Открытое занятие "В гости к Зиме"
план-конспект занятия (средняя группа)

Бутова Татьяна Николаевна

Открытое занятие для коррекционных классов. Направлено на закрепление знаний учащихся о зиме и зимних явлениях в природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_v_gosti_k_zime.docx31.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия «В гости к Зиме».                                                    

Цель: закрепить знания детей о признаках зимы и зимних явлениях.

Задачи:

1. Обобщить и систематизировать знания о зиме по основным существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления природы через задания и упражнения;

 2. Развивать и корригировать устную речь детей, на основе упражнений в анализе, синтезе;

 3. Воспитывать познавательный интерес, любовь к природе.

Базовые учебные действия:

Личностные учебные действия:

- умение самостоятельно выполнять учебные действия;

Коммуникативные учебные действия:

- умение вступать в контакт и работать в коллективе (воспитатель-воспитанник, воспитанник-воспитанник, воспитанник-группа, воспитатель – группа);

Регулятивные учебные действия:        

-  умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения;

- Познавательные учебные действия:

- умение работать с информацией (понимать задания, устные высказывания воспитателя, товарищей);

- умение участвовать в беседе;

- умение отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;

Методы обучения: словесный, наглядный, практический,  частично-поисковый.

Тип занятия: закрепление.

Оборудование: веточки деревьев, цветная бумага, ватные полочки, зубная паста, видеоролик «Охота лисы на мышей», картинки птиц, животных, раскраски, цветные карандаши, презентация.

Ход занятия.

  1. Орг. момент.

(Задача: настроить ребят на доброжелательное рабочее настроение.)

- Ребята, улыбнитесь друг другу. А теперь потрите свои ладошки - вот так. Вы почувствовали тепло?                                                                                                 - Прикоснитесь своими ладошками друг к другу и передайте тепло своему соседу по парте. Пусть на нашем занятии вам будет также тепло и уютно!

2. Введение в тему.

- Назовите времена года. (Слайд)

- Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года.                                                                                                             - Чтобы узнать какое это время года вам необходимо расшифровать головоломку.

- Зачеркните повторяющиеся согласные буквы, из оставшихся - составьте слова.

В шбгдцопнсхжтшбидцкхжзпниблмлб е

- Что у вас получилось?   (в гости к зиме)

3. Сообщение темы и цели.

- Тема нашего занятия сегодня - «В гости к зиме».  (Слайд)

- На занятии мы закрепим знания о признаках зимы и зимних явлениях, какие изменения в неживой и живой природе произошли с приходом зимы.

4.Работа по теме.

- Назовите зимние месяцы по порядку.     (Слайд)

- Какие признаки зимней погоды вы знаете?

становиться холоднее

небо чаще покрыто облаками

осадки выпадают в виде снега

реки покрыты льдом

дни становятся короче, а ночи длиннее

- Какое из этих признаков главное?

(Стало очень холодно)

-С чем связано общее похолодание зимой?

(Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. За короткий день солнце не успевает прогреть воздух и поэтому  стоят холода)

-  А теперь мы отправляемся в  наше путешествие, где каждая остановка - интересное задание.                                                                                                   Остановка №1. «Загадкино» (Слайды)

-Ребята, здесь  живут загадки, и нам необходимо отгадать их, чтобы продолжить путь.

1. Всю зиму лежал,

А весной убежал. (Снег)

2. Скатерть бела, весь свет одела.  (Снег)

- Странный к нам пришёл стекольщик:

Всех за нос хватает,

С каждым днём прочней и толще,

Стёкла, он вставляет.

Делал дело живо - скоро,

Чистая работа  – застеклил пруды озёра,

Лужицы, болота. (Мороз)

3. Что за звездочки сквозные,
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке? (Снежинки)                                                                                                                4. И не снег, и не лёд,                                                                                                 А серебром деревья уберёт.  (Иней)                                                                                          5. Белая морковка зимой растет.  (Сосулька)                                                      6. Зацепилась за карниз -
И растет, как шишка, вниз. (Сосулька)                                                                                                                 7. Не драгоценный камень, а светится. (Лед.)                                                                       8. В огне не горит, в воде не тонет. (Лед.)                                                              9. Гуляет в поле,

Да не конь.

Летает на воле,

Да не птица. (Вьюга.)

- Молодцы!  Мы уже на следующей остановке.

Остановка №2 «Творческая».                                                                                                                             

Кто рисует так искусно, (Слайд)                                                                                                                         

Что за чудо-фантазёр,

Ледяной рисунок грустный:

Реки, рощи и озёра?

Кто нанёс орнамент сложный

На окно любой квартиры?

Это всё один художник,

Это всё его картины.

- Как вы думаете, о каком художнике идёт речь?

(мороз разрисовал окна домов)                                                                                        - Посмотрите, какие чудесные узоры рисует на окнах мороз. (Слайд)                                                                                                                             - Кто из вас знает, как ему это удается?                                                                     (Когда на улице очень холодно, а в доме – тепло, теплый воздух соприкасается с холодным стеклом, оставляя на окне красивые снежные узоры. И если рассматривать несколько окон, то мы не найдём одинаковые узоры).

- Ребята, я предлагаю вам нарисовать зимний узор на окошках, но сначала мы разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Снежинки».

Стою и снежинки в ладошку ловлю.                                                                           (Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки).
Я  зиму, и снег, и снежинки люблю!                                                                                                                       (Ритмичные удары пальцами правой  руки, начиная с указательного, по ладони левой руки). 
Но где же снежинки?                                                                                                                   (сжать кулаки),                                                                                                            В ладошке вода,                                                                                                                            (разжать кулаки). 
Куда же исчезли снежинки? Куда?                                                                                                                            (
На первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать).
Растаяли хрупкие льдинки-лучи...                                                                                  (Мелкое потряхивания расслабленными ладонями).
Как видно, ладошки мои горячи.                                                                                 (Погладить ладошки друг об друга).                                                                             - На бумаге синего цвета будем рисовать зимний узор, но необычным способом и необычной краской. Ватными полочками и зубной пастой.               (Дети выполняют работу, звучит тихая музыка)                                                       - Ребята, давайте наши рисунки повесим на доску и полюбуемся зимними узорами, все они разные не похожи друг на друга, молодцы. Все постарались.                                                                                      - Какими словами вам хочется назвать эти узоры? (оригинальные, сказочные, волшебные, загадочные, таинственные).                                                                  Остановка №3  «Грамматическая математика»   (Слайд)                                             Выполнив сложения и вычитания, но не с цифрами, а с буквами,  вы получите слова. А какие, мы узнаем, выполнив задание.

Снег + опал – л + д = ?

Снегопад

От + тело – ло+ пелька  – ка  =?

оттепель

Изба – ба + мост – ст+розь =?

Изморозь

Голова – ва + ледок – ок + ица =?

гололедица

Метла – ла  + ель =?

Метель

- Прочитайте все слова, которые у нас получились.

-Как можно их назвать по другому?

 (зимние природные явления.)

Физкультминутка.  «Рыбка»

Остановка №4  «Зимняя жизнь растений».    (Слайд)

- Ребята, что происходит зимой с растениями? Некоторые люди думают, что растения погибают, как вы думаете, так ли это?

(растения зимой не погибают, а просто засыпают, находятся в состоянии вынужденного покоя, потому что нет необходимых условий для их роста и развития,  земля промерзает, и корни не могут впитывать влагу, и питательные вещества).

- Чтобы доказать что деревья не погибли мы с ребятами провели эксперимент. После сильного ветра мы гуляли и подняли несколько поломанных веточек.

- Посмотрите на эти веточки и скажите, какие они?

(В этих веточках нет жизни. Кажется, как будто они засохли. Они находятся в состоянии покоя).

- А сейчас посмотрим на  веточки, которые мы поставили в воду две недели назад.                                                                                                                                                      - Что вы можете о них рассказать?                                                                 (веточки растут и развиваются. Они ожили).

- Почему среди зимы эти веточки распустились? Какой же вывод мы с вами можем сделать.

(Деревья зимой не замерзли. Просто на улице нет благоприятных условий для их роста, а чтобы выжить в морозные дни они находятся в состоянии покоя. Веточкам в классе мы создали условия для роста и развития, поэтому они ожили).

- Что же интересного зимой происходит в растительном мире?                                                                                                            (Растения так «привыкли» к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой у них происходит «дозревание» почек).

- Какую роль выполняет снег для растений?

(снег защищает от морозов, чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы).

Индивидуальная работа «Дорисуй и раскрась 2-ую половину».  (Пирогов Н.,  Шумский М.)

- Что у вас получилось?  (ёлочка).                                                                                   - Молодцы! Постарались и справились  с заданием.

Остановка №5 «Секреты животного мира».  (Слайд)

- Как животные приспосабливаются к изменениям температуры?

 (У них отрастает мех, который  защищает их от морозов.

Меняется окраска меха, чтобы быть менее заметным на снегу и в голом лесу.

Чтобы пережить зимние холода и не умереть от голода некоторые животные впадают в спячку.

Есть животные, которые делают запасы.

Травоядные животные питаются ветками и корой деревьев.

Хищные – мышами, зайцами.

Просмотр видеоролика «Охота лисы на мышей».                                                                                                                                     - Оказывается, снег защищает не только растения, но и согревает животных.  Лесные мыши и мыши полевки делают себе ходы под снегом  и свободно перемещаются, добывая там корм. Лисы хорошо слышат шуршание мышей и охотятся на них.

- Как называется охота лисы на мышей?

Когда лиса охотиться на мышей, говорят – лиса мышкует). 

Мышкует лиса долго: чтобы насытиться, ей надо добыть десятка два мышей в сутки).                                                                                                                          - Пользу или вред приносит лиса?

(лиса приносит пользу - за год одна лиса уничтожает несколько тысяч грызунов, а  вместе с лисятами — в 2—3 раза больше).

Индивидуальное задание  «Раскрась картинку».  

(Шумский В., Пирогов Н.)

- Назови животного, которого раскрасил.

- Какого цвета мех у лисы, медведя?

- Что медведь делает зимой?                                                                                                                                      

Остановка №6  «Птичья».  (Слайд)

- Сейчас мы поговорим о том, что происходит с птицами зимой.

- Что для птиц зимою страшнее холод или голод?                                                                                                         (холода  птицы не боятся, к зиме у них вырастает подпушек под перышками. Самое страшное - голод).

- На какие группы делятся птицы?

(на зимующих и перелётных)

- Каких птиц можно увидеть зимой?

Задание  «Собери картинку».  (работа в парах) (из разрезанной картинки дети собирают птиц).

- Назовите птиц, которых вы собрали.

(синица, ворона, дятел, сорока, воробей, снегирь) (Слайд)

- К какой группе относятся эти птицы?

(эти зимующие птицы)                                                                                                                             - Легко ли им найти корм зимой?

(зимой птицам очень тяжело отыскать корм в лесу и в поле, поэтому они стараются быть ближе к людям).

- Как вы можете помочь птицам пережить трудное время?

(чтобы помочь птицам пережить зиму, надо развесить кормушки и подкармливать их).                                                                                                                       - На территории нашей школы есть кормушки.

- Какой корм можно положить в кормушки? (Слайд)

 (Пшено, просо, овёс, пшеница;

Семена подсолнечника;

 Ягоды рябины, боярышника;

Семена клёна, ясеня;

 Шишки, жёлуди, орехи;

Хлеб, хлебные крошки).

Вывод. Чем разнообразнее будет корм в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую»,  В кормушках корм должен лежать постоянно. Птицы улетят в другое место, если обнаружат несколько раз кормушку пустой.

Остановка №7  «Следопыт».  

 - В зимнем лесу очень красиво и тихо. Можно ходить иной раз целый день и не встретить ни одной живой души. Кажется, вымер лес. Но это только кажется.                                                                                                                                         – Посмотрите, сколько разных следов. Это следы зверей, птиц.                          -  Сегодня на занятии мы будем исследователями, а исследовать будем следы зверей. (Слайд)

- Справа  вы видите животных, а слева их следы. Нужно определить, где, чьи следы.                                                                                                                                                   - Все ли следы, оставленные на снегу одинаковые?

 (каждое животное оставляет свой неповторимый след, связанный с особенностями его строения и передвижения. По следу можно определить, кто и что делал зимой в лесу).

- Молодцы, вот мы и пришли с вами на последнюю остановку, мы побывали в гостях у зимы.

5. Итог:

-Какие изменения в неживой природе происходят зимой?

(в неживой природе всё замёрзло и покрыто снегом, реки скованны льдом, редко светит солнце)                                                                                                            - Какие изменения в живой природе происходят зимой? (деревья стоят голые, только хвойные – зелёные, насекомые попрятались в укромные места, перелётные птицы улетели в тёплые края, ёж, барсук, медведь впадают в спячку)                                                                                                                                               Вывод:  В природе всё взаимосвязано, изменения в неживой природе ведут за собой изменения в живой природе.

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия на тему:"Зима" (по Нищевой)

Коррекционно-образовательные цели.Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение и активизация словаря по теме «Зима»(зима, снег, снежинка, вьюга, снегопад, снеговик и т. д.) совершен...

Открытое занятие по теме : "Зима .Кукла Маша в гостях у детей"

Формирование первых понятий о зимедетей первой младшей группы.[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"4994409","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"482","style":"width:...

Открытое занятие по теме "Зима.Зимние забавы" в подготовительной логопедической группе.

Данное занятие ориентировано на детей 5-6 лет с ФФНР или с ФФНР + элементы ОНР.Это - итоговое занятие, предполагающее наличие определенного багажа знаний у детей.На занятии закрепляются все ранее отра...

Конспект открытого занятия Тема :”Зимушка-зима”

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе. Тема: Зимушка-зима Цели: 1. Закрепить знания детей о времени года – зима; 2. Учить отмечать характерные признаки зимы...

Открытое занятие на тему «Зима полна серебра».

Воспитывать любовь к родной природе...

Конспект открытого занятия по теме "Зима"

Представлено обощающее логопедическое занятие в подготовительной группе. В работу велючены: звуко-буквенный анализ слов, работа над предложением, составлений синквейнов и пр. Занятие проводится с през...

Конспект открытого занятия на тему "Зима - лето" по развитию речи с элементами ТРИЗ.

Конспект занятия на тему "Зима-лето" по развитию речи с элементами ТРИЗ в подготовительной к школе группе....