Занятие «ОБИТАТЕЛИ ЖИВОГО УГОЛКА» с использованием технологии Савенкова А.И. «Учебные исследования в детском саду».
план-конспект по окружающему миру по теме

Пример практического использования технологии Савенкова А.И. "УЧЕБНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ" на занятиях по ознакомлению с окружающим и экологией с детьми старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obitateli_zhivogo_ugolka.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение                                                           центр  развития  ребёнка – детский  сад  №  45  «Мечта» г. Серпухов

Хрулева Наталья Владимировна

воспитатель высшей квалификационной категории

 «Ребёнок и окружающий мир. Природное окружение. Экологическое воспитание» - старший возраст.

Тема: «ОБИТАТЕЛИ ЖИВОГО УГОЛКА» с использованием технологии Савенкова А.И. «Учебные исследования в детском саду».

Программные задачи:

- продолжать расширять и уточнять представления детей об окружающем мире, об обитателях живого уголка группы, как о природных объектах;

- продолжать учить детей исследовательской практике, формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

- учить делать элементарные выводы и умозаключения;

- формировать представления о неразрывной связи человека с природой;

- развивать у детей вкус к собственным открытиям;

- развивать речь детей, творческое мышление, память, расширять кругозор;

- воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Словарная работа:  декоративные животные, меченосцы, жабры, мальки, водоросли, мотыль, волнистые попугайчики, беспомощные, заботливые родители, морская свинка, трехцветная, самостоятельные, грызуны, травоядные, растительная пища, хищники.

Развивающая среда:

- мантии, шапки, «папки исследователей», простые карандаши, 3 иллюстрации с изображением декоративных животных: волнистый попугайчик, морская свинка, меченосцы; живые объекты: волнистый попугайчик, морская свинка, меченосцы; овощи, фрукты, зерновая смесь и сухой корм для животных.

Литература для исследовательской работы детей во время подготовки сообщений:

  1. Баттерфилд М. «Птица» М. 1996г.
  2. Гуржий А. «Живородящие рыбки» М.2008г.
  3. Ильин С. «Рыбы» М. 1996г.
  4. Ильин С. «Мои любимцы» М.1996г.
  5. Ильин С. «Птицы» М.1996г.
  6. Пайерс Х. «Морские свинки» М. 1997г.

Предварительная работа к итоговому занятию по теме «Обитатели живого уголка» - просмотр видео презентаций: «Какие бывают птицы», «Декоративные птицы», «Декоративные животные», «Свинка», «Хомяки», «Наш аквариум»; беседы, наблюдения, дежурство по уголку природы, чтение художественной и детской научно – популярной литературы, рассматривание иллюстраций.

Методы:

-просмотр видео презентации «Декоративные животные», беседа по  содержанию видео презентации и о декоративных животных группового уголка природы, самостоятельная исследовательская деятельность детей, релаксация, сообщения детей, построение графической схемы «Дом с колоннами» на тему «Живая природа – планета Земля».

Межпредметные связи с методикой развития речи, методикой ознакомления детей с природой, методикой ознакомления с художественной литературой, методикой музыкального воспитания.

1.Вводная часть – 5 минут.

Дети входят в группу под музыку «В мире животных» Поля Мориа. На них надеты  мантии и шляпы «бакалавров», в руках у детей «папки исследователей». Они проходят, встают перед гостями и здороваются.

Воспитатель:

- Мы с вами не раз путешествовали по «Царству животных». На какие две группы делятся все животные? (дикие – которые живут сами по себе и сами о себе заботятся, и домашние – которые живут рядом с человеком, человек о них заботится и они приносят ему пользу).

-Почему все животные – живые существа? По каким признакам их можно считать живыми? (они дышат, двигаются, размножаются и питаются).

- Правильно, а сейчас рассаживайтесь поудобнее, мы с вами еще раз отправимся в небольшое путешествие в «Царство животных».

Просмотр презентации «Декоративные животные».

- Назовите  животных, которых вы сейчас видели.

- Как одним словом можно назвать всех этих животных? (декоративные)

- Почему они так называются? (они живут в доме человека, человек за ними ухаживает, а они дарят ему радость и красоту). 

- У нас в живом уголке тоже обитают декоративные животные. Назовите их.

(рыбки – меченосцы, морская свинка – Фомочка и попугай …)

- Мы с вами каждый день ухаживали за ними, наблюдали, любовались и радовались им. А что бы побольше узнать об обитателях нашего живого уголка мы с вами много читали и рассматривали иллюстрации в книгах и энциклопедиях.

-Сегодня у нас заключительное занятие по изучению декоративных животных. Вы будете учеными, поэтому на вас надеты шапки и мантии, в руках у вас «папка исследователя». Взрослые ученые проводят научные исследования и опыты. Вы сегодня тоже будете проводить опыты, и исследовать пищевые вкусы наших любимцев, потом подготовите сообщения по результатам ваших исследований и выступите с ними на нашем ученом совете. А я буду вам помогать, буду вашим научным консультантом.

- Я вас поделила на подгруппы. Сейчас каждая из подгрупп выберет себе тему исследования, взяв одну из этих карточек (на доске представлены карточки, с изображением обитателей живого уголка).

Дети выбирают себе тему исследования (берут карточку) и в соответствии с выбранной темой садятся за подготовленные столы. На столах стоят клетки с живыми объектами для исследований:

1. «Меченосцы»

2. «Морская свинка»

3. «Волнистый попугайчик».

2.Основная часть – 20минут.

Воспитатель:

- А теперь давайте откроем «папки исследователей» и вспомним, в какой последовательности вы будете работать:

1. Подумаем и вспомним, что мы знаем

2. Подумаем, что мы хотим узнать нового

- Где мы можем узнать что – то новое?

3. Посмотреть в книге

4. Спросить у другого человека

5. Провести опыт и эксперимент

6. Понаблюдать.

-Для подготовки сообщений пользуетесь книгами с выставки, задавайте, интересующие вас вопросы мне и гостям. Для проведения опытов используйте пособия у вас на столах.

- А теперь приступайте к работе.

Уже имеющиеся знания дети записывают в виде условных знаков на листочках, взятых из своих «папок исследователя».

Новую информацию дети собирают из книг и энциклопедий, представленных на выставке. Задают интересующие вопросы гостям.

- Уважаемые гости, дети будут вам задавать вопросы, не стесняйтесь, отвечайте.

Самостоятельно проводят опыты, исследования и наблюдения за живыми объектами – кормление животных разными видами корма.

1. «Меченосцы»

Дети кормят меченосцев:

- мелким мотылем;

- сухим кормом «дафния»;

- мелкими водорослями «риччия» или «элодея крупнолистная».

Вывод: меченосцы любят есть мотыль, сухой корм и иногда водоросли, но много корма в аквариум класть нельзя, потому что рыбки не смогут его сразу весь съесть, он испортится и от него может испортиться вода и погибнуть рыбки.

2. «Морская свинка»

Дети кормят морскую свинку:

- кусочками моркови;

- кусочками капусты;

- специальным зерновым кормом для морских свинок;

- кусочком сырого мяса.

Вывод: морская свинка любит есть морковь, капусту, специальный корм, а вот мясо она не ест, потому что морские свинки травоядные животные, они едят растительную пищу, а мясо едят хищники.

3. «Волнистый попугайчик»

Дети кормят волнистого попугайчика:

- специальным зерновым кормом для попугаев;

- кусочком яблочка;

- творогом;

- сухими зернышками гороха.

Вывод: волнистый попугайчик любит есть специальный корм для попугаев, яблочко и яичко, а сухие зернышки гороха не ест, потому что они очень твердые и большие для попугаев.

Воспитатель оказывает детям необходимую информационную и другую помощь во время работы.

Дети выступают со своими сообщениями, зачитывая их по листочкам с условными знаками (пиктограммам). Воспитатель если необходимо, поддерживает выступающего, помогает ему выдать накопленную информацию.

После выступления первой подгруппы воспитатель проводит релаксацию:

-Дети, вы утомились, давайте отдохнем, закроем глаза, послушаем музыку.

(звучит запись Д.Лолей «Одинокий пастух»)

Воспитатель:

«Ярко светит солнце,

Дует легкий ветерок,

Я вдыхаю его чистый,

Свежий воздух.

Колышутся травы,

Надо мной гордо кружат птицы.

Мне хорошо и приятно.

Я хочу жить в мире с природой.

Я буду другом и защитником

Всему живому».

Когда от каждой подгруппы выступят несколько человек, воспитатель благодарит детей за хорошую работу и интересные сообщения.

3.Заключительная часть – 5минут.

- Дети, вы знаете, что природа – это наш общий дом. И человек, как существо мыслящее должен беречь и охранять этот дом. Почему человек должен беречь природу?

- Без природы человек обречен на гибель: не будет воздуха, растений и животных – нечем будет дышать, нечего есть, не во что будет одеваться и не будет красоты.

- Правильно.

- Посмотрите, это плакат в виде крыши дома, на нем нарисована и написано «Живая природа». Кто живет под этой крышей? Выходите (дети с иллюстрациями живой природы встают под «крышу» имитируя колонны «дома»).

- И мы все вместе, дружно живем в нашем общем доме на планете Земля.

Ребенок читает стихотворение Л.Дайнеко:

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

- Кем вы сегодня были на занятии? (учеными).

- Какие вы сделали для себя открытия? (что узнали интересного, нового)?

(меченосцы очень любят мотыль и сухой корм, но много еды им давать нельзя, потому что может испортиться вода и погибнуть рыбки; попугаи не едят горох, он очень большой и твердый и они не могут его разгрызть; морские свинки – травоядные, едят растительную пищу, а мясо едят хищники).

- Что вам понравилось на занятии?

- Кому понравилось делать открытия самостоятельно? ( Я очень рада, что у нас в группе растет так много будущих ученых).

- Что было трудно?

- Мне тоже понравилось, как вы сегодня работали, и мы будем продолжать наши исследования. На этом заседание нашего «ученого совета» закончено.