Планирование недели по теме "Русская народная игрушка - матрёшка" во второй младшей группе
методическая разработка (младшая группа)

Шестакова Наталья Николаевна

Планирование во второй младшей группе по теме "Знакоство с русской народной культурой и традициями: народная игрушка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                     Тема недели.  Знакомство  с русской народной культурой и традициями: народная игрушка.

Цель. Продолжать приобщать к русскому народному творчеству.

Задачи. Познакомить детей с русской игрушкой -  матрешкой. Формировать патриотические чувства, интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрёшке. Использовать фольклор при организации всех видов деятельности.

Итоговое мероприятие:  музыкальное развлечение «В гостях у Матрёшки»

Режимный

момент

время

День недели/ содержание деятельности

(дидактические единицы, реализуемые в ходе образовательного процесса, области)

Понедельник – 16. 03.

Вторник- 17. 03.

Среда – 18. 03.

Четверг – 19. 03.

Пятница- 20.03.

Прием детей осмотр, игры, самостоятельная деятельность

Утренняя встреча детей, самостоятельная деятельность детей, ежедневная работа в календаре природы, чтение художественной литературы: «Тень, тень, потетень…»; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой;  «Коза-дереза», укр.,  обр. Е. Благининой; А. Майков  «Ласточка примчалась…», К. Чуковский «Айболит»; Л. Толстой «Таня знала буквы…»; «Поёт зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой; «Мыши водят хоровод…» рус.нар. песенка;  чтение по желанию детей

Утренний круг:

Разучивание стих-я недели: Когда живётся дружно, что может лучше быть.

И ссориться не нужно и можно всех любить. Вы любите ходить в детский сад? Что вы любите в саду делать? Все дети любят играть с игрушками. Какие игрушки вы любите? Кто покупает вам игрушки? Где живут игрушки у нас в детском саду? Давайте сходим к нашим игрушкам в гости. (Останавливаются и обращают внимание на игрушки -  матрёшки).

Артикуляционная гимнастика «Варенье для матрёшки».

Индивид.работа с Пашей, Глебом – д/и

 «Собери картинку» (учить собирать из частей целое.)

Чтение потешек.

Утренний круг:

Вы уже хорошо знаете где живут наши игрушки, но чтобы им не было скучно у нас в дет.саду, нужно придумать, как с ними можно играть(показ куклы) Как можно поиграть? Как вы будете играть с машинами, кубиками и т.д.

Какие игрушки нам нужны  для игры в больницу, магазин?

Во что вы хотите сегодня поиграть?

 Какие игрушки вы для этого возьмёте?

 А как играют с матрёшками? Предложить детям поиграть (разобрать и собрать матрёшки)

Игра «Угадай,  что в мешочке»

Цель: совершенствовать лексико-грамматическую структуру речи

(дети на ощупь отгадывают, какую игрушку они достают и говорят, как с ней можно играть).

Утренний круг:

Вы ходите с папой и мамой в магазин? Какие бывают магазины? А в какой магазин вы любите ходить больше всего?(«Игрушки»)

Почему вам нравится этот магазин?

Но, раньше, когда на свете не было магазинов,  игрушки делали своими руками.  Их  делали их из глины, камня, дерева, палок, соломы и т.д. 

Вы хотели бы увидеть такие игрушки? У меня есть волшебный сундучок, в котором хранятся игрушки, которые сделаны своими руками.

(достаёт куклу из ткани, соломы, свистульки, дымковская глиняная барышня, матрёшка; предлагает рассмотреть и поиграть).

Театрализованная игра «Матрешки танцуют»

Цель:  разучить с детьми танцевальные движения.

Индивид.работа с Мариком по рисованию «Раскрась бусы у матрёшки».

Инд. работа с Машей, Катей - игра на внима-ние «Найди отличия у двух матрёшек»

Д/и «Познакомимся с матрешкой». Цель: научить сравнивать по величине составляющие матрешки и правильно складывать их. Утренний круг:

Н.Стецюк «Сказка о матрешках».

Предложить детям рассмотреть разных матрёшек, сравнить, описать их.

Игры детей с матрешками.

Цель: поддерживать у детей интерес к матрешке, учить играть с ней, в уголке ряженья наряжаться и обыгры-вать образ матрешки перед зеркалом.

Пальчиковая гимнастика «Семья»,      « Матрёшки».

Самостоятельные игры в игровом уголке.

Уборка игрушек.

Инд. работа с Дариной, Ирой – д/и  «Матрешка большая и матрешка маленькая» Цель: Учить составлять предметы из двух частей, ориентируясь на их величину.

Продолжать учить понимать слова «большая – маленькая».

Утренний круг: Игровая ситуация «Познакомим матрешку с игрушками»

Сегодня я вам принесла книгу, в которой загадки о ваших любимых игрушках и картинки к ним. Давайте попробуем их отгадать (показывая картинку, просит назвать игрушку, рассказать какая она, что делает или умеет делать)

Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке,

Носят яркие одёжки,

Называются — …

(Матрешки)

Игра «Что изменилось»

Цель: развивать зрительную память, внимание  (с матрёшками).

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика, см. комплекс № 26

Подготовка к завтраку, завтрак

Формирование культурно-гигиенических навыков. Привлекать детей к сервировке столов к завтраку. Формировать навыки дежурства по столовой: расставлять салфетницы, раскладывать ложки.

Игры, самостоятельная деятельность

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности; развивать познавательный интерес детей к предметному оснащению группы.

Игры со строительным материалом: «Домики для матрешек»

Разрезные картинки по теме «Матрёшки»

Самостоятельная игровая деятельность детей по интересам.

Настольная  игра «Сложи матрешку».

Цель: Упражнять детей в составлении  целого предмета из двух, четырех частей.

Самостоятельная игровая деятельность детей в центре сюжетно-ролевых игр.

Игра за столом  «Расставь матрёшки по высоте»

Муз.игра «Хлопают в ладошки дружные матрёшки».

Самостоятельная игровая деятельность детей в центре творчества.

Настольная игра «Парные матрешки»

Упражнять детей составления целого предмета из двух, четырех частей.

Самостоятельная игровая деятельность детей в центре конструирования.

Настольно - печатные , дидактические , развивающие игры: «Найди пару» работа с блоками Дьенеша. «Чудесный мешочек», «Картинки-половинки».

 Самостоятельная игровая деятельность детей в центре театрализ.игр.

Организованная  образовательная деятельность

1.Развитие речи. Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо».

2. Музыка  (по плану специалиста).

1.ФЭМП. Сравнение по длине и высоте.

2. Физкультура

Занятие 1.

1. Рисование (по плану специалиста)

2. Физкультура

Занятие 2.

1. Познание (окружа-ющий мир) «Матрешка».

2. Музыка (по плану специалиста)

1. Лепка. Угощение для кукол.

2. Физкультура (на прогулке)

Самостоятельная деятельность

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности; развивать познавательный интерес детей к предметному оснащению группы.

Подготовка к прогулке, прогулка

 (игры, наблюдения, труд, экспериментирование, общение по интересам, самостоятельная игровая деятельность на прогулке), возвращение с прогулки

- Подготовка к прогулке: закрепление приемов одевания; воспитание самостоятельности, взаимопомощи;

- ежедневные беседы по охране безопасной жизнедеятельности детей на прогулке.

- ежедневные беседы по формированию нравственных качеств.

Весенние изменения в природе. Цель: Систематизировать представления детей о весне по основным, существенным признакам. Расширять представления детей о природных явлениях весной, об их значении в жизни нашей планеты.

Д/и «Закончи предложение»

П/и: Кто быстрее добежит до флажка?»

«Карусели»

Цель: Развивать умение при беге преодолевать препятствия.

Инд.работа с Сашей С., Артёмом по развитию осн.движений: бег с высоким подниманием колена; бег в опреде-лённом направлении.

Индивидуальная работа по речевому развитию

«Подумай и скажи»

Цель: развивать речь, мышление.

Предложить  Елисею сказать, что может быть холодным и горячим.

Наблюдение за небом.  

Продолжать знакомить детей с различными погодными явлениями. Развивать наблюдательность.

Д/и «Справа, слева»

Цель: продолжать развивать ориентировку в пространстве (назвать детей предметы, которые находятся с правой стороны от них и с левой стороны).

П/И «Бегите ко мне»

«Самолетики» Цель: Формировать умения быстро бегать по сигналу воспитателя.

Приучать детей двигаться цепочкой, обходя препятствия, поднимать руки в стороны.

Основные виды движений: бег в определённом направлении, бег змейкой друг за другом. Цель: Формировать умение бегать в определенном направлении, развивать ориентацию в пространстве ( Богдан, Глеб, Елисей, Серёжа)

Наблюдение за  птицами.

Цель: Продолжать формировать умение наблюдать за птицами. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать у детей любовь к птицам.

- Что делают птицы весной?  (прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнезда, поселяются в сквореч-никах, выводят птенцов и т.. д).

П/И «Птички полетели»

«Воробушки и кот»

Развивать умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

Приучать детей двигаться цепочкой, обходя препятствия, поднимать руки в стороны.

Основные виды движений: бег в определённом направлении, бег с высоким подниманием колена (Ира, Катя, Даша, Маша).

Работа по звуковой культуре речи с Сашей: «Уч-уч-уч, вышло солнце из-за туч».

Наблюдение за деревьями.

Цель: продолжать формировать у детей представления о деревьях; развивать наблюдательность;        воспитывать желание защищать и оберегать природу.

Обратить внимание на набухшие почки на деревьях.

П/И «Прыгайте зайчата»

«Попади в цель». Цель:  Развивать у детей умение прыгать вперед на обеих ногах.

Развивать умение делать замах и бросок.

Индивидуальная работа в прыжках. Цель: развивать способность распределять внимание в двигательной деятельности( Дарина, Алёна, Паша)

Два прыжка! Пять прыжков!

Прыгнем мы до облаков.

Мы такие прыгуны,

Что допрыгнем до луны

Наблюдение за ручейками.

Цель: Обобщить и систематизировать представление о свойствах воды. Учить использовать полученные знания в играх, в рисовании. Поддерживать интерес к явлениям неживой природы.

Надоела нам зима, уходи зима сама!

В марте солнышко печет, в марте с крыш вода течет,

И расцвел подснежник в срок — самый первый наш цветок.

Добрый март, весь мир согрей, ты всех месяцев милей!

П/и «Самолеты» .

«Найди, где спрятано».

Цель: упражнять в беге, действиях по сигналу воспитателя; воспитывать ловкость; учить ориентироваться в пространстве;
воспитывать внимание.

Индивидуальная работа в прыжках. Цель: развивать способность распределять внимание в двигательной деятельности (Соня, Рита)

Подготовка к обеду, обед

Гигиенические процедуры перед приемом пищи, воспитание культурно-гигиенических навыков.  Игровая ситуация: «Покажем зайке, как мы умеем аккуратно есть». Цель: побуждать детей есть аккуратно, тщательно пережёвывать пищу, не разговаривать за столом

Подготовка ко сну, релаксационная гимнастика

Формирование навыков самообслуживания: игровая ситуация: «Научим  мишку раздеваться и аккуратно складывать одежду».

Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры, полдник

Постепенный подъем. Закаливающие мероприятия: гимнастика после сна, закаливающие процедуры и прочее. Формирование культурно-гигиенических навыков. Игровая ситуация: «Покажем зайке, как умеем одеваться». Цель: закрепить знания детей о последовательности одевания.

Подготовка к полднику, полдник

Д/и «Да здравствует мыло душистое». Цель: учить детей самостоятельно мыть руки, пользоваться индивидуальным полотенцем, вытирать их насухо.

Игры, досуги, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа

Самостоятельные игры детей в центре игры: развивать игровую деятельность; адаптацию к пространству и предметному оснащению группы.

Чтение художественной литературы: И. Лыкова «Румяные матрешки».

Цель: Приучить детей слушать произведение, приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их называть знакомые предметы.  

Хороводная игра «Мы матрешки».

 Цель: приобщать детей к выразительному исполнению не сложных хороводов.

С/р игра: «Матрешка встречает гостей»

Индивидуальная работа с Миланой, Катей  – д/и «Собери бусы». Цель: развивать мелкую моторику рук.

Чтение художественной литературы детям – В.Приходько «Матрешка». Цель: Приучить детей слушать произведение, приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их называть знакомые предметы.

Ситуативный разговор: «Вежливость» (беседа о важности «хороших слов», о необходимости здороваться и прощаться, а так же благодарить за помощь).

С/р. игра «Напоим матрешку чаем».

Д/и «Найди два одинаковые матрёшки»

Самостоятельная игровая деятельность детей .

Чтение художественной литературы:

сказки «Как матрешки спасли принцессу», «Жили - были матрешки».

Дидактическая игра: «Собери матрешку».

Цель: учить действовать детей со сборно-разборными игрушками.

В уголке творчества - рисование «Раскрась матрешку».

Цель: продолжать учить правильно держать карандаш, заштриховывать изображение, стараясь не выходить за контур, развивать мелкую моторику рук.

Самостоятельная игровая деятельность детей по интересам в центрах активности.

Чтение художественной литературы  детям:

 С.Вохринцева «Матрешки».

Работа кружка.«Чашечка для  Матрёшки».

Учить создавать простую композицию (узор) на вырезанной  из картона чашке, используя «колбаски» и «шарики» из пластили-на.

Д/И «Кто где живет?» (игры-вкладыши)

Развивать умение  детей различать домашних и диких животных, называть их детенышей, места обитания. Самостоятельная игровая деятельность детей по интересам в центрах активности.

 Чтение худ.лит-ры : С.Маршак «Матрёшки»

Муз.-дид. игра «Колыбельная песенка для матрешки». Цель: учить петь напевно, развивать голосовой аппарат.

Индивидуальная работа с Машей, Дашей, Соней, Ирой -  д/и «Расставь по размеру». Цель: закреплять навыки классификации предметов.

Игры со строительным материалом «Постройка многоэтажного дома».

Труд: уборка и мытьё с детьми игрушек.

Самостоятельная игровая деятельность детей по интересам в центрах активности.

Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельные игры детей, общение, взаимодействие с родителями, уход детей домой

Прогулка (в благоприятную погоду): наблюдение, игры, подвижные игры, малоподвижные игры, самостоятельная игровая деятельность детей.

Наблюдение за одеждой прохожих. Цель: закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь людей.

И/у «Поймай мяч». Цель: упражнять в ловле мяча (Милана, Саша К., Глеб).

Самостоятельная двигательная активность детей на свежем воздухе с игровым материалом и спортивным инвентарем.

Наблюдение за воробьями. Цель: закреплять представления о птицах, их поведении.

Воробей чирикает: чик-чирик.  Понаблюдать с детьми на оживленное поведение воробья. Воробьи радуются весне, задорно чирикают: чик-чирик, чик-чирик.

Подвижная игра «С кочки на кочку».

Д/и «Один-много».

Самостоятельная двигательная активность детей на свежем воздухе с игровым материалом и спортивным инвентарем.

Наблюдение за вороной. Цель: закрепить представления детей о птицах.

П/и «Лохматый пёс». Цель: закреплять умение детей  действовать  по сигналу, соблюдать игровые правила.

 Игра «Весна». Цель: побуждать соотносить речь с движением, упражнять в беге в одном направлении (Никита, Маша, Катя).

Д/и «Назови ласково». Цель: закреплять умение  подбирать слова в уменьшительно-ласкательной  форме.

Наблюдение за работой дворника. Цель: расширять  знания о труде взрослых, воспитывать уважительное отношение к результатам труда.

П/и  «Бегите ко мне».

Цель: упражнять в беге   врассыпную.

Д/у «Кто дальше». Цель: совершенствовать умение действовать с раз.предметами (Елисей, Саша К., Рита).

Д/и «Узнай друзей по голосу». Цель: развивать интерес к сверстникам, умения различать детей в группе.

Наблюдение за облаками.  Цель: продолжать знакомить  с различными  природными явлениями.

П/и  «Зайчики». Цель: побуждать энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах.

Д/и «Поручение». Цель: побуждать выполнять простые игровые поручения.

Малоподвижная  игра «Попади в цель».  Цель: упражнять в метание,  развивать меткость.  Свободное общение воспитателя с детьми.

Взаимодействие с родителями

Знакомство родителей с мероприятиями, проводимыми в детском саду.

Консультация " Народная игрушка в семье"

Рекомендации. Знакомство детей с русской народной игрушкой. Матрёшка.

Индивидуальные беседы по запросам родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование недели «Игры и игрушки» во второй младшей группе

Планирование недели «Игры и игрушки» во второй младшей группе...

проект "Народная игрушка" во второй младшей группе

проект "Народная игрушка" во второй младшей группе...

«Народная игрушка - матрёшка» вторая младшая группа

Знакомство детей с народной игрушкой (русской мат­решкой) через интеграцию познавательно-речевого общения и продуктивной деятельности....

Проект «Русская народная игрушка матрешка» (вторая младшая группа)

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки....

Проект «Народная игрушка - матрёшка» вторая младшая группа

Проект " Народная игрушка - матрешка" вторая младшая группа...

Картотека физминуток на тему «Народная игрушка» для второй младшей группы

Цели:Развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, зрительную память;Воспитывать интерес к народной игрушке, уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством....