Консультация для педагогов
консультация

Ключ-Войтова Марина Сергеевна

Консультация для педагогов "Нравственное воспитание детей разных возрастных групп в рамках программы "от рождения до школы" Н.Е. Вераксы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Подготовила воспитатель: Ключ-Войтова  Марина Сергеевна

МБДОУ д/с «Теремок» г. Цимлянска.

Нравственное воспитание дошкольников в ДОО в рамках ФГОС

по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Современные методы и приёмы духовно-нравственного воспитания дошкольников

Цель: формирование основ духовно – нравственных, ценностных ориентаций детей.

Нравственное воспитание в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности, поэтому реализация задач нравственного воспитания предусмотрена во всех ее разделах.

Содержание программы направлено на воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, поселку, Родине.

В программе ставится задача воспитания с раннего возраста уважения к взрослым, формирования навыков культурного поведения, ответственного отношения к выполнению поручений и обязанностей, умения дружно играть и трудиться.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и духовного воспитания. Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей нравственных чувств и поведения.

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как:

  • уважение к старшим,
  • дружеские отношения со сверстниками,
  • умение соответственно отзываться на горе и радость других людей,
  • добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности,
  • воспитание начал ответственности.

Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Первейшая задача взрослых заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств , разобраться в этом непростом мире. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для дошкольника образом.

В работе выделяют следующие направления:

  1. Духовно-образовательное (занятия, чтение детям, беседы, устные поучения, обсуждение поступков героев и детей.)
  2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, подвижные игры, прогулки, экскурсии, походы.)
  3. Культурно-познавательное (концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, участие в православных праздниках) .
  4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, изготовление подарков, атрибутов для игр).

Для успешной работы в данном направлении используют разнообразные методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используют во время:

- чтения произведений устного народного творчества;

- наблюдений;

- показа сказок и других произведений вместе с детьми;

- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

- проведения дидактических игр;

- целевых прогулок, экскурсий;

- моделирования сказок.

Словесные методы представляются наиболее эффективными в процессе:

- рассказа или беседы;

- чтения произведений;

- заучивания потешек, песенок, пословиц, поговорок, считалок;

- рассказывания произведений устного народного творчества детьми;

- бесед с элементами диалога;

- проведения разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций);

- загадывания загадок;

- рассматривания наглядного материала;

- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

- разбора житейских ситуаций;

- проведения викторин, конкурсов, праздников, утренников и др.

Важное значение имеет практический метод:

- изготовление с детьми наглядных пособий;

- организация вечера с родителями;

- игры (подвижные, малоподвижные, дидактические, инсценировки);

- изготовление поделок на выставки;

- при постановке сказок;

- при проведении экскурсий различной направленности;

- при лепке из пластилина или рисовании иллюстраций к сказкам, потешкам, пословицам и поговоркам.

Одной из важных задач детского сада по нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй.

Семья и дошкольная организация - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольная организация: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Для дальнейшего формирования у детей достойных навыков и привычек, перед их глазами постоянно должны быть примеры правильного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить. Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение.

В работу с родителями входят:

- собрания на определенные темы, нравственной направленности;

- открытые занятия воспитательно - образовательного процесса;

- проведение совместных мероприятий;

- анкетирование и тестирование;

- индивидуальные и групповые консультации;

- наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы);

- экскурсии;

- привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и открытых занятий;

- привлечение родителей к подбору произведений устного народного творчества определенной тематики;

- выставки совместного творчества.

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников необходима системная организация работы, включающая учебную, досуговую, трудовую, спортивную, повседневную сферу жизнедеятельности дошкольников; использование многообразных форм и активных методов приобщения дошкольников к истокам национальной культуры; педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в освоении основ народной педагогики.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников — это целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной социальной среде. Поэтому воспитание должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Нужно научить детей противодействовать современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему.



Предварительный просмотр:

 тематическое занятие к 8 марта в младшей группе.

Цели.

  1. Воспитывать любовь и уважение к самому близкому человеку – маме. Закрепить знание стихов о маме, пословиц. Использовать в своей речи ласкательные слова, слова – определения. Воспитывать желание сделать для мамы что-то хорошее, приготовить ей к празднику подарок. 
  2. Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (художественное слово, фотографии, свои рисунки) . 

                                                                                 

                                                                                   

Ход занятия.

Дети выходят под музыку друг за другом и рассаживаются на стульчики.

              Ведущая. День весенний, золотой, солнышко сияет!

                С женским днём 8 марта, всех мы поздравляем!

                Мы сегодня нарядились, будем петь и танцевать.

                Будем вместе веселиться, будем вместе мы играть!

Дети слушают песенку «Ах, какая мама»

Ведущая. Как, чудесно, что мамин праздник наступает тогда, когда просыпается природа. Ярче и веселей светит солнышко, тает снег. Возвращаются в наши края птицы и появляются самые первые весенние цветы. Лучик солнечный лети и Весну к нам приведи. С ней и солнышко теплей, с ней и праздник веселей!

Ведущая. Ребята давайте с вами поиграем.

      1.Слушайте внимательно и отвечайте правильно:

  1. Кто пришёл ко мне с утра?     Мамочка.
  2. Кто сказал: вставать пора?     Мамочка.
  3. Кто косички мне заплёл?       Мамочка.
  4. Целый дом один подмёл?    Мамочка.
  5. Кто цветов в саду нарвал?     Мамочка.
  6. Кто меня поцеловал?            Мамочка.
  7. Кто ребячий любит смех?       Мамочка.

Все хором: Кто на свете лучше всех? Мамочка!

2. Загадка – детям.

    Кто-то утром не спеша,

                     Надувает жёлтый шар,

                     а как выпустит из рук –

                     станет вдруг светло вокруг.

                                           (Ответы детей.)

Ведущая. Молодцы! Всё верно, это – солнышко. Мамин день – первый весенний праздник. С приходом весны солнышко греет с каждым днём всё сильнее, чтобы снег таял, чтобы расцветали подснежники, чтобы вам гулять было приятнее.

Слайд « Солнышко»

Песенка про солнышко

Автор текста (слов):

Ибряев К. 

Выглянуло солнышко,

Блещет на лугу.
Я навстречу солнышку
По траве бегу.
И ромашки белые
Рву я на лету.
Я веночек сделаю,
Солнышко вплету.
Я веночек сделаю,
Солнышко вплету.
Я веночек сделаю,
Солнышко вплету.

Собрала в ладошки я
Чистую росу,
Радугу и солнышко
Я в руках несу!
И цветы над речкою,
Песню и зарю -
Всё, что утром встречу я,
Маме подарю!
Всё, что утром встречу я,
Маме подарю!
Всё, что утром встречу я,
Маме подарю!

В это утро я!

                  3.Под музыку проводится игра, «Собери цветочки».

                   (дети по очереди собирают цветы)

4. «Весёлая пляска»

(дети стоят в кругу, держа руки на поясе)

1. Мы в кружочек встали,  (поочерёдно выставляют

 ножки: правую, левую.)

Весело плясали

Мы плясали, мы плясали,

Ножки выставляли.

2. Хлопали в ладошки, (хлопают в ладошки)

Хлопали немножко.

Хлопали да хлопали,

Да хлопали в ладошки.

3. По коленкам тоже (двумя руками хлопают по коленкам)

Хлопали в ладошки. 

 По коленкам, по коленкам

Хлопали ладошки. 

4. Ручки поднимали, («фонарики»)

Рученьки плясали.

Вот как, вот как, вот как, вот как

Рученьки плясали.

            Ведущая. Ребята, теперь мы с вами знаем, что есть такой праздник: 8 марта  и в этот день каждый из вас должен поздравить маму и подарить ей открытку. Давайте мы с вами сейчас  сделаем красивые открытки и потом подарим их нашим мамам.

(Дети изготавливают праздничные открытки.)

     Ведущая. Посмотрите, какая красивая получилась открытка. Какая она яркая, ваши мамочки с радостью примут  такую красивую открытку!

Рефлексия: С каким праздником вы будете поздравлять ваших мам? Какие подарки вы им подарите?        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....