Роль взрослых в активизации познавательной деятельности малышей
консультация

В данном материале раскрыта тема насколько важна роль взрослых в активизации познавательной деятельности малышей в ясельном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nats_portal.docx14.53 КБ

Предварительный просмотр:

Роль взрослых в активизации познавательной деятельности малышей

Предметная сфера, окружающая ребенка, организованная наилучшим образом, не может сама с собой, без руководства взрослого воздействовать на его развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях его сущность: он как бы одушевляет окружающую среду, делает её понятной и доступной для малыша.

На протяжении первого и второго года жизни «деловое общение» усложняется, постепенно приобретая ярко выраженный познавательный характер. Эмоциональный контакт,  взрослого с ребенком заменяется общение по поводу тех или иных предметов, интересных для малыша, общение принимает форму совместной деятельности, в ходе которой взрослый постепенно знакомит ребенка с окружающей действительностью. Совместная деятельность – основной метод воздействия на младенца первого рода жизни в процессе его развития. Своевременно перевести ребенка на более высокий уровень общения с взрослыми – задача не только воспитателей, но и родителей. Воспитатель должен обратить внимание родителей на то, что общение является одним из основных условий воспитания у детей чисто человеческих, социальных навыков и повышения уровня их умственной активности.

С ростом жизненного опыта и возможностей малыша ярче проявляется его стремление к самостоятельности. Это условие в воспитании детей начала второго года жизни следует учитывать особо, так как при недостатке двигательной активности, если взрослые не учитывают возрастающую потребность в освоении близлежащего пространства, наступает, как утверждают психологи «кризис» одного года. Ребенка уже не устраивает прежнее положение, когда все для него делал взрослый: умывал, одевал, кормил. Не владея еще рядом фундаментальных навыков и умений, он тем не менее стремится к самостоятельности.

Познание окружающего малыш начинает осуществлять через ориентировочно-исследовательскую деятельность. Его интересует все. Но удовлетворению любопытства мешают плохо развитые умение действовать предметами, навык ходьбы, речевое общение со взрослым. Однако потребность в освоении окружающего, несмотря ни на что, в этом возрасте является действенным фактором развития активности. Именно в этот период отмечается обостренная реакция на воздействие нового (присутствие посторенних людей или какие либо новые игрушки, предметы). Малыш уже ни так охотно, как раньше, идет к незнакомому человеку. Негативность и настороженность при появлении нового являются особой формой активной ориентировки ребенка в незнакомой ситуации и наиболее трудным состоянием адаптации его к условиям детского учреждения, к незнакомым людям.  

Как же должен вести себя взрослый в общении с ребенком – ведь возникшее противоречие между потребностями и возможностями ребенка в состоянии разрешить только он?! Взрослый должен перестроить свои отношения с малышом, поднять их на качественно новый уровень. Теперь педагог делает не за ребенка, а выполняет что-либо вместе с ним. Он прежде всего удовлетворяет развивающуюся у малыша потребность в освоении окружающего, обеспечивает ему достаточную двигательную активность, продумывает и организовывает окружающую среду, осуществляет методически правильный подбор предметов, игрушек. Педагогу необходимо проявлять к каждому ребенку исключительную чуткость, постепенно развивая его возможности в освоении окружающего: приучать к преодолению посильных трудностей, получению радости от достижения цели; постепенно обогащать малыша впечатлениями при общении с посторонними людьми, другими детьми, давать образец доброго, внимательного взаимодействия с ними. Все новое надо вносить в его жизнь на фоне частично знакомого ил находящегося в логическом сочетании с ним.

Как бы ни был мал ребенок, необходимо добиваться, что бы он чувствовал, на что направлены усилия взрослого. Установить двусторонний характер взаимопонимания с детьми раннего возраста нелегко. Для малыша все имеет значение: и выражение глаз, и улыбка, и чуткие, спокойные руки, и мягкий, ласковый голос взрослого. Эмоциональное проявление очень рано становятся каналом связи, доступным средством влияния на поведение ребенка.

Огромное значение для возникновения «душевного» комфорта малышей имеют личные качества людей, воспитывающих их, поскольку взаимоотношения в период раннего детства носят интимный характер: они строятся порой на «полутонах», зависят от интуиции взрослого, умение настроится на «волну» детства, почувствовать потребности и переживания ребенка. Это во многом зависит от мастерства и тактичности педагога. Вместе с тем в организации воспитательного процесса особую роль играют профессиональные знания воспитателя. Любовь к ребенку в сочетании с обоснованными педагогическими требованиями -  вот факторы, позволяющие воспитывать детей и сердцем и разумом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста на занятиях РЭМП

Научить ребенка-дошкольника учиться, учиться с интересом и удоволь­ствием, постигать математику и верить в свои силы - главная цель мате­матического образования....

Консультация для педагогов "Роль взрослого в активизации игровой деятельности"

Методы и приемы, используемые в игровой деятельности....

Методическая разработка Игровые технологии как эффективное средство активизации познавательной деятельности и реализации деятельного подхода в образовании

Игровые технологии включены в образовательную деятельность как необходимый элемент формирования универсальных учебных действий, повышают уровень восприятия учебного материала. Игра занимае...

Консультация для родителей "Роль семьи в активизации исследовательской деятельности ребенка".

Консультация для родителей "Роль семьи в активизации исследовательской деятельности ребенка"....

Методы исследования объектов живой и неживой природы в образовательной деятельности с детьми РАС для активизации познавательной деятельности.

Цифровизация повлияла на все сферы жизни, включая образование. Современные вызовы в образовании детей с ОВЗ и инвалидностью связаны с поиском и научным обоснованием эффективных технологий, методик, ор...

Консультация для родителей "Роль взрослого в развитие познавательной активности детей".

Консультация предназначена для родителей трехлетних детей....