Конспект по самообразованию "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"
статья (средняя, старшая группа) на тему

Елена Догузова

Детское экспериментирование должно строиться самим ребенком. Оно должно быть направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что необходимо знать о поисково-исследовательской деятельности?

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразней и интересней поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот и на этом основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику нашей работы.

      Для проведения занятий в группе по экспериментальной деятельности существует множество различных игр-экспериментов. Игра способна заинтересовать малыша. Когда у ребенка есть интерес, он получает знания непринужденно, усваивает большое количество информации, и на это тратится небольшой промежуток времени.

Какие качества развиваются у ребенка в процессе экспериментирования?

Экспериментирование детей дает толчок к развитию у ребенка многих необходимых для обучения в школе качеств. Здесь можно говорить обо всех видах мышления, свойствах внимания и других.

Детское экспериментирование тесно взаимосвязано с другими видами деятельности дошкольников, помогает развивать личность ребенка не менее эффективно, чем игровая ведущая деятельность. Оба эти вида деятельности детей считают самыми продуктивными условиями для личностного становления дошкольника.

Когда ребенок увлечен активной познавательно-исследовательской деятельностью, то у него расширяется кругозор, представления о мире.

Каковы преимущества экспериментирования перед другими видами деятельности в дошкольном возрасте?

Так как образование ребенка невозможно без поиска инновационных технологий, которые развивают творчество детей, формируют в них полезные навыки саморазвития и самообразования, то возникает необходимость прибегать к экспериментальной деятельности — методу, направленному наилучшим образом на формирование универсальных знаний у дошкольников.

В ходе экспериментирования дети приобретают самостоятельные исследовательские умения, учатся ставить проблему, собирать и обрабатывать информацию, с удовольствием проводят различные эксперименты, охотно анализируют полученные результаты.

С чего начинается процесс экспериментирования?

       Наблюдение — это первая ступенька к началу экспериментальной деятельности. Ребенок смотрит на различные объекты, у него идет интенсивный мыслительный процесс, в результате которого развивается логика мышления, внимание, появляются различные идеи к проведению эксперимента.
       Следующей ступенью к проведению опыта, эксперимента отмечают 
размышление об увиденном. Как уже указано выше, при наблюдении за объектом или предметом ребенок использует логику мышления. Размышление о том, что видит дошкольник, помогает ему выдвинуть какую-то исследовательскую гипотезу, оценить ее, решить для себя, интересно ли это, оригинально ли.

Следующий этап очень трудный для детей — измерение, замер. Здесь используются первичные математические знания ребенка.

Проверка гипотезы вызывает необходимость придумывать, даже очень невероятные предположения, которые свойственны детям. Тут речь идет о немерной детской фантазии и воображении.

Следующий этап — предсказание. О том, зачем наблюдал ребенок ранее, он пытается разъяснить, пытается объяснить, что и почему должно в итоге произойти.

Последние этапы даются детям труднее, чем, например, фантазировать о результатах предстоящего опыта, но большинство деток отлично с ними справляются.

Этапы экспериментальной деятельности

Остановимся кратко на основных этапах эксперимента в детском возрасте:

  1. Появилась проблема.
  2. Высказываем предположения.
  3. Проверяем предположение в процессе проведения опыта на практике.
  4. Делаем выводы.

Основные блоки экспериментальной деятельности

Начнем с того, что обучение экспериментированию детей должно быть организовано специально. Это первый блок. Совместное творчество педагога с детьми развивает у детей активность, познавательную и творческую.

Вторым блоком является то, что в ходе проведения эксперимента взрослый оказывает всяческое содействие детям. Помогает планировать разные опыты, проводит познавательные беседы, рассказывает детям о явлениях природы.

Третий блок заключается в свободной самостоятельной деятельности дошкольников. В группе отводят место для детской лаборатории, уголки природы, где и осуществляется самостоятельная экспериментальная деятельность дошкольников. Тут детям предоставлены дидактические игры, альбомы для рисования, в которых дети изображают результаты своих экспериментальных опытов.

Подведем итоги

Ребенок по своей природе очень любознателен. А когда это качество подкрепляется еще хоть и небольшим, но багажом знаний, то процесс ознакомления с окружающим миром и природой идет более успешно и результативно. Именно это и дает ребенку экспериментирование — почувствовать себя исследователем, найти ответы на интересные вопросы. В какой — то степени даже стать первооткрывателем. Когда экспериментирование совместное, то развивается его коммуникация, творческие способности, формируется эмоциональная сфера.

Список литературы:

  1. ФГОС
  2. Дубина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
  3. Дубина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  4. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92
  5. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
  6. Материалы Интернет-сайтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя Ерышкановой Натальи Владимировны МБДОУ №84 «Серебряное копытце» по теме «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

в индивидуальном плане по самообразованию  воспитателя Ерышкановаой Натальи Владимировны  представлены основные формы работы по теме ,практичекие выходы...

Собственный инновационный опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Ашировой Надии Харрясовны по теме: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Новизной данной разработки  является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диаг...

Программа по самообразованию «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

То, что я услышал, я забылТо, что я увидел, я помнюТо, что я сделал, я знаю (Китайское изречение)В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста п...

Материал по самообразованию «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

В статье раскрывается суть процесса самообразования как необходимого условия профессионального роста педагогов....

Программа по развитию поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования

Авторская программа "Поисково-исследовательская деятельность дошкольников в процессе экспериментирования"...

«Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Представление собственного инновационного педагогического опыта...