ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ 2-3 ЛЕТ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
методическая разработка (младшая группа)

Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_adaptatsii.doc186.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чаматова Светлана Павловна

педагог-психолог,

МБДОУ №207, г. Ульяновска

ПРОГРАММА  

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ  СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ  ВОСПИТАННИКОВ 2-3 ЛЕТ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Аннотация: одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, адаптация.

Ранний возраст – это важный и ответственный этап развития человека. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Именно в этом возрасте ребенок чаще всего приходит в детский сад и попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, замкнутостью, снижением активности. Тревога, связанная с разлукой, появляется у детей во многом потому, что они предчувствуют возможность столкновения с новыми, незнакомыми людьми и обстоятельствами. Психологическая помощь и поддержка взрослых  должны обеспечить адекватное,  безболезненное приспособление ребёнка к миру людей.

Адаптация. Критерии оценки.

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. По тому, как дети приспосабливаются к садику, их можно разделить на три основные группы. Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.

     При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. Ребёнок, как правило, не заболевает в период адаптации.

     При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.

     Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится от 2 до 6 месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, проявляет стойкие нарушения поведения .

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

     · глубокий сон;

     · хороший аппетит;

     · бодрое эмоциональное состояние;

     · полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;

     · соответствующая возрасту прибавка в весе.

Цель программы: создание условий позитивной социализации, индивидуализации в развитии детей дошкольного возраста и сохранение психологического здоровья всех участников образовательных отношений, используя комплексный  подход к решению проблем адаптации детей к условиям детского сада.

 Задачи:

- способствовать укреплению физического и психического здоровья детей, развитию их   познавательной сферы в соответствии с возрастом, эмоционального благополучия с учетом индивидуальных возможностей;

-  формировать у детей адекватные возрасту способы и средства общения со взрослыми и сверстниками;

 - приобщать детей к культурному наследию: знакомить с сенсорными эталонами, образцами фольклора, художественной литературы, музыкальными произведениями и т.д.

- создавать благоприятную обстановку для преодоления стрессовых состояний у детей и формировать активную позицию у родителей  и педагогов по отношению к процессу адаптации детей к условиям детского сада;

- способствовать повышению уровня психолого-педагогических знаний родителей  и педагогов о возрастных особенностях развития ребенка, закономерностях и принципах воспитания и обучения.

- применять эффективные формы и методы  сотрудничества  педагогов с родителями, способствующие повышению информационной культуры, в практику психолого-педагогического партнерства.

Реализация данной программы придерживается следующих принципов:

1. Принцип гуманизма. Использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия;

2. Принцип научности. Подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на адаптацию детей, научно обоснованными и практически апробированными методиками;

3. Принцип активности и сознательности. Участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной  деятельности по адаптации детей раннего дошкольного возраста;

4. Принцип комплексности и интегративности. Решение задач по адаптации детей раннего дошкольного возраста в системе всего воспитательно-образовательного процесса и всех видов деятельности;

5. Принцип адресованности и преемственности. Учет разноуровневого развития и состояния здоровья детей;

6. Принцип результативности и гарантированности. Реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки в период адаптации к детскому саду, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

 Ожидаемые результаты:

- Улучшение психологического климата в группе, сплочение коллектива

- Настроение ребенка бодрое, установка ребенка на детский сад-

положительная;

- Ребенок использует ритуалы прощания с родными, быстро отвлекается,

относится к воспитателю с доверием;

- Нормализуется сон, аппетит;

- Положительное отношение к режиму и правилам жизни группы;

- Достаточно широкие и эмоционально – положительные контакты ребенка с детьми и взрослыми в детском саду, наличие у него коммуникативных и игровых навыков, адекватных возрасту.

Основные методы работы с детьми:

  1. Пальчиковые игры;
  2. Логопедические разминки;
  3. Подвижные игры;
  4. Продуктивные занятия (рисование, лепка, конструирование, аппликация);
  5. Театрализованную деятельность;
  6. Музыкальное сопровождение;

Данная программа составлена на основе методического пособия «Вместе: воспитание детей  раннего возраста в семейном игровом центре» под ред. Н.Ю. Майданкиной,  программы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях ФГОС в период адаптации к ДОУ, их родителей и педагогов «Капельки детства» авторского коллектива педагогов-психологов г. Ульяновска, «Занятий психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» под редакцией А.С.Роньжиной.

Структура программы  включает в себя три блока:

  1. Диагностический, включающий  анкету родителей и карты наблюдений за ребёнком.   
  2. Развивающий, состоит из комплекса  игровых сеансов с воспитанниками.

Цель - помочь детям успешно адаптироваться к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Основная задача: преодоление стрессовых состояний у детей  раннего и младшего дошкольного  возраста в период адаптации к детскому саду.

      Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

      - снятие эмоционального и мышечного напряжения;

      - снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

      - развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

      - развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

      - развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

      - развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Игровые сеансы с детьми в период адаптации желательно проводить в утренние часы. Это способствует снятию эмоционального напряжения, снижению импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии, установлению доверительных отношений с педагогами.

Реализация программы рассчитана на период сентябрь-декабрь, по 1 занятию в неделю. Форма  занятий групповая и подгрупповая. Продолжительность занятий с детьми  10-15 минут.  Каждая игра и упражнение повторяется по 3-4 раза, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. В занятиях активно участвуют педагоги группы. Они перенимают методы и приемы, применяемые педагогом-психологом в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.

Количество упражнений и игр, используемых на одном занятии может варьироваться. Возможно сокращение времени занятия, чтобы избежать переутомления детей, изменение последовательности частей в соответствии с настроением детей.

      Так как малыши нередко болеют и после нуждаются в повторной адаптации, то рекомендуется проводить игровые комплексы не только в первые месяцы посещения ДОУ, но и на протяжении всего учебного года.

  1. Просветительский, включающий в себя организацию деятельности по  повышению уровня психолого-педагогической компетентности родителей  и педагогов в вопросах воспитания и гармоничного развития детей дошкольного возраста.

 Программа также рассчитана на взаимодействие педагога-психолога не только с детьми, но и с педагогами, и с родителями (законными представителями)

Работа с родителями подразумевает:

- Индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей.

- Анкетирование родителей  

- Наглядное просвещение (стенды, памятки, и др.).

- Родительские собрания.

- Деятельность в рамках функционирования «Маминой школы»

Работа с педагогами включает:

- Проведение консультаций по организации взаимодействия с детьми в период

адаптации (об особенностях семейного воспитания, о воспитательном потенциале семьи, о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, о создании условий развития у ребенка навыков безболезненного вхождения в детскую общность и т. д.).

- Обучение воспитателей приемам психопрофилактики.

- Помощь в организации благоприятной развивающей среды, создании положительного психологического климата в группе.

- Разработка рекомендаций по работе с тяжело адаптирующимися детьми.

- Сопровождение  воспитанников с ОВЗ.

Условия реализации программы

Необходимыми условиями реализации программы являются:

- педагогический состав, владеющий  знаниями возрастных и индивидуальных особенностей детей; знаниями о современных формах и методах работы с детьми данной категории,  с детьми с ОВЗ.

- наличие группового помещения  предметно-пространственная среда которого соответствует требованиям  ФГОС для организации деятельности детей 2-4 лет.

- наличие: музыкального центра, подборка аудиозаписей с детскими

песнями, а также музыкой для приема детей в утренние часы.

- наличие раздаточного материала по количеству детей для творческой деятельности, краски, пластилин, листы бумаги, карандаши, мыльные пузыри.

Учебный план.  

Реализация данной программы  рассчитана на 4 месяца с сентября по декабрь.      

Образовательная деятельность организуется  один раз в неделю в первой половине дня.

Общая длительность игрового сеанса  составляет до 15  минут.

Количество часов в неделю – 15 минут.

Количество часов в месяц –  1 час.

Количество часов  за период  реализации программы сентября по декабрь -  4 часа.

Диагностический блок.

В период поступления ребенка в ДОО проводится первичная диагностика.

     Обследование на первом этапе проводится одновременно в двух направлениях: первое – характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье (Анкета для родителей). Анкетирования родителей проводится до начала посещения ребенком детского сада.

     Второй этап – оценка воспитателями состояния детей в период адаптации (Карта наблюдений за ребенком). «Карту наблюдений» за детьми предлагается заполнить воспитателям для оценивания психоэмоционального состояния детей в начале периода адаптации (1 часть) и через месяц посещения ими детского сада (2 часть) [12].

1. Психодиагностика адаптивных возможностей детей раннего возраста (анкетирование родителей)

     Цель: изучить уровень адаптивных возможностей детей раннего возраста к условиям детского сада.

     Методика обследования

     Обследование на первом этапе проводится одновременно в двух направлениях: первое – характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье (Анкета для родителей); второе – оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (Карта наблюдений за ребенком).

     Желательно проведение анкетирования родителей до начала посещения ребенком детского сада.

     Инструкция: «Заполните, пожалуйста, бланк. Отвечая на вопросы, постарайтесь отметить состояние ребенка, свойственное ему в привычных домашних условиях».

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Результаты анкетирования помогут нам оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Прогноз адаптации оправдается, если вы правдиво ответите на вопросы.

_______________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество родителя (законного представителя)

________________________________________________________________

(Фамилия, имя ребенка, дата рождения)

1. Есть ли аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?

1) нет

2) да

2. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

1) да

2) нет

3. Если да то, как ребенок перенес разлуку:

1) легко

2) через некоторое время успокаивается

3) тяжело

4. Какое настроение чаще всего бывает у вашего ребенка?

1) бодрое, уравновешенное

2) неустойчивое, раздражительное

3) подавленное

5. Как ваш ребенок идет на контакты с другими взрослыми?

1) легко идет на контакт

2) избирательно

3) трудно

6. Как у вашего ребенка складываются отношения с другими детьми?

1) легко идет на контакт

2) избирательно

3) трудно

7. Какой аппетит у вашего ребенка?

1) хороший

2) избирательный, неустойчивый

3) плохой

8. Умеет ли ребенок самостоятельно играть?

1) умеет играть самостоятельно

2) не всегда

3) сам не играет

9. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?

1) положительно, просится сам

2) не просится, высаживаю по времени

3) не просится и ходит мокрый

10.  Владеет ли ваш ребенок навыками культуры за столом?

1) самостоятельно пользуется столовыми приборами

2) умеет пользоваться, но не хочет

3) кормление осуществляется взрослыми (бутылочка перед сном)

11. Умеет ли ваш ребенок самостоятельно одеваться?

1) знает последовательность одевания, самостоятельно надевает посильную одежду

2) надевает одежду по настроению

3) не умеет самостоятельно одеваться

2. Психодиагностика уровня адаптации воспитанников к условиям ДОО (карта наблюдений за детьми)

     Цель: изучить уровень адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

     Карту наблюдения за ребенком предлагается заполнить воспитателям для оценивания психоэмоционального состояния детей в начале периода адаптации (1 часть) и через месяц посещения ими детского сада (2 часть).

     Инструкция: «Заполните, пожалуйста, первую часть бланка. Проставьте номер ответа выбранной Вами характеристики, отражающей состояние ребенка в первую неделю посещения детского сада». Аналогично оценивается состояние ребенка после месяца пребывания в дошкольном учреждении.

     

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РЕБЕНКОМ

_______________________________________________________________

(Фамилия, имя ребенка, дата рождения)

Дата поступления___________________ Дата заполнения II части __________________

I часть

II часть

Разлука

Разлука с близкими:

  1. отходит от матери, проявляет интерес к окружающему
  2. отрывается не сразу периодически возвращается
  3. плачет

Настроение

Настроение ребенка в детском саду:

  1. бодрое, уравновешенное, контактное
  2. неустойчивое, раздражительное
  3. подавленное, неконтактное

Контакты с взрослыми

Взаимоотношения со взрослыми:

  1. инициативен, контактен, вступает в контакт
  2. принимает инициативу взрослого
  3. реакция протеста, уход от контакта

Контакты с детьми

Взаимоотношения с детьми:

  1. инициативен, контактен
  2. вступает в контакт при поддержке взрослого
  3. пассивен, реакция протеста

Аппетит

Аппетит ребенка в детском саду:

  1. хороший
  2. избирательный, неустойчивый
  3. плохой

Игровая деятельность

Проявление интереса к игровой и познавательной деятельности:

  1. активен, проявляет интерес, инициативен
  2. активен при поддержке взрослого
  3. пассивен, реакция протеста

Навыки опрятности и самообслуживания

Навыки опрятности:

  1. сформированы
  2. частично сформированы
  3. не сформированы

Навыки самообслуживания:

  1. соответствуют возрасту
  2. не всегда соответствуют возрасту
  3. не соответствуют возрасту

Количество баллов

Уровень адаптации

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ

Родители

Воспитатели

Разлука

Есть ли аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?

  1. нет
  2. да

Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

  1. да
  2. нет

Если да, то как ребенок перенес разлуку:

  1. легко – 1 балл
  2. через некоторое время успокаивается – 2 балла
  3. тяжело – 3 балла

Разлука с близкими:

  1. отходит от матери, проявляет интерес к окружающему - 1 балл
  2. отрывается не сразу периодически возвращается – 2 балла
  3. плачет – 3 балла

Настроение

Какое настроение чаще всего бывает у вашего ребенка?

  1. бодрое, уравновешенное – 1 балл
  2. неустойчивое, раздражительное – 2 балла
  3. подавленное – 3 балла

Настроение ребенка в детском саду:

  1. бодрое, уравновешенное, контактное – 1 балл
  2. неустойчивое, раздражительное – 2 балла
  3. подавленное, неконтактное – 3 балла

Контакты со взрослыми

Как ваш ребенок идет на контакты с другими взрослыми?

  1. легко идет на контакт – 1 балл
  2. избирательно – 2 балла
  3. трудно – 3 балла

Взаимоотношения со взрослыми:

  1. инициативен, контактен, вступает в контакт сам – 1 балл
  2. принимает инициативу взрослого – 2 балла
  3. реакция протеста, уход от контакта – 3 балла

Контакты с детьми

Как у вашего ребенка складываются отношения с другими детьми?

  1. легко идет на контакт – 1 балл
  2. избирательно – 2 балла
  3. трудно – 3 балла

Взаимоотношения с детьми:

  1. инициативен, контактен – 1 балл
  2. вступает в контакт при поддержке взрослого – 2 балла
  3. пассивен, реакция протеста – 3 балла

Аппетит

Какой аппетит у вашего ребенка?

  1. хороший – 1 балл
  2. избирательный, неустойчивый – 2 балла
  3. плохой – 3 балла

Аппетит ребенка в детском саду:

  1. хороший – 1 балл
  2. избирательный, неустойчивый – 2 балла
  3. плохой – 3 балла

Интерес к игровой деятельности

Умеет ли ребенок самостоятельно играть?

  1. умеет играть самостоятельно – 1 балл
  2. не всегда – 2 балла
  3. сам не играет – 3 балла

Проявление интереса к игровой и познавательной деятельности:

  1. активен, проявляет интерес, инициативен – 1 балл
  2. активен при поддержке взрослого – 2 балла
  3. пассивен, реакция протеста – 3 балла

Навыки опрятности и самообслуживания

Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?

  1. положительно, просится сам – 1 балл
  2. не просится, высаживаю по времени – 2 балла
  3. не просится и ходит мокрый – 3 балла

Владеет ли ваш ребенок навыками культуры за столом?

  1. самостоятельно пользуется столовыми приборами – 1 балл
  2. умеет пользоваться, но не хочет – 2 балла
  3. кормление осуществляется взрослыми (бутылочка перед сном) – 3 балла

Навыки опрятности:

  1. сформированы – 1 балл
  2. частично сформированы – 2 балла
  3. не сформированы – 3 балла

Умеет ли ваш ребенок самостоятельно одеваться?

  1. знает последовательность одевания, самостоятельно надевает посильную одежду – 1 балл
  2. надевает одежду по настроению – 2 балла
  3. не умеет самостоятельно одеваться – 3 балла

Навыки самообслуживания:

  1. соответствуют возрасту – 1 балл
  2. не всегда соответствуют возрасту – 2 балла

3) не соответствуют возрасту – 3 балла

Оценка результатов

9 – 11 баллов – высокий уровень адаптивности

12 – 15 баллов – средний уровень адаптивности

16 – 27 баллов – низкий уровень адаптивности

8 – 11 баллов – легкая адаптация

12 – 16 баллов – средняя адаптация

17 – 24 балла – трудная адаптация

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

Параметры оценки адаптации

Анкетирование родителей

Наблюдение за ребенком

(1 неделя)

Наблюдение за ребенком

(спустя 1 месяц)

Разлука

Настроение

Аппетит

Контакты с взрослыми

Контакты с детьми

Игровая деятельность

Навыки самообслуживания

Количество баллов

Уровень адаптации

На данном этапе сравниваются по идентичным параметрам характеристики состояний детей, данные родителями и воспитателями, в период адаптации ребенка к ДОО. Результаты анализируются, подводятся итоги проделанной работы. Для детей с проблемами адаптации составляются реабилитационные маршруты различных профилей и направлений.

Развивающий блок.

Игровые комплексы не имеют строгого планирования, могут неоднократно повторяться в зависимости от образовательной ситуации (дети в период адаптации не всегда включаются в деятельность, часто пропускают детский сад по причине болезни).

        

Темы игровых комплексов

Образовательные задачи

1.

Зайка-попрыгайка

Сплочение группы, развитие эмпатии.

Создание положительного эмоционального климата в группе, развитие навыков общения, привитие навыка приветствия.

Снятие эмоционального напряжения, излишней двигательной активности.

Развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию.

Развитие общей и мелкой моторики.

2.

Игрушки

Создание положительного эмоционального настроя в группе.                              

Развитие умения действовать соответственно правилам игры.

Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном

Развитие внимания, речи и воображения.

3.

Угощение для мишки

Содействовать формированию эмоционального общения ребёнка со взрослым, налаживанию контакта детей друг с другом;

Развивать понимания речи, расширять и активизировать пассивный словарь;

Развивать навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию;

4.

Осень в гости к нам пришла

Создание атмосферы эмоциональной безопасности.

Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Снижение импульсивности, повышенной двигательной активности.

Развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп.

Развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакций.

Развитие речи, воображения, творческих способностей.

5.

Дождик, дождик, кап-кап-кап

Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками.        

Повышение эмоционального тонуса.

Развитие чувства ритма, координации движений.

Развитие ориентации в пространстве.

Развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

6

Ёжик и осенние листочки

Сплочение группы, развитие эмпатии.

Развитие слухового внимания, произвольности.

Развитие памяти, речи, воображения.

Развитие общей и мелкой моторики.

7.

Наша подружка – мышка – норушка

Сплочение группы, развитие эмпатии.

Развитие слухового внимания, произвольности.

Развитие памяти, речи, воображения.

8.

Петушок, курочка и цыплята

Создать положительный психологический эмоциональный настрой в группе.

Развивать умение подражать движениям взрослого.

Развивать координацию движений, общую и мелкую моторику.

Снизить излишнюю двигательную активность, импульсивность.

Развивать  восприятие, внимание, речь.

9.

Колобок – румяный бок

Снять эмоциональное напряжение.

Снять излишнюю двигательную  активность, импульсивность.

Обучать детей установлению контакта друг с другом, способствовать сплочению группы.

Развивать чувство ритма, общую и мелкую моторику.

Развивать внимание,  речь и воображение.

10.

Забавный петрушка

Сплотить группу, развивать эмпатию.

Снять эмоциональное и мышечное напряжение, тревожность.

Развивать у детей умение согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха.

Развивать координацию движений, общую и мелкую моторику.

Развивать внимание, речь и воображение.

11.

Зимушка-зима

Сплотить группу, развивать эмпатию.

Снять эмоциональное и мышечное напряжение, тревожность.

Развивать координацию движений, общую и мелкую моторику.

Развивать внимание, речь и воображение.  

12.

Снег – снежок

Сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества.

Развитие общей и мелкой моторики, координации движений.

Развитие восприятия, внимания, речи и воображения.

13.

Ёлочка -красавица

Содействовать формированию эмоционального общения детей друг с другом и со взрослым

Создавать условия для подражания действиям взрослого; развивать понимание речи;

Развивать речевой слух, умение слушать слова, произносить слова-звукоподражания;

Развивать навыки мелкой моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию;

Закреплять представления о сенсорных эталонах;

14.

В гостях у ёлки

Развивать навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

Формировать навыки вербального общения;

Развивать навыки мелкой моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию;

Содействовать формированию умений принимать решения, добиваться взаимопонимания, умения уступать игрушку;

15

Холодно зимой

Развивать навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

Формировать навыки вербального общения;

Развивать навыки мелкой, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию;

Воспитывать через творчество положительные нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботливость, гостеприимство);

Развивать у детей интерес к театрализованной игровой деятельности;

 

Результатом реализации программы является:

  • Успешная социализация детей раннего возраста на основе оптимизации детско-родительских отношений в процессе продуктивного взаимодействия педагогов, родителей и детей.
  • Благоприятное воспитательно-образовательное пространство семьи и ДОУ в период адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
  • Низкий уровень заболеваемости детей в период адаптации.
  • Достаточный уровень  психолого-педагогических компетенций родителей и педагогов  в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.
  • Партнёрские, доверительные отношения между ДОУ и семьями воспитанников,  активная позиция родителей  и педагогов по отношению к процессу адаптации детей к условиям образовательного учреждения.

Заключение

В заключение хочется еще раз отметить, что проблема адаптации стоит настолько остро, что необходимость создания системы работы в этом направлении очевидна. Эта работа должна так организовать жизнь ребёнка в дошкольном учреждении, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым социальным условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Согласно ФГОС ДО данная разработка способствует реализации в воспитательном процессе самоценности раннего детского возраста как базисной основы последующего развития.

В данной работе представлены организационные и методические вопросы, инновационные формы взаимодействия всех участников педагогического процесса, которые составлены с учетом современных исследований развития ребенка раннего возраста и специфики детско-родительских отношений.

Используемая литература.

1. ФГОС ДО /Приказ  Министерства образования и науки.  РФ № 1155 от 17.10.2013

2. ФЗ «Об образовании в РФ»  /Приказ Министерства образования и науки РФ № 273 от 29.12.2012

3.Белова, И.А., Белоногова, Е.М., Гусарова, Н.М. и др. Вместе: воспитание детей  раннего возраста в семейном игровом центре [Текст]: Методическое пособие / под ред. Н.Ю. Майданкиной. – Ульяновск: ОГБОУ ДПО УИПКПРО, 2014.

4. Бороздина Е.В., Кононова В.С., Орехова Т.В. и др. Программа психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях ФГОС в период адаптации к ДОУ, их родителей и педагогов «Капельки детства» [Текст]: учебно-методическое пособие/ Е.В.Бороздина., В.С. Кононова., Т.В.Орехова. и др. – Ульяновск: ООО «Вектор - С», 2015. – 156с.

    5. Комплексная диагностическая программа изучения уровня социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО [Текст] /авторский коллектив педагогов-психологов ДОО г. Ульяновска под научн. ред. Галацковой И.А. – Ульяновск: 2016. – с.

6.Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению / А.С.Роньжина – М.: «Книголюб», 2015. ISBN: 978-5-4441-0206-0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Современная модель работы психолого-педагогической службы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"

Исходя из опыта работы мы сделали вывод о том, что наиболее результативным в формировании компетенций в рамках «познавательно- речевого» направления являются технологии, облегчающие, систематизирующие...

Программа психолого - педагогического сопровождения детей в период адаптации к ДОУ " В детский сад без слёз"

Педагогическая деятельность с малышами в период адаптации к дошкольному учреждению....

Программа адаптации педагога-психолога для детей раннего возраста к условиям детского сада 2015-2020 учебные годы

В программе представлены конспекты занятий для успешной адаптации детей раннего возраста...

Комплексное психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение ребёнка в период адаптации к детскому саду.

Материал представляет систему работы всего коллектива ДОУ по комплексному сопровождению ребёнка, поступившего в детский сад.  Адресован педагогам, психологам и всем специалистам, работающим в ДОУ...

Психолого-педагогические рекомендации для родителей по успешной адаптации детей к детскому саду

Разработанные рекомендации для родителей детей средней группы, как нужно поддержать ребенка при поступлении в детский сад....