Проект по сказкам К.И Чуковского
план-конспект занятия (младшая группа)

Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством К.И Чуковского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_skazkam_k.chuovskogo_gr.no11_1.docx61.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад№3»

Проект

на тему: «Волшебный мир

К. И. Чуковского» во второй младшей группе №11.

                                            Воспитатели: Гузынина Е.В.

2019г.

Проект «Волшебный мир К.И. Чуковского».

Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.

Срок реализации проекта: долгосрочный (с сентября по февраль).
Участники проекта: дети 2-й младшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность проекта: Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Произведения К. И. Чуковского имеют огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к. они расширяют кругозор ребенка, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Реализация данного педагогического проекта обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике. А увлекательное общение с творчеством К. И. Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности.

Цель: Расширить представления детей о произведениях К. И. Чуковского.

Задачи:

1. Учить детей понимать занимательность сюжетов произведений К.И. Чуковского, особенность языка.

2. Способствовать развитию творческих способностей, памяти, речи, внимания.

3. Развивать интерес к произведениям Чуковского.
4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения писателя, бережное отношение к книгам.
5. Активизировать влияния семейного воспитания на развитие дошкольников, приобщение родителей к проблемам детского чтения.
 

Конкретные ожидаемые результаты:

1. Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством К. И. Чуковского.

2. Приобретение и углубление знаний детей о жизни и творчестве

К. И. Чуковского.

3. Проявление у дошкольников желания обращаться к книге не только для развлечения, но и приобретения знаний.

4. Приобретение интереса родителей к семейному чтению литературных произведений. 

Реализация проекта осуществила в три этапа:

Этапы реализации проекта:

I этап-подготовительный.

- Изучение условий для реализации проекта, подбор и систематизация наглядно-дидактического материала, создание предметно-пространственной среды.

- Информирование и привлечение родителей к проектной деятельности, участие в подборе информаций по теме проекта.

- Участие в создании мини-музея «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского»

- Разработка плана мероприятий.

II этап-основной (практический).

- ознакомление детей с произведениями К. И. Чуковского;

- проведение бесед;

-  рассмотрение иллюстраций и беседы по их содержанию;

- прослушивание аудиозаписей в исполнении автора;

- проведение НОД;

- рисование с детьми на тему «Путешествие по произведениям

К. Чуковского;

- работа с родителя (разработка консультаций, рекомендаций, памяток);

Приобщение к художественной литературе:

Поэзия: «Айболит», «Муха Цокотуха», «Мойдодыр», «Краденое солнце», «Телефон», «Путаница», «Ежики смеются», «Чудо-дерево», «Черепаха», «Свинка».

Проза «Так или не так».

Тематическая выставка «Книги К. И. Чуковского».

Сюжетно-ролевые игры: «Добрый доктор Айболит», «День рождения Мухи-Цокотухи».

Дидактические игры: «Сложи сказку», «Путешествие по сказкам», «Вспомни сказку», «Чудесный мешочек», «Сбежавшие герои сказок».

Подвижные игры: «По ровненькой дорожке», «Каравай», «Собачка и воробьи ».

Перспективный план работы с детьми:

Сентябрь.

1. Беседа "Знакомство с жизнью К. И. Чуковского".

2. Рассматривание иллюстраций по произведениям К. Чуковского.

3. НОД. Чтение произведения К. И. Чуковского "Краденое солнце".

4. НОД. Лепка «Здравствуй, солнце золотое!»

5. НОД. Рисование «Спасём солнышко».

6. НОД. Аппликация «Солнышко для зверят».

7. НОД. ФЦКМ, РК «Если солнышка не будет, что будет?»

7. Чтение произведения К. Чуковского «Путаница».

8. Беседа по пожарной безопасности «А лисичка взяла спички».

Октябрь.

1.Прослушивание аудио-сказки «Айболит» в исполнении автора.

2. НОД. ФЦКМ, РК. «Доктор Айболит».

3. НОД. Лепка «Витамины для зверят».

4. . НОД. Чтение произведения К. Чуковского «Муха Цокотуха».

5. Инсценировка отрывка из произведения К. Чуковского

   «Муха-Цокотуха».

6. НОД. Рисование «Новое платье для Мухи-Цокотухи.

Ноябрь.

1. НОД. Чтение произведения К. Чуковского "Так или не так".

2. НОД. Лепка «Чашка для Мухи-Цокотухи».

3. Чтение произведения К. Чуковского «Мойдодыр».

4. НОД. Аппликация «Украсим полотенце для Мойдодыра».

5. Беседа «Уроки Мойдодыра».

Декабрь.

1. Беседа «Скоро Новый год».

2.НОД Заучивание стихотворения К. Чуковского «Ёлка».

3. НОД Лепка «Елочка».

4. НОД Рисование «Новогодняя елка».

5. НОД Аппликация «Украсим елочку».

6. Отгадываем загадки К. Чуковского.
Январь.

1. Чтение, рассматривание иллюстраций стихотворений К. Чуковского «Ёжики смеются», «Черепаха», «Свинка».

2. НОД. Лепка «Ежик».

3. НОД. ФЦКМ, РК. «Как живут ежи».

4. Раскрашивание раскрасок по произведениям К. Чуковского.  

Февраль.

1. НОД. Чтение стихотворения К. Чуковского «Чудо-дерево».

2. Беседа «Что за Чудо-дерево?»

3. НОД. Рисование «Украсим Чудо-дерево».

4. НОД. Аппликация «Чудо-дерево».

5. Викторина «Угадай-ка!» (по творчеству К. И. Чуковского).

Работа с родителями:

1. Беседа "Проектная деятельность в детском саду".

2. Анкетирование.

3. Консультация «Сказка в жизни ребенка», «Роль книги в жизни ребёнка».

4.  Разработка рекомендаций «Как развивать читательский интерес ребенка».

5. Разработка памятки.

6. Совместная деятельность родителей и детей в изготовлении поделок для оформления мини-музея на тему: «Сказки по произведениям К. Чуковского».

 7. Домашнее чтение произведений К. Чуковского с детьми.

8. Помощь в пополнении книжного уголка произведениями

 К. Чуковского.

III этап-заключительный.

1. Оформление альбома детских работ совместно с воспитателями по произведениям К. И. Чуковского.

2. Совместное создание мини-музея «Путешествие по сказкам

 К. Чуковского» детей и родителей.

3. Итоговая НОД на тему: «Путешествие насекомых».

Заключительная часть.

Проект «Волшебный мир К. И. Чуковского» был рассчитан на то, чтобы познакомить детей с творчеством писателя. Реализация проекта позволила расширить представления детей о произведениях К. И. Чуковского,  способность договариваться друг с другом, оказывать поддержку. Дети к книге стали относится не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов. У родителей проявился большей интерес к семейному чтению литературных произведений.

Содержание работы в процессе реализации проекта.

I. Игровая деятельность:

Дидактические игры.

Сюжетно-ролевые игры

Театрализация.

Подвижные игры.

Упражнения на дыхание.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук.

II. Познавательное развитие:

- Формирование целостной картины мира, расширения кругозора.

- ФЭМП.

III. Беседы.

IV. Решение проблемных ситуаций.

V.  Наблюдение.

VI. Труд.

VII. Коммуникация.

VIII. Творческое рассказывание.

IX. Художественное творчество:

- Лепка.

- Рисование.

- Аппликация.

X. Музыка.

XI. Работа с родителями.

Приложение 1.

Конспект по ФЦКМ, РК на тему «Доктор Айболит».
Цель:
 способствовать формированию первичных представлений о профессии врача.

 Задачи:

Образовательные: 

- расширять представления детей о профессии: врача;

- учить выразительно пересказывать отрывки из знакомых произведений, отвечать на вопросы;

- совершенствовать диалогическую форму речи.
Развивающие: 

- поддерживать стремления детей высказывать своё мнение, делать простые выводы;

- развивать речь, мыслительную активность.

Воспитательные:

- воспитывать у детей уважение к людям разных профессий;
- воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказать помощь друг другу.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много здесь игрушек? Вы узнаёте их, это же наши любимые игрушки! А вы не заметили ничего необычного? Ребята, по-моему с нашими игрушками, что-то произошло.
Дети: Наши игрушки заболели.
Воспитатель: Ребята, кто же им  можем помочь? Подскажите.
(Ответ детей).
Воспитатель:
Я знаю, кто еще нам может помочь. Вот послушайте.
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И, однажды, бегемота,
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это доктор…(ответ детей).
Воспитатель:
Правильно, он нам точно поможет, вылечит наши игрушки, но где, же нам его найти, как позвать сюда на помощь? Что надо сделать, как вы думаете? (Ответ детей).
Воспитатель: (набирает номер) Алло!

(на том конце провода воспитателю громко отвечают).

Айболит: Слушаю!  

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемый доктор Айболит!
Айболит: Здравствуйте!
Воспитатель:
Приезжайте, доктор,
В садик к нам скорей,
И, спасите доктор,
Наши игрушки скорей.
Айболит:
Что такое?
Неужели все игрушки заболели?
Ладно, ладно, побегу,
Всем игрушкам помогу.
Айболит: Здравствуйте!
Дети: Здравствуйте!
Айболит: Вот и я. Доктора вызывали. Рассказывайте, что у вас случилось?
Воспитатель: Уважаемый доктор, сейчас ребята вам всё расскажут.
Айболит: Я вас внимательно слушаю, показывайте скорей своих больных. (Дети рассказывают).
Айболит: Все ясно! Он, наверное, замёрз. Не волнуйтесь, сейчас мы его вылечим. (Айболит дает теплый чай с малиной, укладывает  его в кроватку и укрывает одеялом).

Айболит: Вот и все в порядке.
Дети: Спасибо, Айболит.
Айболит: Теперь ваш Зайка здоров, и вы можем поиграть с ним.
Физкультминутка:
Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит,
Вот так, вот так,
И ушами шевелит.
Айболит: Кто ещё болен? А что случилось с мишкой? (Ребенок рассказывает).
Айболит: (осматривает). Лапка болит. Мы ее сейчас перевяжем. Вот и все.

Воспитатель: Ребята, Доктор Айболит нам очень помог. Он вылечил все наши игрушки. Скажем ему спасибо. (Прощаются с Айболитом). Ребята, работа врача очень нужная и важная. В городе каждом и в селах – повсюду трудятся добрые, чуткие люди. Если внезапно случится беда, Врач, медсестра вам помогут всегда! Врач всегда первый спешит на помощь к больным. Когда вы подрастете, я надеюсь, кто-нибудь из вас обязательно будет очень хорошим врачом.

Конспект НОД по аппликации на тему «Солнышко для лесных зверят».

Цель: развитие умения передавать образ солнышка, располагая его в середине листа.
Задачи:
Образовательные:

- учить детей создавать образ солнышка и наклеивать его на лист бумаги.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук,  интерес к аппликации.

Воспитательные:

- вызывать положительный, эмоциональный отклик у детей к  выполняемой работе.

- воспитывать сопереживание детей к герою и помогать ему.
Предварительная работа:

Чтение сказки К. И. Чуковского «Краденое солнце», наблюдение за солнцем на прогулке, в группе.

Демонстрационный материал.
Книга «Краденое солнце» К. И. Чуковского. Автопортрет писателя.
Игрушка зверят, солнышко, зонтик.
Раздаточный материал: готовые заготовки для солнца, клей, клеенка для работы с клеем, салфетки, ½ листа цветной бумаги, образец готовой работы.

Ход НОД.

Сюрпризный момент. (Входит заяц – игрушка и плачет.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости?
Дети: Зайка. (Дети здороваются с зайкой).
Воспитатель: Зайка, а почему ты плачешь? Что случилось?
Заяц: Мы со зверятами играли на полянке и вдруг стало очень темно. И сороки закричали: «Горе! Горе! Крокодил солнце в небе прогладил».

Воспитатель: Ребята, мне кажется, что наш зайка пришел к нам не из леса, а из сказки?
Заяц: Правильно я пришел к вам из сказки. А вы ребята знаете, из какой я сказки?
Дети: Да, «Краденое солнце».

Воспитатель: Правильно, а кто написал эту сказку?
(Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно ребята, это зайка из сказки «Краденое солнце». А написал эту сказку знаменитый детский писатель Корней Иванович Чуковский.

Воспитатель:  Мы знаем зайка, что случилось в твоей сказке и куда делось ваше солнышко. Ты не плач, мы с ребятами обязательно поможем тебе. Ребята, а как мы можем помочь зайке?
(Дети отвечают.)

Воспитатель: Мы с вами сегодня сделаем аппликацию «Солнышко», и подарить зайке, что бы ему и его друзьям всегда было тепло и светло. Но сначала давайте поиграем в игру «Солнышко и дождик». (Дети играют).

Воспитатель: давайте вспомним, какой формы солнышко? Какого оно цвета? (Ответ детей). Что есть еще у солнышка? (Ответы детей.)
Воспитатель: Молодцы! (Показывается последовательность выполнения работы, проводится пальчиковая гимнастика. Дети приступают к выполнению работы).

Воспитатель: Вот и готовы наши теплые, лучистые солнышки. Давайте мы их подарим нашему зайке, что бы в его сказке всегда было солнечно и тепло. Дети дарят свои работы зайке. Зайка благодарит детей за солнышки и радостный прощается и уходит.

Конспект НОД по рисованию на тему «Новое платье для Мухи-Цокотухи».

Цель: Развивать художественно-творческие способности.

Задачи:

Образовательные:

- учить составлять узоры на шаблоне.

Развивающие:

-  развивать художественное восприятие, творческое воображение, фантазию, внимание;

-  развивать навыки создания композиции (композиционное мышление).

Воспитательные:

- вызвать интерес к изобразительной деятельности;

- воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность.

 Демонстрационный материал: фланелеграф, образцы платьев,

игрушка-Муха-Цокотуха.

Раздаточный материал: шаблон платья, гуашь, кисточки, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек.

Предварительная работа:

- чтение сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»;

 - рассматривание иллюстраций к сказке;

-отгадывание загадок об одежде;

- рассматривание дидактических карточек по теме «Одежда».

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет особенный гость. А кто это мы узнаем, когда послушаем отрывок:

Вот я «по полю пошла»

И там «денежку нашла».

Пошла быстро «на базар»

И купила самовар.

Воспитатель: Кто же к нам придет в гости?

(Ответ детей).

Воспитатель: Да, это Муха-Цокотуха.

(Появляется Муха-Цокотуха».

Муха-Цокотуха: Здравствуйте, ребята, я пригласила на свое день рождения гостей и хочу их встретить в новом платье. Но вот беда у меня его нет, может вы поможете?

Воспитатель: Муха-Цокотуха, конечно дети тебе обязательно помогут. Правда, ребята (ответ детей). Но сначала мы хотим с тобой поиграть (игра «Каравай).

Воспитатель: Мы поиграли, а теперь давайте придумаем новое платье для нашей гостьи. Перед вами на столе лежит платье, но оно скучное, простое. Давайте придумаем узоры, которые позволят нам сделать это платье праздничным. Посмотрите на эти образцы (дети рассматривают образцы, показ и объяснение воспитателя).

Пальчиковая гимнастика.

А теперь возьмите кисточки и  приступайте к созданию своих узоров.

(Работа детей за столами.)

 Воспитатель: Вот и готовы нарядные платья для Мухи-Цокотухи. Давайте мы их подарим ей. (Дети дарят свои работы, Муха-Цокотуха благодарит детей и уходит).

 

Приложение 2

Дидактические игры:

 «Сложи сказку». 

Задача: уметь собрать целую картинку из частей.

Правила игры: детям раздаются конверты с разрезными картинками (сюжеты из сказок писателя). Необходимо собрать картинку и назвать произведение.

 «Путешествие по сказкам».

Задача: вспомнить отрывки из произведений и назвать их. Правила игры: Взрослый зачитывает карточку со стихотворной загадкой. Ребенок, должен закончить предложение и назвать  произведение. Потом показывает картинка с правильным ответом, ребенок проверяет себя. Например: «Лечит птичек и зверей, сквозь очки свои глядит Добрый доктор…(Айболит).

«Сбежавшие герои сказок». 

Задача: уметь узнавать героев и произведение.

Правила игры: Ребенок вытаскивает себе карточку с персонажем,  называет, кто изображен на ней и название произведение.

«Вспомни сказку».

Задача: узнать сказку по картинке.

 Правила игры: детям показывают картинку, они должны назвать сказку.

«Чудесный мешочек».

Задача: уметь назвать предмет и саму сказку.

Правила игры: дети достают предмет из мешочка, называют его и сказку.

Приложение 3

Подвижные игры.

«По ровненькой дорожке»

Цель: развивать у детей согласованность движения рук и ног; приучать ходить свободно в колонне по одному; развивать чувство равновесия, ориентировке в пространстве.

Описание: дети, свободно группируясь, идут вместе с воспитателем. Воспитатель в определённом темпе произносит следующий текст, дети выполняют движения согласно тексту:

По ровненькой дорожке, (идти шагом).

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки:

Раз – два, раз – два.

По камешкам, по камешкам, (прыгать на двух ногах с продвижением вперёд).

По камешкам, по камешкам…

В ямку – бух! (присесть на корточки, подняться).

Стихотворение повторяется снова. После нескольких повторений воспитатель произносит другой текст:

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Устали наши ножки, устали наши ножки,

Вот наш дом – здесь мы живём. (По окончании текста дети бегут в «дом» - заранее обусловленное место).

«Каравай».

Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.

Описание: играющие становятся в круг. В середину становится водящий (именинник). Все начинают водить вокруг него хоровод и петь песенку:

«Как на (имя ребенка) именины
Испекли мы каравай
Вот такой вышины! (поднять руки, подняться на цыпочки, показать)
Вы такой нежены! (опустить руки, присесть и показать)
Вот такой ширины! (развести руки, увеличить хоровод, показать)
Вот такой ужины! (свести руки и хоровод к центру, показать)
Каравай-каравай
Кого любишь — выбирай!», (после этого водящий выбирает из круга другого игрока).

«Я люблю, конечно, всех,
Только (имя)-больше всех!» ( танцует в кругу с ним).

 «Собачка и воробьи».

Цель. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.

Описание: выбирается из детей собачка, ему дается игрушка, произносятся слова:

Скачет, скачет вoробей (дети скачут).

Скок-поскок! Скoк-поскок!

Кличет маленьких детей:

Чив! Чив! Чив! Чив! Чив! Чив! (повторяют).

 Киньте крoшек ворoбью, я вам песенку спою:

Чик-чирик! Чик-чирик! (повторяют).

Вдруг собачка прибежала, 
Воробушек распугала (воробьи разлетаются).


Приложение 4.

Работа с родителями.

Консультация на тему « Семейное чтение, его роль в воспитании ребёнка».

Роль общения в жизни человека велика. Общение — это главное условие для развития и жизни человека. Каким вы видите общение с вашими детьми? Встречаются ли трудности? Чуткость ребёнка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, ещё до умения читать начинает складываться начитанность, в школу он приходит с обширным литературным багажом и умением воспринимать поэзию и прозу.

Дошкольный возраст благоприятен для воспитания вдумчивого чтения, потому что ещё нет гонки за сюжетом, свойственной подросткам, а есть внимание к подробностям и слову.

Культура обращения с книгой закладывается в семье. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению.

В таких семьях существует традиция семейного чтения, когда изо дня в день, сколько помнит себя ребенок, в семье читают вслух книгу, интересную для всей семьи. Когда ребенок подрастает, то тоже включается в этот процесс. В таких семьях ребенок с самого раннего возраста видит, как почитается в семье книга, чувствует уважение членов семьи к читательскому интересу каждого; поэтому любовь к чтению у него проявляется как естественная необходимость, как потребность в пище и сне. Если же этого нет в семье, то не поздно еще начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения.

Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка. Ещё лучше, если обстановка усиливает восприятие. Например, вечером, когда за окном темно и полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад, можно читать сказки. Никогда не надо переутомлять ребёнка. Читать следует не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой, и как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать. Но не следует забывать, что ребёнок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Проводить чтения-беседы «Вопрос ответ»; вместе (хором) рассказывать сказки.

Беседа-чтение проходит интереснее, если ребенок попеременно - то отвечает, то сам задаёт вопросы.

Очень любят дети повторное чтение. Повторное чтение тренирует память и развивает речь. После многократных чтений ребёнок запомнит книгу и сможет проявить самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки. Любящие родители – первые слушатели и собеседники своих детей.

Когда ребёнок научится читать, читайте вместе с ним. Одну строчку читает он, другую строчку мама или папа, подсказывайте слова, где ребёнок запинается и вообще вдвоём веселее читать.

Но бывает и так: дошкольник любит книги, а, став школьником, не хочет читать.

Как и почему затухает интерес и привычка к книге, воспитанная в раннем детстве? Беда в том, что, едва ребёнок овладевает грамотой, ему перестают читать, ошибочно полагая, что тем самым побуждают к самостоятельному чтению. Это заблуждение. У ребёнка ещё слабая техника чтения, и он не может читать интересные для себя книги. Читать надо детям вслух не только всё дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником.

Необходимо определить интересы вашего ребенка: что ему нравится, чем он интересуется.

Вместе с ребенком постараться выбрать красочную, с крупным шрифтом книгу, которая соответствовала бы интересам ребенка, чтобы он смог прочитать ее легко, не запинаясь, и получить от этого удовольствие. Почувствовать успех. Это книги с небольшим текстом и большими буквами. Слабо читающие дети любят стихи, комиксы — стихи легче читать, а в комиксах много картинок и мало текста.

Обязательно надо слушать, как ребенок читает, а после чтения поговорить с ребенком о прочитанном, пусть он почувствует интерес — ему будет приятно. При беседе с ребенком необходимо стараться избегать критических замечаний относительно самого чтения и не задавать вопросов типа: «Что тут главное?», «Какова основная мысль рассказа?». Этими вопросами родители перешагивают через хрупкий момент личностного восприятия, нажимая сразу на понимание. Лучше спросить ребенка: «Что или кто тебе понравился или не понравился и почему?», «Какой цвет или запах может быть у этой сказки, стихотворения?», «Какую ты здесь услышал музыку?». Ребенок раскроет вам свои чувства, и вы постарайтесь тоже ответить.












Консультация на тему «Как организовать домашнее чтение».

«Книга для детей – это в самом деле хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту.»

К.И. Чуковский

Подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории (возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами и т. д.).

В режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.

Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».

Полутора - двухгодовалый ребёнок может быть сосредоточен на книге 1-2 минуты, детям постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Речь идёт об активном общении с книгой. Пусть малыш повторяет за вами слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.

Пассивно ребёнок может слушать намного дольше (он то отключается, то слушает вновь). Помните: ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание.

Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям. Дети жаждут их, чтобы вновь и большей силой пережить радостное волнение. Повторные чтения тренируют память и развивают речь.

Обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие (вечер, затемненная комната, настольная лампа). Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.

Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.

- Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.

- Чтение для детей делает из них читателей в будущем.

 Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.

- Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.

- Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.

- До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.

- Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.

- Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом обращении с ребенком.

- Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.

- Рано или поздно вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.


Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка».

1. Часто ли Вы рассказываете своему ребенку сказку?

2. Ежедневно ли вы читаете своему ребенку? В какое время дня?

3. Волнует ли Вас проблема детского чтения?

а) да (почему) ___

б) нет (почему) ___

4. Просит ли ваш ребенок читать сказку несколько раз?

5. Есть ли Любимая сказку у Вашего ребенка?

 6. Придумываете ли вы сказку для вашего ребенка?

 7. После чтения сказок, обсуждаете ли Вы содержание сказки?

 8. Знаете ли вы о том, что сказка носит воспитательный        характер?

9. Обращаете ли вы внимание ребенка на яркие иллюстрации книг, их содержание и смысл. Задает ли ваш ребенок вопросы после чтения или рассматривания книжек?

10. Считаете ли вы важным для своего ребёнка привития любви и бережного отношения к книгам или предпочесть купить компьютер и смотреть телевизионные передачи?

Памятка для родителей.

 1. С чего начинать знакомство с книгой?

Начинать нужно с собирания новых книг для детской библиотеки или с обновления имеющихся.
В вашей библиотеке может быть несколько типов детских книг: книжки игрушки с изображением предметов, книжки-вырубки, обложка которых вырезана по контуру того предмета, о котором идёт речь в тексте, книжки панорамы с движущимися фигурками, книги с юмористическим характером. 
У ребёнка должны быть разные виды русской и зарубежной детской литературы, произведения разных жанров
(рассказы, стихи, авторские сказки, повести, романы-сказки), тем и
направлений, фольклорные (песенки, потешки, считалки, загадки,
пословицы, народные сказки и другое). Чтобы дополнить и разнообразить общение ребёнка с книгой, у него должна быть фоно- и видеотека с детскими литературными и фольклорными произведениями.

2. С каково возраста можно читать детям?

Знакомство с книжкой нужно начинать с самого раннего возраста ребёнка, лучше с рождения. 
Безусловно, ребенку лучше не читать, а рассказывать или петь (если это колыбельные песенки).

3. Как вызвать интерес к книжке?

Пусть у ребёнка будет много разных книг: больших и маленьких, красочных и не очень ярких, но главное — не показывайте ему все книги сразу, а знакомьте с ними постепенно, чтобы был элемент новизны. 
Не нужно навязывать ребёнку незнакомую книгу, даже если вам хочется её прочитать. Пусть он сам через какое-то время заинтересуется этой книгой. 
Можно положить её на видное место, чтобы она привлекла внимание ребенка, или самому увлечься её чтением на глазах у ребёнка, а потом прочитать из неё какой-нибудь интересный отрывок.

4. Как организовать чтение?

Чтение (слушание) литературного произведения будет лучше восприниматься тогда, когда для этого будут созданы необходимые условия: особый эмоциональный настрой ребёнка и взрослого, определённое время в режиме дня, отведённое для чтения, желание взрослого не только читать для ребёнка, но и беседовать с ним о прочитанном, побуждать к творческому восприятию произведения (например, совместному рисованию иллюстраций к понравившимся моментам книги). 
Можно посадить ребёнка к себе на колени, вместе рассмотреть обложку книжки, прочитать её название и фамилию автора, а затем предположить, о чём может быть написана эта книга.

5. Как сделать так, чтобы ребенку понравилось слушание сказки?

Не нужно бояться отойти от текста, наоборот, во время чтения можно импровизировать, стараться быть смешным, говорить разными голосами, делать необычные смешные жесты,
активно пользоваться мимикой, подчёркнуто преувеличивая
различные эмоциональные состояния героев произведения.

6. Как, часто нужно читать ребенку сказки?

Ни дня без книги — это должно стать для вас руководством
к действию.
Детская книжка — это не просто развлечение для
ребёнка, она источник информации о мире, лучшее средство
постижения человеческого опыта, формирования его интеллектуальной, эмоциональной, нравственной культуры.

7. До каково времени нужно читать ребёнку сказки?

Не прекращайте чтение вслух, даже если ребёнок уже умеет это делать сам. Поощряйте его желание читать самостоятельно и в то же время не забывайте, что для дошкольника чтение — очень трудоёмкий процесс, поэтому не принуждайте ребёнка читать художественную литературу, если у него нет такого желания.

Памятка.

«Как заучивать наизусть стихотворения с детьми?»

1.   Сначала следует прочитать стихотворение.

2.   Выяснить все непонятные слова и выражения.

3.   Снова прочитать стихотворение, но уже выразительно.

4.   Предложить через 2 минуты ребенку повторить его вслух по памяти, при этом помочь ему, не раздражаясь.

5.   Предложить ребенку еще раз представить себе описываемые события и прочитать стихотворение еще раз.

6.   Через несколько часов вновь предложить ребенку прочитать стихотворение.

7.   Перед сном ещё раз предложить прочитать стихотворение.

8.   Утром следующего дня сначала самим прочитать стихотворение выразительно, потом попросить это сделать ребёнка.

 «Как научить ребенка беречь книги?»

Для этого необходимо следовать следующим правилам:

1.   Не делать в книге пометок, надписей, рисунков.

2.   Не читать во время еды.

3.   Не загибать листы, пользоваться закладкой.

4.   Класть книгу только на чистый стол.

5.   Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.

6.   Своевременно оказывать «скорую помощь» больным книгам.

Рекомендация «Как развивать читательский интерес ребенка».

Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

• Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

• Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

• Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

• Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

• Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.

• Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

• Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

• Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.

• Воспитывайте бережное отношение к книге.

• Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по сказкам К. И. Чуковского

Группа: средняя " Зайчата " Тема проекта: Весёлые сказки К. И. Чуковского Цель проекта: развитие интереса к книге как к источнику удовольствия, радости. Задачи проекта: - Под...

Творческий проект «Добрые сказки К. И. Чуковского»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, пер...

Педагогический проект по сказкам К. И. Чуковского

Много сейчас нас окружает книг, но нельзя забывать детских писателей, на творчестве которых мы выросли сами, поэтому я считаю, что нужно больше уделять внимания ознакомлению ребят с художественной лит...

Проект "По сказкам К.И. Чуковский "

Дошкольное детство  - очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нём, формировать нравственные чувства ...

Проект по сказкам К. И. Чуковский

Проект  направлен на более глубокое знакомство с творчеством писателя. С помощью проекта дети учат стихи на конкурс, проводится  игра - драматизация по сказке "ДокторАйболит", подготовили ри...

Проект по сказкам К. И. Чуковский

Огромное воспитательное, познавательное и эстетическое, значение имеют произведения Корнея Ивановича Чуковского, так как они расширяют знания ребёнка об окружающем мире, воздействуют на личность малыш...