Консультация "Совместный труд ребенка и взрослого"..
консультация (старшая группа)

Селихова Марина Павловна

Если детей включают в совместный со взрослыми и доступный труд, они трудятся с большим желанием, стремятся выполнить работу лучше и сделать больше. Объясняется это тем, что на них сильно воздействует пример окружающих, в котором по-настоящему раскрываются трудовые взаимоотношения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_na_temu.docx15.45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Совместный труд ребенка и взрослого»

Если детей включают в совместный со взрослыми и доступный труд, они трудятся с большим желанием, стремятся выполнить работу лучше и сделать больше. Объясняется это тем, что на них сильно воздействует пример окружающих, в котором по-настоящему раскрываются трудовые взаимоотношения. Вот почему важно учитывать этот фактор, использовать его для воспитания у детей положительного отношения к труду, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений в процессе труда.
Включение детей В труд взрослых на практике реализуется двумя путями: во время наблюдений и экскурсий, когда даются сведения о работе тружеников ближайшего окружения, и при организации совместной трудовой деятельности со взрослыми. В детском саду имеются все возможности для ознакомления детей с разнообразным трудом взрослых: няни, повара, дворника, шофера, почтальона, комбайнера, садовода. В этом труде с ярко выраженным общественным характером дети могут принять непосредственное посильное участие. Поэтому, рассказывая о работе взрослых в детском саду и за его пределами, необходимо находить возможность и для включения детей в него.
Тот факт, что разнообразная работа взрослых постоянно протекает на глазах у детей, оказывает положительное влияние на их воспитание, у них формируются представления об этом труде, его общественной значимости, уважение к труженикам. Одновременно необходимо вызывать у детей желание трудиться, работать так же старательно и ответственно, как делают это взрослые.
Если дети могут удовлетворить свою потребность в деятельности, принять хотя бы небольшое участие в труде взрослых, эмоциональность наблюдения повышается, так как в процессе труда они лучше познают суть тех или иных явлений. Почувствовав радость трудового усилия, ощутив результаты своих действий, дети с особым воодушевлением будут выполнять и в детском саду небольшие обязанности, трудовые поручения.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы организовать участие детей в труде взрослых в процессе наблюдений и экскурсий. Это можно осуществить почти всегда, нужно только уметь найти формы и способы включения детей в посильный для них труд.
В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» педагог знакомит малышей с тем, что делает няня. Она чисто моет посуду, окна, пол, наводит порядок в группе, стирает кукольное белье. Организуя наблюдения хозяйственно-бытового труда няни, воспитатель использует ситуации, позволяющие малышам принять элементарное участие в делах взрослого: убрать в буфет ложки, подать тряпочку, принести мыло, повесить на низко висящую веревку выстиранное няней кукольное белье. Детям двух — четырех лет выполнение таких поручений в ходе наблюдения труда взрослых вполне доступно и вместе с тем ценно, так как готовит к трудовой деятельности.
Дети наблюдают осенью за уборкой участка. Они видят, как дворник подметает дорожки, сгребает листья и на тачке увозит на хозяйственный двор. Воспитатель отмечает полезность этого труда для окружающих. Дети изъявляют желание принять участие в уборке участка. Им дают маленькие корзинки, они собирают в них листья и относят в указанное место. Каждому хочется положить в свою корзину листьев побольше, чтобы скорее и лучше убрать участок.
— Я много соберу листьев,— говорит Максим.— Дяде Сереже останется время и на другие дела.
Наблюдение за трудом дворника и посильное в нем участие определяют поведение детей: они стараются соблюдать порядок в группе и на участке, не сорят.
Во время экскурсии на колхозный огород дети знакомятся с трудом взрослых по выращиванию овощей. В весеннее теплое время старшие дошкольники могут засеять вручную небольшой участок земли. Обычно, по договоренности с бригадиром, взрослый рабочий подготавливает участок, делает борозды в земле. Дети идут следом и опускают в них семена свеклы, огурцов или дыни, присыпая землей. Как правило, они выполняют эту работу добросовестно, старательно — ведь им доверили настоящее важное дело.
Нужно после этого организовать наблюдение дальнейшего труда огородников, показать уход за растениями, их выращивание. При наблюдении за прополкой огородных культур, например, ребята и сами охотно примут участие в этом. Колхозники-овощеводы покажут им, как отличить культурные растения от сорняка, как его удалять.
В процессе работы на участке детского сада дети используют этот опыт; они будут пропалывать грядку со свеклой или репой, редисом, луком особенно тщательно, будут стараться удалить сорняки с корнем.
Впечатляющим является труд по уборке зерновых. Дети могут наблюдать в поле труд комбайнеров, увидят обильный урожай. Воспитатель расскажет о том, как колхозники стремятся убрать зерно без потерь. Ребята могут пройти по скошенному хлебному полю, подобрать колоски, передать их колхозникам.
Воспитатель, положив колоски на ладонь, может прочитать стихотворение «Колосок» Е. Трутневой:
Золотое поле, спелый колосок, 
Не роняй ты зерна на сухой песок, 
Беспокойным ветрам не давай зерна,
Каждая пригоршня Родине нужна.
Жесткая щетина, пяток не коли, 
Что осталось в поле, подберем с земли.
Каждый спелый колос, каждое зерно,
Чтоб душистым хлебом стало и оно.
Это стихотворение затронет чувства детей. Они выразят желание собрать оставшиеся колоски. Так дети станут непосредственными участниками сбора урожая. Участие в работе, общение с комбайнером помогут углубить понятие о труде хлеборобов, вызвать бережное отношение к хлебу.
В «Программе воспитания в детском саду» предусмотрено ознакомление старших дошкольников с трудом животноводов. Даже при условии максимальной автоматизации и механизации на животноводческих фермах всегда можно найти посильное дело для детей: предложить покормить в телятнике телят, поднести и дать им сено, зеленую массу. Старшие дошкольники не боятся это делать, поскольку у многих дома есть животные, за которыми они ухаживают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный труд ребенка со взрослым в организации дежурства по столовой (презентация опыта)

Дежурство по столовой –это одна из форм организации детского труда.  В прошлом году,  во второй младшей группе, эта работа была организована на уровне поручений, то в этом году, в средней гр...

Консультация для родителей "Совместный труд ребенка и взрослого"

Консультация для родителей«Совместный труд ребенка и взрослого»Нам взрослым, родителям и педагогам, конечно, хочется, чтобы наши дети стали настоящими людьми, любили труд, были счастливы.И...

Беседа с родителями на тему: «Совместный труд ребенка и взрослого»

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его ...

Консультация для родителей «Совместный труд ребенка и взрослого»

Нам взрослым, родителям и педагогам, конечно, хочется, чтобы наши дети стали настоящими людьми, любили труд, были счастливы.Известный педагог нашего времени В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагора...

Консультация Труд ребенка и взрослого

Консультация Труд ребенка и взрослого...