Консультация для воспитателей «Организация поисково-исследовательской деятельности в ДОУ»
презентация

Кузнецова Людмила Николаевна

Ребенок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через через опыт его личных ощущений, действий переживаний. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призваной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Задача педагога - не пресекать исследовательскую, поисковую  деятельность, а активно помогать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.66 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Организация поисково-исследовательской деятельности в ДОУ» Воспитатель: Кузнецова Л. Н

Слайд 2

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Слайд 3

Одна из основных задач ФГОС – поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, творческой, конструктивной, трудовой, познавательной, исследовательской, проектной.

Слайд 4

Становление поисково-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

Слайд 5

Задачи поисково-исследовательской деятельности: - Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; - развитие познавательных способностей с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей); - развитие творческого воображения и мышления; - развитие коммуникативных навыков; - формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Слайд 6

непрерывная образовательная деятельность; беседы познавательного, эвристического характера; опыты, эксперименты; просмотр фильмов, слайдов, презентаций; игры (сюжетно-ролевые, развивающие); чтение книг, энциклопедий, рассматривание картин и иллюстраций; наблюдение за явлениями природы и живыми объектами; экскурсии и целевые прогулки; труд в природе; тематические дни и недели; конкурсы, выставки, мини-музеи, коллекции; праздники, развлечения, вечера досуга, театрализованная деятельность; художественная и конструктивная деятельность; речевое творчество: сочинение сказок, загадок, разгадывание кроссвордов. Формы работы при организации поисково-исследовательской деятельности:

Слайд 7

Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.). Неживая природа (вода, воздух, почва, земля, песок их свойства, планета Земля – её рельеф, климат, природные явления, Космос и Солнечная система). Физические явления (цвет, звук, магнетизм, земное притяжение, электричество и т.д.) Человек (человек – живой организм, человек – пользователь природы) Рукотворный мир: (материалы и их свойства, предмет – результат деятельности человека, преобразования предметов и т.д.) Организация работы по поисково-исследовательской деятельности представлено несколькими темами:

Слайд 8

1. Развивающий характер. 2. Создание условий для формирования ведущих видов деятельности с одновременным учетом особенностей других видов деятельности. 3. Соответствие возможностям ребенка для перехода к следующему этапу развития 4. Включение известных ребенку объектов, а также новых, которые побуждают его к последующей деятельности. 5. Учет исходной инициативности ребенка, его стремления на деле применять свои знания. Требования к предметно-развивающей сред е:

Слайд 9

У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона - уголок экспериментирования

Слайд 10

место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции – экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.); место для приборов; место для хранения материалов (природного, "бросового"); место для проведения опытов; место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.). Содержание уголков поисково-исследовательской деятельности:

Слайд 11

«Угадай по запаху» 1. Ребенку завязать глаза. 2. Приготовить продукты с выраженными запахами: лук, чеснок, лимон, апельсин, яблоко, шоколад и др. 3. Дать понюхать каждый продукт: его можно узнать по запаху. При организации поисково-исследовательской деятельности можно использовать рисунки, модели, карточки – схемы проведения игр - экспериментов. Эти карточки очень помогают и заинтересовывают детей экспериментированием.

Слайд 12

«Растворение веществ в воде» 1. Берем стакан воды и кусок сахара. 2. Кладем сахар в стакан. 3. Размешиваем. Что произошло? 4. А что будет, если положить еще больше сахара? «Имеет ли воздух вес?» 1. Делаем самодельные весы. 2. Взвешиваем 2 ненадутых шарика. 3. Вес одинаковый. 4. Один из шариков надуваем. 5. Вновь взвешиваем. Что произошло? Надутый шар перевешивает пустой: воздух имеет вес. 6. Проткнем надутый шар. Что произошло ?

Слайд 13

«Волшебный магнит» 1. Взять стакан с водой. 2. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки. 3. Подставить магнит к стенке стакана: магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду . «Загадочная бумага» 1 . Ставим два одинаковых стакана, кладем на них лист бумаги. 2. На этот лист ставим третий стакан. Что произошло? 3. Бумага не выдержала веса стакана и прогнулась. 4. Складываем тот же лист гармошкой. 5. Кладем, сложенный гармошкой лист, на два стакана, а сверху третий. 6. Что произошло? Почему?

Слайд 14

В процессе экспериментирования необходимо стимулировать детей задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? Прививать детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращать внимание детей на мнение других, учить слушать друг друга, предлагать более активным детям помочь застенчивым.

Слайд 15

С этой целью можно проводить родительские собрания, консультации, на которых попытаться объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей, можно провести анкетирование родителей. Так же, можно разработать буклеты и памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне». Можно создать рубрику в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой воспитатели предлагают родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей создать картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Так же привлечь родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей.

Слайд 16

3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Организация детской продуктивной деятельности на прогулке"

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для их физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышени...

Консультация для воспитателей «Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС ДО».

Цель консультации: познакомить педагогов с особенностями организации НОД в соотвествии с ФГОС  ДО....

Консультация для воспитателей. Развитие поисково-исследовательской активности дошкольника на основе технологии проблемного обучения.

Теоретическая часть консультации для воспитателей с использованием детской цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандия"...

Консультация для воспитателей "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"

Кконкретные педагогические действия, содержание,методы и формы, приёмы воспитания и обучения...

Консультация для воспитателей "Организация вечерней совместной деятельности воспитателя с детьми"

laquo;Совместная деятельность воспитателя и ребенка» - это понятие вошло в современную типологию детских видов деятельности, представленную в федеральных государственных требованиях к структуре...