Творческий проект «Добрые сказки К. И. Чуковского»
проект по развитию речи (средняя группа) на тему

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

                                                                                                      К.И.Чуковский.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души.  

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету.

В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.

Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми».

Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx49.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6» городского округа ЗАТО пос. Горный.

Творческий проект «Добрые сказки

К. И. Чуковского»

Разработали воспитатели средней группы:

Мясникова Виктория Константиновна.

Теплова Юлия Александровна.

Горный 2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

                                                                                                      К.И.Чуковский.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души.  

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету.

В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.

Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми».

Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Актуальность проекта:

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Произведения К. И.Чуковского имеют огромное воспитательное, познавательное и эстетическое, т.к. они расширяют кругозор ребенка, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Реализация данного педагогического проекта обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике. А увлекательное общение с творчеством К.И.Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности.

Тип проекта: информационно-творческий

Идея проекта: отсутствие интереса у детей к чтению художественной литературы.

Причины:

1.        Недостаточно уделяется времени чтению художественной литературы в ДОУ и в семье.

2.        Непонимание родителей значения чтения детских книг для воспитания ребенка – читателя.

3.        Интерес к книге подменяется просмотром телевизора и компьютерными играми.

Цель: приобщение детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского.

Задачи:

1.        Учить детей понимать занимательность сюжетов сказок К.И. Чуковского, особенность его языка.

2.        Формировать у детей и взрослых устойчивый интерес к чтению художественных произведений, вырабатывать навыки грамотного читателя через совместные мероприятия.

3.        Способствовать развитию творческих способностей, памяти, речи, внимания.

4.        Воспитывать любовь к творчеству автора.

5.        Активизировать влияния семейного воспитания на развитие дошкольников, приобщение родителей к проблемам детского чтения.

Образовательные области: «Физическая культура», «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Художественное творчество».

Срок реализации проекта: краткосрочный (1 месяц).

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

  • Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта;
  • Вовлечение детей и родителей в процессе решения поставленных задач;
  • Разработка плана мероприятий.

II этап – основной (практический).

  • Реализация проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей:

III этап – заключительный.

  • Подведение итогов, анализ ожидаемого результата, итоговое родительское собрание, презентация проекта.

Содержание работы в процессе реализации проекта:

  1. Игровая деятельность: 
  • Дидактические игры: "Угадай, к какой сказке иллюстрация", "Узнай героя сказки по описанию", "Перепутанные книжки", «Разрезные картинки», настольная  игра «Айболит», пазлы, «Умные шнурочки», "Испорченный телефон", "Расскажи, что видишь на картинке", "Доскажи словечко" ,
  • Сюжетно-ролевые игры: "Ветеринарная лечебница"
  • Театрализация:  Игры-драматизации по сказкам «Телефон»,  «Доктор Айболит»;
  • Подвижные игры: "Паутинка", "Путаница",
  • Упражнение на развитие мелкой моторики рук.

- пальчиковая гимнастика "Свинки";

- выполнение движений под стихотворение "Скрюченная песня";

II. Познавательная деятельность:

  • Формирование целостной картины мира:
  • НОД по теме «Посуда» «Поможем бабушке Федоре».

Цель: Расширять и систематизировать знания детей о посуде, ее назначении, материале из которого она сделана. Упражнять в словообразовании. Развивать мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к посуде, аккуратность.

  • НОД "В Гостях у дедушки Корнея".

Цель: порадовать детей чтением весёлой сказки; побуждать “помогать” героям этих произведений – вместе с ними проговаривать знакомые стихи, используя интонационные средства выразительной речи.

  • ФЭМП:
  • «В гостях у Мухи- Цокотухи»

Цель: Закрепить знание геометрических фигур, величины, основных цветов. Сравнить длину способом приложения. Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, фантазию. Воспитать умение работать парами, в коллективе.

  • III. Беседы.
  • Беседы о жизни и творчестве К.И.Чуковского.
  • Беседы по сказке "Мойдодыр", "Федорино горе".

IV. Труд.

  • «Наведем порядок в книжном уголке, вымоем кукольную посуду».
  •   Беседа «Правила пользования книгой».

V. Коммуникация.

  • Чтение сказок  К.И.Чуковского: «Тараканище»,  «Бармалей», «Краденое солнце», «Лимпопо», «Крокодил», «Муркина книга»,  «Муха – Цокотуха », «Айболит», «Мойдодыр», «Федорено горе».
  • Чтение стихов: «Бутерброд»,  «Черепаха», «Чудо-дерево», «Туфелька», «Путаница», «Закалялка»,  «Бебека», «Храбрецы»,  «Обжора», «Радость», «Слониха читает», «Поросенок», «Федотка», «Песня о бедных сапожках», «Муха в бане», «Приключения Бибигона» и др.
  • Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам К.И.Чуковского.
  • Заучивание наизусть отрывков из сказок К. И. Чуковского.
  • Творческое сочинительство: «Невероятные приключения знакомых героев».
  • Литературная викторина «Дорогами сказок К. И. Чуковского»;
  • Просмотр мультфильмов с использованием видео  техники.
  • Просмотр мультимедийных презентации «Жизнь и творчество К. И. Чуковского»
  • Словесное рисование детьми характеров героев, обстановки и т.д.

VI. Художественное творчество:

  • Рисование:
  • Рисование на тему "Кто сбежал от Федоры"

Цель: расширять представления детей о чайной посуде, о назначении всех предметов чайного сервиза. осваивать ритм при составлении узора, учить красиво располагать изображение: рисовать узор в центре, по краям блюдца. Развивать творческое воображение детей.

  • Творческое рисование «Мой любимый сказочный герой»

Цель: Учить детей передавать образы сказок, и характерные черты полюбившегося персонажа. Закреплять рисовать акварельными красками. Развивать образное представление и воображение.  

  • Раскрашивание иллюстраций к сказкам «Айболит», «Мойдодыр».

  • Аппликация: Коллаж "Чудо-дерево"

Цель: развивать способность осуществлять детскую дизайнерскую деятельность.

  • Лепка:
  • Героев сказки "Муха-Цокотуха" (коллективная работа) из пластилина;
  • «Веселые тарелочки» по мотивам сказки «Федорино горе».

Цель: Закреплять умение лепить посуду; учить составлять композицию по литературному произведению; воспитывать интерес и желание отображать в лепке эпизоды литературных произведений.

VII. Музыка.

  • Слушание музыкальной сказки композитора М.Красева «Муха - Цокотуха»
  • Заучивание с детьми наизусть: отрывки из сказок, стихи, роли героев из музыкальной сказки «Муха – Цокотуха ».

VIII. Безопасность        

  • Обсуждение правила безопасного поведения на примере сказок Чуковского;
  • Составление памяток: «Как работать с ножницами»; «Как работать с бросовым материалом».

IX .Работа с родителями.

  •  Родительское собрание в нетрадиционной форме «Сказки К. И. Чуковского».
  • Организация библиотечки творчества К.И. Чуковского;
  • Совместное творчество родителей и детей «Мой любимый сказочный герой»;
  • Консультация для родителей «Книга – часть воспитания ребенка»
  • Составление памяток для родителей ««Семья и книга», «Как организовать домашнее чтение»,
  • Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса:
  • Анкетирование родителей «Приобщение детей к чтению»
  • Организация фотовыставки «Мы знакомимся с творчеством К.Чуковского».

Ожидаемый  результат.

  • для детей – психологическое формирование читателя, развитие интереса к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы образования на этапе становления современной личности. Проявление желания обращаться к книге не только для развлечения, но и приобретения знаний.
  •    для педагогов – стимулировать развитие у детей творчества, фантазии, воображения средствами прикладного и художественного творчества. Приобретение и углубление знаний детей о жизни и творчестве К. И. Чуковского.
  • для родителей - расширять возможности сотрудничества со своими детьми. Приобретение интереса родителей к семейному чтению литературных произведений.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Завершение проекта:

  • Проведение родительского собрания в нетрадиционной форме «Сказки К. И. Чуковского».
  • Организация фотовыставки «Мы знакомимся с творчеством К.Чуковского».
  • Презентация проекта на методическом собрании в рамках ДОУ.

Приложение №1

Конспект по развитию речи для детей средней группы

«Поможем бабушке Федоре».

 Задачи: Расширять и систематизировать знания детей о посуде, ее назначении, материале из которого она сделана. Продолжать учить детей правильно употреблять в речи предлоги на, под, в, около. Закреплять умение использовать существительные в родительном падеже. Упражнять в словообразовании. Развивать мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к посуде, аккуратность.

Демонстрационный материал: Детская чайная посуда, кукла-Федора, игрушка-жук.

Раздаточный материал: Карточки с изображением посуды с недостающими элементами, осколочно-разрезная игра «Собери целое» (посуда), простые карандаши.

Ход: Звучит музыка песни «Доброта» И. Лученка, дети входят и  воспитатель приветствует их:

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро!

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

Воспитатель:- Сядем, деточки, рядком

                          Да поговорим ладком

                         Про сказку известную

                         До сих пор нам интересную.

(Появляется Федора, плачет)

Воспитатель: - Бабушка, что случилось, почему вы плачете?

Федора (сквозь слезы): - От меня убежала…(всхлипывает) то чем едят…, то из чего едят…, а еще убежала…, то в чем варят.

Воспитатель: - Ребята, что убежало от бабушки?

(Дети отгадывают, называют: ложка, тарелка, кастрюля).

- Я, кажется, узнала эту бабушку, а вы?

Дети:- Это бабушка  Федора из сказки Корнея Чуковского «Федорино горе».

Федора: - Да, вы правы, это я. ОТ меня убежали чашки, блюдца, кастрюли, одним словом …

Дети: - Посуда.

Воспитатель: - Ребята, что из предметов посуды вы еще знаете?

(Ответы детей).

Федора: - Дети помогите мне вернуть посуду.

(Дети идут искать посуду).

Воспитатель: - Вот и блюдца, блюдца, блюдца

                            Вдоль по улице несутся.

                            На стаканы – дзынь!  

                            Натыкаются,

                            И стаканы – дзынь!

                            Разбиваются.

(Дети находят картинки: чашку без ручки, чайник без носика и т. д. У каждого ребенка разбитая посуда).

Дети: - Мы нашли посуду.

Воспитатель: - Где нашел чайник? (на столе) Где лежало блюдце? (под стулом) …

Воспитатель: - А посуда – то разбита. Без чего кастрюля? …

Дети: - Кастрюля без ручки.

(Каждый ребенок называет свою картинку).

Федора: - Разбилась моя посуда. Что же мне теперь делать?  

Воспитатель: -  Чем же мы можем помочь Федоре? Давайте отремонтируем, то есть сядем за столы и дорисуем недостающие части.

(Дети дорисовывают карандашом).  

Воспитатель: - Ребята, предлагаю поиграть в игру: «Мамины помощники». (физ. минутка)  

Раз, два, три, четыре, пять                    загибать пальцы

Будем маме помогать                            приседать

Быстро чашки мы помыли                    тереть ладошки

Про тарелки не забыли                         тереть ладошки

Всю посуду мы убрали                          поднять руки вверх

Очень сильно мы устали                       устало опустить руки вниз.  

Воспитатель: - Вот фарфоровые блюдца

                            Над Федорою смеются

                            Ой, дзынь ля-ля! Опять разбились!

Давайте из осколков соберем посуду.

                     Дид. игра: «Собери целое» .

 (Дети из «осколков» собирают посуду).

Воспитатель: - Как много посуды разбилось! Как вы думаете, какая посуда бьется? (ответы детей)

Федора: - Хочу чтобы ко мне вернулась посуда.

Воспитатель: - Посуда вернется к Федоре, если вы правильно скажете, какая она:

Стакан из стекла, какой?

Чашка из фарфора, какая?

Миска из глины, какая?..

 (ответы детей)

Воспитатель: - Ребята, поиграем в игру-отгадку: «Что Федоре нужно?».

Федора будет жарить картошку, ей нужна …….(сковорода)

Федора хочет разрезать яблоко, ей нужен …….(нож)

Федора будет есть макароны, ей нужна …………(вилка)

Федора будет пить чай, ей нужен ……………………(чайник) …

Федора: - А где остальная посуда?

Воспитатель: - Нам дорогу укажет жук. Вот он поет свою песенку: «Ж-ж-ж».

(Дети находят посуду)

Федора: - Ребята, помогите мне красиво расставить посуду на полочке.

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: - Федора, посуда чистая, целая. Нужно за ней ухаживать.

Федора: - Спасибо ребята, что вы помогли мне вернуть посуду

Уж не буду, уж не буду,

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить, и уважать.

Приложение № 2

Конспект занятия по художественной литературе в средней группе

"В гостях у дедушки Корнея".

Цель: порадовать детей чтением весёлой сказки; побуждать “помогать” героям этих произведений – вместе с ними проговаривать знакомые стихи, используя интонационные средства выразительной речи.

Материал: портрет К. И. Чуковского, его книги, иллюстрации к произведениям.

Предварительная работа: чтение сказок К. И. Чуковского “Мойдодыр”, “Доктор Айболит”, “Муха-Цокотуха”, “Федорино горе”, «Телефон».

Ход занятия:

Воспитатель: Вы верите в чудеса?

Дети: да!

Восп. : Тогда закрывайте глаза и не подглядывайте (дети закрывают глаза, педагог ставит портрет на фланелеграф и знакомые произ. К. Чуковского) .

– А теперь открывайте глаза и смотрите. Увидели чудо? Вы знаете, кто перед вами? А книги вам знакомы? Здесь, портрет. Кто это, ребята?

Дети: К. И. Чуковский.

А кто он?

Дети: Писатель.

В гости дедушка Корней

Приглашает всех детей!

Но особенно он рад

Пригласить таких ребят,

Кто умеет слушать сказки

Или любит их читать.

– Хотите, в гости? (Да).

Тогда, пойдемте.

Дети проходят и садятся на стулья) .

Ход занятия

На фланелеграфе стоит портрет К. И. Чуковского, дети садятся на стулья, перед ними выставка сказок К. И. Чуковского.

Воспитатель: Вот, мы и пришли в гости. Здесь нас уже ждут книжки, которые написал К. И. Чуковский.

Корней Иванович Чуковский придумал много сказок, которые хорошо знают и любят дети, и взрослые.

– А вы, любите сказки?

Дети: да.

Воспитатель. Какие сказки К. И. Чуковского вы знаете?

Дети. “Телефон”, “Доктор Айболит”, “Мойдодыр”, “Муха-Цокотуха”, “Федорино горе”.

Воспитатель. Молодцы, много знаете сказок.

Воспит. Сейчас К. И. Чуковский нам расскажет одну из своих сказок «Телефон»

Просмотр презентации сказки «Телефон»

Инсценировка сказки.

Восп. (по желанию, превращает детей в героев сказки)

Восп. Молодцы, вы справились со своей ролью! (если у кого –то не получилось –в следующий раз постарайся) Воспитатель: Ребята, Корней Иванович очень любил детей, часто приходил в детские сады и школы, чтобы почитать свои веселые стихи и сказки. Ребята, посмотрите, сколько сказок нам написал К. И. Чуковский. Давайте, еще раз назовем их (перечисляют) .

– Почему, вам, ребята, нравятся эти сказки?

Дети. Потому что они веселые, добрые, интересные, красивые, поучительные. Воспитатель. Чему нас учат сказки?

Дети. Быть вежливыми, обрыми, аккуратными.

Воспитатель. Спасибо К. И. Чуковскому за замечательные сказки. Вы ребята знаете много сказок К. И Чуковского, молодцы!

Приложение №3

Конспект занятия по образовательной области

«В гостях у Мухи-Цокотухи».

Цель: Закрепить знание геометрических фигур, величины, основных цветов. Сравнить длину способом приложения. Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, фантазию. Воспитать умение работать парами, в коллективе.

Ход занятия:

-Дети, вы любите сказки?

- А сказку Корнея Ивановича Чуковского “Муха-Цокотуха” вы знает?

- Предлагаю отправиться в гости к Мухе-Цокотухе. дети надевают шапочки-маски

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла,

Пошла Муха на базар

И купила самовар.

-Ребята, мы идем с вами по полю, по которому шла муха-цокотуха. Посмотрите, перед нами препятствие.

1. «Перешагни ручеек». Нам нужно перешагнуть через них и не замочить ножки. Это какой ручеек – широкий или узкий? Значит, какой нам нужно сделать шаг? Но здесь еще один ручей, а он какой? Узкий. Короткий. (дети перешагивают через ручеек) широкий, нужно шаг сделать – длинный.

2. «На полянке».

Ребята, посмотрите, мы пришли на полянку. Что вы видите на полянке?

Сколько бабочек? А цветов? Чего больше? меньше? Как сделать так, чтобы бабочек и цветов стало поровну?

Молодцы, вы отлично справились с заданием!

Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали,

А букашки по три чашки,

С молочком и крендельком.

- Ребята, а вот и Муха-Цокотуха, но она почему – то грустит. Оказывает М-Ц накрывала на стол и так разволновалась, что уронила все тарелки и разбила! Нам нужно с вами помочь мухе, найти половинки от тарелок.

3. Игра «Разбитые тарелки». Вот вам половинки от тарелок, а вы должны найти вторую половинку и соединить их.

Приходили к мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки не простые,

В них застежки золотые.

4. «Сапожок».

-Смотрите, какие сапожки подарили М-Ц. Из каких геометрических фигур состоит сапожок. Хорошо! А теперь составьте такой же сапожок из набора геометрических фигур, которые лежат у вас на столах.

Далее дети самостоятельно проверяют правильность выполнения задания по образцу.

-Какие геометрические фигуры вы использовали?

-А теперь соедините свои сапожки в пары: сдвиньте свою фигуру с фигурой вашего “соседа”.

Вдруг какой-то старичок-Паучок.

Нашу Муху в уголок поволок.

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить.

Дорогие гости, помогите,

Муху вы освободите!

5. «Паутинка».

-Нужно срочно спасать нашу Муху-Цокотуху. В сказке М-Ц спас комарик, нам нужно помочь ему освободить М-Ц - распутать паутинку. Посмотрите, вот какая паутинка. Какого цвета самая длинная полоска? А самая короткая? Паутинка запуталась и ее нужно распутать. Составьте полосочки от самой длинной до самой короткой.

6. «Бабочки и цветы».

На полу разложены половинки кругов больших и маленьких разных цветов. Дети ищут половинки, называют цвет и размер, склеиваем вместе скотчем.

Ну вот, наше путешествие в гости к Мухе-Цокотухе подходит к концу.

-Вам понравилось? Что вам больше всего понравилось?

Вот и сказке конец, а кто играл с нами – молодец!

Приложение № 4

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности

«Украсим красиво блюдце»

Задачи:  расширять представления детей о чайной посуде, о назначении всех предметов чайного сервиза. Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование с помощью печати,  позволяющей передавать изображаемый объект; осваивать ритм при составлении узора, учить красиво располагать изображение: рисовать узор в центре, по краям блюдца, используя приёмы «примакивания» и «тычка». Развивать творческое воображение детей.

Материалы и оборудование:  коробка-посылка,  посуда,  чайные блюдца, разрезанные бумажные блюдца с рисунком, бумажные блюдца с рисунком для образца, мешочек печати (штампы) из пробок в виде цветка, одноразовые бумажные  блюдца без узора, краски гуашевые, кисточки, салфетки, баночки с водой, указка.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся.

Дети.  Приветствие «Всем, всем, добрый день».

Воспитатель: Поздоровались, а теперь подойдите ко мне и покажите ваши глазки, какие они у вас умные и красивые.

В. Ребята, сегодня нам почтальон принёс посылку, я её не открывала, дождалась пока вы придёте. Давайте откроем её и посмотрим, что же нам прислали.

Дети открывают посылку и видят там разрезанные тарелки

В. Осколки какие-то, ничего не понятно, что прислали, а главное кто? А вот посмотрите письмо, сейчас я вам его прочитаю.

Дорогие ребята, помогите, пожалуйста!!! Сбежала от меня посуда, только я её собрала, перечистила, перемыла, как случилась у меня новая беда. Разбились мои блюдца праздничные, не знаю что делать. А тут ещё и гости ко мне собираются, как их встречать, и пироги то положить не на что. Горе мне горе. Помогите тарелки склеять.

В. Кажется я догадалась кто посылку прислал. А вы догадались?

Р. Бабушка Федора.

В. Поможем бабушке Федоре, склеим блюдца?

Р. Да (собирают тарелки)

В. Какие красивые блюдца у бабушки Федоры. Сложить то мы их сложили, а сделать их сново целыми не получилось. Что делать даже не знаю? Может вы знаете?

В. Ребята, я вспомнила когда-то давно подарил мне один волшебник мешок волшебный, (складывают в мешок все осколки) А для того чтобы случилось волшебство надо нам с вами выполнить задание. А какое именно нам мешочек сейчас укажет.

В. Показывает детям поочерёдно предметы посуды; тарелку, чашку, кастрюлю и т.п.  Дети называют, что это.

-  Как все эти предметы можно назвать одним словом? (Посуда)

- Давайте назовём, какие предметы посуды здесь стоят?

- А какая посуда понадобиться  бабушке Федоре для чаепития? (переложить на соседний стол)

Д: чайник, чашка, блюдце, самовар,

В:  Что есть у чайника?  

Д: Носик, крышка.

В:  Зачем нам нужны чашки?

Д: Чтобы пить.  

В:  Что мы пьём из чашек?

Д: Чай, компот, молоко, воду, сок и т.п.

В. Справились мы с твоим заданием волшебный мешочек, давайте ребята посмотрим как там блюдца. (Достает целые блюдца, только белые)

В: Ой, что с блюдцами случилось? Что же теперь делать? А давайте мы украсим блюдца сами, и отправим их Федоре в подарок!!!

Воспитатель с детьми рассматривает образец блюдца, и выделяют элементы узора. (Цветы, листья, точки).

В:  Какой  рисунок у нас в середине блюдца?

Д: Цветок.

В:  С помощью чего мы можем нарисовать цветок, чтобы все цветочки на посуде были одинаковые?

Д: С помощью печати из пробки.

Воспитатель показывает, как делать штамп. Сначала  прижимаем штамп к подушечке с краской. А затем  ставим отпечаток на лист.

В:  А где у нас ещё нарисованы цветы?

Д: По краям блюдца. (Вверху, внизу, слева, справа)

В:  А какой у нас  узор по краям блюдца?

ДТочки.

В: Правильно точки .

В: С помощью чего мы можем сделать точки, чтобы они были ровные и одинаковые?

Д: Ваткой палочкой, тычком.

В:  Какого цвета точки на нашем блюдце?

Д: Желтые и зелёные.

В: Как расположены? (Чередуются)

В: Посмотрите, как я буду делать точки. (Показывает метод «тычка»)

В:  А как мы будем  рисовать листочки?

Д: Кисточкой  примакивать.  (приём «примакивания» показывает ребёнок)

В:  Прежде, чем начать рисовать, разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Как мы мыли посуду»

Раз, два, три, четыре

(удар кулачками друг о друга, хлопок  в ладоши),

Мы посуду перемыли

(одна ладонь скользит по другой):

Чайник, чашку, ковшик, ложку

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли (одна ладонь скользит по другой),

Только чашку мы разбили

(загибают пальчики по одному, начиная с большого),

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши).

Закрепление.

- Что мы рисуем в середине блюдца?

- Покажите, где середина.

- А чем мы будем рисовать цветок? (печатью - штампом)

- А где у нас ещё расположены цветы?

- Что  будете рисовать по кругу? (Точки)

- Чем будем рисовать точки?  Каким способом? (Ваткой палочкой, тычком)

-  А где у нас расположены листья. (По краю блюдца)

- Каким  приёмом будем рисовать листья? (Примакиванием).

Дети рисуют под музыку.

 Рассматривание готовых работ.

Воспитатель вызывает  1-2 детей  выбрать понравившиеся  работы. А что именно тебе в них понравилось?

В: Молодцы, ребята, работали все хорошо, дружно, старались, красиво украсили блюдца. Надеюсь, что они понравятся бабушке Федоре.

Итог занятия.

В: Что мы сегодня делали?

Д: Рассматривали чайный сервиз и расписывали блюдца для бабушки Федоры.

В: Мы вспомнили и закрепили знания о посуде. Освоили новый приём рисования печатью-штампом. Закрепили приёмы «примакивания» и «тычка». Закрепили, как составлять  узор на круге.

В: Спасибо вам огромное ребята. Ваши блюдца я положу в коробку и оправлю вместе с письмом бабушке Федоре, вот она порадуется. На этом наше занятие заканчивается.

Приложение №5.

Лепка по произведению К. Чуковского «Федорино горе»

Цель: Закреплять умение лепить посуду; учить составлять композицию по литературному произведению; воспитывать интерес и желание отображать в лепке эпизоды литературных произведений.

Оборудование. Пластилин, дощечки, блюдца с влажными тряпочками, большая доска.

Ход занятия:

. Перед сюжетной лепкой проводится несколько занятий по лепке посуды. За день-два до занятия воспитатель читает детям произведение К. Чуковского «Федорино горе», показывает иллюстрации к нему, беседует о прочитанном. Начиная занятие, воспитатель говорит, что сегодня дети будут лепить на тему известного им стихотворения «Федорино горе».

— О чем там рассказывается, Таня? Правильно, о том, как посуда убежала от грязнули и неряхи Федоры. А еще о чем?

— Федора сказала, что будет мыть посуду, и посуда пожалела ее и вернулась.

- А про какую посуду там говорится?

— Про тарелки, стаканы, чашки, чайник.

— Верно! Вот я слепила Федору. А вы сейчас сделайте посуду. Подумайте сначала, кто какую посуду будет лепить. Оля, ты придумала, что будешь лепить?

- Чашки с блюдцами.

— А Игорь?

— Стаканы.

- Можно лепить разную посуду. Давайте сразу договоримся, что мы изобразим: как посуда убегает от Федоры или как возвращается назад. (Просит сказать нескольких детей.) Все хотят, чтобы мы изобразили, как посуда убегает от Федоры. Она грустная, плачет, бежит за своей посудой.

В ходе занятия воспитатель помогает детям советом, показом.

В конце воспитатель одобряет действия детей, показывает интересные, правильно выполненные работы. Приносит большую доску (на ней изображена гора), ставит перед ней Федору, которая протягивает руки к посуде, а детям предлагает разместить посуду так, чтобы посуда, убегающая от Федоры, была хорошо видна. Дети по очереди расставляют свою посуду. Воспитатель говорит, что вечером они покажут эту работу ребятам старшей группы и родителям.

Приложение №6

Консультация для родителей «Книга – часть воспитания ребенка».

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.

Книга-это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей , а также из книг.

Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить нас родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей.
С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.

Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. 

Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.

Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.
Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное-содержание.

Рекомендации по приобретению литературы:
У детей 4-5 лет происходит активизация словарного запаса, идет
развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок. Потихоньку приступайте к заучиванию стихотворений.
В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов, с богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и животных, с творчеством К. Чуковского.

Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться.


Советы для родителей.
• Чаще говорите о ценности книги;
• Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
• Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
• Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
• Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
• Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
• Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;

Приложение №7

Памятка для родителей ««Семья и книга».

«Книга для детей – это в самом деле хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту»

   К.И. Чуковский.

Семья формирует основы мировоззрения человек, его образ жизни и ценностные ориентиры.

Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе  и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье.

Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том чиcле,  и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит.

Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых — следствие несформированности ее с раннего детства.

Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства — степени овладения речью.

•        Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.

•        Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое в приятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость грусть, печаль, шутку, насмешку.

•        Семейное чтение развивает способности, являющиеся основе для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений,

•        умения переживать радости и печали героев художественных произведений.

•        Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более ставших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного: чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передаю: младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.

•        Семейное чтение — эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.

•        Семейное чтение может служить для профилактики старения так как, по мнению некоторых специалистов, старение — это результат жизни без книги, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Сказки К.И.Чуковского»

Творческий проект «Сказки К.И.Чуковского»Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая, продуктивная,изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая)Тип проекта: инф...

Творческий проект «Добрые сказки Корнея Чуковского»

Творческий проект«Добрые сказки Корнея Чуковского»...

Проект "Добрые сказки Корнея Чуковского"

Произведения К. И.Чуковского имеют огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к. они расширяют кругозор ребенка, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувство...

Творческий проект «Добрые сказки К. И. Чуковского»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться рад...

Проект "Добрый мир сказок Чуковского" для детей старшего дошкольного возраста

Приобщение  к словесному искусству. Развитие эстетического вкуса, на основе произведений К.И. Чуковского.Воспитание отношения детей к книге не только как к развлечению, а как к источнику познават...

Проект "Добрые сказки К.Чуковского"

Проект "Добрые сказки К.Чуковского"...