«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения»
опыты и эксперименты по окружающему миру

Васёва Светлана Сергеевна

Мастер-класс для педагогов по реализации лаборатории "Наураша с стране Наурандия". Вместе с мальчиком Наурашей дети попадают в удивительный мир «Наурандию», где с помощью датчика «Божья коровка» проводят исследования множества природных явлений, узнают и чувствуют то, что нельзя увидеть глазами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_naurasha.pptx1.3 МБ
Файл master_naurasha.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в лаборатории « Наураша в стране Наурандии » на основе технологии проблемного обучения » Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Выполнила: Васёва Светлана Сергеевна, 1КК

Слайд 2

Исследовательская деятельность+цифровые технологии От «диктующей педагогики» - к современной педагогике развития, педагогике творчества и свободы ! Согласно новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования (ФГОС ДО), необходимо обеспечить: формирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах деятельности; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержку инициативы детей в различных видах деятельности. ФГОС ДО поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», поэтому многие методики будут переведены на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент соседствует с игровой оболочкой.

Слайд 3

Проект «Академия занимательных наук» Модули Юный метеоролог Юный аграрий «Хочу всё знать!» Нескучная наука «Познаем, исследуем вместе» Лаборатории Предполагает реализацию исследовательской деятельности в рамках общеобразовательной программы детского сада Предполагает взаимодействие с родителями, образовательными организациями и предприятиями города.

Слайд 4

Цифровая лаборатория « Наураша в стране Наурандии » Цифровая Лаборатория состоит из восьми сцен. Игровой процесс разделен на задания, каждое из которых включает в себя измерения с помощью датчика. Для проведения опытов к каждой сцене прилагается набор с оборудованием. В каждом наборе находится один датчик и дополнительные приспособления для работы с ним. Используемые датчики: датчик Температуры датчик Света датчик Звука датчик Магнитного поля датчик Электричества датчик Силы датчик Пульса датчик Кислотности

Слайд 5

Особенности организации работы в цифровой лаборатории Работа педагога с небольшой группой детей Часть заданий построена на сравнении показателей, полученных в ходе проведения эксперимента Возможность настройки индивидуальной последовательности заданий внутри игры Возможность повторить эксперимент Способы организации

Слайд 6

ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ЛАБОРАТОРИИ: Разработана в соответствии с ФГОС Речевое развитие Развитие познавательных процессов Формирование социально-коммуникативных навыков Формирование ЗОЖ

Слайд 7

Технологическая карта

Слайд 8

Модуль «Температура»

Слайд 9

Модуль «Магнетизм»

Слайд 10

Модуль «Электричество»

Слайд 11

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

 «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

на основе технологии проблемного обучения»

                 Согласно ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает формирование познавательно-исследовательской деятельности, включающая в себя развитие познавательно-исследовательской активности, любознательности, познавательной мотивации и интересов детей.

           Мои наблюдения показали, что  развитие у ребенка познавательного интереса через исследовательскую деятельность проходит естественнее и легче, если он проводит собственные наблюдения, проводя эксперименты, делая на их основе суждения и умозаключения.  

         Поэтому, обучение должно быть «проблемным», т.е должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовывать его необходимо по законам проведения научных исследований, основываясь на самостоятельный творческий поиск. Тогда в обучении, т.е. познавательной  деятельности, есть все, что способно  увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

        В нашем детском саду реализуется проект «Академия занимательных наук» в рамках которого организую работу лаборатории «Нескучная наука» направленная на формирование представлений дошкольников о физических свойствах окружающего мира средствами физического эксперимента. Сделать процесс познания захватывающим  помогает мне детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии». Главный герой, мальчик Наураша – маленький исследователь, ровесник игроков, увлечённый желанием познавать мир. Данный образ вдохновляет детей к познаниям и исследованиям. Вместе с Наурашей дети попадают в удивительный мир «Наурандию», где с помощью датчика «Божья коровка» дети проводят исследования множества природных явлений, узнают и чувствуют то, что нельзя увидеть глазами.

        Работа в лаборатории на основе 8 модулей проводится в парах, подгруппах и самостоятельной деятельности детей. В группах определяем  ученых-испытателей, которые проводят измерения с помощью датчика по очереди, и ученых-наблюдатетелей, которые отслеживают изменения на экране и фиксируют в блокнотах или на доске.

В процесс занятий встраиваются знания из разных областей (окружающий мир, безопасность жизнедеятельности, начало робототехники, введение в физику, экологию, биологию) и, что самое главное, дети учатся все полученные умения применять на практике, получают множество полезных умений, которые вне всяких сомнений, не раз пригодятся им в будущем.  В процессе работы учу детей ставить цель и достигать ее на всех этапах проблемной ситуации.

        Сущность технологии проблемного обучения, заключается в четком следовании определенным ее этапам, который представлен в технологической карте. В её основу заложен пошаговый алгоритм решения проблемной ситуации. В ней четко определены деятельность детей и деятельность воспитателя.

                                        Технологическая карта

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность ребенка

I

Постановка проблемы

Фиксирует внимание детей на обнаружение противоречий.

Создает проблемную ситуацию.

Формулирует или помогает сформулировать проблему.

Определяет целевую установку.

Осознает создавшееся противоречие.

«Присваивает» проблему.

Участвует в формулирование проблемы.

Осознает цель поиска.

II

Актуализация знаний

Побуждает детей к активизации необходимых знаний, их анализу, синтезу, обобщению и систематизации.

Подводит детей к выводу о недостаточности имеющихся знаний или умений.

Мотивирует к поиску новых знаний или умений.

Активизирует необходимые знания (анализирует, синтезирует, обобщает, систематизирует).

Осознает потребность в новых знаниях.

Концентрируется на поиске новых знаний.

III

Выдвижение гипотез - предположений

Организует выдвижение предположений.

Вовлекает детей в процессе выделения этапов поиска и их планирование.

Осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе поиска.

Участвует в обсуждении, размышляет, рассуждает, выдвигает идеи, обосновывает их.

Принимает программу поиска.

Проводит поисковую деятельность.

IV

Проверка решений

Проверяет результаты поиска.

Помогает выбрать правильное решение.

Докладывает результаты поиска.

Формулирует выводы.

V

Введение в систему знаний

Выделяет новые знания.

Организует размещение результатов поиска в Уголке открытий.

Организует применение полученных знаний.

Присваивает новые знания и умения.

Участвует в размещении в Уголке открытий результатов поиска.

Применяет полученные знания.

         Следуя данной технологической карте, организую, процесс обучения таким образом, что ребенок сам является открывателем нового опыта. Ребенок встает на позицию первооткрывателя, и, как результат, происходит обогащение его субъективного опыта, развитие инициативы в познании и формировании творческого мышления.

          На занятиях применяю такие методы, как проблемный вопрос, задание, проблемная ситуация, эвристическая беседа. Они ставят ребенка в позицию исследователя, ученого, первооткрывателя. Эффективен и такой наглядно-практический метод обучения, как моделирование, который помогает детям установить причинно-следственные связи явлений, увидеть логику построения, закономерности, проявляющиеся в окружающем мире.

      Занятия разделены по следующим темам лаборатории: «Температура», «Электричество», «Свет», «Магнитное поле», «Звук», «Сила», «Кислотность». Каждый блок содержит до семи занятий с учетом объемности и сложности программных задач. Усложнение материала происходит по концентрическому принципу, что предполагает возвращение к той или иной теме на более высоком уровне развития ребенка для усвоения более глубоких и сложных знаний и умений с учетом зоны ближайшего развития.

Сейчас давайте познакомимся с лабораторией.

Программное содержание

Логика образовательной области

Содержание и методика проведения опытов «Электрояблоко», «Электролимон», «Картофель под напряжением»

Материалы

Познакомить детей со способом использования некоторых плодов вместо батарейки. Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи. Закреплять правила безопасного пользования датчиком электричества цифровой лаборатории.

Воспитывать познавательную активность.

 Игра: «Волшебный мешочек» (лимон, яблоко, картофель). Дети на ощупь определяют, что лежит в мешочке.

Беседа:

- Чем они отличаются друг от друга? Чем они похожи?

Воспитатель обращает внимание детей на то, что на мешочке нарисован какой-то знак (молния).

- Вы видели где-нибудь такой знак?  Где?

- Что обозначает такой знак? (опасно электричество)

-Это что? Значит эти плоды…. (электрические)? Вы в это верите? (предположения детей)

Проблемная ситуация.

«На мешке стоит знак «Опасно – электричество», но мы не знаем, лимон, яблоко, картофель могут быть электрическими или нет?».

-Подумайте, может ли происходить какая-либо реакция в лимоне, если в этом фрукте есть лимонная кислота?

- Попробуйте предположить, что происходит, когда мы разрезаем яблоко или картофель и оставляем его лежать на тарелке? (яблоко, картофель темнеет, значит, происходит какая-то реакция)

- Значит происходит……. (реакция)

Мы можем предположить, что в результате этой реакции получается……

(электричество).

Работа в цифровой лаборатории.

Опыты: «Электрояблоко, «Электролимон», «Картофель под напряжением».

- Можно ли использовать электроплоды вместо батарейки?

 Проблемное задание:

«Включи лампочку с помощью лимона»

Опыты: «Электрояблоко, «Электролимон», «Картофель под напряжением».

  1. – Что мы хотим узнать? (действительно ли лимон яблоко и картофель вырабатывают электричество?)
  2. – Как мы это может проверить? (Взять лимон(яблоко или картофель) и подсоединить к датчику электричества). Воспитатель объясняет, что для того, чтобы реакция началась и мелкие частички – атомы начали заряжаться зарядами «+» и «-», в плоды нужно вставить специальные пластинки, электроды. Воспитатель демонстрирует электроды – пластинки из разных материалов.

Дети рассматривают пластинки.

- Одинаковые ли эти пластинки? Чем отличаются? (Пластинки отличаются цветом)

- Они из разного материала: цинк – серебристый, медь – золотистый. Дети рассматривают и запоминают пластинки.

Воспитатель предлагает алгоритм проведения опыта. Дети рассматривают алгоритм и озвучивают этапы его проведения.

- Что нам для этого нужно?

Дети называют необходимые материалы.

  1. Каждый ученый-испытатель -  проводят измерения с помощью датчика по очереди, остальные будут ученые-наблюдатетели – отслеживают изменения на экране и фиксируют в блокнотах или на доске.

Воспитатель предлагает детям озвучить результатыы опыта и сформулировать вывод. Дети озвучивают результаты опыта и формулируют вывод: «Лимон, яблоко и картофель могут вырабатывать электричество, поэтому их можно назвать электропроводами».

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», «Блокноты исследователей», электроды, лимон, яблоко, картофель, «Чудесный мешочек», знак молния, лампочка на подставке, алгоритм проведения опыта.

Вывод:        Дети в игровой форме совершают свои первые открытия. Они знакомятся с различными природными явлениями и получают бесценный опыт для дошкольника: учатся ставить перед собой цель и достигать ее; совершать при этом ошибки  и находить правильное решение; придумать способы, как повлиять на окружающий мир. Чтобы сделать его безопаснее и комфортнее; взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые возможности в организации познавательно-исследовательской деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Современное образование ставит перед собой цель - формирование и развитие социально востребованной личности, способной добиться успеха. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного...

Конспекты занятий в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения. Модуль лаборатории «МАГНИТНОЕ ПОЛЕ»

Данный материал будет интересен специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста и тем, кто занимается детским исследованием....

Познавательно - исследовательский проект «Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках экспериментально-исследовательской деятельности»

Вид проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентированный, групповой.Участники проекта: воспитанники старшей и подготовительной группыСроки реализации: долгосрочный: 2 года...

Конспект образовательной деятельности в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения лаборатория «Пульс» Тема: «Сердце» С детьми 4 лет

Цель - познакомить детей с главной мышцей нашего организма - сердцем.Задачи: - учить детей заполнять ментальную карту;- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам;- ра...

Конспект образовательной деятельности в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения лаборатория «Пульс» Тема: «Пульс» С детьми 4 лет

Тема «Пульс»Цель - познакомить детей с цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандии».Задачи: - учить измерять пульс человека разными способами;- Учить фиксировать результа...

Конспект исследовательской деятельности в цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии" модуль "звук"

Представленный в конспекте материал направлен на формирование знаний детей о звуке в процессе проведения практических опытов (экспериментирования, исследовательской деятельности) с помощью цифров...