тему "Развитие восприятия собственного имени у детей с Р...