Фольклорная игра как условие развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста
консультация на тему

Перепелицына Елена Юрьевна

Игровой фольклор играет ведущее место в детском твочестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx34.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Фольклорная игра как условие развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста

Важным средством освоения культуры своего народа является фольклорная (русская народная) игра. Она — уникальный феномен общечеловеческой культуры. Фольклорные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей. Их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. А эти человеческие качества актуальны всегда. Детям нужно дать почувствовать радость от прикосновения к прекрасному, а именно — к богатейшему наследию русской национальной культуры; помочь ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народных игр. Фольклорные игры у детей вызывают живой, неподдельный интерес, способствуют физическому развитию, обогащению словаря детей, развитию их духовно-нравственного потенциала. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств, для формирования человека — Гражданина, Патриота своей Родины. Практически нет такого существенного положительного качества личности, развить которое нельзя было бы с помощью народной игры (стоит только рассмотреть ее с позиций важнейших педагогических задач). Народные игры являются важнейшей своеобразной школой жизни.

Моя педагогическая деятельность доказывает, что эффективность развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста может быть значительно повышена при условии применения метода фольклорной игры. Для реализации данного метода в нашем дошкольном учреждении ведется создание и совершенствование фольклорной среды (оформление фольклорного уголка, создание иллюстративного материала о народной жизни, использование предметов народного быта, самостоятельное изготовление народных костюмов).

Также необходимо отметить, что необходимо активное сотворчество педагога и ребенка. При этом практическое освоение музыкального материала происходит путем его проживания через определенный сюжет народной жизни. Для этого необходимо создание в дошкольном учреждении традиций проведения народных праздников, в ходе которых каждый ребенок имеет возможность проявить свои индивидуальные музыкально-творческие способности.

Навыки пения, движений, игре на музыкальных инструментах прививаю детям постепенно, по известному принципу – от простого к сложному. Основой репертуара должны быть произведения детского музыкального фольклора, так как они хорошо знакомы детям. Жанры фольклора для детей разнообразны. Прибаутки воспитывают в детях музыкальные и творческие навыки, необходимые для становления речи, тренировки памяти. Поём частушки-небылицы, которые развивают у детей чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Например, «Ехал грека через реку» и другие.

Дети очень любят игровые и плясовые песни – образно яркие, напевные, поэтичные, поэтому элементы игры и пляски вношу в песни очень часто. Например, «Дарья», «А у нас ноне белый день», «Калина», «А я по лугу» и др.

Хоровод – это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. В сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы. Например, «Край ты мой, любимый», «Рябинушка», «Гляжу в озёра синие» и другие.

Игра на народных инструментах содействует формированию музыкального слуха, памяти, чувства ритма, развитию мелкой моторики пальцев, совершенствованию дыхания. Например, «Гусачок», «Вариации на русские мелодии».

Отмечу, что фольклорный театр – это часть народной культуры, проявляющейся в различных формах, действо которого, чаще всего, происходит в период календарных праздников. Так, дети участвуют в праздниках Святки, Масленица, Пасха, Троица, Покров.

Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр.

Дошкольники с удовольствием играют в такие игры, как «Золотые ворота», «Перстень», «Ремешок», «У медведя во бору», «Заря-зарница» и многих других. Вершиной творческих достижений является участие в постановке театрализованных преlставлений и фольклорных праздников, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества. Именно так дети применяют свои умения, навыки сольного ансамблевого и хорового народного пения, исполнения игровых действия, плясок и хороводных движений. Трудно переоценить значение и силу нравственно-эстетического воздействия на детей русских песен и плясок в исполнении воспитателей. Так, дети с небывалым восторгом приняли русскую песню «Коробейники» и «Субботея» на празднике «Зимние забавы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме : Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра

Обобщение педагогического опыта по теме: Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра...

развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста и педагогов в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов.

опыт работы по развитию творческого потенциала педагогов ДОУ, и творческих способностей дошкольников через знакомство с нетрадиционными изобразительными техниками....

"Дидактическая игра как средство развития логико-математических способностей детей дошкольного возраста "

В настоящее время важное значение придается логической составляющей математического обучения. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельно...

Мастер-класс по ниткографии «Полёт фантазии или нетрадиционные методы рисования как способ развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО»

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками, как способ развития художественно-творческих способностей в условиях реализации ФГОС. Показать ...

«Игры Воскобовича, как средство развития интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста»

Цель технологии В.В.Воскобовича - построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре. Развивающие игры Воскобович...

Музыкально-развивающие игры для голоса как средство развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Статья о том как музыкально-развивающие игры для голоса влияют на голос ребенка и его творческие способности....

Мастер – класс для педагогов: «Игры направленные на развитие социально-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

Вашему вниманию представлена серия игр направленых на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, формирование навыков колл...