Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Основные принципы и приёмы работы в ДОУ по патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriotizm.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В последние годы в нашей стране происходят огромные изменения. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине. Ныне, когда материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Поэтому проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является сегодня очень актуальной и одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

 «…Патриотизм.  Это чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».

В. В. Путин

Целью дошкольного учреждения является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников определяет круг задач, стоящих перед педагогическим коллективом детского сада по формированию у юного гражданина:

  • любви к семье, дому, детскому саду, городу, области, стране в целом;
  • бережного отношения к истории;
  • понимания культурных традиций;
  • гордости за спортивные и культурные успехи представителей своего народа;
  • уважения к национальным особенностям своего народа; толерантного отношения к другим людям;

 Содержание программы Н.Е.Вераксы «От рождения до школы» предусматривает распределение работы по нравственно-патриотическому воспитанию по нескольким блокам.

Ф. Бэкон, английский философ-материалист, писал: «Любовь к Родине начинается с семьи». Важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. Знают ли они своих бабушек и дедушек, каковы их заслуги, за что дедушка и бабушка получили благодарственные письма, грамоты, медали, ордена? А каковы заслуги их родителей, папы и мамы? Важно для воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников показать через малое большое, через семью – судьбу общества, народа.

Поэтому патриотическое воспитание  и начинается блоком «Мой дом – моя семья».

 «Мой дом – моя семья»;

«Детский сад»;

 «Родной город»;

«Природа родного края»;

 «Родная страна»;

«Наша Армия».

 Темы в каждом блоке связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о России. Каждая из тем повторяется в каждой возрастной группе, изменяется только содержание, объем познавательного материала, сложность. 

Основные принципы работы с дошкольниками:

  • От близкого к отдаленному (мой дом - моя улица – мой город - моя страна – моя планета).
  • От частного к общему (где каждое частное выступает перед ребенком как проявление чего-то общего).
  • Опора на собственный опыт детей, реальные дела и события в семье, детском саду, городе, стране.
  • Взаимодействие с семьей.
  • Систематичность. (Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее чувство может угаснуть. Поэтому необходимо закреплять это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.)

В возрасте 5-7 лет у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне. В старшем дошкольном возрасте используют такие приёмы патриотического воспитания:

  • этические беседы о городе, родной стране, мире;
  • экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;
  • рассматривание иллюстраций об особенностях природы России, разных стран;

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края одно из средств воспитания патриота нашей страны. Чувство патриотизма формируется постепенно в процессе накоплений знаний и представлений об окружающем мире. В сказках, стихах, рассказах И. Бунина, С. Есенина, М. Пришвина, В. Бианки и других поэтов, и писателей раскрывается красота родной природы, выражается лирическое чувство. Воспитать настоящего патриота без любви к родной природе просто невозможно.

  • чтение стихов, потешек, сказок.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.

  • знакомство с элементами национальной культуры;
  • обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.
  • знакомство с российской символикой;
  • рассматривание иллюстраций к сказкам народов России;
  • придумывание сказок и историй о достопримечательностях родного города;
  • праздники и развлечения (Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.)

Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением зала, интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.

 Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема, “Защитников Отечества”. Воины, защитники Отечества есть практически в каждой семье, поэтому праздник – день Защитника Отечества - считается всенародным. Оказывает наибольшее влияние на патриотическое воспитание детей подготовка и проведение праздников, развлечений, занятий, посвященных Дням воинской славы. Эти праздники воспевают и поднимают на новую ступень смелость и отвагу, героизм взрослых и молодежи, победивших смертельного врага.

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Отечественной войны. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их трудовых и фронтовых подвигах) необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству” и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Стихи и рассказы о Великой Отечественной войне – являются одной из важной составляющей патриотического воспитания. Это стихи А. Твардовского, С.Михалкова, рассказы А. Гайдара, А. Митяева о подвигах и мужестве солдат, защищавших Родину, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками.

Исходя из перечня используемых методов и приемов работы с детьми видно, что очень ярко прослеживается принцип интеграции основных видов деятельности: коммуникативной, игровой, двигательной, музыкальной, восприятие художественной литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Взаимодействие воспитателя, детей и родителей по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Взаимодействие воспитателя, детей и родителей по                         ...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

«Военно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации Рабочей программы воспитания»

В чем же заключается актуальность нашей программы?ГБДОУ детский сад №22 расположен в муниципальном округе (МО) «Урицк». В районе сооружен мемориал "Кировский вал" в составе мемор...

Педагогический проект «Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

laquo;Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»...