Консультация для родителей «Об играх и занятиях с детьми раннего возраста в детском саду и дома»
консультация

Касаткина Ирина Владимировна

Каждый родитель желает видеть своего малыша не только физически здоровым, но и умным, развитым, хорошо говорящим, а в будущем – и хорошо успевающим в школе. Хотя ребенок и наделен от природы множеством природных задатков (умением видеть, слышать, чувствовать и др.), но сами по себе они развиваться не будут. Естественно, процесс развития происходит под непосредственным руководством взрослого – родителей, воспитателей.

Следует помнить, что развитие ребенка – не  стихийный процесс, а управляемый взрослыми!

 Каково же должно быть это руководство? Как мы, взрослые, должны помочь в этом малышам? Чему и как их учить?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Об играх и занятиях с детьми раннего возраста

в детском саду и дома»

        Каждый родитель желает видеть своего малыша не только физически здоровым, но и умным, развитым, хорошо говорящим, а в будущем – и хорошо успевающим в школе. Хотя ребенок и наделен от природы множеством природных задатков (умением видеть, слышать, чувствовать и др.), но сами по себе они развиваться не будут. Естественно, процесс развития происходит под непосредственным руководством взрослого – родителей, воспитателей.

Следует помнить, что развитие ребенка – не  стихийный процесс, а управляемый взрослыми!

       Каково же должно быть это руководство? Как мы, взрослые, должны помочь в этом малышам? Чему и как их учить?

       Одно из основных условий успешного развития ребенка – это достаточный уровень физического развития. На 1-ом г.ж. – это овладение ползанием, на 2-м г.ж. – овладением ходьбой, на 3-м г.ж. – бегом, прыжками, метанием. Поэтому в детском саду, начиная со 2-го г.ж. проводятся с детьми организованные занятия по физической культуре, которые проводятся в утренний и вечерний отрезки времени, по подгруппам – по 3-4, 5-6 человек длительностью 8-10 минут. Дети вместе со взрослыми выполняют общеразвивающие упражнения, основные движения, играют в подвижные игры.

      При подготовке детей к поступлению в детский сад большое значение имеет воспитание у малышей определенного уровня культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.  Уже к году  малыш должен уметь пить из чашки, придерживая ее двумя ручками, не захлебываясь, есть с ложки, снимая с нее пищу губами. С года необходимо  приучать ребенка   пользоваться ложкой, учить нести ее ко рту. К 1г.6 мес.- есть самостоятельно любую пищу, в т.ч. и жидкую, пить, не обливаясь.

        Приучайте малышей к определенным действиям при раздевании и одевании, воспитывайте активность – просунь ручку, подними ножку, сними носочки,

       Особое внимание надо обратить на формирование навыков проситься на горшок. С года памперсы оставляйте только на прогулку   и сон.

       Но кроме основных движений, очень важно в этом возрасте развитие мелких движений пальцев рук, так называемой мелкой моторики. Развитие моторики является предпосылкой для подготовки руки ребенка к рисованию, а в дальнейшем – к письму. Объясню, почему.

           Издавна известны народные игры: «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока-ворона» и др. Эти игры с веселым речитативом уже на 1-м г.ж. доставляют малышам огромное удовольствие. Но кроме того, они несут в себе и развивающие возможности: вслушиваться в ритмично звучащие слова и производить действия – игры с пальчиками. И все это с давних пор использовалось не случайно. Учеными доказана прямая зависимость речевого и умственного развития  от степени развитости мелкой моторики рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше ребенок говорит. Это связано с тем, что в коре головного мозга центры, отвечающие за развитие мелких движений, находятся рядом с центрами, отвечающими за развитие речи. Поэтому, тренируя пальчики, мы попутно развиваем и речевые центры.

Есть определенный тест – попросить ребенка показать один, два пальчика, замкнуть их и т.п. и посмотреть, свободно или с трудом ему это удается. Мы в детских садах для этих целей используем специальные пособия (демонстрация пособий.)

      Но не может быть одностороннего развития. Одновременно с этим развивается координация движений, ребенок учится оценивать взглядом и оценивать результат. Кроме того, в процессе этих игр-занятий знакомится с характеристиками предметов: узнают о форме, величине, цвете предметов.

          Сенсорное развитие

   Дети от 1г до 1г.6 мес.: стоят задачи по развитию предметно-орудийных действий детей: открывать-закрывать, вынимать - вкладывать, нанизывать и снимать колечки пирамидки, прокатывать шарики по желобку, шнуровать. Дети должны различать  цвет: красный, синий; величину: большой, маленький, собирать пирамидку на конусной основе из 2-3 колпачков разного размера.

      Дети от 1г6 мес. до 2 лет: различать и соотносить 4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый; знакомим с формами: шар, кубик, кирпичик.

     Порой для таких занятий не нужно специально отведенного времени, Естественно, у родителей много домашних дел, а малышу хочется побыть рядом с Вами. Готовя на кухне, дайте годовалому ребенку перекладывать, например, ложки из кастрюли в кастрюлю, постучать крышкой. Ребенок в этих действиях узнает для себя много интересного: деревянная ложка стучит тихо и недлительно, металлическая – громко и гораздо длительнее.

      Большое количество продуктов теперь продается в пластиковой посуде, не выбрасывайте ее. Если в одну бутылку налить воду,  в другую – насыпать горох, в третью – поместить металлические детали от сломанной игрушки, получится набор музыкальных игрушек с разным звучанием. Также и с крышками от пластиковых бутылок малыш может увлеченно играть: раскладывать по цвету, выкладывать определенный узор – дорожку, чередуя по цвету, определенные рисунки – домик, мячик, цветок и т.п. Также можно использовать пакеты из-под сока, йогурта, молока. В них можно прятать игрушки. Сначала малыш будет искать в одной из двух коробочек, потом количество их можно увеличить, если коробочки разного цвета, ребенок будет запоминать цвет, если разной величины – то размер. Игра разовьет память, внимание.

        Многим детям нравится прятать разные предметы в сундучки, шкатулки. Как можно играть с ними? На глазах малыша спрячьте игрушку в одну из коробочек и попросите ее найти. Можно сделать мягкий мяч, наполнив его кусочками ткани и завязав его для безопасности. Поместите туда уже надоевшую ребенку погремушку. В таком преображенном виде она снова станет интересной малышу.

        Также малыши будут с удовольствием пересыпать крупу из стакана в стакан, переливать жидкость из одной емкости в другую, набирать воду пипеткой в ложку и мн.др.

        Ребенку от 2до 3 лет предложите собирать воду губкой из миски в миску, насыпав на лист бумаги любую крупу: манку, пшено – нарисовать узор, насыпать песком дорожку тремя пальцами. Дорожку при этом выложить из спичек или зубочисток. Полезны упражнения, развивающие щепотку: брать бусинки, пуговицы, мелкие игрушки тремя пальчиками. Эти упражнения будут готовить руку ребенку к письму, рисованию, удерживанию ложки 3-мя пальцами.

        Очень интересны детям игры с водой: собирание воды губкой, покажите  процесс окрашивания воды – марганцем, зеленкой, гуашью и др. Все это обогатит познания ребенка об окружающем и будет укреплять его руку, а это все также будет оказывать благотворное влияние на развитие речи.

    Речь. Какие задачи стоят по развитию речи на 2-м г.ж.?

-  Расширять запас понимаемых слов.

- Учить находить игрушки, предметы одежды, посуды и их изображения на картинках.

- Различать части тела.

- Произносить звукоподражания: ав-ав, мяу-мяу, би-би и т.п., простые слова: ляля, дядя, тетя, на, иди и др.

 -  С 1 г.6 мес. поощрять замену звукоподражательных слов на общеупотребительные: вместо ав-ав – собака, би-би – машина и др. Учить составлять фразу из 2-3 слов.

 - Произносить в речи не только существительные, но и глаголы, прилагательные, наречия. В связи с этим учим детей различать разные действия: собака сидит, лежит, бежит;  кукла  лежит в кровати, сидит на стуле, идет и т.п.( демонстрация картинок)К 2 годам ребенок говорит фразой, отвечает на вопрос: Что или кто это? Что делает?

       На 3-м г.ж. дети должны уметь говорить предложениями, согласовывая существительные и местоимения с глаголами, прилагательными, правильно употреблять предлоги (собачка едет на синей машине). Появляются и вопросительные предложения, задают вопросы: куда? почему? Этот возраст зовут возрастом «почемучек». Дети уже умеют высказываться из собственного опыта, читать небольшие стихи.

       На 3-м г.ж. появляется изобразительная деятельность: рисование, лепка.  Рисование осуществляем карандашами, кисточкой(гуашью), пальчиком, ладошками, ватным тампончиком, тычками. Используем приемы: примакивания, проведение горизонтальных и вертикальных прямых линий. Все это обыгрывается – стебелек к цветочку, ниточку к шарику, дорожку для зайчика). А затем учим рисовать и округлые формы (мяч, шар, солнышко и пр.). К концу года учим детей рисовать предметы из 2-3 частей: пирамидка из шаров, снеговик, неваляшка.

      В лепке – учить разламывать кусок глины, пластилина, теста на 2 части, отщипывать (корм для птичек), катать палочки прямыми движениями (столбики к забору, колбаски для котят, морковь) и круглые  формы(круговыми движениями на ладони) – витаминки, снеговик, яблочки и т.д.

       

Особенность детей раннего возраста – быстрая утомляемость и в то же время вследствие неразвитости коры головного мозга ребенку требуется неоднократное повторение. Поэтому и родители дома должны закреплять тот материал, с которым детей познакомили в д/с, самим интересоваться, что дети узнали нового, чему сегодня научились и тогда успех в развитии детей будет обеспечен и дети будут на только радовать своими успехами.

                                                                                                                                           

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Тема: «Игры на коленках с детьми раннего возраста»

Дети раннего возраста очень любят сидеть на коленках у взрослых и радуются, когда педагог (родитель) начинает их подкидывать, как бы ронять....

Занятие с детьми в средней группе детского сада "Безопасность дома"

Занятие с детьми в средней группе детского сада "Безопасность дома"...

ЗАНЯТИЕ С ДЕТЬМИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА "БЕЗОПАСНОСТЬ ДОМА"

Закрепить представление детей об опасных для жизни и здоровья людей предметах и ситуациях, с которыми они встречаются в жизни (об их значениях для людей, о правилах пользования ими)....

Конспект занятия с детьми раннего возраста в детском саду с использованием нетрадиционных техник рисования "Покормим цыплят" (рисование ватными палочками).

Конспект занятия с детьми первой младшей группы в детскому саду с использованием нетрадиционных техник рисования "Покормим цыплят" (рисование ватными палочками).Автор: Золина Ольга Игоревна,...

"Адаптационные игры для детей раннего возраста в детском саду и дома"

В статье представлены игры, которые помогут воспитателю в адаптационный период детей. Игры помогут сделать период адаптации легче и мягче для ребенка...