Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи «Творческие мастерские по созданию речевых развивающих игрушек»
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В приведённом материале раскрыта важность речевого развития детей, рассказано о том, как родители могут поддержать это развитие в домашних условиях, создавая речевые развивающие игрушки своими руками. Творческие мастерские – это прекрасная возможность не только занять детей, но и помочь им в овладении речью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11»
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
«Творческие мастерские по созданию речевых развивающих игрушек»
Подготовила
Мещерякова Е. Ю.
учитель-логопед
Коркино
2025
Уважаемые родители!
Сегодня мы поговорим о важности речевого развития ваших детей и о том, как вы можете поддержать это развитие в домашних условиях, создавая речевые развивающие игрушки своими руками. Творческие мастерские – это прекрасная возможность не только занять детей, но и помочь им в овладении речью.
Польза творческих занятий
Творческая деятельность стимулирует воображение, улучшает моторику и способствует развитию речи. Создавая игрушки, вы можете:
- Развивать фонематическое восприятие;
- Укреплять мелкую моторику;
- Стимулировать активность речи;
- Создавать позитивную эмоциональную атмосферу для общения.
Ваша задача – поддержать речевое развитие ребенка, и у вас есть уникальная возможность сделать это через творчество. Создавая речевые развивающие игрушки вместе с детьми, вы не только занимаетесь полезным делом, но и укрепляете эмоциональную связь, приободряете их интерес к общению. В этой консультации мы подробно рассмотрим, как именно вы можете использовать занятия по созданию игрушек для развития речи.
Понимание потребностей вашего ребенка
Прежде чем приступить к занятиям, важно учитывать индивидуальные особенности и интересы вашего ребенка. Например:
- Обратите внимание на его любимые темы, персонажей или сюжеты.
- Учитывайте уровень речевых навыков: насколько ваш ребенок умеет строить предложения, какие звуки или звуковые комбинации ему трудны.
Общие принципы работы
1. Создавайте комфортную обстановку: Занимайтесь в спокойной, уютной атмосфере, где ребенок сможет сосредоточиться.
2. Регулярность: Проводите такие занятия регулярно, чтобы они стали частью распорядка дня. Это поможет создать устойчивые ассоциации между игрой и речевым развитием.
3. Заостряйте внимание на взаимодействии: Используйте каждую возможность для общения, задавайте вопросы, просите ребенка рассказывать о своих действиях и наблюдениях.
Идеи для создания речевых развивающих игрушек
1. Атрибуты для ролевых игр
- Куколки и мягкие игрушки: Вы можете создавать куклы из носков, остатка ткани или войлока. Пусть ребенок назовет свою куклу и придумает для нее историю. Для этого можно задавать вопросы: «Что она любит делать? Как зовут ее друзей?».
- Сюжетные игры: Создайте набор персонажей (супергероев, животных и т.д.), чтобы разыгрывать короткие сценки. В процессе игры интенсивно используйте диалог, побуждайте ребенка отвечать, задавайте ему вопросы о действиях персонажей.
2. Сюжетные настольные игры
- Настольные игры с карточками: Сделайте карточки с изображениями животных, предметов или персонажей. Используйте карточки для описания: «Это кто? Где он живет? Что он ест?» и так далее. Чтобы сделать игру более захватывающей, придумывайте истории, связанные с картинками.
- Игра «Что я вижу?»: Расставьте карточки на столе. Попросите ребенка закрыть глаза, уберите одну карточку и затем пусть он догадается, чего не хватает.
3. Музыкальные инструменты
- Создание музыкальных инструментов: Вместе с ребенком сделайте маракасы (из пластиковых бутылок с крупой) или барабаны из жестяных банок. Играйте под музыку и обсуждайте чувства, которые вызывает та или другая мелодия. Это поможет расширить словарный запас.
- Пение и ритмика: Включайте известные песни, дайте ребенку возможность повторять слова и ритмы, создавая совместные музыкальные игры.
4. Пальчиковые куклы
- Создание кукольного театра: Сделайте пальчиковые куклы из старых носочков или перчаток, прикрепите к ним глаза и волосы из бумаги или ниток. Организуйте кукольный спектакль, в котором ребенок может выступать. Это отличная возможность для импровизации и общения.
5. Картонные домики и фигурки
- Создание домов и фигурок: Из коробок и цветной бумаги создайте домики, деревья, животных. Обсуждайте как выглядит каждый персонаж, какую роль он играет в вашей истории. Например, «Кто живет в этом доме? Чем он занимается?».
Важно помнить о следующих аспектах
- Здоровый эмоциональный фон: Поддерживайте ребенка, даже если он ошибается. Подчеркивайте его успехи и старайтесь создавать положительные эмоции во время занятий.
- Свобода выбора: Позвольте ребенку проявить инициативу и выбрать, что именно он хочет делать. Это увеличит его интерес и желание участвовать.
- Запись и анализ: Периодически записывайте интересные моменты и успехи вашего ребенка. Это не только покажет рост, но и поможет вам в дальнейшем планировании занятий.
Заключение
Создание речевых развивающих игрушек – это замечательный способ взаимодействия с вашим ребенком и обогащения его речевого опыта. Помните, что каждое ваше взаимодействие, каждая игра и разговор помогают развивать его речь и уверенность в общении. Не бойтесь экспериментировать, добавляя своими идеями и участвуя в процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения.
В соответствии с современными требованиями в образовании одним из основных компонентов является включение детей с общим недоразвитием речи (всех уровней) в среду нормально развивающихся сверстни...

Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством технологии QR-кодов.
В настоящее время проблема развития речевых способностей детей старшего дошкольного возраста с ТНР приобретает доминирующее значение, отмечается устойчивая тенденция снижения речевой активности детей,...

Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством технологии QR-кодов.
Современных дошкольников отличает повышенный интерес и восприимчивость к информационно-коммуникационным технологиям и поэтому использование современных образовательных технологий, в том числе технолог...

Опыт работы на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством метода интеллект-карт»
Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование ...

Практикум для родителей «Создание условий для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с помощью игр»
Создать условия для повышения компетентности родителей в развитии грамматического строя речи у детей с помощью игр...

Использование игровых приёмов при коррекции лексико- грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи
При работе с детьми с тяжёлым нарушением речи можно эффективно использовать различные дидактические игры и игровые приемы, создавать различные игровые ситуации.Использование различных форм работы обес...

Консультация-практикум для педагогов и родителей детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушениями речи "Нейрологические игры как средство стимулирования речевой активности у детей".
Консультация-практикум содержит описание эффективности использования учителем-логопедом нейропсихологических и нейрологопедических игр и упражнений для развития высших психических функций. Во вр...
