Семинар для воспитателей «Создание условий для развития творческих способностей ребенка в детском саду»
консультация

Шевченко Ирина Сергеевна

Семинар для воспитателей«Создание условий для развития творческих способностей ребенка в детском саду.»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 50 города Ставрополя

Семинар для воспитателей

«Создание условий для развития творческих способностей ребенка в детском саду.»

                           Составил:

 Воспитатель: Шевченко И.С.

Ставрополь 2019 г

Именно творческая деятельность человека

делает его существом, обращенным к будущему,

созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Л. С. Выготский

В современном мире, в условиях усиливающейся глобализации всех сфер социальной действительности и решаемых в них проблем, имеется острая потребность в развитии, становлении и формировании человека с творческим, продуктивным мышлением, способного осуществлять инновационные процессы и участвовать в них.

На сегодняшний день творчество достаточно высоко ценится, а специальности, связанные с ним, становятся все более востребованными.

Таким образом формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

(Слайд 3)В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначена такая задача, как развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка в качестве субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.

Наука дает понятию «творчество» множество сложных и запутанных определений.

(Слайд 4)Но существует одна очень простая трактовка этого термина: творчество – это активная форма самовыражения. Причем самовыражение может осуществляться через что угодно: слово или движение, рисунок или скульптуру, стихотворение или мелодию. Даже к бухгалтерскому учету и химическим исследованиям – таким вроде бы нетворческим занятиям – можно применять творческие способности, чтобы успешно осуществить задуманное и прийти к позитивному результату.

(Слайд 5)Творческие способности дошкольника – это индивидуальные качества, определяющие успешность выполнения какой-либо творческой деятельности. Творческие способности можно назвать сплавом многих качеств дошкольника, среди которых:

(Слайд 6)Творческие способности, как и интеллектуальные, относятся к группе познавательных способностей. Только основная нагрузка ложится на разные психические процессы. В интеллектуальном познании ведущую роль играет мышление, а в творческом – воображение. Поэтому творческие способности дошкольников начинают развиваться позднее – в старшемдошкольном возрасте.

Примерять кольца пирамидки, чтобы сложить по размеру, ребенок может уже в двухлетнем возрасте. Это свидетельствует о его интеллектуальном развитии. А вот увидеть новый образ в той же пирамидке, назвав ее «девочкой», «горкой» и пр., дошкольник сможет, когда получит многочисленные представления о мире, осмыслит аналогии и активизирует воображение.

Творческие способности детей дошкольного возраста – это оригинальный подход в осмыслении окружающего, склонность находить нестандартные способы и средства решения задач и стремление получать оригинальные результаты.

Свой творческий потенциал дети могут реализовать в любом виде деятельности. Рисуя или сооружая конструкцию, выполняя действия с игрушками или увлекаясь сюжетно-ролевой игрой, дошкольники ориентируются на свой замысел.

(Слайд 7)1.замечать то, чего не видят другие (например, сначала видеть целое, а уж потом фиксировать детали);

2.стремление познавать;

3.применять навыки, приобретенные во время решения одной проблемы, к решению абсолютно другой;

4.самостоятельно создавать альтернативное решение поставленной задачи.

5.способность видеть проблему там, где ее не видят другие

Основой всех перечисленных качеств являются такие психические процессы, как воображение и креативное мышление, развитие которых приводит к совершенствованию творческих способностей у дошкольников.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующихполноценному, всестороннему развитию, развитию творческого потенциала каждого ребенка.

(Слайд 8)

1.Важным условием развития творческих способностей ребенка является создание РППС, опережающей развитие детей. Необходимо , насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем то, что в соответствующий момент способно в нем более эффективно развиваться.

    Как создать развивающую среду. Когда мы хотим научить ребенка читать, мы покупаем кубики с буквами. Чтобы ребенок рисовал, ему нужно место и условия, где он6 сможет делать это свободно, не испортив вещи. Дать ему возможность работать с различными материалами – пластилин, краски, карандаши.

2. Применяемые методы и .приемы, стимулирующие развитие воображения, одного из важных критериев творчества.

3. Опыт ребенка необходимо расширять, если мы хотим создать достаточно прочные основы для творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, тем больше, чем больше он знает и усвоил, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения.

4. Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большей  свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности деятельности, в выборе способов. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подьем послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

5. Предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей.

      Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка – распространенный среди родителей способ помощи детям, но она только вредит делу! Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

6. Давно известно, что для творчества необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – теплая дружеская атмосфера в семье и детском коллективе.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, могу сказать, что это возраст  благоприятен для развития творчества. Именно в этом возрасте закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию новогорисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельная позиция, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Одним из важных условий развития творческих способностей является организация целенаправленной свободной деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении и семье.  Непременным условие организованной взрослым творческой деятельности должна быть атмосфера творчества: т.е., стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает!

Какие же методы и приемы использует педагог, чтобы «разбудить» творческий потенциал воспитанника. Заставить  активно работать такие психические процессы, как  восприятие, воображение, специальные умения руки.

(Слайд 9)Восприятие  - Наблюдение

                  - экскурсии

                  - рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, предметов,

                  - создание и рассматривание альбомов разных видов изображения того или иного предмета, явления,

                  - индивидуальная беседа;

                  - вопросы;

                  - дидактические игры на формирование пространственных отношений, восприятия  цвета и цветовых оттенков;

                  - рассматривание и анализ детских работ;

- тематические выставки рисунков;

- художественное слово, загадки;

 - пластические и психологические этюды;

- коммуникативные игры;

- слушание аудио записей, музыки и др.

(Слайд10) Воображение -  сюжетно-ролевая игра

                  -  игры и игровые упражнения («на что похоже?, «Дорисуй картинку», «Нарисуй сказку»,  «Рисуем музыку», «Несуществующее животное», «Добрый или злой» и т.п.;

                  - рисование по замыслу;

                  - коллективное рисование…

(Слайд 11)Специальные умения руки

                  - пальчиковая гимнастика;

                  - упражнения на развитие мелкой моторики;

                 - игры с мелкими игрушками, мозаики;

                - лепка из пластилина;

                - работа с ножницами;

- использование нетрадиционных материалов и способов рисования (пластилином, крупой, колоском..

Весьма эффективным условием развития детского творчества является организация творческих занятий, с  широким включением  в педагогический процесс игры, игровых - ситуаций, игровых приемов. Поэтому, чем больше педагог опирается на игровые образы и ситуации, тем более личностно значимыми для детей становятся занятия рисованием, лепкой, аппликацией.

Поддерживать внимание на таких занятиях можно включение игровых приемов, сказочных эпизодов стихов, песен, предложений придумать что - то необычное, новое, свое, загадочное.

Одним из важнейших условий создания атмосферы, побуждающей к творчеству являются «эмоциональные поглаживания», к которым относятся обращения к ребенку только по имени, сохранение педагогом ровной, доброжелательной интонации, ласкового тона на протяжении всего занятия, обязательно успокаивающими или ободряющие прикосновения к ребенку, максимально положительное подкрепление его действий (похвала, одобрение) и т.п.

Часто в группе оказываются дети, которые внешне несколько пассивно реагируют на происходящее, из-за чего многие педагоги склонны говорить об их невысокой креативности. Это преждевременный вывод, просто принятие идеи или задания этими детьми происходит по- другому. При работе с ними педагогу следует:

  • 1. быть готовым к тому, что они достаточно медленно переключаются с одного вида деятельности на другой - если с ними сначала побеседовали, а затем предложили что-то нарисовать (как это обычно делается на занятиях) им потребуется определенное время для того, чтобы перестроиться на выполнение нового задания
  • 2. не ждать от них быстрого включения в работу, выдерживать после вопроса не менее 5-ти секундной паузы, уметь переформулировать задания, даже сократить его при необходимости
  • 3. показывать и доказывать свою заинтересованность, готовность помочь, стремиться достичь вместе с ребенком хотя бы небольшого позитивного результата, который в дальнейшем послужит основой для индивидуальной или совместной творческой деятельности.

Но, говоря о внешних условиях, способствующих созданию креативной атмосфере занятия, нельзя забывать о его содержании: это главное, что побуждает ребенка к творчеству. Это может быть необычный поворот сюжета, совместное эмоциональное переживание и т.д.

Так, на одном из занятий можно включить в русскую сказку «Колобок» персонажи других сказок Шапокляк, Чебурашку, Крокодила Гену, и старая сказка стала совсем иной, современной, узнаваемой детьми: и с хорошим концом». (Что они очень высоко оценивают). А какой эмоциональный подъем вызвало это обсуждение!

На другом занятии можно поэкспериментировать с красками: каждый ребенок оставляет на половине большого листа ватмана запятую, крючок, волну и облачко… Задание сразу покажется детям необычным и интересным, более того, было и продолжение. Лист согнули, рисунки перемешались, распределись по всему листу - получилось разноцветное абстрактное полотно: вместе с детьми можно поискать и найти на этом полотне очертания фигурок животных, части растений, разнообразные предметы. И как «домашнее задание», но только по желанию самих детей и можно предложить придумать историю о том, как это растение или предмет попали на лист ватмана. Истории были самыми разнообразными - от констатации того, что это «Маша птичку нарисовала», до заверения, что все зверушки специально спрятались в коробке с красками, а потом «выпрыгнули» на листок.

Еще одним видом коллективной творческой работы, понравившейся дошкольникам, стало занятие «Рисуем вместе». Дети парами трудятся над одним рисунком, соблюдая три правила: рисовать по очереди, не больше двух предметов за один раз и без слов. А потом каждый рассказывает, что он задумал и как изменялась его задумка в зависимости от действий партнера, как трудно бывает сдержать эмоции.

Креативную атмосферу создают и различные приемы творческого рассказывания

  • 1. «Расскажи сказку «Репка» от лица …. самой «Репки» или от лица Жучки, которая сначала просто наблюдала, а потом сама активно включилась в общее дело.
  • 2. «Я начну, а ты закончи. Какие только варианты не придумывали дети! Так, прозвучало привычное начало сказки «Мальчик гулял в лесу. Вот он вышел на поляну и увидел…» «Трамвай!» - сразу же «отпасовал один из слушающих» тут уж творческое воображение понадобилось самому педагогу.

Побуждают к творческому осмысливанию мира маленькие сказки на неожиданные темы. В один дождливый день была придумана и рассказана сказка о феях, которые занимаются… стиркой облаков. Если феи старательные, тогда день светлый, облака белые, пушистые. Но если фея ленится, облака становятся грязно-серыми и проливаются дождем.

Подобных примеров творческого обращения с детьми достаточно много, но главное в том, чтобы и формы, и содержание таких занятий были разнообразными, чтобы у дошкольников не возникало ощущения обычности, рутинности, настраивающих на репродуктивности идей и мыслей. Между тем именно необычность и новизна создают определенный эмоциональный фон, поддерживание у детей состояние творческого переживания, подъема, осмысливание окружающего мира. «Обучить творческому акту нельзя - отмечал Л.С. Выготский,- но это вовсе не означает, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению».

Таким образом, уточним некоторые рекомендации для педагогов, работающих в области креативной педагогики с детками с особыми потребностями.

  • 1. Будьте терпеливы, не ждите от детей быстрых результатов - они обязательно будут, просто не торопите события
  • 2. Не забывайте о доброжелательности, не спешите давать оценку детским работам, даже просто располагая их рисунки по «рейтингу», - это иногда становится для детей источником неуверенности в себе и своих возможностях.
  • 3. Не бойтесь движения и шума на занятиях: творческий эмоциональный запал ищет выхода, вы сумели спровоцировать эту энергию - так лучше попрыгайте вместе с детьми!
  • 4. Попробуйте сами поиграть в креативную педагогику, убедитесь, что это поле открыто каждому: как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.

«Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Этот мир должен окружать ребенка…»

В. Сухомлинский