Мастер-класс для педагогов по внедрению в образовательный процесс развивающих игр В. Воскобовича
методическая разработка (подготовительная группа)

Мастер-класс для педагогов по внедрению в образовательный процесс развивающих игр В. Воскобовича

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_reshetnikova_v._n.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Радуга»

Мастер-класс для педагогов по внедрению в образовательный процесс развивающих игр В. Воскобовича

«Теремок», «Читайка на шариках», «Шнур –грамотей».

Подготовила: воспитатель

Решетникова В. Н.

Вейделевка, 2020г.

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей  через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми.

Задачи: познакомить воспитателей с развивающими пособиями « Теремок», « Читайка на шариках» В.Воскобовича, их особенностями, формами и методами работы;

развивать творческий познавательный интерес к играм В. Воскобовича,

повышать интерес к авторским играм, желание применять полученные знания в своей педагогической деятельности

Оборудование: игровое пособие В. Воскобовича « Теремок», « Читайка  на шариках», «Шнур – затейник»

Предварительная работа: изучение литературы из различных источников  по данному вопросу и внедрение данной технологии в свой образовательный процесс

Сегодня в дошкольных учреждениях для всестороннего и  творческого развития детей с самого раннего возраста широко используется популярная методика  В Воскобовича .Дети, которые занимаются по данной методике начинают рано читать, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания .Они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание.

Многие из вас уже знакомы с играми В Воскобовича. В своей работе, в ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ группе , я начала знакомить детей с игрой» Теремок», «Читайка на шариках». Познакомила родителей с этими пособиями и на родительском собрании провела занятие  с использованием элементов этих пособий.

 «Теремки Воскобовича» – это самая популярная игра для обучения чтению. Выглядит она очень просто. Есть кубик, на гранях которого нарисованы буквы, обозначающие гласный звук (на пяти гранях – буква и ее образ, на шестой – подсказка, где какая буква находится), и есть теремок – квадратная коробочка с согласными и окошечками на гранях. Кубик вкладываем в теремок, согласный оказывается рядом с гласным – получается слог. Такое конструирование помогает детям понять принцип слияния звуков в слоге. Теремки с кубиками соединяются вместе и таким образом составляются слова. Всего в комплекте Воскобовича 12 деревянных теремков (2 белых, 2 голубых, 2 желтых, 2 лиловых, 2 коричневых), а также 12 картонных кубиков с гласными на гранях (2 синих, 2 зеленых, 6 двойных сине-зеленых, 2 знаковых).

Очень компактно.

Буквы на гранях не простые. У каждой свой образ. Например, гласные буквы представляет шут. В позе буквы А – Арлекин. Если шут представляет букву О, то его зовут Орлекин. А если У? – Урлекин. Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин – сказочные персонажи, с которыми ребенку до поры до времени интересней, чем со знаком.

Персонажи, цвет кубиков, теремков, букв, высота граней у теремков, форма окошек, звездочки запрета, попугай Эник и многое другое – все это методические ноу-хау, которые помогают малышам быстрее освоиться с чтением.

  • Первый этап игры – знакомство со звуками и буквами.
  • Начните с согласных.

Постройте  сказочный город, где в своих теремках живут буквы.

Вот стоит белый теремок.

Кто в теремочке живет?

Буква Б и буква П, буква В и буква Ф.

Ребенок  произносит за взрослым звуки «б» (обратите внимание, не «бэ», а «б»), «п», «в», «ф», показывает соответствующие буквы на гранях. Отвечает на вопросы:

-«Как ты думаешь, какая здесь буква главная?» ( на это указывает цвет теремка)

  • Далее поиграйте в игру: «Какие животные и птицы могут жить в этом Теремке?»

А какие же птицы и животные могут поселиться в этом теремке? ( их названия начинаются  на Б, П, В, Ф Баран, попугай, ворона, филин и т. д. Точно так же обыгрываются другие теремки и выстраиваются в улицу.

  • Когда город готов, в него могут приехать веселые шуты – акробаты, веселящие

всех своими песенками. Песенки они хранят в волшебных сундучках.

В синем – А, О, У, Э, Ы (гласные, показывающие твердость звука),

в зеленом – Я, Е, Ю, И, Е (гласные, показывающие мягкость согласного звука). Ребенок рассматривает сундучки. Называет буквы и поющих их шутов А – Арлекин, О – Орлекин и т. д.

  • Можно сделать своеобразную зарядку: пропеть песенку каждого шута и

попробовать изобразить букву так, как это делает акробат на картинке.

  • 2 этап «Знакомство со слогами. Слияние букв»

К этому этапу переходят после того, как ребенок хорошо запомнил все звуки и буквы Освоив звуки и буквы, можно приступать к слиянию их в слоги.  Для этого ребенок сначала «конструирует» слоги- выкладывает  сундучки в теремки. Разнообразить можно игрой:

Шуты решили научить жителей города своим песенкам. Для этого нужно вложить кубик в теремок. Что же произошло? Арлекин пришел в гости к обитателям Голубого теремка и с помощью своего кубика научил их петь: «га-а-а», «ка-а-а», «да-а-а», «та-а-а» (ребенок вкладывает кубик в теремок, поворачивает его и читает-пропевает получившиеся слоги). Так можно поиграть со всеми теремками, а затем заменить синий кубик на зеленый.

Обратите внимание малыша на исключения русского языка. Если слог трудно произносить или он совсем не существует, в окошечке теремка (в арке сверху) загорается огонек (появляется «звездочка запрета»). Например, если ребенок составит слог ШЫ, над буквой Ы в арке окна появится звездочка.

  • 3  этап. Слоговое чтение. Чтение простых слов

Когда ребенок научится слитно читать слоги, можно составлять и читать простые слова. Устройство теремков позволяет превратить этот процесс в серию увлекательнейших игр, семь из которых перечислены в инструкции к игре. Например, игра в «превращалки», где ДОМ легко превратится в ДЫМ, а ЛЁД в МЁД.

ИГРЫ  С « ТЕРЕМКАМИ» В.ВОСКОБОВИЧА

«Паровоз»

  • Слияние гласных и согласных звуков. Чтение слогов. Составление слов из 3 звуков.

Выбираем «паровоз», например белый Теремок. Вкладываем  в него синий сундучок, произносим слог БА-. Приставляем к паровозу «вагончик»- желтый Теремок и читаем получившееся слово БАК. Поворачиваем сундучок и читаем новые слова:

БАК-БОК-БУК-БЫК                      БОР-БУР                                     ТАЗ-ТУЗ

Задание можно усложнить, если менять и сундучки и теремки

ЛАЗ-ЛАК-ЛУК-ЛУГ-ЛУБ-ЛОБ-ЛОВ-ЛЕВ-ЛЕС-ЛИС-ЛИК

«Перевертыши»

  • Слияние гласных и согласных звуков. Чтение слогов. Составление трех-четырех буквенных слов.

Находим лиловый и голубой Теремки, вкладываем в лиловый Теремок   синий сундучок и читаем МАГ. Произносим считалку:

Теремок крутись, вертись,

Новый слог покажись!»

Продолжаем составлять слова МАК-РАК-РЫК-РОГ-РОТ

ЛЕД-МЕД    ЛИК-ЛЮК

МА-МА – РА-МА - РА-НА – ЛА-МА –

ДЫ-НЯ – ДЫ-РА

*БИНТ - ВИНТ – БАНТ – БОЛТ – БОРТ – ФОРТ

«Заменялки»

  • Чтение слов.  Составление трех-четырех буквенных слов.

Составляем слово из двух слогов ЛУ-ША. Заменяем лиловый теремок на желтый, читаем новое слово СУ-ША.

«Переставлялки»

  • Чтение простых слов.

Составляем слово из двух слогов  ЛИ-ПА. Переставляем лиловый и белый Теремки, затем, не переворачивая, меняем местами синий и зеленый сундучки. Читаем новое слово ПИ-ЛА.

ЛИ-СА  -  СИ-ЛА            РУ-КА –  КУ-РА, ДО-МА, МО-ДА

КА-БАН – БАН-КА    СОС-НА –  НА-СОС, ЛАС-КА – СКА-ЛА

«Цепочки»

  • Словесная игра . Составление цепочки слов.

              ПОСУДАЧАСЫР                                               МОЛОКОСАЖАБАНЯ

«Загадалки»

  • Словесная игра. Последовательное составление слов с заменой одного слога.

Ребенок разгадывает загадку и составляет слово из кубиков. Следующая загадка -  

и заменяется один из Теремков.

Дает молоко… кто? (КО-РО-ВА)

Сверкает алмазом…… что? ( КО-РО-НА)

Скрипят во дворе… что? ( ВО-РО-ТА)

Кричит кар-кар-кар… кто? (ВО-РО-ТА)

Что нас окружает (ПРИ-РО-ДА)

                                                                           

Формированию навыка чтения также способствует игра «Читайка на шариках».

Цель: способствовать расширению знаний педагогов о развивающей игре» Читайка на шариках» В.В. Воскобовича, направленной на развитие речи и интеллектуальных способностей у детей

Задачи: развитие навыков чтения и речи у дошкольников:

- поиск шариков с одинаковыми буквами и слияниями;

- слоговое чтение;

- поиск группы слов по обобщающему слову.

МАТЕРИАЛ: игра «Читайка -1 на шариках» состоит из 4-х читаек:

1-ая читайка с желтыми бусинками

2-ая читайка с красными бусинками

3-я читайка с зелеными бусинками

4-ая читайка с голубыми бусинками.

СОДЕРЖАНИЕ:

Воспитатель показывает новую игру:

Сегодня мы с вами познакомимся с новой игрой «Читайкой на шариках». Рассмотрите внимательно её части. Состоит игра из 4-х квадратов. На каждом из них изображены бусинки разного цвета с буквами.  В центре нарисован попугай, под ним располагается короткое слово  - это область чтения, с которой нужно начинать читать. Область чтения – это цветные квадраты, в которых можно прочитать слова, а уголочки, где находятся цветные треугольники, будут служить нам для конструирования дополнительных слов. На какую игру похожа «Читайка»?

        - На «Волшебный квадрат», у него так же загибаются уголки.

- Посчитайте, сколько областей чтения на одной стороне читайки.

        - Четыре.

- Переверните читайку на другую сторону, посчитайте, сколько областей чтения на ней? Сколько всего на одной  читайке областей чтения?

        - Тоже четыре, а всего восемь.

- Возьмите читайку с желтыми шариками-бусинками, откройте сторону с красным попугаем и найдите под попугаем область чтения со словом УЖ. Загните правый уголок на квадрат – что у вас получилось?  

- слово - УС.

- Загните левый уголок на квадрат – прочитайте получившееся слово.

- слово - НОС.        

- Отогните правый уголок за квадрат – прочитайте слово .

- слово - НОЖ.

- Прочитайте все слова в областях чтения в желтых шариках.

 - УЖ, СОН, ВОР, МЯЧ, на другой стороне – ЧАС, ТИР, МАЙ, БАК.

- Загните все уголочки на квадрат, прочитайте, какие слова у вас получились.  

 - НОС, ОЙ, СЫР,МЕЛ.

- Переверните читайку на другую сторону, загните все уголочки на квадрат, прочитайте слова.

РОГ, БОЛ, ПАН, ПИК.

- Давайте прочитаем все слова, которые написаны на читайке во всех направлениях, сгибайте и разгибайте уголки:

- ЧАС, ПАС, ПАН, ЧАН; БОК, БАЛ, БАК, БОЛ; МАЙ, РОТ, РОЙ, МАГ; ТИР,ПИК,ПИР,ТИК; УЖ,НОС,НОЖ,УС; МЯЧ,МЕЛ,МЕЧ,МЯЛ;СОН,СЫР,СЫН,ОР; ВОР,ОЙ,ОР,ВОЙ.

- Теперь возьмите читайку с голубыми шариками, прочитайте слова на стороне с зелёным попугаем – в области чтения:

        - ЛУГ, ДУГА, РОЙ, ЛЁН.

- На стороне с красным попугаем:

        - УТРО, ПОРТ, СЕМЬ, ЛАК.

- Теперь загните уголки на сторону с зеленым попугаем:

         - ПЛОВ, РАДАР, КРОТ, КЛАД.

- Теперь загните уголки на сторону с красным попугаем:

        - КУЛИК, СПЕШКА, МЕТКА, ВОСТОК.

- Давайте теперь прочитаем все слова, которые можно найти на читайке:

- УТРО, УТКА, МЕТКА, МЕТРО; ПОРТ, СПЕШКА, СПОРТ, ПЕШКА; СЕМЬ, ВОСТОК, СТОК, ВОСЕМЬ; ЛАК, КУЛИК, ЛИК, КУЛАК; ЛЁН, КЛАД, КЛЁН, ЛАД; РОЙ, КРОТ, КРОЙ, РОТ; ДУГА, РАДАР, РАДУГА,ДАР; ЛУГ, ПЛОВ, ПЛУГ, ЛОВ.читают слова на других страничках читайки с зелеными и красными шариками-бусинками.

Задания для чтения:

Найти на читайке-1:

● Части тела – БОК, НОС. УС.

● Что может быть острым – РОГ, МЕЧ, НОЖ, ПИК.

● Незначимое слово – БОЛ.

Найти на читайке-2:

● Имена – БОРЯ, САША, ЛИПА, ЛИЗА, ЛЕВ , ЛЁША.

● Съедобное – ЧАЙ, ЕДА, СОЛЬ, САЛО, СОК.

● Одинаковые слова – САД.

● Незначимое слово – РАША.

Найти на читайке-3:

● Что может быть пушистым? – ВОРС, БАРС, БУРКА.

● Явления природы – ГРОЗА, ГРОМ. БУРЯ.

● Животные, птицы – КОЗА, БАРС, ВОРОН.

● Одинаковые слова – ГОРА.

Найти на читайке-4:

● Что может быть теплым? – ПЕЧКА, БАНЯ.

● Цифры – СЕМЬ, ВОСЕМЬ.

● Птицы – УТКА, КУЛИК.

1. Игры серии «Шнур-грамотей»: «Снеговик», «Ромашка», «Яблонька».

Эти игры способствуют подготовке к обучению чтению, расширяют словарный запас, развивают психические процессы (внимание, память, воображение, логическое и творческое мышление), тренируют мелкую моторику рук.

В состав каждой игры входит игровое поле, кнопки с буквами и шнурок (шнур-грамотей).

Шнурок может продеваться в кнопку, огибать её или закручиваться вокруг неё.

Звёздочка заменяет недостающую букву.

1 этап: «Знакомство с буквами»  (на примере игры «Яблонька»)

•        «Собираем все буквы на яблочках» ( огибаем  шнурком каждую букву и называем её)

•        «Ищем поющие буквы» (собрать шнурком все гласные буквы)

•        «Находим буквы, не умеющие петь» ( собрать все согласные буквы)

«Знакомимся со слогами»

Взрослый составляет слоги, ребёнок читает. Затем ребёнок по заданию взрослого сам составляет слоги.

2 этап: «Составляем слова»

1)придумываем слова, начинающиеся со слога БА: БАК, БАЛ и т.д.

2) составляем слова со звёздочкой: БАС, БАХ

-придумываем более длинные слова со звёздочкой:  БАНЬКА,

3) составляем слова, начинающиеся с определённой согласной, гласной:  ОКНО, ОН, ЯК.

3 этап: «Играем со словами»:

•«Составь слово из 2-4 и более букв»: ЯК, ЛОБ, КОЛ, БЛОК, КОНЬ, БОКАЛ, БАЛКОН.

•«Придумай имена со звёздочкой и без»: ОЛЯ, КОЛЯ, ЯНА, ТОЛЯ,КАТЯ, ПОЛЯ.

4 этап: «Игры-соревнования»

•«Кто больше?»

•«Самое длинное слово»

•«Кто быстрее?»

Игровые технологии В Воскобовича соответствуют принципам Ф Г О С. Актуальность технологий состоит в том, что они учат детей мыслить, действовать в «уме», а это в свою  очередь раскрепощает воображение, развивает творческие возможности и способности. Игры Воскобовича гармонично вплетаются в любую образовательную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Развитие памяти у дошкольников в процессе развивающих игр и упражнений»

Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути д...

ПРОЕКТ: «Внедрение в образовательный процесс развивающих технологий как средства, повышающего математическое развитие детей старшего дошкольного возраста»

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум» т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, Математик лучше планирует...

Мастер-класс для педагогов по внедрению в образовательный процесс развивающих игр В.В. Воскобовича

Цель: знакомство с игровой развивающей технологией В.В. Воскобовича и ее применением в разных видах деятельности  в детском саду.Задачи:- повысить мотивацию педагогов к использованию развива...

Консультация для педагогов по внедрению в образовательный процесс вариативной программы "Островок безопасности"

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с учас...

Мастер – класс. Использование технологии «утренний круг» в воспитательно – образовательном процессе, для педагогов ДОУ.

Мастер – класс.Использование технологии «утренний круг»в воспитательно – образовательном процессе,для педагогов ДОУ....

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.«Создание условий для интенсивного интеллектуального развития детей средствами внедрение в образовательный процесс группы игр В. Воскобовича

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавател...