Консультация Труд ребенка и взрослого
консультация

Смирнова Елена Ивановна

Консультация Труд ребенка и взрослого

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons._trud_rebenka_i_vzroslogo.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Труд ребенка и взрослого»

 В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.
Необходимо приучать детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. Особое значение в жизни ребенка имеет  коллективный детский труд,  в котором возникает взаимная ответственность участников. Также подчеркивается необходимость постоянных трудовых обязанностей детей в семье, участия их в общих заботах.

В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении — всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость. Мы должны  рассказывать детям, каким должен быть трудолюбивый человек (он трудится старательно, доводит работу до конца), что значит хорошо трудиться, заботиться об окружающих, читает им произведения о труде, в которых ярко, эмоционально раскрывается его значение и красота. Формируя у детей уважение к трудящемуся человеку, желание быть похожим на него, педагог воспитывает у них бережное отношение к результатам труда.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Дети могут сами поливать растения, учатся определять потребность во влаге. В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним. В процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. Формируются начала материалистического понимания природных явлений. Систематическое участие детей в общем труде позволяет сформировать у них умение дружно трудиться в коллективе, дома в семье, приходить по собственной инициативе на помощь товарищам.

Важно с самого начала поддерживать старания детей, не дать им почувствовать свою неумелость, создавать положительное отношение к труду. Для того чтобы обучение трудовым умениям шло успешно, надо сформировать у детей интерес к работе. Этому способствует доброжелательный тон предложений и советов, готовность прийти на помощь, умение убедить нерешительных затрудняющихся детей в том, что они обязательно смогут выполнить предложенное дело. Не следует упрекать ребенка за его неумелость, за оплошность. Необходимо глубоко вникать в причины отказа от участия в труде, всякий раз находя способы побуждения детей к включению в выполнение разнообразных заданий.

Педагог формирует у детей умение проявлять усилия, быть аккуратными, выполнять задание до конца. Важно воспитать у них положительное отношение к любой работе. Этому способствует умение педагога или родителя  найти в каждом деле что-либо привлекательное. Особую роль играет разъяснение его значимости (вымыть игрушки, чтобы они были чистыми; вырастить растения, чтобы украсить группу; изготовить сувениры в подарок мамам и т. п.). Контроль и оценка педагогом или родителем  работы детей повышает у них чувство ответственности за порученное дело, желание выполнить его хорошо. Надо всегда отмечать проявление ребенком старательности, умения работать без отвлечений, желания довести дело до конца. Давая оценку работы дошкольников, следует учитывать их силы и возможности. Так, одобряя малыша, воспитатель поощряет всякую его попытку принять участие в труде, снисходительно относится к возможной оплошности, медлительности, к низкому качеству результата. С ростом умений детей возрастают и требования, поэтому, оценивая работу старшего дошкольника, воспитатель подчеркивает его умение действовать в хорошем темпе, ловко, уверенно, поддерживает инициативу, смекалку, организационные навыки. В этой связи большое значение имеет организация совместной деятельности взрослых и детей. Работая рядом с педагогом, с кем-либо из близких, дети чувствуют себя помощниками в нужном и полезном деле. Хорошо, если взрослый в процессе совместного труда разъясняет значение трудовых действий, выражает свое положительное отношение к делу, работает ловко, в хорошем темпе.

Содержание детского труда должно быть значимым для дома, детского сада, педагога, мамы. Трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи. Прежде чем требовать от ребенка качественного выполнения работы, следует показать и объяснить, что и как он должен сделать; не наказывать трудом; поощрять за старание; не перегружать, создавать нормальные условия для труда (подобрать оборудование, позаботиться об удобном месте для труда, найти занятие, которое бы включало ребенка в помощь другим членам семьи).
Педагог рекомендует родителям придерживаться тех же требований при организации труда детей, что и в дошкольном учреждении. Учитывая возраст и возможности ребенка, приучать его к самообслуживанию, не делать за него то, что он должен и может сделать сам.

Таким образом, подчеркивая неоценимое значение труда для всестороннего развития личности ребенка, предлагаю вашему вниманию, следующие рекомендации по трудовому воспитанию в семье.
1. Отношение ребенка к труду в наибольшей степени зависит от родителей, от их личного примера. Если родители сами не очень трудолюбивые люди и постоянно ругаются между собой только из-за того, кто сегодня должен готовить, убирать и стирать, то и приучить маленького ребенка к труду невозможно, так как все равно с возрастом он будет копировать поведение взрослых. Поэтому сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером.
2. Приучать ребенка к труду необходимо как можно раньше, начиная с элементарной уборки игрушек. Детям не очень нравится такое занятие, поэтому лучше делать это в первое время вместе. Для того чтобы ребенок знал, как и куда убирать игрушки, в детской комнате должен быть порядок. Для книг отдельная полка, для машин свой гараж, а для других игрушек коробка.
3. Чем старше становится ребенок, тем более возрастает его потребность делать что-либо самостоятельно. Многие хотят самостоятельно застелить постель, одеться, мыть посуду или постирать свою одежду. Даже если грязи после «уборки» стало больше, а жир только размазался по посуде после мытья - неоценимо велика польза, которую получает юный помощник. Это и привитие навыков самообслуживания, и проявление трудовой инициативы, и познание окружающей действительности. Поощряйте любое проявление самостоятельности и желание помочь взрослым, а так же имейте в запасе дела, которые буду по силам вашему малышу. Не торопитесь подгонять ребенка, умейте ждать, пока он завершит работу сам.

4. После любого, пусть даже не значительного поручения, не забывайте хвалить ребенка, и подчеркивать его неоценимый вклад в общее дело. Выполняя те или иные трудовые задания, он должен видеть результат, осознавать его, и естественно получать за это вознаграждения. Но не торопитесь давать ребенку конфетку или покупать дорогостоящую игрушку, а просто похвалите, приласкайте, укажите, что без его участия все было бы намного хуже! («Ты такой молодец, что вытер пыль, теперь у нас в доме стало чисто, бабушка не будет чихать, а мы сможем быстро закончить уборку и пойти на детскую площадку») – это будет самая лучшая награда помощнику!
5. Не стоит забывать, что если ребенок будет выполнять поручения «по указке», без радости – это не принесет положительного результата. Главное научить его радоваться труду так, как чему-нибудь приятному, чтобы работа не превратилась в какое-то обязательное, угнетающее неинтересное занятие. Поэтому если трудовые поручения строятся лишь на распоряжениях: «Подай! », «Подержи!», «Вытри», то это отбивает у ребенка всякую охоту трудиться. Больше всего радости ребенок получает от совместного труда. Как вариант, можно обычную уборку доме провести в форме занимательной игры («давай посмотрим - кто из нас быстрее – я мою посуду или ты собираешь игрушки»! или «давай я буду поваром, а ты моим помощником – поваренком»). Так повседневные дела сразу превратятся в интереснейшие занятия и принесут несомненную радость всем участникам процесса.
6. Со временем желательно чтобы у ребенка появились каждодневные обязанности по дому. Например, кормить рыбок, поливать цветы, мыть ботинки и т. д. Это не только воспитает в нем чувство ответственности, но и немного облегчит труд взрослых. Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Однако перекладывать всю домашнюю работу на ребенка тоже не следует. Его обязанности должны быть посильными, не должны занимать много времени, чтоб не препятствовать его основному виду деятельности – игре.
7. Все трудовые поручения следует давать, объясняя, что, за чем, и почему делается. Ведь если ребенок не будет знать зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут, у него не сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Например: «если ты сегодня не помоешь свои ботинки, завтра в сад пойдешь в грязных, и будешь выглядеть очень неаккуратно!». Или «если мы не польем цветы – они завянут, и у нас в доме больше не будет таких красивых растений! ».
8. По мере усложнения трудовых поручений следует всегда объяснять и показывать, как добиться лучших результатов. Ведь элементарное умение выжимать тряпку – не дается само по себе, ему нужно учить и научаться! Не забывайте, что все мы люди разные, и поэтому одному достаточно объяснить, а другому нужно показать и не один раз. Не теряйте чувства самообладания, все-таки Вы старше и мудрее!
9. Нужно добиваться, чтобы ребёнок выполнил работу до конца, и проверять её качество. Никогда не доделывайте за ребенка начатое им дело, иначе со временем он начнет уклоняться от выполнения трудовых поручений, зная, что это всегда могут сделать взрослые.
Таким образом, выполняя эти несложные рекомендации, возможно, вы добьётесь положительных результатов в трудовом воспитании детей, и сделаете вашу семейную жизнь ярче!
 Восп. Елена Ивановна