Консультация для воспитателей "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"
консультация

Ручкина Татьяна Юрьевна.

Кконкретные педагогические действия, содержание,

методы и формы, приёмы воспитания и обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Космодемьянская СОШ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для педагогов

 «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

                                                                                          Подготовила          

                                                                                     ст. воспитатель

Ручкина Татьяна Юрьевна  

2022 г.

.

Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования

Формирование исследовательских умений дошкольников ‒ одна из важнейших задач образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Нынешний мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы, невозможно. Современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно-деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве со взрослым. О

чень важна в детском саду и познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка.

В работах отечественных педагогов Н.Н. Подьякова, А.П. Усовой, Е.А. Панько говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития».

Система конкретных педагогических действий, содержание,

методы и формы, приёмы воспитания и обучения

С чего начать? Перед тем как заниматься проблемами развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников, я задала себе вопрос: с чего начать? Как правило, под этим подразумевается создание определенной развивающей среды, приобретение необходимого оборудования, разработка методических рекомендаций, но ответ на этот вопрос оказался несколько другим – нужно начать с себя. Все мы являемся носителями старой, во многом антиэкологической культуры.

Таким образом, я поставила перед собой следующую цель  развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково-исследовательской деятельности.

Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

  • Создание условий для исследовательской активности детей;
  • Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
  • Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.

Работа по опытно-экспериментальной деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям:

  • живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);
  • неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);  
  • человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.).

В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

  • во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
  • во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
  • в-третьих, они практически безопасны;
  • в-четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:

  • Постановка проблемы.
  • Поиск путей решения проблемы.
  • Проверка гипотез, предположений.
  • Обсуждение увиденных полученных результатов.
  • Формулировка выводов.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

  • Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы:
  • внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
  • тайна, сюрприз;
  • мотив помощи;
  • познавательный момент (почему так?);
  • ситуация выбора.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим мною оформлен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей.

Вот что пишет Пенелопа Лич, автор книги «О развитии детей до 5 лет»: «Если вы отвели ребёнку место, обеспечили предметами и играми, о развитии своего мышления он позаботиться сам. Он – экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента, т.е. себя, когда таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием – это уже его забота. Как любому учёному, ему нужна в его научной лаборатории независимость».

В группах в  Центре экспериментирования рекомендуется разнообразное оборудование, представлены различные материалы для исследования. Также  дидактический материал, необходимые инструменты для экспериментирования:

  • специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки, колбы, мензурки, стеклянные палочки, бутылочки и т. д.);
  • бросовый и природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, сено, шишки, бусины, перья и т. д.);
  • утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки, перья, губки, салфетки, шапочки, перчатки и т. д.),
  • инструменты для опытов (лупа, микроскоп, термометр, магнит, весы, зеркало, песочные часы, фонарик, макеты зубов и сердца, телескоп и т.д.);
  • дидактические материалы.
  • картотеки опытов и экспериментов,
  • познавательные рассказы, загадки, различные иллюстрации, познавательная литература, энциклопедии, лэпбуки и многое другое. 

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность расположения;
  • список литературы.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Исследовательскую деятельность в своей группе организовала в следующих формах:

  • Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов:
  • доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования),
  • структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов),
  • непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).
  • Подгрупповая. Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования. (Например: в какой почве дадут всходы семена — в пресной или солёной?)
  • Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний и умений отстаёт от общего в группе (ребёнок переведён из младшей группы или не посещал детский сад ранее), если возможно развить стихийно возникший интерес к изучению чего-либо.

Методы и приемы при проведении экспериментов

Метод экспериментирования является разновидностью класса практических методов в педагогике и дидактике и понимается как особый способ освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Метод наблюдения относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения.

Из практических методов обучения я использовала игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности, а также элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т.д.

Словесные методов обучения:

  • рассказ воспитателя..
  • рассказы детей – метод, который направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.

Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях.

Занимательные игры-опыты и игры-эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом», и другие.

Для уточнения, коррекции знаний детей, их обобщения и систематизации использовала такой метод, как беседа.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и речевое развитие. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. В подготовительной группе особое внимание я уделяю обучению детей измерению и сравнению, т.к. дети 6-7 лет переходят от непосредственной оценки величин к их более точной количественной характеристике, которую получают путем измерения.

Связь детского экспериментирования с художественным творчеством  тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. В то же время, чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему:  слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов – песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый – нет; где быстрее прорастёт лук в земле, в глине или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей

думать, сопоставлять и делать выводы. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – они всё проделывают сами.

Так как интерес к познавательно-исследовательской деятельности возникает с раннего возраста, работать с детьми по данной теме начала со 2-й младшей группы. В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы. Младшие дошкольники легко осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ.

Проекты по познавательно-исследовательской деятельности.

  • 2 младшая группа  «Этот незнакомый мир».

Целью: развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности и способности к самостоятельному экспериментированию.

Задачи проекта:

  • Расширять представления детей об окружающем мире.
  • Развивать понимание взаимосвязей в природе.
  • Развивать мышление, речь в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
  • Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный и рукотворный мир.

Проект исследовательски-игровой, где дети узнают много нового, исследуют, экспериментируют, проводят разные опыты с водой, песком, камнями и т. д.

       В основе проекта лежит детское экспериментирование.

Предполагаемый результат проекта: 

  • у детей развивается познавательный интерес, наблюдательность. 
  • учатся самостоятельно работать с предложенным материалами,  
  • научились отвечать на вопросы,
  • учились думать, как же получается тот или иной «фокус».
  • воспитывается чувство товарищества, ведь они в ходе экспериментов помогали друг другу.
  • развивается  мыслительный процесс.
  • Средняя группа проект «Огород на подоконнике». 

В данном проекте в процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать.

Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за ними.

Задачи проекта:

  • Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
  • Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, горох, огурцы, цветы);
  • Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
  • Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
  • Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
  • Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
  • Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
  • Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
  • Развивать познавательные и творческие способности. 
  • Повысить компетентность родителей по теме проектной недели;
  • Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

Предполагаемые результаты:

  • Дети познакомились с культурными растениями.
  • У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
  • В результате практической и опытнической деятельности дети узнали о необходимых условиях роста и развития растений.
  • Дети познакомились с многообразием посевного материала.
  • Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
  • В группе был создан огород на окне.
  • Дети стали более уважительно относиться к труду и результатам труда.
  • Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
  • Старшая группа  проект «Королева вода».

Цель: уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах.

Задачи проекта:

  • создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;
  • расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть);
  • формировать представления о значении воды в жизни человека.

Данный проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах. Ведь вода это любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни.

Предполагаемый результат:

  • у детей расширились и углубились знания и представления о воде, дети научились определять различные состояния воды;
  • у дошкольников появился интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность;
  • также появилось бережное отношение к воде.
  • Подготовительная группа «Секреты кока-колы». (исследовательский)

В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и  наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов.

Целью: развивать познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности, прививать детям навыки исследовательской деятельности.

Задачи проекта

  • дать представление о вредном влиянии газированных напитков на организм человека путем проведения опытов с колой;
  • учить детей обследовать предметы и экспериментировать с ними; 
  • развивать у детей умение выдвигать гипотезы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
  • активизировать словарь детей, развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ; 
  • закрепить знания детей о вредном влиянии некоторых продуктов на организм человека, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Предполагаемые результаты проекта:

  • у детей расширились знания и представления о кока-коле; 
  • дети увидели, что кола разрушает зубы и продукты, в ней много красителей;
  • мы вместе с детьми доказали, что в коле есть такие вещества, которые разъедают налет от чая, что в коле очень много сахара, который вредит нашему организму;
  • дошкольники сделали вывод о том, что кола небезопасна для здоровья;
  • у детей появился интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность.

Таким образом, освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую.

Повышению уровня  развития деятельности экспериментирования детей будет способствовать создание условий для самостоятельной деятельности, включающее в себя содержание, обеспечивающееся педагогом, когда материал из совместной организованной деятельности переносится в свободную, самостоятельную деятельность детей; динамичной предметноразвивающей среды в центрах экспериментирования, материал в которых должен находиться в свободном доступе и меняться в соответствии с комплексно-тематическим планированием, обеспечивая максимальное поддержание интереса дошкольников к деятельности и психологический комфорт, невозможный без субъект-субъектных отношений, когда педагог выступает в роли партнера, а не «запрещающего знака».

 Игр-эксперименты рекомендуемые для родителей

Игры-эксперименты в ванной — это игры с водой и мыльными пузырями, «Тонет – не тонет» и т. п.

Игры-эксперименты в комнате: «Из чего сделано?», «Устройство пылесоса», «Как увидеть электричество?» (с расческой, с воздушным шаром, наэлектризованная одежда), «Почему завял цветок?», «Как вырастить зеленый лук?» и т. д.

Детское экспериментирование не требует больших материальных затрат. Можно использовать любые подручные или бросовые материалы: губки, одноразовую посуду, соломинки, трубочки для коктейлей, пластиковые бутылки и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя Ерышкановой Натальи Владимировны МБДОУ №84 «Серебряное копытце» по теме «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

в индивидуальном плане по самообразованию  воспитателя Ерышкановаой Натальи Владимировны  представлены основные формы работы по теме ,практичекие выходы...

Собственный инновационный опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Ашировой Надии Харрясовны по теме: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Новизной данной разработки  является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диаг...

Программа по самообразованию «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

То, что я услышал, я забылТо, что я увидел, я помнюТо, что я сделал, я знаю (Китайское изречение)В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста п...

Конспект по самообразованию "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"

Детское экспериментирование должно строиться самим ребенком. Оно должно быть направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других ст...

Материал по самообразованию «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

В статье раскрывается суть процесса самообразования как необходимого условия профессионального роста педагогов....

Методическая разработка "«Развитие поисково – исследовательской дея-тельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы естественнонаучного образования младших школьников. Большое значение при изучении предметов естественнонаучного цикла имеют экспериме...