Открытое занятие по теме "Зима.Зимние забавы" в подготовительной логопедической группе.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Брагинская Кира Владиславовна

Данное занятие ориентировано на детей 5-6 лет с ФФНР или с ФФНР + элементы ОНР.
Это - итоговое занятие, предполагающее наличие определенного багажа знаний у детей.
На занятии закрепляются все ранее отработанные грамматические категории. Развивается связная речь. Включены задания на развитие основных психических процессов; моторики; творческого воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.odt23.02 КБ

Предварительный просмотр:


Открытое занятие по теме «Зима. Зимние забавы».

Цели:

  • активизация и обогащение словаря по темам «Зима», «Зимние забавы», «Дикие животные»;
  • упражнять детей в правильном согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже;
  • закреплять навыки словообразования;
  • совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;
  • развитие языкового чутья путем образования родственных слов;
  • развитие диалогической речи;
  • развитие связной речи (составление предложений по теме занятия, составление рассказа по сюжетной картине);
  • развитие координации речи и движения;
  • развитие зрительного и слухового внимания и памяти, мышления;
  • формирование личностных качеств: любознательности, активности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценке и самоанализу;
  • воспитание любви и уважения к русскому языку и внимания к собственной речи.

  1. Орг. момент.

Включается песня «Кабы не было зимы....»

Дети встают в круг в игровой зоне группы. Логопед обращает внимание на то, что сегодня занятие — необычное, посмотреть его пришли гости.

Дети здороваются с гостями.

  1. Введение в тему.

- Ребята, отгадайте загадку!

Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила!

- О каком времени года эта загадка? (О зиме).

- Тема нашего занятия: «Зима. Зимние забавы».

- Ребята, вы любите зиму? (можно ответить хором).

- Я тоже люблю зиму, и сейчас мы с вами постараемся объяснить, почему же для многих из нас зима — любимое время года.

Логопед показывает ребятам СНЕЖОК.

- Посмотрите, что я вам принесла? Это — волшебный снежок! Давайте будем передавать снежок по кругу и по очереди отвечать на вопрос «Почему я люблю зиму?»

(Логопед: - Я люблю зиму, потому что мне нравится любоваться заснеженными деревьями в лесу.)

Выслушиваются ответы детей.

Затем предлагаю детям пройти к своим местам и сесть за парты.

  1. - Ребята, давайте с вами вспомним, какое время года было до зимы?

А будет после зимы?

- Назовите зимние месяцы!

- А сейчас у нас какой зимний месяц?

  1. - Мы с вами на сегодняшнем занятии будем выполнять много интересных заданий, играть, читать стихотворения. А все эти упражнения для вас приготовил....Сейчас вы узнаете, кто! Слушайте загадку!

Меня не растили — из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки — угольки, ручки — сучки.

Холодный, большой. Кто я такой? (снеговик)

- Правильно, ребята, к нам сегодня в гости пришел Снеговик. (Логопед показывает детям Снеговика и сажает его на стульчик).

-Посмотрите, какую коробку принес Снеговик! А в коробке — наши задания. Если мы с вами все их успешно выполним, в конце занятия вы получите угощение от Снеговика! А от меня — маленькие зимние подарки!

  1. - Начинаем работу!

- Все дети в нашей группе умеют читать. Поэтому читать задания будете ВЫ!

(Логопед по очереди достает из коробки Снеговика конверты, дети хором читают задания, написанные на конвертах).

  1. -Берем первый конверт! (конверт№1)

Дети читают задание « Игра  «Подбери слова!»

- А сейчас закройте глаза и представьте ЗИМУ с белым пушистым снегом, летящими снежинками, метелью, вьюгой; вспомните зимние пейзажи, которые вы наблюдали по дороге в садик...

- КАКУЮ зиму вы себе представили? (снежную, холодную, морозную, студеную, лютую, суровую...). Мы с вами называли СЛОВА-ПРИЗНАКИ.

-Скажите, какая погода может быть зимой?

Выслушиваются ответы детей.

-Если на улице идет снег, то погода...(снежная)

Если на дворе мороз, то погода...(морозная)

Если дует сильный ветер, то погода...(ветреная)

Если на улице холод, то погода...(холодная)

Если сильная стужа, то погода...(студеная)

- Ребята, про что говорят зимой:

ударили...(морозы)

замерзли... (реки, озера)

метут...(метели)

хрустит...(снег)

висят...(сосульки)

-Сейчас я вам называла СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ.

7. Логопед достает конверт№2, дети читают: «Игра «Семейка слов».

  • Ребята, мы с вами знаем, что некоторые слова в русском языке звучат похоже и являются родственниками.
  • От какого слова произошло слово «СНЕГОВИК»? (от слова «снег»).
  • От этого слова произошло и много других слов.
  • Я буду вам читать стихотворения, а вы — добавлять слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю...(снег),

С неба все скользят пушинки,

Серебристые...(снежинки),

На поселки, на лужок

Выпал беленький...(снежок),

Вот веселье для ребят,

Все сильнее...(снегопад),

Словно в белый пуховик

Нарядился...(снеговик),

Рядом снежная фигурка,

Это — девочка...(Снегурка),

На снегу-то, посмотри,

С красной грудкой...(снегири)

  • Ребята, какие слова вы запомнили? Выслушиваются ответы детей.

 

  1. - Молодцы, ребята! Открываем следующий конверт (№3)

Дети читают задание «Зима в стихах»

- Ребята, все вы знаете,что зима — это очень красивое время года. Многие художники рисовали зимние пейзажи, а поэты — писали красивые стихотворения.

Дети читают стихотворения:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам зимушки-зимы.

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит -

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

Мама, глянь-ка из окошка -

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело -

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней...

9.Физминутка.

Логопед предлагает ребятам переместиться в игровую зону группы (включается тихо музыка).

- Ребята, на наших занятиях мы с вами много говорили о том, что зима — это веселое время года для ребят. Она приносит нам много игр и забав.

- А что такое забавы? (выслушиваю ответы детей)

- Я загадаю загадки о зимних развлечениях:

Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся (коньки)

Две новые кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги

И по большим снегам беги! (лыжи)

-Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За веревочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (санки)

Круглый маленький комочек я из снега соберу,

Брошу в друга, брошу в брата,

Мы играем, все в снегу! (снежки)

  • А теперь давайте подвигаемся!

   Дети берутся за руки и идут по кругу, произнося речевку:

Снего-снего-снегопад,

Каждый очень, очень рад,

Будут лыжи и коньки,
Будут санки и снежки!

  • Ребята, давайте вспомним, каких мы знаем зимующих птиц? (выслушиваю ответы детей)
  • А почему они так называются?

Координация речи с движением (динамическая игра):

«Снегири»

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.

  • Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

  • А теперь — игра на внимание «Снежинки и сугробы».

Мы мороза не боимся,

Мы внимательны во всем!

Скажу «сугробы» - мы садимся,

Скажу «сосульки» - мы встаем,

Как скажу «снежинки» - кружимся,

«Елочки» - хлопаем руками,

Кто из нас внимательный?

Мы сейчас узнаем!

- Игра- пантомима « Где мы были — мы не скажем, а что делали — покажем!»

Дети по очереди показывают зимние забавы, другие отгадывают, что они делают.

10. - Возвращаемся на свои места, ребята! Нас еще ждут задания Снеговика.

Достаю из конверта конверт№4. Дети читают задание «Путаница» (работа с деформированным предложением).

Задание: составить предложение из слов, данных вразбивку.

  • Ребята, нужно «подружить» слова между собой, то есть поставить их по порядку.

Нас, у, дворе, во, горка

дети, горки, катаются, с

забавы, зимние, любят, дети, все

  • Что мы сейчас с вами произносили? (предложения)
  • Что делают слова в предложении? (дружат)
  • Как пишем первое слово в предложении? (с большой буквы)
  • Что ставим в конце предложения? (точку)
  • Давайте придумаем предложения о зиме и зимних забавах.

Дети придумывают предложения по сюжетным картинкам.

Определяем количество слов в предложениях, называем их по порядку, вразбивку; обращаем внимание на «слова-помощники» - предлоги)

11. - А теперь достаем следующий конвертик! (№5)

Дети читают задание «Улыбнитесь!»

Проводится развлечение «Веселые диалоги»

Внук. Бабушка, а кто в лесу живет?

Бабушка. Медведи, волки, лисы, зайцы...

Внук. А Колобки там живут?

Мама. Ты знаешь, какие хищники водятся в лесу?

Сын. Волки, медведи, лисы... И...Баба-Яга!

Сын. У нас дома елка живая или искусственная?

Мама. Живая!

Сын. А когда говорить начнет?

12. - Посмотрим, какие у нас еще остались задания?

Дети достает конверт№6 и читают задание «Зашифрованные слова»

- Ребята, нужно по первым звукам названий картинок отгадать, какое слово «зашифровано».

- Скажите, какой первый звук в слове «зима». Что мы можем о нем сказать?

- Какие гласные звуки есть в слове «зима»?

- Разделим на слоги это слова? (ребята отхлопывают)

Аналогичная работа проводится со словом «санки»

- Придумайте восклицательные и вопросительные предложения со словами «санки» и «зима» .

Дети придумывают предложения.

  1.  - Достаем следующий конверт №7. Читаем задание «Веселые зверятки»

- Ребята, мы с вами на занятиях говорили о том, что зима — это трудное время для диких животных.

- Почему зима страшна для диких животных? Выслушиваются ответы детей.

- Молодцы, вы все правильно ответили!

- Давайте поиграем! Мы сейчас превратимся в зверят.

Логопед достает из коробки шапочки диких животных (волка, зайца, лисы, медведя). Вызывает детей, надевает на них шапочки.

- Вы сегодня не ребята, а веселые зверята!

Дети повторяют хором:

- Мы сегодня не ребята, а веселые зверятата!

- Ребята, а теперь давайте познакомимся с нашими гостями поближе!

Расскажите, в кого вы превратились! И расскажите, какие вы! ( Я — медведь, неуклюжий, большой, косолапый, бурый; я — лиса, хитрая, рыжая, пушистая, красивая...).

 -  Ребята, давайте зададим им вопросы!

-Зверята, а как же вам живется в лесу? А как же вы зимой живете, расскажите! Тяжело, наверно, холодно, голодно?

Дети рассказывают от первого лица (от лица своего животного), как они приготовились к зиме и зимуют.

- Ребята, про чей хвост я говорю? ( образование притяжательных прилагательных)

длинный, пушистый, рыжий — ЛИСИЙ хвост

короткий, серый — ЗАЯЧИЙ хвост

- Ребята, дупло — это чей домик? (беличий)

Нора? -  (лисий)

Берлога -  (медвежий)

Логово - (волчий)

  1.  - Ребята, у нас с вами осталось последнее задание.

Дети достают конверт№8. Читают задание «Что забыл нарисовать художник?»

-Дети рассматривают сюжетную картину.

- Какое время года изобразил художник? Почему?

- Где происходит действие картины? (в парке)

– Ребята, посмотрите внимательно: чего не хватает на картине?

У мальчика нет второй лыжи;

в хоккее нет шайбы;

у снеговика — морковки, сучка, ведра на голове;

у мужчины — лопаты;

дети без санок;

нет кормушки;

собака без поводка;

нет второго конька у мальчика;

девочка без варежки.

Дети отыскивают недостающие детали и составляют предложения.

- А теперь давайте составим рассказ! Кто хочет?

Один ребенок начинает рассказ, другой — продолжает.

Примерный рассказ.

Зимой.

Был воскресный зимний день. Дети с родителями пошли гулять в парк.

На земле лежит много снега. А на заснеженных деревьях мы заметили снегирей и синичек. А вот стайка птиц прилетела к кормушке и клюет зернышки.

   Саша, Витя и Коля весело играли в хоккей. Миша катался на лыжах. Мама с детьми слепили большого снеговика. А папа взял лопату и стал расчищать тропинку.  Вика гуляет с собакой, которая радостно бежит по свежему снежку впереди девочки. Соня и Ваня катаются на коньках. Дима со своей сестренкой Ирой едут с горки на санках. У всех замечательное настроение! Детям и взрослым весело зимой! Зима подарила нам много забав.

  1.  Итог.

- Ребята, мы выполнили все задания Снеговика!

Приглашаю вас встать в круг!

Дети выходят из-за парт и встают в круг в игровой зоне группы.

Передают «волшебный снежок» по кругу и говорят, чем занимались на занятии и что понравилось.

Звучит музыка.

-Снеговик приготовил мешочек с угощением. Дети достают гостинцы.

 Логопед раздает детям подарки (снежинки).

Ребята прощаются с гостями.

                                                                          Занятие подготовила учитель-логопед Брагинская К.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: "Наша Родина-Россия"

В занимательной игровой форме уточняем с детьми понятия: страна, герб и флаг страны, президент, столица, мэр города, герб и флаг города. В начале занятия эти понятия уточняются на примере своего детск...

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Тема: Приключения в зимнем лесу.

В зимнем лесу детей ждут разные приключения и встречи: С Дедом Морозом, со Снеговиками,с  Зимой, с зимующими птицами, с Лошадкой, запряженной в зимние сани. От них дети получают разнообразные зад...

Конспект открытого занятия для молодых педагогов в подготовительной логопедической группе по речевому развитию Воспитатель Слепцова Н.Р. МБДОУ д/с №19 «Василек» Тема: «Домашние животные»

Совершенствовать грамматический строй речи (словообразование, словоизменение) согласование существительных с числительными. Продолжить учить детей обобщать понятие о домашних животных. Форм...

Открытое занятие по познавательному развитию в подготовительной логопедической группе «Математические сказки» (Развитие образной речи) Игра -викторина

Конспект  по познавательному развитиюв подготовительной логопедической группе №11Игра-викторина «Математические сказки» Задачи:1. ОбразовательныеЗакреплять знания о количественны...

Конспект открытого занятия по художественному творчеству в подготовительной логопедической группе «Школа юных художников» Подготовил: воспитатель

Конспект открытого занятия по художественному творчесву для детей с ОНР подготовительной группыПодготовил: воспитатель Рындина Н.А.Поддержать интерес дошкольников к изобразительной деятельности.Закреп...

Конспект открытого занятия по художественному творчеству в подготовительной логопедической группе «Школа юных художников» Подготовил: воспитатель

Конспект открытого занятия по художественному творчесву для детей с ОНР подготовительной группыПодготовил: воспитатель Рындина Н.А.Поддержать интерес дошкольников к изобразительной деятельности.Закреп...

Открытое занятие по речевому развитию в подготовительной логопедической группе "Путешествие с Чижиком-Пыжиком"

Конспект открытого занятия по речевому развитиюв подготовительной группе «Путешествие с Чижиком-Пыжиком».Цель: Углубить знания и представления детей о родном городе, закрепить в памят...