Главные вкладки

    Патриотическое воспитание младших школьников Тема: «Славься, Отечество!»
    классный час

    Куприянская Тамара Петровна

    Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к традициям прошлого своего народа, формировать правильное отношение к выбору активной жизненной позиции, способствовать проявлению ответственности за исторические судьбы России, гордости за свою Родину.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Мыскаменский детский сад»,

    воспитатель: Куприянская Тамара Петровна

    Тема: «Славься, Отечество!»

    Цель: воспитание у детей патриотических чувств, уважения к традициям прошлого своего народа.

    Задачи: 

    • формировать правильное отношение к выбору активной жизненной позиции;
    • способствовать проявлению ответственности за исторические судьбы России, гордости за Родину

    Оборудование: Выставка фотографий и репродукций: «Славься, Отечество!», мультимедийный проектор, презентация, музыкальное приложение.

    Слайд 1

    Ход занятия

    Воспитатель:  Здравствуйте, дорогие друзья!          

     (Приложение 1. Проигрывается 1 куплет песни “С чего начинается Родина?”(55 сек.)) На экране – заставка «Собор Василия Блаженного»

    Родина! Отечество святое!
    Перелески, рощи, берега,
    Поле от пшеницы золотое,
    Голубые от луны стога.

    Сладкий запах скошенного сена,
    Разговор в деревне нараспев,
    Где звезда на ставенку присела,
    До земли чуть-чуть не долетев

    Родина! Земля отцов и дедов!
    Мы влюбились в эти клевера,
    Родниковой свежести отведав
    С краешка звенящего ведра.

    Это позабудется едва ли
    И навек останется святым...
    Землю ту, что Родиной назвали,
    Коль придется, сердцем защитим!

    • Как вы думаете, ребята, какой теме будет посвящено наше занятие? (Ответы детей)

    Верно, наше занятие  будет посвящено нашему Отечеству, наиболее ярким историческим событиям, выпавшим на долю нашего народа. Почти каждый день каждого месяца несет на себе историческую информацию о давно прошедших славных исторических событиях и испытаниях нашего Отечества.

    •  А тема занятия: «Славься, Отечество!» + щелчок

    Слайды  2-3 Приложение 2. Проигрывается 1 куплет песни “Гляжу в озера синие...”(71 сек.) На экране – слайд-шоу «Родина»

    Воспитатель:  Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Как известно, понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это и Великая страна с Великой историей; это и то место на Земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Ведь не случайно в трудные критические минуты своей жизни, люди вспоминают место, где родились, где прошло детство, вспоминают свою малую Родину как часть большого Отечества.

    Защищать Отечество приходилось со времен его становления. На Земли Великого Новгорода, через которые проходил важнейший торговый путь «Из варяг в греки», связывающий север Европы с Русью, давно претендовали шведские феодалы.

    Слайд 4  На экране – заставка «Портрет А. Невского»

    Уже с трех лет Александра отлучили от матери, княгини Феодосии, и отдали на воспитание княжеским воинам.

    Молодому новгородскому князю Александру было 16 лет, когда  он спешно стал готовить город к защите от возможного нападения.

    Был жилист князь и тверд как камень,

    Широк в плечах и рост не мал!
    Не верилось, что он руками
    Подковы конские ломал.

    Слайды 5 На экране – заставка: карта “Битва на Неве и Чудском озере”

    Враги не заставили себя долго ждать. В июле 1240 года шведские суда вошли в устье Невы. Русское войско внезапно напало на шведский лагерь. Сам Александр сразился со шведским военачальником и тяжело ранил его. Шведы в панике бежали. Народ за блестящую победу на Неве назвал Александра Невским.

    Разгром шведов не остановил датских и немецких завоевателей. Они грабили и разоряли русские земли.

    Слайд 6

    Зимой 1242 года Александр Невский решил дать им генеральное сражение на льду Чудского озера у скалы, называемой «Вороний камень». 

    Войско крестоносцев выглядело устрашающе: на воинах шлемы с рогами, в белых с чёрными крестами плащах, с длинными копьями. На лошадях железные намордники.

    Слайд 7                

    5 апреля 1242 года произошла решающая битва.

    (Поместить на  ЛЕНТУ ВРЕМЕНИ карточку с датой битвы)

    Рыцари построили свои войска в форме клина (по выражению летописца – «свиньей»).

    Александр хорошо знал боевые приемы врага и перед сражением усилил свои фланги конницей, а против головы «свиньи» поставил менее подготовленных ополченцев.

    Как только немецкое войско вступило на лед озера и двинулось на ополчение, русские стали с боем отступать. Рыцари, считая сражение выигранным, устремились вперед и были раздавлены с обеих сторон русскими.

    Чтец 1. 

    И отступая перед князем,
    Бросая копья и щиты,
    С коней валились немцы наземь,
    Воздев железные кресты.

    Не забывая, не прощая
    Одним движением вперед,
    Свою Отчизну защищая
    Пошел разгневанный народ.

    Воспитатель:  Битва на льду Чудского озера в историю вошла под названием «Ледового побоища». 

    Летописец отмечал:  «Когда взошло солнце, сошлись оба войска. И была злая сеча, и раздался такой треск от ломающихся копий и звон от мечей, будто замёрзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо покрылся он кровью… И возвратился князь Александр с победою славною…»  За всю свою жизнь не проиграл он ни одной битвы. Святой воин!

    Слайд 8

    И сказал тогда Александр Невский слова, которые не один раз проверяла история: «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет. На том стояла, и стоять будет земля Русская...». 

    Слайд 9

    В 1725 году императрица Екатерина 1 учредила орден в честь великого князя Александра Невского. Орден Александра Невского -  это одна из высших наград России. Среди кавалеров ордена цвет военачальников российских: генералиссимус Александр Суворов, фельдмаршал Михаил Кутузов, адмирал флота российского Федор Ушаков.

    Но испытания России нарастали из века в век.

    Одним из самых тяжелых испытаний для Руси было почти трехсотлетнее монголо-татарское иго.

    Воспитатель:

    Русь была еще слаба и раздроблена. Шведы, ливовцы, немцы все еще жаждали русских земель, а с Востока уже пошли монголо-татары. Мужественно сопротивлялись русские дружины, но не было среди них единства. Удалось Чингисхану и его потомкам установить господство над русскими землями. И продолжалось оно почти три столетия.

    Слайд 10 + 2 щелчка  Приложение 3. Проигрывается вступление к стихотворению «Святая Русь» (70 сек.) На экране – заставка «Собор Василия Блаженного»

    В монголо-татарском государстве Золотая Орда в 1380-ом году тысячник Мамай готов был совершить очередной поход на Русь.

    Слайд 11

    Во главе объединенных русских земель при усилении и возвышении Москвы был внук  Ивана Калиты – Дмитрий Иванович.

    Слайд 12

     Дмитрий Иванович, чтобы помешать Мамаю объединиться с князем Ягайло, спешил дать генеральное сражение на Куликовом поле    8 сентября 1380 года.

    (Поместить на  ЛЕНТУ ВРЕМЕНИ карточку с датой битвы)

    Слайд 13

    «Ныне же пойдем за Дон, и там или победим и всё от гибели сохраним, или сложим свои головы…» - говорил Дмитрий Иванович.

    Слайд 14

    Утром 8 сентября стоял густой туман, который рассеялся только к 12 часам. Поединок Челубея и Пересвета, которые погибли, положил начало битве…

    Слайд 15 + 2 щелчка на  Приложение 4. Проигрывается 1 куплет песни «На молитве русская земля»  (62 сек.)

    Слайд 16

    Куликовская битва показала, что, объединившись, русские могут разбить любого врага. За победу в Куликовской битве Дмитрия Ивановича прозвали Донским.

    Военные действия редко прекращались в исторические времена. Народные ополчения не раз формировались в России, и тогда война называлась Отечественной, то есть народ всего Отечества сражался за свободу.

    Конец XVIII века. Франция во главе с Наполеоном добилась господства в Европе. Наполеон мечтал о мировом господстве.

    Слайд 17   На экране – заставка «Портрет Наполеона»

    В 1811году Наполеон говорил: «Через 5 лет я буду господином мира, остается одна Россия, но я раздавлю её».

    Слайд 18

    12 июня 1812 года началось вторжение наполеоновской армии в пределы России. Как и во времена нашествия монголо-татар, силы воюющих сторон были неравны. Учитывая превосходство противника, русские отступали, избегая сражений.

    Мы долго молча отступали.
    Досадно было, боя ждали,
    Ворчали старики.
    «Что ж мы? На зимние квартиры?


    Не смеют, что ли, командиры
    Чужие изорвать мундиры
    О русские штыки?»

    Слайд 19

    В конце июля 1812 года русским удалось соединиться под Смоленском. К этому времени было создано народное ополчение. Война приобрела характер Отечественной. Создавались партизанские отряды из крестьян, дворян и прочего люда. Сражение за Смоленск не выявило победителя.

    Слайд 20  На экране – заставка «Портрет Кутузова»

    Михаил Илларионович Кутузов был самым старшим по возрасту и наиболее опытным из служивших в то время генералов. Он сражался под руководством П. А. Румянцева и А.В. Суворова, в одном из сражений потерял глаз, отличался осторожностью, военной хитростью, проницательностью. Военная философия М.И. Кутузова: «Лучше быть слишком осторожным, нежели оплошным и обманутым». 67-летний полководец, заслуживший любовь и признательность армии и дворянства, имел наибольшие преимущества перед другими на пост главнокомандующего.

    Слайд 21 

    Готовясь к генеральному сражению, Кутузов тщательно выбирал место боя. Он определил для себя наиболее удобные позиции под деревней Бородино. Свою ставку он утвердил в деревне Тарутино, откуда просматривалось все поле сражения. Говорят, из космоса поле, на котором происходило Бородинское сражение, имеет форму креста. Накануне боя войска обоих сторон заняли свои позиции.

    Слайд 22

    В половине шестого утра 26 августа 1812года началось одно из самых кровопролитнейших сражений в истории России.

    (Поместить на  ЛЕНТУ ВРЕМЕНИ карточку с датой битвы)

    Слайд 23

    Самые ожесточенные бои развернулись у земляных укреплений, которые иначе называли флешами.

    Слайд 24

    Командование на этом участке сражения осуществлял генерал Багратион.

    Слайд 25

    Под Бородино Кутузов поставил, именно Багратиону, казалось непосильную задачу, которую обычно поручают самым сильным людям: «Стоять насмерть! Измотать противника насколько это возможно!»

    Слайд 26

    Багратион ценой собственной жизни блестяще справился с этой задачей.

    Восемь атак провели французы на Багратионовы флеши. В схватке, по большей части рукопашной, были истощены силы обеих сторон.

    Слайд 25  Презентация

    Воспитатель: Михаил Юрьевич Лермонтов так отмечал эти события:

    Изведал враг в тот день немало,
    Что значит русский бой удалый,
    Наш рукопашный бой...

    Слайд 26
    Земля тряслась, как наши груди,
    Смешались в кучу кони, люди,
    И залпы тысячи орудий,
    Слились в протяжный вой.

    Слайды 27

    Кутузов, как истинный сын и потомок русских героев-воинов Александра Невского и Дмитрия Донского, использовал их засадный маневр, спрятав в густом лесу две конные армии Платова и Уварова, которые в самый тяжелый и решительный момент вступили в бой.

    Слайд 28

    План Наполеона провалился. Бородинское сражение считается одним из самых кровопролитных сражений XIX века.

    Великая армия» была разбита. 10 декабря Наполеон бросил её и уехал в Париж. В середине декабря 1812 года всего 30 тысячная армия Наполеона была изгнана из России.

    Слайд 29

    По самым скромным оценкам совокупных потерь, каждый час на поле погибало 8500 человек, или каждую минуту — рота солдат. Потери французов составили 58 тысяч человек, потери русских – 45 тысяч.

     «Война окончилась за полным истреблением неприятеля» – М. И. Кутузов.

    В 2012 году Россия отметила 200-летие этих побед и чтит память своих воинов- патриотов, молится за всех ополченцев, сложивших свои головы за честь России.

    Слайд 30

    В память о русских героях-патриотах, о воинах, защищавших русскую землю, о погибших на многовековых полях сражений, звучит Приложение 6.  Военная-музыка-Российской-Империи-Юбилейный-марш - 1812-1912 г – композитор   Н. Шмелев

        Слайд 31

    ВИКТОРИНА

    Слайд 32

         Князь Александр Невский  у «Вороньего камня» победил крестоносцев. Что это за битва? Когда это было? (1242 год 5 апреля Ледовое побоище) 

    Слайд 33

    Какой исторической личности принадлежат эти слова? «Ныне же пойдем за Дон, и там или победим и всё от гибели сохраним, или сложим свои головы…» (Дмитрий Донской)

    Слайд 34

    Назовите  дату сражения  под Бородино (число, месяц)? (26 августа 1812года)

    Слайд 35

    Назовите, какому главнокомандующему поставлен памятник? (М.И.Кутузов скульптор Б. И.Орловский  в г. Санкт-Петербург)

    Слайд 36

    До земли поникли травы луга,
    И до неба поднялись дубы:
    Всадники несутся друг на друга,
    Встретились, – и – кони на дыбы!
    Копья устремив ожесточенно,
    Оба пали под ноги коней…
    И тогда пошли полки стеною,
    Кто из них отважней и сильней.   

    (Куликовская битва (Поединок Пересвета и Челубея)

    Слайд 37

    Назовите, чей  командный пункт изображен на картине? (Командный пункт Кутузова)

    Слайд 38

    Назовите, панорама какого сражения изображена на картине? (Панорама «Бородинская битва». 26 августа 1812 г.)  

    Слайд 39

    Какому генералу Кутузов поставил непосильную задачу «Стоять насмерть! Измотать противника насколько это возможно!»  (Багратиону)

    Слайд 40

    Воспитатель: Войны несут разрушения, страдания, лишения... люди устали от них, искали другие формы примирения, противоборства, соперничества.

    Поля спортивных сражений стали отдохновением полями разрешения во многих спорных вопросах.

    В 7-ом веке до нашей эры царь Пелопс объявил, что в городе Олимпия регулярно один раз в четыре года должны проводиться спортивные состязания атлетов: олимпийские игры.

    На время проведения Олимпийских игр прекращались войны. Глашатай разносил радостную весть: «Все – в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»

    12 столетий древние греки соблюдали свои олимпийские традиции, пока император Феодосий не запретил, считая их проявлением язычества.

    Чтец 1. 

    В час испытаний
    Поклонись Отчизне
    По-русски,
    В ноги, и скажи ей:
    - Мать!
    Ты жизнь моя!
    Ты мне дороже жизни!
    С тобою - жить!
    С тобою – умирать!
    Будь верен  ей.
    И, как бы ни был длинен
    И тяжек день военной маяты, -
    Коль пахарь ты,
    Отдай ей всё, как Минин,
    Будь ей Суворовым,
    Коль воин ты!

    Чтец 1. 

    Люби её.
    Клянись, как наши деды,
    Горой стоять
    За жизнь её и честь,
    Чтобы сказать
    В желанный час Победы:
    И моего
    Тут капля меда есть!

    Воспитатель: Любите Россию, изучайте и творите её историю!

    Древнеспартанский принцип гласил: «Для того чтобы в людях жило чувство патриотизма, нужно сначала знать всё о своём народе, потом уважать его, и лишь потом придет любовь к стране».

    Слайд 73   Приложение 8. Проигрывается 2-й куплет песни “Святая Русь”

    Всем спасибо! Успехов на благо нашей Родины!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Патриотическое воспитание младших школьников посредством изучения культуры родного края в условиях социально-реабилитационного центра

    Необходимость патриотического воспитания детей, находящихся в социально-реабилитационном центре, вытекает из самой сути процесса реабилитационной работы с воспитанниками. В качестве приоритетов предос...

    «Эстетическое воспитание младших школьников»

    В чём же заключаются задачи эстетического воспитания? В том ,чтобы средствами искусства оказывать благотворное влияние на мировоззрение, нравственные понятия, поведение детей; воспитывать способность ...

    Патриотическое воспитание младших школьников

    Патриотическое  воспитание младших  школьников...

    Конспект занятия по патриотическому воспитанию, посвящённому Дню воинской славы.

    Данный конспект помогает сформировать понятие о дне воинской славы для детей 1 младшей группы...

    Из опыта работы.Дополнительный материал к образовательной деятельности по теме: "Славься,Отечество!"

    данный материал предназначен для воспитателя в проведении тематических мероприятий....