ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА
опыты и эксперименты (старшая группа)

Теряева Оксана Александровна

Конспект для детей старшего дошкольного возраста.Позволяет развивать позновательный интерес у дошкольников к окружающему миру через экспериментирование с солью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svoystva_soli.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №83 комбинированного вида» г. Орла

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности с детьми 5 – 6 лет

«Свойства  соли"

Воспитатель:

Теряева О.А.

высшая квалификационная

категория

Орёл - 2019г

Цель: развивать познавательные способности детей с помощью экспериментирования с солью.

Программные задачи: способствовать накоплению у детей новых конкретных представлений о свойствах соли; развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации; развивать интерес к экспериментальной деятельности; воспитывать интерес к профессии лаборанта; профилактика утомления.

Материалы: мешочки с солью,  лупы, чайные ложки, салфетки,   стаканчики, блюдца для каждого ребенка, два сосуда с соленой и пресной водой, 2 сырых яйца, индивидуальные халаты, чепчики,  знаки – символы, предметные картинки, характеризующие  выявленные  свойства соли.

Предварительная работа: беседа с детьми " Что мы знаем о соли и ее свойствах", просмотр презентации " Где и как добывают соль", чтение художественной литературы , где речь идет о соли, наблюдение " Как мама использует соль".

План:

  1. Организационный момент. Ритуал приветствия.
  2. Сюрпризный момент. СМС- сообщение профессора.
  3. Беседа. «Кто такой профессор? Что такое лаборатория?».
  4. Правила работы в лаборатории.
  5. Дидактическая игра «Назови вещество?»
  6. Опыт №1. «Кристаллы»
  7. Опыт №2. «Кристаллы хрупкие»
  8. Опыт №3. «Соль растворяется в воде»
  9. Презентация «Где люди используют соль»
  10. Физкультурная минутка. «В огород пойдем, урожай соберем…»
  11. Опыт №4. «Вода пресная и соленая»
  12. Итог. «Мы – исследователи»

Ход занятия:

 1.Организационный момент. Ритуал приветствия.

Дети заходят в группу и здороваются с гостями.

        Здравствуйте , ребята!  Я рада вас видеть в нашем зале! Я уверена , что все у нас сегодня получится! Но прежде чем мы начнем, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, чтобы передать друг другу свое тепло, подарить улыбку, а вместе с ней и хорошее настроение! Молодцы!

 2. СМС- сообщение.

Ребята, сегодня утром, когда я шла к вам в гости , мне пришло необычное смс - сообщение на телефон от одного знакомого профессора.

3.Беседа «Кто такой профессор?»
А вы знаете кто такой профессор?(
ответы детей) Профессор - это человек, который занимается научными исследованиями.

- Вот что пишет профессор: "Здравствуйте, ребята! В мою лабораторию поступило неизвестное вещество, свойства которого нужно срочно изучить. Но меня вызвали на конференцию в другой город и я  не смогу это сделать. Помогите мне пожалуйста его изучить. Всё необходимое для вашей работы вы найдёте в лаборатории." Поможем профессору? Но для этого нам необходимо попасть в лабораторию.

- Что такое лаборатория?(ответы детей)

- Лаборатория - это место, где проводят опыты. И чтобы туда попасть закройте глаза, а я произнесу слова, которые нас туда перенесут.

Сила знаний проявись,

Дверь в науку отварись!

4. Правила поведения в лаборатории.

- Ну вот мы и в лаборатории. Ребята, посмотрите, здесь есть правила поведения в лаборатории. Давайте их изучим:

*  В лаборатории нужно разговаривать спокойным голосом, чтобы не мешать другим ученым проводить исследования.

*  Передвигаться по лаборатории нужно спокойно, не толкая друг друга!

* Соблюдать чистоту!

* Нельзя  пробовать на вкус вещества.

* При работе использовать специальные приборы и специальную одежду.

- Вы запомнили правила?(ответы детей)Теперь я уверена , что вы знаете правила и мы можем приступить к работе. Давайте наденем специальную одежду.( воспитатель и дети надевают медицинские халаты и чепчики) Проходите.

5. Дидактическая игра «Назови вещество?»

- Посмотрите, профессор оставил для нас сундук. Заглянем что внутри! Какие интересные мешочки. Возьми каждый себе по мешочку. Мешочек тяжелый или лёгкий?(ответы детей) Давайте понюхаем его. Чувствуете запах?(ответы детей) Это запах материала из которого сшит наш мешочек. А еще другой  запах есть ?(ответы) Оно пахучее? (ответы) Значит внутри вещество с запахом  или без?(ответы детей) А теперь поверните мешочек вверх, вниз. Что происходит с веществом?(ответы детей)  Если вещество сыпется, значит вещество какое?( ответы детей).У вас есть предположения что за вещество внутри?(ответы детей)

- Ребята, а в сундуке есть подсказка:

"Без нее, ребята, повар просто как без рук,

И становится вся пища несоленой вдруг!"

- Вы конечно догадались ....это....

- Верно! Это соль! Сейчас я развяжу один мешочек и проверим правы ли вы. Вы правы . Это действительно соль и ее мы сейчас продолжим изучать за столом исследователей. Проходите и присаживайтесь.

- Посмотрите, ребята, на столе у нас специальные приборы, которые помогут нам изучить наше вещество.

6. Опыт №1 «Кристаллы»

- Это лупа(воспитатель показывает лупу детям)- специальное увеличительное стекло. Если ее поднести ближе к веществу, то мы можем увидеть из чего состоит соль. Что вы видите?(ответы детей) Это - кристаллы. И это наш 1 научный вывод: соль состоит из кристаллов.(воспитатель крепит на магнитную доску картинку-вывод) Отложите лупу на место.

7. Опыт №2 «Кристаллы хрупкие»

- Возьмите следующий специальный прибор(воспитатель берёт ложку) и надавите на соль. Что происходит?(ответы детей) Соль крошится потому, что  её кристаллы хрупкие и, при надавливании на них, они разрушаются. И это наш с вами 2 научный вывод: Кристаллы соли хрупкие и ,при надавливании, они разрушаются и издают звук.(воспитатель крепит картинку-вывод на доску)

8. Опыт №3 «Соль растворяется в воде»

- А теперь, мои юные ученые, насыпьте ложкой соль в стакан с водой и размешайте. Посмотрите на стакан. Что произошло  с веществом?(ответы детей) И это наш очередной научный вывод: Соль растворяется в воде.(воспитатель крепит картинку-вывод на доску)

- Ребята, все эти свойства соли люди используют в своей жизни. Соль важна для людей и приносит пользу. А какую....мы сейчас с вами увидим. Аккуратно встаньте и пройдите к экрану.

9. Презентация " Где  люди используют соль?"

1й слайд: Соль используют в косметологии. Она содержится в шампунях, мыле и других средствах.

2й слайд: Соль используют в медицине. Посмотрите...дети полощут горло слабым солевым раствором, чтобы избавиться от болезни.

3й слайд: Соль используют на улице во время гололедицы.

4й слайд: Соль используют при приготовлении пищи.

5й слайд: Люди используют соль для консервирования овощей.

- Ребята, люди используют соль для консервирования овощей. Давайте мы с вам соберем свой урожай овощей для своих заготовок. Давайте аккуратно встанем и сделаем круг.

В огород пойдем, урожай соберем ( шаги на месте)

Мы морковки натаскаем, огурцов насобираем( выполняют движения)

Срежем мы кочан капусты( движение руками)

Круглый, крепкий, очень вкусный!

Зелени нарвем немножко и вернемся по дорожке( шаги)

- Молодцы , ребята! Весь урожай собрали!

11. Опыт №4 «Вода пресная и соленая»

- Сейчас мы проведем еще один интересный опыт. Перед вами 2 сосуда. В одном из них соленая вода, а в другом несоленая, т.е. пресная. Как вы думаете, что произойдет, с яйцом, если я опущу его в эти сосуды?(ответы детей) Давайте проверим. Что происходит?(ответы детей) В соленой воде яйцо всплыло на поверхность, а в несоленой опустилось на дно. И это наш очередной вывод: соленая вода выталкивает предметы на поверхность.(воспитатель крепит картинку-вывод на магнитную доску)

- Именно поэтому нам так легко плавать в морской воде, ребята. Морская вода соленая, и она выталкивает нас на поверхность.

- Ну вот мы с вами изучили некоторые свойства соли. На самом деле их много. С другими свойствами соли вы познакомитесь в школе. Давайте вспомним какие свойства соли мы исследовали?(воспитатель показывает картинки-выводы на доске , а дети отвечают)

12. Итог «Мы – исследователи»

- Ребята, наши исследования закончены! Вы – настоящие исследователи. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте снимем специальную одежду.(снимают одежду и кидают в корзину)Оставим наши выводы для профессора, чтобы по возвращении он смог с ними ознакомиться.

Сила знаний проявилась,

Дверь в науку отварилась!

- Ну вот мы в нашем детском саду. Теперь вы многое знаете о соли и я думаю Вы с удовольствием поделитесь своими знаниями с воспитателями и знакомыми. Спасибо вам за участие! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...