Консультация для родителей на тему: «Игры и игрушки для детей 2-3 лет»
консультация (младшая группа)

Жураева Дилноза

Муниципальное бюджетное дошкольное

Образовательное учреждение

«Детский сад №18» «Веселые звоночки»

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей на тему

«Адаптация ребенка к условиям детского сада»

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

 

 

г.Барнаул,2019г

 

 

 

«Адаптация ребенка к условиям детского сада» 

 

При поступлении в дошкольное учреждение все дети проходят адаптационный период. Адаптация (от лат. - «приспособляю») сложный процесс привыкания организма к новым условиям, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. 

 

Степени адаптации: Лёгкая. Поведение ребёнка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня к концу первой недели, сон налаживается через 1-2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребёнка преобладает спокойное устойчивое эмоциональное состояние. Он активно контактирует со взрослыми,  детьми, окружающими предметами.  Средняя. Сон и аппетит восстанавливаются через 30-40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. При поддержке взрослого, может проявлять познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации. Тяжёлая. Приводит к длительным и тяжёлым заболеваниям. У ребёнка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); негативное эмоциональное состояние (плач, крик); либо  отсутствует  активность  при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, пассивное подчинение, подавленность, напряжённость). В особо тяжёлых случаях появляются невротические реакции, «вредные привычки» (сосание пальцев, грызение ногтей, выдёргивание ресниц или волос и др.), энурезы, заикания, появление страхов. 

 

Зачем ходить в детский сад?  Первый ответ на этот вопрос достаточно прост: «Для того, чтобы знать, как устроен мир и отношения людей в нем». Детский сад - это первый для ребенка выход в мир, выход за рамки семейной системы. Ребенок впервые должен самостоятельно попытаться построить отношения с другими детьми и взрослыми, которые воспринимают его совсем не так снисходительно, как мама. Противники детсадовского воспитания могут утверждать, что ребенок в этом возрасте еще не готов оставаться вне семьи.

 

Домашние дети в школе. Школьное будущее. Большинство детей - первоклассников в наши дни, всё же до школы посещали детский сад. Они, как правило,  более общительны, легче знакомятся, завязывают дружбу, без лишних проблем подходят к учителю и контактируют   с ним. Бывают, конечно, и среди садовских детей застенчивые и нерешительные медлительные дети. Но вот домашнего ребенка совсем уж просто вычислить в детском коллективе. Такие детки, как правило, дольше остаются в стороне от совместных игр. Им нужно большее время, чтобы привыкнуть к шуму и режиму в школе, войти в  систему отношений. Хотя со взрослыми, как правило, им контакт найти легче, чем с детьми. В крайнем случае, если родители принципиально не хотят отдавать ребёнка в сад, то стоит неполного дня (кратковременного пребывания), чтобы он  имел возможность играть с другими детьми. Можно отдать ребёнка в сад за год до школы, для некоторых детей этого вполне достаточно, чтобы  адаптироваться к детскому коллективу и быть социально готовым к  будущему обучению в школе.

 

Важные параметры психологических особенностей и индивидуального развития:  

 

Физические параметры и функциональные особенности Легче и быстрее адаптируются дети хорошо физически развитые, без каких-либо функциональных отклонений, не имеющие проблем со здоровьем. 

 

Возраст Для каждого ребенка возраст, в котором он сможет безболезненно и с пользой  для общего развития посещать детский сад нужно определять индивидуально. Чаще всего девочки развиваются немного быстрее, чем мальчики. Для  них возраст готовности к саду – 2 - 3  года, при условии, что физическое и психическое развитие ничем не отягощено. Не будем забывать также и о том, что существует понятие «психологический возраст» - понятие, описывающее разные скорости психологического созревания у детей. Нередко психологический возраст не совпадает с календарным: ребенок может быть как старше так и младше своего реального возраста.  Как правило, существуют семейные особенности скорости созревания. Есть семьи, в которых детки развиваются быстрее, и вовсе не потому, что с ними больше занимаются, а в силу генетических особенностей.

 

Типология Как правило, дети-сангвиники и дети-холерики готовы к детскому саду раньше, чем маленькие флегматики и меланхолики. Сангвиники и холерики - экстраверты, им вообще на порядок интереснее окружающие люди и  человеческие отношения  . Кроме того, у детей этой типологии большая скорость созревания. Вообще же, готов или не готов конкретный ребенок к детскому саду, лучше всего решать индивидуально при консультации с психологом. Правда, всегда есть мамы, которые вполне доверяют своей интуиции, и редко ошибаются.

 

Отсутствие совпадения по времени с другими стрессорами.             Для малыша начало хождения в детский сад само по себе очень большое событие. В этот период все системы организма ребенка работают с повышенной нагрузкой. И иммунная и нервная система нагружены особенно сильно. Можно даже сказать, что привыкание к детскому саду - своего рода долговременный стресс. При этом стресс надо понимать не как нечто вредоносное, а как рабочее испытание, переводящее ребенка на новый уровень развития. Очень важно стараться, чтобы эта нагрузка не накладывалась на другие серьезные изменения  в жизни ребенка. Серьезными изменениями считаются:  Выход мамы на работу  Рождение следующего ребенка  Переезд  Смена или уход няни, бабушки к которой ребенок привык  Развод родителей или крупные ссоры между ними.  Заболевание ребёнка. 

 

Любое из вышеперечисленных событий может существенно затруднить или удлинить период привыкания, или сделать его вовсе невозможным. Во-первых, потому, что привыкание к саду - процесс небыстрый и часто непростой для ребенка. Удваивать нагрузку не стоит просто чтобы не перенапрячь ребенка, не истощить его ресурсы.

Во-вторых, мышление ребенка-дошкольника ассоциативно, то есть события, совпадающие по времени ребенок связывает напрямую. Выводы его будут таковы: «Родился братик и меня отдали в детский сад, я стал не нужен» Даже если эта связь действительно присутствует, ее всячески нужно вуалировать.

 

Постепенное привыкание Собираясь отдавать ребенка в детский сад, нужно сказать себе, что это не единократный акт, а процесс, процесс привыкания или адаптации, длительность которого иногда трудно предсказать. Но то, что первые месяц-два ребенок будет чувствовать себя «не в своей тарелке».

 

Присутствие мамы в группе В нашем детском саду в договоре с родителями имеется пункт, согласно которому родители имеют право находиться с ребенком в детском саду в течение определенного времени. И один из крайне распространенных родительских вопросов -  стоит ли это делать, надо ли ходить с ребенком в детский сад. Дело в том, что восприятие у маленьких детей так устроено, что чаще всего первое событие рассматривается как нормальное и правильное. То есть ребенок , с которым мама первые две недели сидела в детском саду, вполне может подумать, что так оно и надо , что именно так и правильно. И совсем не захочет маму отпускать и соответственно адаптация может затянуться на многие дни и месяцы. И ещё, пока рядом с ребенком находится мама, другие дети, рядом с которыми мамы нет, ни за что его не примут в коллектив на равных правах. Просто потому, что им обидно - они-то ведь в сад без мамы ходят.

 

Родителям стоит настроиться на то, что весь период привыкания ребенок будет временами «сам на себя не похож». Детям непросто привыкнуть к новому режиму, к новым требованием, предъявляемым детским садом.  Многие дети очень хорошо ведут себя в детском саду, у воспитателей к ним нет абсолютно никаких претензий - ну просто идеальные  дети. Однако, придя домой,  ребенок становится неуправляемым, не делая тех вещей, с которыми он давно отлично справлялся, устраивая порой истерики, проявляя упрямство или капризы. . Такое поведение можно расценивать, как определённый способ разрядки, освобождения от долго сдерживаемых эмоций.  В саду ваш малыш выкладывается, показывает лучшие свои достижения, или даже немного больше, чем то, на что он действительно способен регулярно. Ну а маме достается самое плохое поведение. Объяснение тут простое - кого ребенок больше всего любит, с кем более расслабленно себя чувствует - с тем и ведет себя хуже всего. В большинстве  случаев этот человек - мама. Временный  регресс            Дошкольник  на время, в связи с повышенной нагрузкой, начинает вести себя, как ребёнок более младшего возраста. Это  может выражаться в нытье, отказе от самостоятельности в простейших вещах, выражении своеволия по пустякам. Ребенок может стать плаксивым и крикливым, перевозбужденным, несговорчивым. Такое поведение, как правило, очень раздражает родителей и вызывает у них гневные реакции и желание отшлепать. Действительно, может оказаться совсем не простой задачей выносить провокации  ребенка. Особенно если вы рассчитывали оставшееся  после сада время провести продуктивно - погулять, поиграть, позаниматься; получить удовольствие от совместных дел. А ребенок вредничает и капризничает, его как подменили.

Плохое поведение после сада - прежде всего просьба о любви и повышенном внимании со стороны мамы. Просто выражена эта просьба таким образом, что реакция мамы может быть прямо противоположной. И дальше пойдет-покатится модель негативного взаимодействия между мамой и ребенком «плохое поведение - наказание - еще более плохое поведение - более сильное наказание». Старайтесь не попасться в этот замкнутый круг. Правильно «прочтите» проблемное поведение ребенка. Дайте ему как можно больше любви и своего присутствия, выраженного в тактильном контакте, ласковых словах, играх по возрасту. Не отдаляйтесь от ребенка, который стал «колючим».

 

Простые рекомендации, которые помогут сгладить трудности периода привыкания к детскому саду:  Находите время на разговор с ребенком  Старайтесь получше познакомиться с детьми и родителями из группы малыша, чтобы помочь ему сориентироваться в именах и отношениях  Обязательно расскажите воспитателям об индивидуальных особенностях ребенка, до того как возникли проблемы.  Играйте с ребенком в сюжетные игры с куклами или игрушечными зверями, проигрывая сюжеты, типичные для детсадовской жизни. В этих играх ребенок может вам рассказать и показать то, что не  в состоянии еще выразить словами.  Старайтесь перевести ребенка на режим дня, близкий к садовскому заранее - не менее, чем за 2-3 недели до начала регулярного хождения в группу.  Погуляйте с малышом вокруг сада, посмотрите внимательно через заборчик на то, как дети гуляют, подчеркните тот факт, что рядом с ними нет мам. Пусть малыш заблаговременно осваивает эту информацию.

 

Только в единичных случаях ребенок начинает ходить в сад сразу без видимых проблем. Обычно же требуется более или менее долгий период привыкания. Поэтому, готовясь к  отправлению ребенка в сад, настраивайтесь на то, что первые месяцполтора будут достаточно неровными. Это вполне объяснимо как с точки зрения психологии личности ребенка, так и просто с позиций психофизиологии. Первые полтора месяца после начала посещения ребенком детского сада называются        «адаптационным периодом».  В это время все системы организма ребенка работают с повышенной нагрузкой - примерно так, как бывает при резкой смене климата. В первую очередь нагружена иммунная система - ребенок привыкает к жизни в коллективе, и его иммунитет развивается. Но проявляться это может в череде легких заболеваний и вирусных, и простудных, и кишечных. Некоторым детям для выработки стойкого иммунитета может потребоваться целый учебный год. Во-вторых с повышенной нагрузкой работает нервная система. Для «домашнего» ребенка детский сад - это настоящая лавина впечатлений и различных «раздражителей»: новое помещение, много детей, взрослых. Задача родителя чувства ребенка понимать и принимать, и при этом устойчиво гнуть свою линию, помогая своему малышу пробиться через период адаптации, взять эту высоту, справиться с первой непростой жизненной ситуацией. Как же должны реагировать родители на слезы или капризы ребенка? Очень важно разъяснительную работу начинать не в тот момент, когда ребенок уже плачет, а значительно раньше, когда речь о детском садике только зашла. Детский сад - это такое место, в которое почти все дети хотят до тех самых пор, пока несколько раз там не побывают.

Дело в том, что у большинства детей формируются совершенно нереалистичные ожидания от сада. Им может представляться, что это такой сказочный домик, населенный прекрасными, почти живыми игрушками, и дети там полные хозяева, целыми днями без ссор играют и едят всякие вкусности. Тот факт, что мамы там нет, заранее как-то не воспринимается, отчасти потому, что у многих детей и опыта такого не было - долго быть без мамы. Поэтому, заговаривая о садике, говорите ребенку «правду и только правду» - может быть не самый полный вариант, но без искажений. Конечно же, не стоит рассказывать страшных историй, ни в коем случае нельзя пугать детским садом, как местом, куда ссылают непослушных детей. Или говорить фразы типа «вот в сад пойдёшь, там будешь есть всё, там-то тебя научат!» Не надо брать с ребенка обещаний и клятв в том, что он будет вести себя  прекрасно. Помните о том, что дети часто  не хозяева своего поведения, они находятся во власти очень сильных чувств и эмоций.

 

Непрерывное хождение Считается, что для того, чтобы период адаптации к детскому саду завершился, необходимо полтора-два месяца непрерывного хождения. И в случае, если ребенок заболел и в сад не ходит считать время адаптации нужно начинать всё снова, предварительно разделив то время, которое ребенок отходил да болезни, минимум на два. Если ребенок не будет ходить в сад непрерывно, он не сможет наладить общение с другими детками, которые ходят в сад постоянно. Плохо ли, хорошо ли это, но дети детсадовского возраста не любят тех, кто сильно «выбивается из коллектива». Если ваш малыш будет ходить в садик реже, чем все остальные дети, они такое положение воспримут как привилегированное, и вашего ребенка не примут. Для детей дошкольников крайне важен устойчивый ритм жизни, распорядок дня, поэтому непрерывное хождение в саду и мама, которая приходит из сада забирать примерно в одно и то же время - это факторы, которые помогут ребенку спокойнее перенести период адаптации.

 

Спокойное отношение родителей к сопротивлению Отдавая своего малыша в сад, очень важно настроиться на то, что он совсем не обязательно будет ходить туда спокойно и радостно, особенно в первые два месяца. Родители должны быть вполне готовы к  тому, чтобы спокойно, уверенно, а главное - единодушно встретить со стороны ребенка явное или неявное сопротивление саду.

 

Сопротивление это может выглядеть по-разному:  Капризы  Нарочито медленное одевание  Упрямство по любому поводу  Крик и открытое нежелание идти в сад и т.д.

 

Радуйтесь: сопротивляется – значит, проявляет характер. Но при этом важно показать, что необходимость посещать детский сад – неизбежна.

 

 

 

Единая родительская позиция Представьте, что ваш ребенок начинает сопротивляться, а вы с мужем начинаете громко выяснять, кто же оказался прав, и надо ли было вообще ребенка в сад

«запихивать». Родительские споры и разногласия на эту тему только дезориентируют ребенка и нарушат и без того хрупкий процесс адаптации.

 

Время на общение с мамой Есть один фактор, действительно мешающий ребенку к садику привыкнуть: резкое сокращение времени, проводимого вместе с мамой. Если вы не стараетесь находить время на общение с вашим повзрослевшим малышом, то ему будет намного труднее приспособиться к саду. Оптимальный режим для ребенка, который первый год ходит в сад - это уход домой сразу после полдника. Ну а дома его жизнь должна максимально напоминать досадовский период. У ребенка должны быть все условия, чтобы спокойно пережить временный регресс. Учитывая все факторы и трудности адаптации, о которых говорилось выше, если в семье есть возможность отложить выход на работу, предполагающую полную занятость, на полгода-год. Тогда у вас останутся и силы и возможности, чтобы помочь ребенку справиться со сложностями периода адаптации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_rebenka_k_usloviyam_detskogo_sada.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

Образовательное учреждение

«Детский сад №18» «Веселые звоночки»

Консультация для родителей на тему

«Адаптация ребенка к условиям детского сада»

                           

г.Барнаул,2019г

«Адаптация ребенка к условиям детского сада»  

 

При поступлении в дошкольное учреждение все дети проходят адаптационный период. Адаптация (от лат. - «приспособляю») сложный процесс привыкания организма к новым условиям, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.  

 

Степени адаптации: Лёгкая. Поведение ребёнка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня к концу первой недели, сон налаживается через 1-2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребёнка преобладает спокойное устойчивое эмоциональное состояние. Он активно контактирует со взрослыми,  детьми, окружающими предметами.  Средняя. Сон и аппетит восстанавливаются через 30-40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. При поддержке взрослого, может проявлять познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации. Тяжёлая. Приводит к длительным и тяжёлым заболеваниям. У ребёнка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); негативное эмоциональное состояние (плач, крик); либо  отсутствует  активность  при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, пассивное подчинение, подавленность, напряжённость). В особо тяжёлых случаях появляются невротические реакции, «вредные привычки» (сосание пальцев, грызение ногтей, выдёргивание ресниц или волос и др.), энурезы, заикания, появление страхов.  

 

Зачем ходить в детский сад?  Первый ответ на этот вопрос достаточно прост: «Для того, чтобы знать, как устроен мир и отношения людей в нем». Детский сад - это первый для ребенка выход в мир, выход за рамки семейной системы. Ребенок впервые должен самостоятельно попытаться построить отношения с другими детьми и взрослыми, которые воспринимают его совсем не так снисходительно, как мама. Противники детсадовского воспитания могут утверждать, что ребенок в этом возрасте еще не готов оставаться вне семьи.

 

Домашние дети в школе. Школьное будущее. Большинство детей - первоклассников в наши дни, всё же до школы посещали детский сад. Они, как правило,  более общительны, легче знакомятся, завязывают дружбу, без лишних проблем подходят к учителю и контактируют   с ним. Бывают, конечно, и среди садовских детей застенчивые и нерешительные медлительные дети. Но вот домашнего ребенка совсем уж просто вычислить в детском коллективе. Такие детки, как правило, дольше остаются в стороне от совместных игр. Им нужно большее время, чтобы привыкнуть к шуму и режиму в школе, войти в  систему отношений. Хотя со взрослыми, как правило, им контакт найти легче, чем с детьми. В крайнем случае, если родители принципиально не хотят отдавать ребёнка в сад, то стоит неполного дня (кратковременного пребывания), чтобы он  имел возможность играть с другими детьми. Можно отдать ребёнка в сад за год до школы, для некоторых детей этого вполне достаточно, чтобы  адаптироваться к детскому коллективу и быть социально готовым к  будущему обучению в школе.

 

Важные параметры психологических особенностей и индивидуального развития:  

 

Физические параметры и функциональные особенности Легче и быстрее адаптируются дети хорошо физически развитые, без каких-либо функциональных отклонений, не имеющие проблем со здоровьем.  

 

Возраст Для каждого ребенка возраст, в котором он сможет безболезненно и с пользой  для общего развития посещать детский сад нужно определять индивидуально. Чаще всего девочки развиваются немного быстрее, чем мальчики. Для  них возраст готовности к саду – 2 - 3  года, при условии, что физическое и психическое развитие ничем не отягощено. Не будем забывать также и о том, что существует понятие «психологический возраст» - понятие, описывающее разные скорости психологического созревания у детей. Нередко психологический возраст не совпадает с календарным: ребенок может быть как старше так и младше своего реального возраста.  Как правило, существуют семейные особенности скорости созревания. Есть семьи, в которых детки развиваются быстрее, и вовсе не потому, что с ними больше занимаются, а в силу генетических особенностей.

 

Типология Как правило, дети-сангвиники и дети-холерики готовы к детскому саду раньше, чем маленькие флегматики и меланхолики. Сангвиники и холерики - экстраверты, им вообще на порядок интереснее окружающие люди и  человеческие отношения  . Кроме того, у детей этой типологии большая скорость созревания. Вообще же, готов или не готов конкретный ребенок к детскому саду, лучше всего решать индивидуально при консультации с психологом. Правда, всегда есть мамы, которые вполне доверяют своей интуиции, и редко ошибаются.

 

Отсутствие совпадения по времени с другими стрессорами.             Для малыша начало хождения в детский сад само по себе очень большое событие. В этот период все системы организма ребенка работают с повышенной нагрузкой. И иммунная и нервная система нагружены особенно сильно. Можно даже сказать, что привыкание к детскому саду - своего рода долговременный стресс. При этом стресс надо понимать не как нечто вредоносное, а как рабочее испытание, переводящее ребенка на новый уровень развития. Очень важно стараться, чтобы эта нагрузка не накладывалась на другие серьезные изменения  в жизни ребенка. Серьезными изменениями считаются:  Выход мамы на работу  Рождение следующего ребенка  Переезд  Смена или уход няни, бабушки к которой ребенок привык  Развод родителей или крупные ссоры между ними.  Заболевание ребёнка.  

 

Любое из вышеперечисленных событий может существенно затруднить или удлинить период привыкания, или сделать его вовсе невозможным. Во-первых, потому, что привыкание к саду - процесс небыстрый и часто непростой для ребенка. Удваивать нагрузку не стоит просто чтобы не перенапрячь ребенка, не истощить его ресурсы.

Во-вторых, мышление ребенка-дошкольника ассоциативно, то есть события, совпадающие по времени ребенок связывает напрямую. Выводы его будут таковы: «Родился братик и меня отдали в детский сад, я стал не нужен» Даже если эта связь действительно присутствует, ее всячески нужно вуалировать.

 

Постепенное привыкание Собираясь отдавать ребенка в детский сад, нужно сказать себе, что это не единократный акт, а процесс, процесс привыкания или адаптации, длительность которого иногда трудно предсказать. Но то, что первые месяц-два ребенок будет чувствовать себя «не в своей тарелке».

 

Присутствие мамы в группе В нашем детском саду в договоре с родителями имеется пункт, согласно которому родители имеют право находиться с ребенком в детском саду в течение определенного времени. И один из крайне распространенных родительских вопросов -  стоит ли это делать, надо ли ходить с ребенком в детский сад. Дело в том, что восприятие у маленьких детей так устроено, что чаще всего первое событие рассматривается как нормальное и правильное. То есть ребенок , с которым мама первые две недели сидела в детском саду, вполне может подумать, что так оно и надо , что именно так и правильно. И совсем не захочет маму отпускать и соответственно адаптация может затянуться на многие дни и месяцы. И ещё, пока рядом с ребенком находится мама, другие дети, рядом с которыми мамы нет, ни за что его не примут в коллектив на равных правах. Просто потому, что им обидно - они-то ведь в сад без мамы ходят.

 

Родителям стоит настроиться на то, что весь период привыкания ребенок будет временами «сам на себя не похож». Детям непросто привыкнуть к новому режиму, к новым требованием, предъявляемым детским садом.  Многие дети очень хорошо ведут себя в детском саду, у воспитателей к ним нет абсолютно никаких претензий - ну просто идеальные  дети. Однако, придя домой,  ребенок становится неуправляемым, не делая тех вещей, с которыми он давно отлично справлялся, устраивая порой истерики, проявляя упрямство или капризы. . Такое поведение можно расценивать, как определённый способ разрядки, освобождения от долго сдерживаемых эмоций.  В саду ваш малыш выкладывается, показывает лучшие свои достижения, или даже немного больше, чем то, на что он действительно способен регулярно. Ну а маме достается самое плохое поведение. Объяснение тут простое - кого ребенок больше всего любит, с кем более расслабленно себя чувствует - с тем и ведет себя хуже всего. В большинстве  случаев этот человек - мама. Временный  регресс            Дошкольник  на время, в связи с повышенной нагрузкой, начинает вести себя, как ребёнок более младшего возраста. Это  может выражаться в нытье, отказе от самостоятельности в простейших вещах, выражении своеволия по пустякам. Ребенок может стать плаксивым и крикливым, перевозбужденным, несговорчивым. Такое поведение, как правило, очень раздражает родителей и вызывает у них гневные реакции и желание отшлепать. Действительно, может оказаться совсем не простой задачей выносить провокации  ребенка. Особенно если вы рассчитывали оставшееся  после сада время провести продуктивно - погулять, поиграть, позаниматься; получить удовольствие от совместных дел. А ребенок вредничает и капризничает, его как подменили.

Плохое поведение после сада - прежде всего просьба о любви и повышенном внимании со стороны мамы. Просто выражена эта просьба таким образом, что реакция мамы может быть прямо противоположной. И дальше пойдет-покатится модель негативного взаимодействия между мамой и ребенком «плохое поведение - наказание - еще более плохое поведение - более сильное наказание». Старайтесь не попасться в этот замкнутый круг. Правильно «прочтите» проблемное поведение ребенка. Дайте ему как можно больше любви и своего присутствия, выраженного в тактильном контакте, ласковых словах, играх по возрасту. Не отдаляйтесь от ребенка, который стал «колючим».

 

Простые рекомендации, которые помогут сгладить трудности периода привыкания к детскому саду:  Находите время на разговор с ребенком  Старайтесь получше познакомиться с детьми и родителями из группы малыша, чтобы помочь ему сориентироваться в именах и отношениях  Обязательно расскажите воспитателям об индивидуальных особенностях ребенка, до того как возникли проблемы.  Играйте с ребенком в сюжетные игры с куклами или игрушечными зверями, проигрывая сюжеты, типичные для детсадовской жизни. В этих играх ребенок может вам рассказать и показать то, что не  в состоянии еще выразить словами.  Старайтесь перевести ребенка на режим дня, близкий к садовскому заранее - не менее, чем за 2-3 недели до начала регулярного хождения в группу.  Погуляйте с малышом вокруг сада, посмотрите внимательно через заборчик на то, как дети гуляют, подчеркните тот факт, что рядом с ними нет мам. Пусть малыш заблаговременно осваивает эту информацию.

 

Только в единичных случаях ребенок начинает ходить в сад сразу без видимых проблем. Обычно же требуется более или менее долгий период привыкания. Поэтому, готовясь к  отправлению ребенка в сад, настраивайтесь на то, что первые месяцполтора будут достаточно неровными. Это вполне объяснимо как с точки зрения психологии личности ребенка, так и просто с позиций психофизиологии. Первые полтора месяца после начала посещения ребенком детского сада называются        «адаптационным периодом».  В это время все системы организма ребенка работают с повышенной нагрузкой - примерно так, как бывает при резкой смене климата. В первую очередь нагружена иммунная система - ребенок привыкает к жизни в коллективе, и его иммунитет развивается. Но проявляться это может в череде легких заболеваний и вирусных, и простудных, и кишечных. Некоторым детям для выработки стойкого иммунитета может потребоваться целый учебный год. Во-вторых с повышенной нагрузкой работает нервная система. Для «домашнего» ребенка детский сад - это настоящая лавина впечатлений и различных «раздражителей»: новое помещение, много детей, взрослых. Задача родителя чувства ребенка понимать и принимать, и при этом устойчиво гнуть свою линию, помогая своему малышу пробиться через период адаптации, взять эту высоту, справиться с первой непростой жизненной ситуацией. Как же должны реагировать родители на слезы или капризы ребенка? Очень важно разъяснительную работу начинать не в тот момент, когда ребенок уже плачет, а значительно раньше, когда речь о детском садике только зашла. Детский сад - это такое место, в которое почти все дети хотят до тех самых пор, пока несколько раз там не побывают.

Дело в том, что у большинства детей формируются совершенно нереалистичные ожидания от сада. Им может представляться, что это такой сказочный домик, населенный прекрасными, почти живыми игрушками, и дети там полные хозяева, целыми днями без ссор играют и едят всякие вкусности. Тот факт, что мамы там нет, заранее как-то не воспринимается, отчасти потому, что у многих детей и опыта такого не было - долго быть без мамы. Поэтому, заговаривая о садике, говорите ребенку «правду и только правду» - может быть не самый полный вариант, но без искажений. Конечно же, не стоит рассказывать страшных историй, ни в коем случае нельзя пугать детским садом, как местом, куда ссылают непослушных детей. Или говорить фразы типа «вот в сад пойдёшь, там будешь есть всё, там-то тебя научат!» Не надо брать с ребенка обещаний и клятв в том, что он будет вести себя  прекрасно. Помните о том, что дети часто  не хозяева своего поведения, они находятся во власти очень сильных чувств и эмоций.

 

Непрерывное хождение Считается, что для того, чтобы период адаптации к детскому саду завершился, необходимо полтора-два месяца непрерывного хождения. И в случае, если ребенок заболел и в сад не ходит считать время адаптации нужно начинать всё снова, предварительно разделив то время, которое ребенок отходил да болезни, минимум на два. Если ребенок не будет ходить в сад непрерывно, он не сможет наладить общение с другими детками, которые ходят в сад постоянно. Плохо ли, хорошо ли это, но дети детсадовского возраста не любят тех, кто сильно «выбивается из коллектива». Если ваш малыш будет ходить в садик реже, чем все остальные дети, они такое положение воспримут как привилегированное, и вашего ребенка не примут. Для детей дошкольников крайне важен устойчивый ритм жизни, распорядок дня, поэтому непрерывное хождение в саду и мама, которая приходит из сада забирать примерно в одно и то же время - это факторы, которые помогут ребенку спокойнее перенести период адаптации.

 

Спокойное отношение родителей к сопротивлению Отдавая своего малыша в сад, очень важно настроиться на то, что он совсем не обязательно будет ходить туда спокойно и радостно, особенно в первые два месяца. Родители должны быть вполне готовы к  тому, чтобы спокойно, уверенно, а главное - единодушно встретить со стороны ребенка явное или неявное сопротивление саду.

 

Сопротивление это может выглядеть по-разному:  Капризы  Нарочито медленное одевание  Упрямство по любому поводу  Крик и открытое нежелание идти в сад и т.д.

 

Радуйтесь: сопротивляется – значит, проявляет характер. Но при этом важно показать, что необходимость посещать детский сад – неизбежна.

 

 

 

Единая родительская позиция Представьте, что ваш ребенок начинает сопротивляться, а вы с мужем начинаете громко выяснять, кто же оказался прав, и надо ли было вообще ребенка в сад

«запихивать». Родительские споры и разногласия на эту тему только дезориентируют ребенка и нарушат и без того хрупкий процесс адаптации.

 

Время на общение с мамой Есть один фактор, действительно мешающий ребенку к садику привыкнуть: резкое сокращение времени, проводимого вместе с мамой. Если вы не стараетесь находить время на общение с вашим повзрослевшим малышом, то ему будет намного труднее приспособиться к саду. Оптимальный режим для ребенка, который первый год ходит в сад - это уход домой сразу после полдника. Ну а дома его жизнь должна максимально напоминать досадовский период. У ребенка должны быть все условия, чтобы спокойно пережить временный регресс. Учитывая все факторы и трудности адаптации, о которых говорилось выше, если в семье есть возможность отложить выход на работу, предполагающую полную занятость, на полгода-год. Тогда у вас останутся и силы и возможности, чтобы помочь ребенку справиться со сложностями периода адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Игра и игрушка в жизни ребенка"

В статье можно прочитать о значении игры в жизни ребенка, как правильно выбирать игрушку для ребенка....

Консультация для родителей на тему :"Игры и игрушки в развитии ребёнка старшего дошкольного возраста."

Консультация для родителей о том, какие игрушки необходимо покупать для развития ребёнка старшего дошкольного возраста....

Круглый стол для родителей на тему: «Игры и игрушки наших детей»

Круглый стол для родителей на тему:     «Игры и игрушки наших детей»...

Консультация для родителей на тему:"Игра и игрушка в жизни ребёнка".

Консультация для родителей на тему:"Игра и игрушка в жизни ребёнка"...

Консультация для родителей на тему: «Развивающая деревянная игрушка для детей младшего дошкольного возраста».

Консультация для родителей на тему: «Развивающая деревянная игрушка для детей младшего дошкольного возраста»....