культурно-досуговая деятельность как условие развития музыкально- творческих способностей воспитанников в детском саду комбинированного вида
статья

Сохина Оксана Валерьевна

 Учитывая индивидуальные особенности и способности каждого воспитанника, необходимо создание оптимальных условий для реализации творческого потенциала каждого ребенка не только в процессе образовательной деятельности, но и в свободное время, то есть в культурно - досуговой  деятельности.
Потенциал культурно - досуговой  деятельности огромен.
С позиции современных исследований ( А.Н Антонова, Н. И. Бочарова ,Г.Г. Волощенко,А. В. Даринский, Е.И. Добринская,А. Д. Жарков,Т. С. Комарова ,О. Г. Тихонова  и др.),досуг- важнейшее средство социализации и индивидуализации личности ,показатель общего уровня культуры. Досуг позволяет человеку, по собственному усмотрению, использовать свободное время для обогащения себя, развития способностей и склонностей.
Жизнь ребенка - дошкольника должна протекать  в мире искусства, предоставленного во всем его разнообразии и богатстве, так как именно в дошкольном детстве закладываются основы эстетического сознания художественной культуры. Формируется потребность в культурно - досуговой деятельности, необходимость насыщать жизнь ребенка искусством. Вводить его в мир музыки, сказки, театра, танца. Главным  на мой взгляд ,является, необходимость возрождения лучших культурных традиций российского народа.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_inesportala.docx16.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Культурно – досуговая  деятельность как условие развития музыкально - творческих способностей воспитанников в детском саду  комбинированного вида

 Каждый ребенок - особенный ,уникальный и это неоспоримо. И все же есть дети, о которых говорят « особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того ,чтобы обозначить отличающие его потребности.
В настоящее время назрела острая необходимость в понимании специфики развития таких ребят, уважении и признании их прав на дошкольное образование ,желание и готовность включить их в детское сообщество.
При поступлении в дошкольное учреждение дети  с общим недоразвитием речи, с особенностями в поведении демонстрируют стереотипную игру, у них не развито воображение, имеются нарушения речи и эмоционально - волевой сферы.
Учитывая индивидуальные особенности и способности каждого воспитанника, необходимо создание оптимальных условий для реализации творческого потенциала каждого ребенка не только в процессе образовательной деятельности, но и в свободное время, то есть в культурно - досуговой  деятельности.
Потенциал культурно - досуговой  деятельности огромен.
С позиции современных исследований ( А.Н Антонова, Н. И. Бочарова ,Г.Г. Волощенко,А. В. Даринский, Е.И. Добринская,А. Д. Жарков,Т. С. Комарова ,О. Г. Тихонова  и др.),досуг- важнейшее средство социализации и индивидуализации личности ,показатель общего уровня культуры. Досуг позволяет человеку, по собственному усмотрению, использовать свободное время для обогащения себя, развития способностей и склонностей.
Жизнь ребенка - дошкольника должна протекать  в мире искусства, предоставленного во всем его разнообразии и богатстве, так как именно в дошкольном детстве закладываются основы эстетического сознания художественной культуры. Формируется потребность в культурно - досуговой деятельности, необходимость насыщать жизнь ребенка искусством. Вводить его в мир музыки, сказки, театра, танца. Главным  на мой взгляд ,является, необходимость возрождения лучших культурных традиций российского народа.
Важным ресурсом оптимизации процесса адаптации детей дошкольного возраста к новым жизненным требованиям и культурным ценностям в процессе воспитания и образования в условиях современного ДОУ, является воспитание культуры ребенка средствами культурно- досуговой деятельности, которая бы являлась стимулом развития таких основных образующих свойств личности, как воображение и основанное на нем творчество, произвольность, потребность активно действовать. Все это достигается за счет огромного потенциала культурно- досуговой деятельности, синтеза содержания занятий и свободного времени, семейного времяпрепровождения.
В исследованиях последних лет ( М.Б. Зацепина,Б. А. Титов и др.) показана особая роль культурно- досуговой деятельности в период дошкольного детства. Разработана и апробирована педагогическая технология развития творческого потенциала старших дошкольников в досуговой деятельности в дошкольном учреждении, обеспечивающая ребенку возможность освоения позиции субъекта в этом виде деятельности.
Досуг- следует рассматривать  как своеобразный вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Организация детского досуга в образовательном учреждении, в свете идущих реформ в системе образовании, требует создания и использование инновационных подходов в решении данной проблемы.
Приоритетом в своей работе мы избрали музыкально- литературные композиции и театрализованные постановки, что позволяет   повышать интерес к использованию театральной деятельности  в детских дошкольных учреждениях. Повышение интереса было неслучайным, так как в настоящее время уделяется не достаточно внимания формированию художественно – эстетической культуры детей дошкольного возраста.
Организация культурно- досуговой деятельности дошкольников, развитие музыкально- творческих способностей, приобретение детьми устойчивых знаний в области музыкально- театрального образования, формирование художественно эстетической культуры, становится ключевой целью музыкального развития дошкольников.
Данная цель конкретизуется следующими задачами:
-развите музыкально- творческих способностей дошкольников в пространстве культурно- досуговой деятельности;
-Развитие музыкальных и театрализованных навыков;
-формирование умений выражать свои впечатления словом, мимикой, жестом;
-развитие речи, памяти, четкой дикции, правильного дыхания, тонкой моторики с помощью речевых игр и пальчиковой гимнастики;
-расширение представлений детей и родителей  в области музыкально- театрального образования;
Работа  строится в следующих направлениях;
-слуховые представления;
- речевые игры;
- образно- пластические движения;
-развитие мелкой моторики;
-развитие творческой самостоятельности;
- музыкально- театральное образование;
Образовательный процесс включает в себя использование разнообразных методов:
-репродуктивный(восроизводящий);
- иллюстративный (использование наглядного материала);
-проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
-эвристический(проблема формируется детьми ,ими и предлагается способы ее решения);
Все методы обучения реализуются различными средствами:
-предметными – для полноты восприятия учебная работа проводится с использованием наглядных пособий и технических средств;
- практическими – тренинг, проблемная ситуация, игра, творческое задание, этюдная работа;
-интеллектуальными – анализ, синтез, обобщение, рефлексия.
Формы подведение итогов становятся:
-диагностирование;
-игры;
- открытые занятия;
-концерты, фестивали, конкурсы;
-театральные постановки, музыкально- литературные композиции.
Сказки и литературные композиции ,которые используются в работе, способствуют не только эстетическому воспитанию, но и служат для детей первым уроком нравственности и морали, содействуют развитию и коррекции всех психических процессов. Заучивание роли позитивно влияет на развитие памяти, расширению словарного запаса, на выразительность речи. Исполняя танцы в спектакле, дети учатся определять местоположение на сцене, у них развивается ориентировка  пространстве, двигательная активность.
Выступая в какой – либо роли, детям приходится концентрироваться, преодолевать страх перед публикой, у них начинает вырабатываться самооценка, формируются коммуникативные навыки. В результате дети начинают познавать мир не только умом, но и сердцем, потому что познают радость, связанную с победой над самим собой.
На основании выше сказанного ,можно сделать вывод, что кружковая форма организации музыкально-досуговой деятельности позволяет не только учитывать индивидуальные особенности, потребности и возможности каждого, ребенка имеющим проблемы в развитии, желание родителей, но и является одним из способов развития музыкально- творческих способностей дошкольников, формирования их музыкальной культуры, а также позволяет объединить обычных детей , и детей  ,имеющих ограниченные возможности здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНАЛИЗ УСЛОВИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МАЛЫШЕВСКОГО ДЕТСКОГО САДА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 48 «ЧАЙКА» ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье раскрыт анализ условий МКДОУ Малышевского детского сада комбинированного вида №48 "Чайка" по выполнениюфедеральных государственных требований к условиям реализаии основной общеобразова...

Проектная деятельность как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников.

Сегодня актуальность приобретает развитие творческих способностей ребенка, ведь  в  эти  годы  закладывается основа, на которую позже  будут накладываться   знания...

Культурно-досуговая деятельность как условие развития музыкально - творческих способностей воспитанников в детском саду комбинированного вида.

Опыт создания оптимальных условий для реализации творческого потенциала детей с "особыми потребностями"   в культурно- досуговой  деятельности. Задачи, направления работы, методы и формы под...

План самообразования на период 2019-2024г.г. по теме: «Развитие музыкально-творческих способностей воспитанников через интеграцию образовательных областей с использованием современных образовательных технологий»

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музы...

Опыт работы музыкального руководителя на тему: Культурно-досуговая деятельность как средство формирования музыкально-творческих способностей и нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Опыт работы музыкального руководителя на тему: Культурно-досуговая деятельность как средство формирования музыкально-творческих способностей и нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраст...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО – ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКА

данный маршрут поможет музыкальному руководителю с индивидульной работой воспитанника...