Доклад "Уголки уединения"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Уголки уединения можно обнаружить во многих детских садах. Во все времена заботливые воспитатели, наблюдая за тем, как ребятишки прячутся под столом, в шкафу, а иногда в своих кабинках, отделяли в пространстве группы уголок ширмой или мастерили домик (например, из коробок), предоставляя детям, возможность время от времени побыть в одиночестве. Потребность какое-то время побыть наедине с собой является естественной, даже для экстровертированных детей (жизненная энергия которых направлена, прежде всего, на внешний мир, в противоположность интровертам, которые уделяют внимание, в основном, лишь миру внутреннему). Некоторым детям сложно находиться 10-12 часов в постоянном тесном контакте с другими детьми и взрослыми. Причем не просто находиться, а выполнять задания, участвовать в разных видах деятельности, соблюдать режим и правила, а иногда ещё и оправдывать ожидания воспитателей и родителей. Часто кто-то из ребят отказывается идти на прогулку: "Я не хочу со всеми. Можно я поиграю один в группе?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kogda_hochetsya_pobyt_odnomu_doklad.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

Педагог – психолог А.В. Данилина

Когда хочется побыть одному

Уголки уединения можно обнаружить во многих детских садах. Во все времена заботливые воспитатели, наблюдая за тем, как ребятишки прячутся под столом, в шкафу, а иногда в своих кабинках, отделяли в пространстве группы уголок ширмой или мастерили домик (например, из коробок), предоставляя детям, возможность время от времени побыть в одиночестве. Потребность какое-то время побыть наедине с собой является естественной, даже для экстровертированных детей (жизненная энергия которых направлена, прежде всего, на внешний мир, в противоположность интровертам, которые уделяют внимание, в основном, лишь миру внутреннему). Некоторым детям сложно находиться 10-12 часов в постоянном тесном контакте с другими детьми и взрослыми. Причем не просто находиться, а выполнять задания, участвовать в разных видах деятельности, соблюдать режим и правила, а иногда ещё и оправдывать ожидания воспитателей и родителей. Часто кто-то из ребят отказывается идти в бассейн или на прогулку: "Я не хочу со всеми. Можно я поиграю один в группе?"

Далеко не все взрослые смогли бы работать кондуктором в автобусе, работником банка или другим специалистом, которому приходиться в течение нескольких часов подряд общаться с другими людьми в среде с повышенным уровнем шума. (Кстати, уровень шума в группах, даже когда дети занимаются в относительно спокойных центрах активности (не будем брать в расчет спортивный центр), достаточно высокий). Детям, которые пока не научились управлять своими эмоциями и не овладели навыками бесконфликтного поведения непросто живется в детском саду.

Возможно поэтому, разработчики федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) обозначили, что развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать наряду с возможностью общения и совместной деятельности детей и взрослых, также и возможность для уединения (п. 3.2.2). С внедрением стандарта выделение в группе места для уединения осуществляется не просто по желанию воспитателей, а является обязательным требованием.

В 2018-2019 учебном году педагоги МКДОУ д/с № 423 привели в соответствие со Стандартом все пространство учреждения. В весенне-зимний период в групповых игровых комнатах начали организовываться места для отдыха и спокойной игры детей. Удивительно, но в большинстве групп, это стали не просто уголки уединения, а полноценные центры психологической разгрузки, оснащенные разнообразными материалами, способствующими эмоциональному благополучию и развитию детей.

Выбор места для центра осуществлялся исходя из наблюдений за детьми (где чаще играют по одному - по двое). Обстановка, наполнение, цветовая гамма тщательно продумывались. Как правило, центр имеет мягкие поверхности (ковер, подушки, мебель), поэтому в нем очень комфортно находиться. Ширмы и занавески, делающие это место уютным, позволяют ребенку почувствовать себя в безопасности, понаблюдать за другими детьми со стороны и отдохнуть от активного общения.

Ребята совместно с воспитателями подбирали предметы и игрушки, способные изменить настроение в лучшую сторону. Предусмотрели смайлики с изображением основных эмоций. Теперь ребята знают, что не нужно беспокоить ребенка, который надел ленточку со смайликом "злость", а ребенка со смайликом «грусть» следует попытаться развеселить, пригласить в игру или сделать ему приятный сюрприз. Для того, чтобы от «злючки», которая иногда поселяется у нас внутри, никто не пострадал, есть специальная «коробка злости». Она наполнена бумагой, картоном, губками, пенопластом и другими материалами, которые можно рвать, мять, топтать и щипать; есть мешочек для выкрикивания «злючки». С помощью этого ребята учатся в приемлемой (а главное – в безопасной для других) форме избавляться от негативных эмоций. Именно, избавляться, а не копить! Подавленные эмоции становятся причиной возникновения серьезных страхов у детей, а также психосоматических заболеваний (заболеваний органов дыхания, в том числе астмы, органов пищеварения и др.)

Как можно чаще испытывать приятные эмоции и улучшать настроение помогает содержимое «коробки радости», «коробки-мирилки», «коробки спокойных игр». Также, ребята совместно с родителями дома украшали индивидуальные коробочки, в которые затем положили дорогие для них вещицы (брелоки, блокноты, открытки, наклейки, бантики, зеркальца, головоломки и пр.). Также во многих коробочках оказались небольшие альбомы с семейными фотографиями. Младшие ребята наполняли бутылочки разноцветными жидкостями, бусинами, конфетти, украшали их пластилином. Родители шили шторки, подушки, мягкие игрушки - обнимашки, приобретали ленты, тесьму,

освобождали от обуви коробки, делились своими бусами, шкатулками, зеркальцами.

Все старания не прошли даром! Центры психологической разгрузки и уголки уединения оказались очень и очень популярными у детей. Поэтому в большинстве групп с первых дней было принято правило: в центре одновременно может находиться не более 2-4 человек. Сами ребята строго отслеживают очередность.

  • связи с возникновением новых центров в группе воспитатели стали ещё больше уделять внимания формированию у детей представлений о собственных эмоциях и причинах их возникновения, обучению детей способам саморегуляции; формированию дружеских взаимоотношений между детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Угок настроения (уединения) в детском саду

Материал в помощь воспитателям для создания в группе " уголка настроения "....

Дизайн - проект центра уединения и релаксации.

Данный центр  создан  творческой группой педагогов  (учитель - логопед Моторкина Е.Н., воспитатели Жидеева О.В., Гнётова  М.С.) с целью: помочь снять усталость, эмоциональное напря...

оформление группы "уголок уединения"

Здравствуйте, уважаемые, коллеги! Хочу представить вам "уголок уединения" сделанный мною. Ребятам очнь нравится. Если кто-то из них устал от шума или просто хочет отдохнуть, то ребёнок садится в кресл...

Уголок уединения в детском саду

В группе вновь решили организовать уголок уединения. В работе представлено краткое описание того, что в уголке находится. Работа в этом направлении только началась....

"Уголок уединения"

Уголок уединения- это ниша покоя, место для фантазий.Благодаря интимной зоне у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излиш...

Ширмы как средство уединения для детей - дошкольников

Предметно-развивающая среда группы для детей дошкольного возраста предполагает и спокойную зону, где ребенок может уединиться, погрузиться в игру один или со сверстниками. С этой целью в нашей группе ...