Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Тема: Приключения в зимнем лесу.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

В зимнем лесу детей ждут разные приключения и встречи: С Дедом Морозом, со Снеговиками,с  Зимой, с зимующими птицами, с Лошадкой, запряженной в зимние сани. От них дети получают разнообразные задания! Дети читают и пишут, пересказывают рассказ и отгадывают загадки, занимаются логоритмикой, весело и интересно проводят время!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshchanie_s_zimoy.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ №120 комбинированного вида Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга  

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе.  Тема:  Приключения в зимнем лесу.

Учитель-логопед: Логинова Л.А.                    

Цели: 1. Обобщить представления о зиме и типичных зимних явлениях в природе.

           2. Уточнить и актуализировать словарь по теме «Зима».

           3. Развивать фонематические процессы.

           4. Развивать связную речь.

           5. Подбор слов- определений к предметам и объектам.

           6.Совершенствовать навык пересказа.

           7. Воспитать самостоятельность, активность, бережное отношение к природе.

Оборудование: Телеграмма, пособия: «Горочка», «Лошадка», «Птички», «Снеговики»,  «Дед Мороз с кроссвордом», «Ледовый замок», «Телевизор»,  текст «Зима»,  CDc  с записью музыкальных пьес Петра Ильича Чайковского «Зимнее утро» и «Времена года».

(Дети ранее ознакомлены с этими произведениями композитора).

 ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Дети входят, здороваются и садятся на стульчики.

- Дети, пришла телеграмма:

«Сегодня у зимы с природой расставанье.

Дети приглашены на прощанье. Зима. Лес»  (Звучит пьеса П. Чайковского «Зимнее утро»).

2.  Дети, давайте встанем на воображаемые волшебные лыжи, возьмем воображаемые волшебные лыжные палочки и пойдем в лес! (Дети встают на воображаемые лыжи и выполняют движения, как будто идут на лыжах).

- Как скрипит снег под лыжами? (с-с-с).

- Как свистит ветер в ушах? (ш-ш-ш).

- Дети, впереди нас горка, давайте покатаемся с горочки!

3. Пособие «Горочка». Дети читают: постель, кисель, мельница, тельняшка, пельмени.

ПОСТ ---      

КИС ---

М- - -        ЕЛЬ                НИЦА

Т –                                   НЯШКА

П - - -                               МЕНИ

Молодцы, ребята, хорошо прочитали!

4. Пособие «Лошадка».

- Дети, до леса еще далеко, вон скачет лошадка, она нас подвезет, если мы ответим на ее вопросы!

- В санях едут звери, составьте их названия из разбросанных по саням слогов!

- Кто лишний из зверей? (Волк, лиса, заяц, медведь, корова).

- Скажите, чей хвост?

- Молодцы! Поехали! (Дети бегут по кругу под песню «Три белых коня: декабрь, январь и февраль!» Ух, как быстро мы оказались у леса!).

5. Пособие «Дерево».

- Дети, посмотрите, в дереве дупло, а из дупла что-то виднеется! Что это? Это задание для вас: «Назовите вечнозеленые растения и объясните, почему они так называются» (сосна, ель, пихта, кедр, лиственница, можжевельник).

У вечнозеленых растений листочки в виде иголочек (хвоя).

- Подберите схему к слову «сосна» (дается несколько схем названий хвойных деревьев).

6. Пособия «Птички».

- На дереве сидят птички, как мы называем птиц, которые остаются на зиму (зимующие).

- На дереве добрые люди повесили кормушки, на одной кормушке буква «С», на другой буква «Ш». Дети, распределите птичек по кормушкам по наличию звуков «С» или «Ш».

(Сова, кукушка, клест), определите место звука в словах.

-  А теперь, перевернем птичек, там написаны слоги, что птички хотят нам сказать?

(Бе-ре-ги).

- Что и кого нужно беречь в лесу? (Птиц, животных, деревья, кусты, одним словом-Природу!). Птички запели нам, они рады нашим ответам!

7. Пособие «Снеговики». (На картинке изображены 2 снеговика, между ними 3 снежка, на которых написаны буквы: К, О, М.).

- Люди, которые катались по заснеженному лесу на лыжах, слепили снеговиков.

Снеговики играют в снежки и приглашают нас поиграть с ними, нужно заменить любую букву, чтобы получилось другое слово!

( Приблизительное развитие действия:

1. Ком – том – сом – сок – сук – лук – лак – рак – бак – бук – тук.

2. Ком – кот – рот – бот – бок – сок – ток – тук – бук – бак – рак.)

- Посмотрите на снеговиков, один из них меньше, другой  –  больше; один  – чище, другой  –  грязнее! Давайте поиграем в слова-наоборот! (слова – антонимы, игра с мячом).

8. Пособие «Дед Мороз с мешком». Из мешка достаем кроссворд! Вписываем слова по картинкам.  Ответ: Мороз»

Дед Мороз задает загадку детям о ветре и спрашивает, какие зимние ветры дети еще знают (метель, вьюга, поземка, буран, буря, пурга).

Дед Мороз достает из правого кармана три карточки, дети читают слова, написанные на карточках и объясняют слова (наст, пороша, сугроб).

Затем, дед Мороз достает из левого кармана еще три карточки, дети читают эти слова и отвечают на вопрос: «Из каких двух слов состоят эти слова?» (Слова: ледоход, первоцвет, подснежник).

Звучит пьеса П. Чайковского «Подснежник».

- Как называется пьеса, которая сейчас звучала? (Дети отвечают).

- Приметой какого времени года является подснежник?

- Это примета ранней весны!

- Да, скоро весна придет на смену зиме!

 8.Пособие «Ледовый Замок». Дед Мороз направляет детей к Ледовому Дворцу,  там живет Зима.

Дети встают в круг и выполняют логоритмику:

- Дворец построен изо льда!

- А какой вышины?

- Вот такой вышины!

- Белый коврик у порога!

- А, какой ширины?

- Вот такой ширины!

Логопед:

- Дети, нам надо написать в окошечках Ледового Замка слова, родственные слову «ЛЕД».

 –  назовите ласково «лед» – ледок.

 – очень холодное помещение – ледник.

 – дворец изо льда - какой? – ледовый.

- Назовите общую часть этих слов (ЛЕД ).

Заходим, продолжаем логоритмику.

- Поглядите-ка: потолки ледяные!

- Высоки – превысоки, кружевные!

- Мы по лестнице шагаем

- Выше ноги поднимаем: топ – топ.

- Двери комнат отворяем!

- Справа – хлоп!

- Слева – хлоп!

- Здравствуй, Зима!

9.  Зима приветствует детей, просит их прочитать текст на экране компьютера,  дети читают текст:

« Задумала зима людей заморозить. Задула холодом, замела поземкой.

Идут морозы, один злее другого. Но люди оделись потеплее, затопили печки.

А дети не боятся зимы! Катаются на лыжах, коньках, санках. Лепят снежных баб. Весело им! Разозлилась зима и заплакала. Значит, зиме конец!»

- Вопросы по тексту.

Зима предлагает разобрать предложение по словам, что они обозначают (по частям речи).

«Радостные дети катаются на санках».

Какие? – радостные, это слово – признак (желтый овал).

Кто? – дети, это слово – предмет живой (красный квадрат).

Что делают? – катаются, это слово – действие (синий треугольник).

На – это маленькое слово (маленький белый квадрат).

Что? – санки, это слово – предмет неживой (черный квадрат).

10. Зима хвалит детей, дарит им подарки и прощается с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе

Вашему вниманию предлагаю конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе...

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: "Наша Родина-Россия"

В занимательной игровой форме уточняем с детьми понятия: страна, герб и флаг страны, президент, столица, мэр города, герб и флаг города. В начале занятия эти понятия уточняются на примере своего детск...

Открытое занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Путешествие по сказкам А.С. Пушкина «У Лукоморья»

Путешествие по сказкам А.С. Пушкина "У Лукоморья" проходит в виде викторины, где актуализируются знания детей о русском поэте  и его сказкам. Дети узнают сказки по прочитанному эпизоду, решают ре...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Грамоте учиться – всегда пригодиться»

Учить детей проводить звуковой анализ слова, упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Уроки грамоты»

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:·        закреплять понятия «звук», &la...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе  на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему « Звук и буква У».

Цели.1.Коррекционно-образовательная.Познакомить детей со звуком и буквой У.2.Коррекционно-развивающие.Развивать артикуляционную моторику.Развивать речевое дыхание.Уточнить артикуляцию звука [У], закре...