Культурно-досуговая деятельность как условие развития музыкально - творческих способностей воспитанников в детском саду комбинированного вида.
статья по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Сохина Оксана Валерьевна

Опыт создания оптимальных условий для реализации творческого потенциала детей с "особыми потребностями"   в культурно- досуговой  деятельности. Задачи, направления работы, методы и формы подведения итогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx17.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Культурно-досуговая  деятельность как условие развития музыкально - творческих способностей  воспитанников в детском саду комбинированного вида.

   Каждый ребенок – особенный , уникальный и это неоспоримо. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того ,чтобы  обозначить отличающие его  особые потребности. В настоящее время назрела острая необходимость в понимании специфики развития таких ребят, уважении и признании  их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.
    При поступлении в дошкольное учреждение дети с общим недоразвитием речи ,с  особенностями в поведении демонстрируют стереотипную игру, у них не развито воображение, имеются нарушения речи и эмоционально – волевой сферы.
     Учитывая индивидуальные способности и способности каждого воспитанника, необходимо создание оптимальных условий для реализации творческого потенциала каждого ребенка  не только  в процессе образовательной  деятельности, но и в свободное время, то есть в культурно- досуговой  деятельности. Потенциал культурно - досуговой  деятельности огромен.
       С позиции  современных  исследований (А. Н.  Антонова,Н. И .Бочарова, Г. Г. Волощенко,А. В. Даринского,Е. И Добринская,А. Д. Жарков,Т. С Комарова,Б. А. Титов,О. Г. Тихонова и др.),досуг-
важнейшее средство социализации личности, показатель уровня культуры. Досуг позволяет человеку, по собственному усмотрению, использовать свободное время для обогащения себя ,развития  способностей и склонностей.
    Жизнь ребенка – дошкольника должна протекать в мире искусства, представленного во всем разнообразии и богатстве, так как именно в дошкольном детстве закладываются основы эстетического сознания художественной культуры, формируется  потребность в культурно-досуговой  деятельности. Необходимо насыщать жизнь ребенка искусством, вводить его в мир музыки, сказки ,театра ,танца. Главным ,является необходимость возрождения  лучших  культурных традиций российского народа: использование свободного времени  и социально значимых целях, в новом подходе  к решению данной проблемы в дошкольных образовательных учреждениях, а так же, в интеграции всех видов детского творчества в самостоятельной деятельности детей.
      Важным ресурсом оптимизации процесса адаптации детей дошкольного  возраста к новым требованиям и культурным ценностям в процессе воспитания и образования в условиях  современного ДОУ, является воспитание культуры ребенка  средствами  культурно - досуговой деятельности, которая  бы являлась стимулом  развития таких основных образующих свойств личности, как воображение и  основанное на нем творчество, произвольность, потребность активно действовать. Все это достигается за счет огромного потенциала  культурно –досуговой деятельности, синтеза содержания занятий и свободного времени, семейного времяпрепровождения.
      В исследованиях последних лет (М. Б. Зацепина, Б. А. Титов и  др.) показана особая роль культурно - досуговой  деятельности в период дошкольного детства. Разработана и апробирована педагогическая технология развития творческого потенциала старших дошкольников в досуговой деятельности в дошкольном учреждении, обеспечивающая ребенку возможность освоения  позиции субъекта в этом виде деятельности (М. В. Крулехт, М. В. Созинова).
   Анализ исследований (Н. А. Ветлугина,М. Б. Зацепина,Н. А. Метлов,Л. И. Михайлова,Ф. М. Орлова и др.) позволяет рассматривать  досуг как своеобразный вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми  для игры, развлечения, отдыха, свободного  времяпровождения дошкольников. В качестве характеристики досуга  выделяется возможность ребенка самостоятельно выбрать предпочитаемый вид деятельности, максимально отвечающий индивидуальным  и половозрастным интересам дошкольников. При этом организация детского досуга в образовательном учреждении ,в свете идущих реформ в системе образовании, требует создания и использование инновационных подходов в решении данной проблемы.
   И в тоже время в практике дошкольных образовательных учреждений существует эффективный опыт организации культурно - досуговой  деятельности с целью развития музыкально- творческих способностей детей 4- 7 лет  с проблемами здоровья.
Приоритетом в своей работе я избрала музыкально - литературные композиции и театрализованные постановки, что позволяет повышать  интерес  к использованию  театральной  деятельности в детских дошкольных учреждениях. Повышение интереса было не случайным, так как  в настоящее время уделяется не достаточно внимания формированию художественно - эстетической культуры детей дошкольного возраста.
     Основным подходом  становится метаметодический подход.  Метаметодика - это диалог предметных дисциплин (методик),направленных на продуктивное использование интеграции. В музыкальной педагогике метаметодический подход отразился взаимосвязи музыки, литературы и живописи (впервые метаметодический подход применил Д. Кабалевский).
  Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников,  развитие музыкально- творческих способностей, приобретение детьми устойчивых знаний в области  музыкально- театрального образования, формирование  художественно эстетической культуры, становится ключевой целью музыкального развития дошкольников.
Данная цель конкретизируется следующими задачами:
- развитие музыкально - творческих способностей дошкольников в пространстве культурно- досуговой  деятельности;
- развитие музыкальных и театрализованных навыков;
-формирование умений выражать свои впечатления словом, мимикой, жестом;
- развитие речи, памяти, четкой  дикции, правильного дыхания, тонкой моторики с помощью речевых игр и пальчиковой гимнастики;
-расширение представлений детей и родителей в области музыкально- театрального образования;
Работа строится в следующих направлениях:
-слуховые представления;
-речевые игры;
-образно-пластические движения;
-развитие мелкой моторики;
-развитие творческой самостоятельности;
-музыкально- театральное образование;
 Образовательный процесс включает в себя использование разнообразных методов:
-репродуктивный (воспроизводящий);
-иллюстративный(демонстрация наглядного материала);
-проблемный(ставится проблема и вместе с детьми ищутся пути ее решения);
-эвристический (это когда проблема формируется самими детьми и ими предлагается способы ее решения).
Все методы реализуются различными средствами:
- предметными (используются наглядные пособия, технические средства);
- практическими (тренинг, проблемная ситуация, игра, творческое задание, этюдная работа);
- интеллектуальными - анализ ,синтез, обобщение, рефлексия.
Формы подведения итогов становятся:
- диагностирование (слуховые представления, речевые игры).
- игры;
-открытые занятия;
-концерты, фестивали, конкурсы;
- театральные постановки, музыкально- литературные композиции.
Сказки и литературные композиции, которые используются в работе, способствуют не только эстетическому воспитанию, но и служат для детей первым уроком нравственности и морали, содействуют развитию и коррекции всех психических процессов. Заучивание роли позитивно влияет на развитие памяти, расширению словарного запаса, автоматизацию звукопроизношения, на выразительность речи.
Исполняя танцы в спектакле, дети учатся определять местоположение на сцене, у них развивается ориентировка в пространстве, двигательная активность. Выступая, детям приходится концентрироваться, преодолевать страх перед публикой, у них начинает вырабатываться  положительная самооценка. В результате дети начинают познавать мир не только умом, но и сердцем, потому что познают радость, связанную с победой над самим собой, с приобретением веры  в свои силы.
    На основании выше сказанного можно сделать вывод, что кружковая форма организации музыкально - досуговой деятельности позволяет не только учитывать индивидуальные особенности, потребности и возможности каждого ребенка имеющим проблемы  в развитии, желание родителей ,но и является одним из способов развития музыкально- творческих способностей дошкольников, формирования их музыкальной культуры, а так же  позволяет объединить обычных детей , и, детей имеющих ограниченные возможности здоровья.
                                                         

                                                     Литература
1. Ветлугина Н. А. «Художественное творчество и ребенок»,- М., «Педагогика», 1972
2. Горшкова Е. В. « О говорящих движениях и чудесных превращениях»,- М., «Дрофа»,2007
3.Савина Л. П. « Пальчиковая гимнастика для развития речи»,-М., «АСТ» ,1999
4.Фольклор- музыка – театр/под ред. С. И. Мерзляковой,- М., «ВЛАДОС»,1999
5. Чурилова Э. Г. « Методика и организация театрализованной деятельности»,- М., ВЛАДОС»,2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

АНАЛИЗ УСЛОВИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МАЛЫШЕВСКОГО ДЕТСКОГО САДА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 48 «ЧАЙКА» ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье раскрыт анализ условий МКДОУ Малышевского детского сада комбинированного вида №48 "Чайка" по выполнениюфедеральных государственных требований к условиям реализаии основной общеобразова...

Комплексное занятие как один из способов интеграции и социализации детей с ОВЗ в условиях детского сада комбинированного вида.

Комплексное занятие как один из способов интеграции и социализации детей с ОВЗ в условиях детского сада комбинированного вида....

культурно-досуговая деятельность как условие развития музыкально- творческих способностей воспитанников в детском саду комбинированного вида

Учитывая индивидуальные особенности и способности каждого воспитанника, необходимо создание оптимальных условий для реализации творческого потенциала каждого ребенка не только в процессе образов...

Инклюзивная система обучения детей с РАС в условиях детского сада комбинированного вида

Cтатья посвящена инклюзивному обучению детей с РАС с системе дошкольного образования. Основываясь на законодательную систему РФ об образовании,  в России ведется долгосрочная реализация программы...

Использование инновационных приемов и методов логопедической работы в условиях детского сада комбинированного вида.

Практика подтверждает, что использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы, активизировать динамику развит...

Использование инновационных приемов и методов логопедической работы в условиях детского сада комбинированного вида.

В настоящее время в своей работе каждый учитель-логопед использует инновационные технологии с детьми с ОВЗ. Потому что владеть инновационными технологиями это очень важно в современной педагогике...