Статья "Учебное исследование в детском саду"
статья

Учебное исследование в детском саду. Вопрсы теории м методики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnoe_issledovanie_v_detskom_sadu_statya.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики.

Дети дошкольного возраста уже по своей природе исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе, особенно это характерно для одаренных детей. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину, распространяются на все сферы действительности.

Может ли образовательная деятельность быть другой. Положительный ответ на этот вопрос давно найден в детской психологии и теории обучения. Решение это выглядит удивительно просто – обучение не должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской работы. Организовывать его надо по законам проведения научных изысканий, строится оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не продуктивное, а творческое, деятельность, тогда в ней есть все, что способно увлечь, заинтересовать пробудить жажду познаний.

В современной зарубежной педагогике выделяются три уровня реализации «исследовательского обучения»:

1.Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, саморешение предстоит самостоятельно найти ребенку;

2.Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);

3.Высший уровень- постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляется детьми самостоятельно.

Дети старшего дошкольного возраста могут работать на любом из этих уровней. Большие возможности в этом плане имеют практически все виды (предметы) традиционной непосредственно образовательной деятельности  в детском саду.

Методика, разработанная американским педагогом Сандрой Кейплан (дети 5-9 лет) построена на игровой основе и предлагает использование несложного специального оборудования: «исследовательского фартука и карточек». Эти несложные приспособления позволяют руководить исследовательской работой ребенка. Каждый ее этап отражен в надписях, помещенных на кармашках фартука. Их всего четыре:

1. Первый  - выбор темы. Ребенок самостоятельно выбирает тему и записывает ее, либо заранее подготовленную карточку с картинкой, кладет ее в кармашек с надписью «темы», тогда задача станет проще. Так тему «растения» можно сузить до темы «Плодовые деревья».

2. Второй этап – постановка вопросов. Оставшиеся кармашки посвящены вопросам. Написанные на каждом кармашке слова являются ключевыми словами задаваемых вопросов.

Например:

Виды - Какие бывают виды плохих деревьев?

Функции – Какие функции выполняют плодовые деревья?

Свойства  - Какие свойства у плодовых деревьев?

Влияние – На что влияют плодовые деревья?

3. Третий - проведение исследования. Дети собирают информацию и записывают ее на листочек; те, кто не умеют писать, делают заметки в виде рисунков, или помещают в кармашек заранее размноженные картинки на которых содержится эта информация.

4.Четвертый – подведение итогов. Факты, собранные в каждом кармашке, анализируются путем сравнения выделяются наиболее важные. Результат работы представляется в виде устного сообщения или рисунка. Эта методика интересна и дети дают хорошие результаты. Но на взгляд наших педагогов, слишком примитивна, и они придумали иную методику проведения учебных исследований с дошкольниками.

Проведение учебных исследований в детском саду.

Основные этапы:

1.Выделение и постановка проблемы

2.Поиск и предложение возможных вариантов решений

3. Сбор материала

4.Обобщение полученных данных

5.Подготовка проекта

6.Защита проекта.

В ходе проведения проведения экспериментальной работы по созданию и доработки методики было замечено, что для многих педагогов мысль о том, что старшие дошкольники способны пройти через все эти этапы кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи рассеиваются как только начинается исследовательская работа с детьми. Отметим, что в целях упрощения можно было бы сократить какой-либо из этапов, но внимательно посмотрев можно понять, что это существенно объединяет процесс, а следовательно и педагогический результат работы. Таким образом, наша методологическая задача формулировалась так -  как сделать прохождение каждого этапа доступным для каждого старшего дошкольника.

На всех этих этапах работы мы должны ясно осознавать, что основной результат – развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, в данном случае мы имеем дело не с одним «результатом», а, по крайней мере, с двумя.

Первым можно считать то, что создает ребенок своей «головой» и руками – макет, проект, отчет.

Второй самый важный этап, назовем его педагогическим.

Для педагога главным результатом этой работы является не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребенком сообщение, технический рисунок или даже склеенный из бумаги проект. Педагогический результат, это прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый сектор психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

Описание методики проведения учебных исследований со старшими дошкольниками.

Для знакомства детей с методикой проведения учебных исследований понадобятся два-три фрагментальных занятия с группой. Это необходимо для того, чтобы каждого ребенка познакомить с «техникой» проведения исследования.

Подготовка:

Для этого понадобятся карточки с символическими изображениями «методов исследования». Размер ½ альбомного листа, на таких же по объему листах нужно заготовить картинки (темы) будущих исследований. Для этого необходимо наклеить на картон изображение животных, растений, зданий и др.

1 этап – Тренировочные занятия.

Необходимо посадить детей кружком и сказать, что сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые ученые. Для демонстрации этапов проведения исследовательской работы понадобятся два «добровольца». Они вместе с вами будут выполнять работу от первого до последнего этапа. Все остальные дети (на первом занятии) будут участвовать как зрители.

Выбранная вами пара «исследователей» определяет тему своего исследования. Для того, чтобы дети смогли это сделать, предложите им заготовленные карточки с различными изображениями – темами исследований. После короткого обсуждения, направляемого воспитателем, дети обычно останавливают свой выбор на какой-либо теме. Карточку кладем на середину (остальные можно убрать).

Например, тема «Попугай». Объясним исследователям, что их задача подготовить  сообщение, доклад, но чтобы это сделать, необходимо собрать всю допустимую информацию об попугае и обработать ее. Как это можно сделать?

Естественно, что для детей это новое сложное дело. Надо рассказать о том, что существует много способов сбора информации - методов исследования. Мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны детям. Поэтому очень важно, чтобы воспитатель подвел детей к тому, чтобы они сами их назвали. Начнем с обычных проблемных вопросов:

*Что мы должны сделать сначала?

*Как вы думаете, с чего начинают исследования ученые? (кладем карточку с этим символом)

*Где мы еще можем узнать что-то новое о попугае? (постепенно выкладываем карточки)

2 этап – сбор материала.

Теперь, когда определена последовательность работы, начинаем собирать материал. А разложенные на столе карточки есть нечто иное, как план исследования. Собранные сведения можно просто запомнить, но это трудно, поэтому лучше попытаться их зафиксировать. Сделать это технически не сложно: на маленьких, заранее заготовленных, листах бумаги сделаем заметки. Это несложные рисунки, отдельные уже знакомые буквы, или даже специальные знаки, изобретенные детьми.

Подумать:

1.Попугай живет в дикой природе, в джунглях в жарких странах.

2.Попугаи бывают большими и маленькими.

3.Яркое оперение

4.Попугаи могут говорить как люди. Способность изобретать символы и значки свидетельствуют об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступают важным средством их развития. Дети обучаются способности создавать символы для обозначения идей очень быстро и делают это обычно легко и свободно.

Спросить у другого человека

Затем надо настроить исследователей на то, чтобы расспросить у других. Вопросы можно задавать всем присутствующим, как взрослым, так и детям. Способность спрашивать и воспринимать информацию должна рассматриваться как одно из важнейших целей педагогической работы.

Узнать из книг.

Рассмотреть иллюстрацию и попросить почитать взрослых. Воспитатель должен быть готов к такому.

Наблюдение и эксперимент.

Особенно ценны в любой исследовательской деятельности живые наблюдения и эксперименты, можно понаблюдать за попугаем, отметить особенности поведения, провести эксперимент: например, боится ли попугай громких звуков, важно, чтобы работа шла на одном дыхании. Если какой-либо этап не идет, можно не акцентировать на этом внимание

3.Обобщение материала.

Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Раскладываем на столе, на глазах у всех листочки с собранной информацией, и начинаем смотреть, что нового и интересного мы узнали, подумать, что мы можем рассказать по результатам проведенного исследования. Обобщить полученные разрозненные данные. Для ребенка это очень сложная задача.

Во-первых, выделим главные идеи, отметим второстепенные, затем можно попытаться дать определения некоторым понятиям (например: домашний гусь – это деревенская птица). Педагог всегда может уточнить и конкретизировать определение ребенка, а вот научить его смело высказывать свои определения очень важная задача дошкольного обучения.

4. Сообщение.

Как только информация обобщена, игру надо продолжить. Наденем на исследователей академические головные уборы и мантии, это необходимо, чтобы усилить значимость момента и сделать игровую ситуацию более концентрированной. Наши исследователи делают обобщение – «доклад о попугае». После выступления исследователей необходимо обязательно устроить обсуждение их доклада, дать слушателям возможность задать вопросы по данной теме. Процесс обсуждения нуждается в умелом руководстве педагога. Первое занятие на этом можно считать законченным.

Вывод: Система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия дошкольника старшего возраста в процессе усвоения новых знаний, формирования творческого мышления и познавательных интересов личности. Еще Сократ говорил об эффективности исследовательского обучения. Понятие исследовательского метода обучения было особенно распространено в двадцатые годы и основывалось на представлении об обучении как воспроизводящем реальные открытия, имевшие место в истории, науки и техники. Из этого следует, что чем больше педагог вызовет интерес у ребенка к исследовательской деятельности, тем больше у ребенка, в дальнейшем, будет развиваться стремление познавать и исследовать.