Консультация для воспитателей. Развитие поисково-исследовательской активности дошкольника на основе технологии проблемного обучения.
консультация на тему

Клочкова Ирина Николаевна

Теоретическая часть консультации для воспитателей с использованием детской цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

«Развитие поисково-исследовательской активности дошкольника на основе технологии проблемного обучения»

Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное "зачем?", "как?", "почему?". Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Мы с вами знаем, что дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Поэтому необходимо ребенка "учить сомневаться. Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение.

(Например: металлические предметы тонут, но ребенок видит: корабль из металла не тонет. Почему? При организации соответствующих опытов дошкольники могут поразмышлять над этим вопросом).

Без этого не может быть развивающего обучения. К сожалению, в практике работы ДОУ часто наблюдается другая тенденция (направление): давать детям готовые сведения, которые нет надобности воспринимать критически, их необходимо только запомнить. Принесет ли большую пользу ребенку обучение, при котором знания не становятся объектом размышления, сравнения, не требуют привлечения собственного опыта, проявления личного отношения?

 Сегодня я хочу рассказать вам о том, как можно эффективно формировать познавательную активность ребенка в интересной и увлекательной форме опытно-экспериментальной деятельности.

Для воспитателя важно не просто ответить на детские вопросы, например, почему термос сохраняет тепло, где быстрее замерзает река или где живет электрический ток. Важно организовать такую образовательную среду, которая позволит ребенку самому делать открытие и обосновать их с научной точки зрения. Большие возможности для этого предоставляет детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия». Это игровой мультимедийный продукт для дошкольников и учеников начальной школы с использованием датчиков в качестве контролеров. Вся лаборатория состоит из 8 наборов, в каждом находится 1 датчик-божья коровка, например, датчик температуры, света, магнитного поля. На экране лаборатории мы находим также 8 мини-игр и сцен, каждая из которых посвящена своему датчику. Внутри сцен содержится набор экспериментов. Персонажи сцен реагируют на показания датчиков и показывают результат эксперимента.

Главный герой – мальчик Наураша, маленький исследователь. Ровесник игроков, увлеченный желанием познавать мир. Этот герой проводит с детьми опыты, делится знаниями. В игровой форме ребята учатся измерять температуру, понимать природу звука и света, знакомятся с магнитным полем.

При работе с данной цифровой лабораторией мы используем две технологии: ИКТ и технологию проблемного обучения. Информация, показанная на экране в игровой форме, вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре. В доступной и яркой форме образно преподносится материал до детей. ИКТ позволяет воссоздать реальные предметы или явления в цвете, звуке и движении. Все это способствует активизации умственной деятельности и повышает мотивацию детей к обучению.

Технология проблемного обучения – это специально созданная совокупность специфических приемов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребенка и развитию творческого мышления (умения добывать знания, применять их в решении новых познавательных задачах).

На занятиях с использованием цифровой лаборатории применяются такие методы, как проблемный вопрос, задание, проблемная ситуация, эвристическая беседа.  Они ставят ребенка в позицию исследователя, ученого, первооткрывателя. Перед детьми ставится такое задание, выполнение которого требует поиска новой информации и овладение новыми умениями. Но проблемная ситуация должна находится в «зоне ближайшего развития». Воспитатель одновременно выступает и как координатор, и как партнер в ходе каждого этапа решения проблемной ситуации.

Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.

Сущность технологии проблемного обучения, как и любой другой технологии, заключается в четком следовании определенным ее этапам. Предлагаю рассмотреть технологическую карту, адаптированную к работе с дошкольниками и апробированную педагогами детского сада № 193 «Земляничка» автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Планета детства "Лада"» г. Тольятти.

Технологическая карта основывается на пошаговом алгоритме решения проблемной ситуации.

1

Постановка проблемы

Осознание создавшегося противоречия.

2

Актуализация знаний

Активизация необходимых знаний. Осознание потребности новых знаний.

3

Выдвижение гипотез-предположений

Проводит поисковую деятельность.

4

Проверка решения

Проверка результатов поиска. Выбор правильного решения.

5

Введение в систему знаний

Присвоение новых знаний и умений

Данный подход позволяет детям увидеть и осознать структуру проблемной ситуации в целом, спланировать путь решения проблемы, выполнить все этапы по порядку, сделать открытие и дать оценку своим действиям и полученному результату.

Эффективно использую данную лабораторию прежде всего на этапе проверки решений, когда дети вместе с Наурашей проверяют выдвинутые им в ходе обсуждений гипотезы.

Практика показывает, что ИКТ и технология проблемного обучения, реализуемые посредством цифровой лаборатории, эффективны в формировании познавательных интересов и поисково-исследовательской деятельности ребенка. Они обеспечивают сотрудничество детей и взрослых, поддерживают детскую инициативу в процессе образовательных отношений. Это полностью согласуется с новым ФГОС ДОО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают воз­можности инициативной преобразующей активности ребен­ка. Этот возрастной период важен для развития познаватель­ной потребности ребенка, которая н...

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения»

Мастер-класс для педагогов по реализации лаборатории "Наураша с стране Наурандия". Вместе с мальчиком Наурашей дети попадают в удивительный мир «Наурандию», где с помощью датчика...

Конспекты занятий в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения. Модуль лаборатории «МАГНИТНОЕ ПОЛЕ»

Данный материал будет интересен специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста и тем, кто занимается детским исследованием....

Конспект образовательной деятельности в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения лаборатория «Пульс» Тема: «Сердце» С детьми 4 лет

Цель - познакомить детей с главной мышцей нашего организма - сердцем.Задачи: - учить детей заполнять ментальную карту;- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам;- ра...

Консультация для воспитателей "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"

Кконкретные педагогические действия, содержание,методы и формы, приёмы воспитания и обучения...