Конспекты занятий в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения. Модуль лаборатории «МАГНИТНОЕ ПОЛЕ»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Данный материал будет интересен специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста и тем, кто занимается детским исследованием.

Скачать:


Предварительный просмотр:


 

Конспекты занятий в цифровой лаборатории

 «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения

Модуль лаборатории «МАГНИТНОЕ ПОЛЕ»

Лаборатория «МАГНИТНОЕ ПОЛЕ»

Тема «Тянем-потянем»

Программное

содержание

Логика образовательной деятельности

Содержание и методика проведения опыта «Материалы и магнит?»

Работа в цифровой лаборатории «Магнитное поле»

Материалы

Закрепить представления детей о том, что магнит обладает магнитной силой. Познакомить детей со свойствами магнита: прохождение магнитной силы через различные материалы и вещества. Закрепить умение пользоваться датчиком при измерении магнитного поля. Воспитывать познавательную активность.

Проблемное задание: «Как достать скрепку?». Воспитатель предлагает детям достать скрепку из стакана с водой, не намочив рук. (Выслушивает предложения детей.)

Проблемная ситуация.

Мы хотим достать скрепку из стакана с водой, не намочив рук, но не знаем, как это сделать.

Подумайте, если мы имеем дело с металлом то, что может нам помочь в этой ситуации? (предположения детей).

При затруднении воспитатель задает наводящий вопрос: «Каким свойством обладают все металлические предметы?»

Значит, мы предполагаем: нам поможет достать скрепку магнит.

Опыт с магнитом: «Достань скрепку». Дети с помощью магнита достают скрепку из стакана с водой, не намочив рук.

Через что прошла магнитная сила, чтобы подействовать на скрепку? (стенки стакана, воду) Какой секрет магнита мы теперь знаем?

(Магнитная сила может действовать через воду и пластмассу.)

Интересно, а через другие материалы магнитная сила проходит?

Работа в цифровой лаборатории.

Опыт: «Материалы и магнит»

После окончания работы в цифровой лаборатории воспитатель предлагает детям испытать магнитную силу

через выбранный материал на металлических предметах.

Опыт с магнитом: «Действие магнитов через материал».

Дети помешают магнит под выбранный материал. Двигая магнитом, дети наблюдают за движениями металлических предметов.

Дети еще раз убеждаются в правильности вывода, сделанного ими при работе в цифровой лаборатории.

Опыт: «Материалы и магнит»

(Лаборатория «Магнитное поле» находится в режиме свободного измерения.)

- Что мы хотим узнать? (Проходят ли магнитные силы через разные материалы?)

- Как мы это можем сделать? (Накрыть магнит каким-нибудь материалом и с помощью датчика «Магнитное поле» измерить магнитную силу.)

- Что нам для этого нужно? (Нам нужен магнит, разный материал, датчик.)

Воспитатель предлагает детям разделиться на пары, договориться и выбрать материал для исследования.

Дети делятся на пары, договариваются и выбирают материал для исследования.

Воспитатель предлагает детям по очереди произвести измерение магнитной силы через выбранный ими материал. Дети по очереди производят измерение магнитной силы через выбранный ими материал.

Воспитатель предлагает детям озвучить результаты опыта и сформулировать вывод.

Дети озвучивают результаты опыта и формулируют вывод: «Через многие материалы магнитная сила проходит. Это такие материалы...» (перечисляют).

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик магнитного поля, магниты, разные материалы, стакан с водой, скрепка, мелкие

металлические

предметы

Тема «Дальше - слабее»

Программное

содержание

Логика образовательной деятельности

Содержание и методика проведения опыта «Измерение магнитной силы?»

Работа в цифровой лаборатории «Магнитное поле

Материалы

Закрепить

представления

детей о том, что

магнит обладает

магнитной силой.

Познакомить

детей

с зависимостью

магнитной силы

от расстояния

до магнита.

Закреплять

умение

пользоваться

датчиком при

измерении

магнитного поля.

Воспитывать

познавательный

интерес.

Опыт-игра: «Что поднимет магнит».

Воспитатель предлагает детям выбрать магнит

и испытать магнитную силу, притягивая разные

по величине и весу металлические предметы.

- Посмотрите, ребята, что умеет мой магнит.

Воспитатель демонстрирует опыт: «Магнитная

сила» - действие магнита на расстоянии. Дети

пробуют силу своего магнита на расстоянии.

Замечают, что на некотором расстоянии магнит

перестает действовать.

- Почему? (предположения детей).

Проблемная ситуация.

Мы заметили, что магнит действует на

определенном расстоянии, но мы не знаем,

почему.

Дети вспоминают, что все магниты обладают

магнитной силой.

• Магнитная сила зависит от величины, формы

магнита.

В «Сундучке подсказок» дети находят картинки:

волны, человек кричит (звук), ураган.

- Назовите, что изображено?

- Подумайте, что общего у этих явлений?

(предположения детей).

При затруднении воспитатель задает вопросы:

-Меняется ли сила звука в зависимости от расстояния? Как? Приведите пример.

-Что можно сказать о силе воли, урагана в зависимости от расстояния?

- Что происходит с их силой в зависимости от расстояния?

-Возможно, магнитная сила тоже зависит... (от расстояния).

-Значит, мы предполагаем: чем больше расстояние, тем магнитная сила меньше.

-Где мы можем проверить правильность нашего предположения?

Работа в цифровой лаборатории.

Урок №1 (задания на измерение; исследовать плоский магнит).

Опыт: «Измерение магнитной силы».

-Какой секрет магнита мы теперь знаем?

-Если мы хотим, чтобы магнит действовал, нужно уменьшить расстояние.

-Подтвердить правильность наших мыслей нам помогут «магнитные рисунки».

Опыт с магнитом: «Магнитные рисунки». Воспитатель покрывает магнит листом плотной бумаги и сверху насыпает металлические опилки. Дети рассматривают «магнитные рисунки» и, увидев скопление опилок ближе к магниту и их отсутствие на расстоянии, убеждаются еще раз в том, что магнитная сила уменьшается с увеличением расстояния до магнита.

Опыт: «Измерение магнитной силы»

(Лаборатория «Магнитное поле» выбран урок N91- задание

на измерение; исследование плоского магнита; при увеличении

расстояния от магнита - переход в режим свободного измерения.)

1. Что мы хотим узнать?

(Меняется ли магнитная сила в зависимости от расстояния?)

2. - Как мы это можем сделать? (Измерить магнитную силу на разном расстоянии от магнита.)

- Что нам для этого нужно? (Магнит и датчик «Магнитное поле».)

3. Воспитатель предлагает в помощь детям схему расположения магнита и точек измерения на определенном расстоянии от

магнита.

Дети рассматривают схему расположения магнита и точек измерения на определенном расстоянии от магнита

Воспитатель предлагает детям договориться, кто будет держать магнит, кто (три-четыре ребенка) производить измерение датчиком

Остальным детям предлагается стать учсными-наблюдателями и следить за показаниями на экране.

Дети договариваются, кто будет держать магнит, кто (три-четыре

ребенка) производить измерение датчиком. Остальные дети становятся учеными наблюдателями и следят за показаниями на

экране.

4. Воспитатель предлагает детям озвучить результаты опыта и сформулировать вывод. Дети озвучивают результаты опыта и формулируют вывод: «Чем больше расстояние от магнита, тем меньше магнитной силы».

Цифровая

лаборатория

«Наураша

в стране

Наурандии»,

датчик

магнитного

ноля,

магниты,

разные по

величине

и весу

металлические

предметы.

схема

проведения

измерения,

лист плотной

бумаги,

металлические

опилки,

картинки:

волны, человек

кричит

(звук), ураган.

Тема «Полюсы магнитов»

Программное содержание

Логика образовательной деятельности

Содержание и методика проведения опыта «Магнитная сила полюсов»

Работа в цифровой лаборатории «Магнитное поле»

Материалы

Закрепить представления у детей

том, что магнит обладает магнитной силой.

Познакомить

детей

с полюсами

магнита и с тем,

что на разных

полюсах

одного магнита

находится

одинаковое

количество

магнитной силы.

Закреплять

умение

пользоваться

датчиком при

измерении

магнитного

поля на разных

полюсах

магнита.

Воспитывать

познавательный  интерес.

Проблемный вопрос: «Как вы думаете, почему магниты раскрашены?» (Дети рассматривают магниты с раскрашенными полюсами, высказывают предположения.)

Эвристическая беседа.

-В какие цвета раскрашены магниты?

-Как разделены магниты цветом?

-Каждый цвет обозначает полюс. Знакомо ли вам это слово?

-Какие полюсы вы знаете?

-Каким цветом обозначен северный полюс, южный полюс?

Работа в цифровой лаборатории.

Урок №1 (обучающая информация «Полюсы магнита», 1 часть).

Проблемное задание.

-Как проверить, одинаковой ли силой обладают северный и южный полюсы магнита? (Предложения детей: можно поднести к полюсам одинаковые предметы.)

Работа в цифровой лаборатории.

Урок №1 (задание на измерение «Поле на разных полюсах магнита»).

Опыт: «Магнитная сила полюсов».

Картина: «Магнитные поля».

Воспитатель демонстрирует магнитные поля магнита с помощью железных опилок: магнит на столе, на него положили плотную бумагу и медленно насыпали железные опилки. Дети наблюдают за полученным рисунком.

Опыт «Магнитная сила полюсов».

(Лаборатория «Магнитное поле», урок№1, задание на измерение «Поле на разных полюсах магнита».)

- Что мы хотим узнать? (Одинаковая ли магнитная сила на разных полюсах магнита?)

- Как мы это можем сделать? (С помощью датчика «Магнитное поле» измерить магнитную силу на северном и южном полюсе магнита.)

- Что нам для этого нужно? (Нам нужен магнит с раскрашенными полюсами и датчик.)

Воспитатель предлагает детям разделиться на пары, договориться и выбрать магнит для исследования.

Дети делятся на пары, выбирают магнит для исследования. Воспитатель предлагает детям по очереди произвести измерение магнитной силы и результаты записать в «Блокнот исследователей».

Дети по очереди производят измерение магнитной силы и результаты записывают в «Блокнот исследователей».

Воспитатель предлагает детям озвучить результаты опыта и сформулировать вывод.

Дети озвучивают результаты опыта и формулируют вывод: «Магнитная сила на разных полюсах магнита одинаковая».

Цифровая

лаборатория

«Наураша

в стране

Наурандии»,

датчик

магнитного

поля, магниты

с раскрашенными

полюсами,

«Блокноты

исследователей,

карандаши.

Тема «Притягиваются — отталкиваются»

Программное содержание

Логика образовательной деятельности

Содержание и методика проведения опыта «Магнитная сила двух магнитов»

Работа в цифровой лаборатории «Магнитное поле»

Материалы

Закрепить представления детей о свойствах магнита (магнит имеет полюсы). По знакомить детей со свойствами одинаковых полюсов отталкиваться, разноименных полюсов притягиваться друг к другу. Закреплять умение пользоваться датчиком при измерении магнитного поля двух магнитов. Воспитывать уважительное отношение к желаниям другого человека.

Игра с фишками: «Кто больше знает о магните». Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы. За правильный и быстрый ответ ребенок получает фишку.

-Что умеет магнит? Какие предметы притягивает магнит? Что обозначает цвет на магните? Какие полюсы бывают? Что означает синий, красный цвет? - Сколько магнитной силы у северного полюса магнита? (считают фишки, приветствуют победителя).

Проблемное задание.

Воспитатель проводит опыт с магнитом: «Притягиваются - отталкиваются».

-Понаблюдайте за опытом и попытайтесь объяснить. Воспитатель подносит магниты друг к другу разными полюсами и одинаковыми. Дети наблюдают притягивание и отталкивание, (высказывания детей).

 Исследовательская деятельность. Дети действуют с магнитами, убеждаясь еще раз в притягивании разноименных полюсов и отталкивании одинаковых. Работа в цифровой лаборатории.

Урок №1, (обучающая информация «Полюсы магнита», 2 часть).

Проблемный вопрос: «Крепко держатся магниты друг за друга (разноименные полюса), их теперь два. Возможно, и магнитная сила их стала больше?» (высказывания детей).

Работа в цифровой лаборатории.

Урок №2 (задание на сравнительное измерение «Сложение магнитов»).

Опыт: «Магнитная сила двух магнитов».

- Интересно, изменится ли магнитная сила, если магниты соединить одинаковыми полюсами?

Дети проводят аналогичное измерение в цифровой лаборатории и формулируют вывод.

Вывод: при соединении магнитов одинаковыми полюсами магнитная сила увеличивается.

Опыт «Магнитная сила двух магнитов».

(Урок Ns2 задание на сравнительное измерение «Сложение магнитов».)

- Что мы хотим узнать? (Стала ли магнитная сила больше, после того, как два магнита притянулись друг к другу?)

- Как мы это можем сделать? (С помощью датчика «Магнитное поле» измерить сначала магнитную силу одного магнита. Затем измерить силу двух магнитов.)

- Что нам для этого нужно? (Нам нужно два магнита и датчик.)

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды

и договориться, какая из них будет измерять силу одного магнита, какая - силу двух магнитов.

Дети делятся на две команды и договариваются, какая из них будет измерять силу одного магнита, какая - силу двух магнитов. Воспитатель предлагает детям произвести измерение магнитной силы и понаблюдать за изменениями на экране.

Дети производят измерение магнитной силы и наблюдают за изменениями на экране.

Воспитатель предлагает детям озвучить результаты опыта и сформулировать вывод.

Дети озвучивают результаты опыта и формулируют вывод: «Магнитная сила не изменилась (изменилась очень мало)».

Цифровая

лаборатория

«Наураша

в стране

Наурандии»,

датчик

магнитного

поля,

магниты,

фишки для

игры.

Тема «Земля - магнит»

Программное содержание

Логика образовательной деятельности

Работа в цифровой лаборатории «Магнитное поле»

Материалы

Закрепить представления детей о свойствах

магнита (разноименные полюса магнита притягиваются, а одинаковые

отталкиваются). Дать детям понятие

о том, что Земля - это магнит. Познакомить с прибором «компас». Закреплять

умения детей

выполнять

действия

последовательно,

по алгоритму.

Воспитыв.

познавательную

активность.

Загадка про глобус.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть глобус. Беседа.

-Что такое глобус? (модель Земли).

-Что изображено на глобусе?

-Что находится здесь? (Северный полюс).

-Как называется это место планеты Земля? (Южный полюс.)

-Северный полюс, Южный полюс - у чего еще бывают такие полюсы? (у магнита).

-Если у Земли тоже есть такие полюсы, как у магнита, значит, она тоже... магнит? (высказывания детей).

Проблемная ситуация.

1. Постановка проблемы.

-Интересно, что у Земли есть полюсы, как у магнита. Возможно, Земля - тоже магнит?

Дети вспоминают, как ведут себя магниты, если их соединяют одинаковыми полюсами и разными. Работа в цифровой лаборатории.

Урок №1 (обучающая информация «Полюсы магнита»).

- Если предположить, что Земля - это огромный магнит, то это можно изобразить рисунком. Воспитатель демонстрирует рисунок, на котором нарисован глобус и на нем полукруглый магнит с полюсами: магнитные полюсы Земли расположены наоборот: Северный магнитный полюс - у Южного географического полюса, а красный Южный полюс магнита будет находиться на Северном географическом полюсе.

- Подумайте, как будет притягиваться любой магнит к магниту Земли? Дети приставляют полукруглый

магнит к рисунку, направляя Северный полюс магнита на Северный полюс Земли.

Значит, если Земля - магнит, то магнит должен

показывать на ... север?

Опыт с магнитом: «Магнит может быть компасом».

Воспитатель демонстрирует алгоритм изготовления компаса из магнита. Дети рассматривают алгоритм, делятся на пары и изготавливают компас из магнита. Для этого скатывают из пластилина шарик; расплющивают одну сторону, чтобы получился конус. Втыкают карандаш тупым концом в конус, чтобы он стоял вертикально и крепко держался. Аккуратно устанавливают подковообразный магнит на острие карандаша, чтобы он висел, балансируя. Дети наблюдают, как все магниты повернулись в одну сторону и своими северными полюсами показывают на Северный полюс Земли.

Вывод: «Земля - это магнит. У Земли есть магнитные силы и магнитные поля».

Работа в цифровой лаборатории.

Урок №2, обучающая информация «Земля - это магнит».

Воспитатель знакомит детей с прибором «компас». Дети рассматривают его.

Практическая деятельность. Дети делятся на пары и определяют по компасу север в разных точках комнаты.

Урок №1 (обучающая информация «Полюсы магнита»). Работа в цифровой лаборатории.

Воспитатель предлагает детям вспомнить о том, как ведут себя магниты, если их соединить разноименными и одинаковыми полюсами.

Дети вспоминают о том, как ведут себя магниты, если их соединить разноименными и одинаковыми полюсами. Воспитатель обращает внимание детей на экран.

Дети наблюдают за происходящим на экране.

Работа в цифровой лаборатории.

Урок №2 (обучающая информация «Земля - это магнит»). Воспитатель предлагает детям для проверки правильности своего вывода обратиться в лабораторию Наураши и прослушать информацию.

Дети для проверки правильности своего вывода обращаются в лабораторию Наураши и слушают информацию.

Цифров. Лаб. «Наураша в стране Наурандии», подковообразн.

магнитыпластилин, карандаши, компасы, глобус, рисунок, на котором нарисован глобус и на нем подковообразный магнит с полюсами.

Тема «Намагничивание»

Программное содержание

Логика образовательной деятельности

Содержание и методика проведения опыта «Магнитная сила»

Работа в цифровой лаборатория «Магнитное поле»

Материалы

Закрепить знания детей о том, что магнит обладает магнитной силой. Познакомить детей со способностью металлических предметов намагничиваться.

Закреплять умение

пользоваться

датчиком при

измерении

магнитного поля

у намагниченных

предметов.

Воспитывать

познавательную

активность.

Воспитатель предлагает вниманию детей опыт с магнитом: «Необычная скрепка».

Магнит подносится к скрепке, она притягивается. Затем скрепку отсоединяют от магнита и подносят ее к мелким металлическим предметам.

- Что интересного вы наблюдали?

Проблемный вопрос: «Почему скрепка начала притягивать металлические предметы?»

Эвристическая беседа.

-Что действовало на скрепку?

-Какой силой обладает магнит, что притягивает предметы?

-Чем поделился магнит со скрепкой?

-Значит, мы предполагаем, что магнитная сила может ... передаваться другому предмету?

-Каким предметам магнит передает магнитную силу?

Экспериментальная деятельность: «Намагничивается или нет?»

Дети берут предметы из разного материала и пробуют их намагнитить. Намагниченность проверяют на мелких металлических предметах. Вывод: намагничиваться могут только металлические предметы.

-Интересно, сколько магнитной силы магнит отдает металлическим предметам? Почему вы так думаете?

Экспериментальная деятельность. Дети пробуют разными намагниченными предметами притянуть большие металлические предметы.

-Почему большие металлические предметы не притягиваются?

Работа в цифровой лаборатории «Магнитное поле».

Режим свободного измерения или

урок №3, задание на сравнительное измерение

«Исследовать остаточный магнетизм».

Опыт «Магнитное поле»

Oпыт с магнитом: «Магнитная сила намагниченных предметов».

Игра с намагниченными предметами: «Змейка из скрепок».

- Почему больше 5-6 скрепок змейка не держит?

Опыт «Магнитная сила намагниченных предметов» (Лаборатория «Магнитное поле», режим свободного измерения). 

- Что мы хотим узнать? (Сколько магнитной силы магнит отдает металлическим предметам.)

- Как мы это можем сделать? (С помощью датчика «Магнитное поле» измерить магнитную силу магнита и магнитную силу намагниченного предмета.).

-Что нам для этого нужно? (Нам нужен магнит и металлический предмет.)

 Воспитатель предлагает детям разделиться на пары, договориться и выбрать магнит и металлический предмет для намагничивания.

Дети делятся на пары, выбирают магнит и металлический предмет для намагничивания.

Воспитатель предлагает детям по очереди произвести измерение магнитной силы и результаты записать в «Блокнот исследователей».

Дети по очереди производят измерение магнитной силы и результаты записывают в «Блокнот исследователей».

Воспитатель предлагает детям озвучить результаты опыта и сформулировать вывод.

Дети озвучивают результаты опыта и формулируют вывод: «Магнитная сила намагниченных предметов меньше, чем магнитная сила магнита».

Цифровая

лаборатория

«Наураша

в стране

Наурандии»,

датчик

магнитного

поля,магниты,раз.мет.предметы,скрепки,предметы из разных мат., «Блокноты исслед.» карандаши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии" по модулю "Магнитное поле"

Цель: формировать представления детей о магнитном поле и магните.Задачи: - познакомить детей с понятием «магнит», «магнитное поле», «магнитное поле Земли», «м...

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения»

Мастер-класс для педагогов по реализации лаборатории "Наураша с стране Наурандия". Вместе с мальчиком Наурашей дети попадают в удивительный мир «Наурандию», где с помощью датчика...

Конспект НОД с использованием ИКТ технологии «Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» в подготовительной группе Тема: «Кислотность»

Конспект НОДс использованием ИКТ технологии«Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»в подготовительной группе. Тема: «Кислотность»...

Конспект ООД с использованием ИКТ технологии «Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» в подготовительной группе Тема: «Электричество»

Конспект ООДс использованием ИКТ технологии«Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»в подготовительной группе  Тема: «Электричество»...

Конспект ООД с использованием ИКТ технологии «Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» в подготовительной группе Тема: «Пульс»

Конспект ООДс использованием ИКТ технологии«Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»в подготовительной группе Тема: «Пульс»...

Конспект образовательной деятельности в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения лаборатория «Пульс» Тема: «Сердце» С детьми 4 лет

Цель - познакомить детей с главной мышцей нашего организма - сердцем.Задачи: - учить детей заполнять ментальную карту;- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам;- ра...

Конспект образовательной деятельности в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения лаборатория «Пульс» Тема: «Пульс» С детьми 4 лет

Тема «Пульс»Цель - познакомить детей с цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандии».Задачи: - учить измерять пульс человека разными способами;- Учить фиксировать результа...