толерантное воспитание детей
статья (подготовительная группа)

восаитание толерантной культуры детей

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной и многоконфессиональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур, стране с нерешенными проблемами в межкультурных отношениях. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия. Необходимость всестороннего изучения процесса воспитания толерантной культуры определяется тем, что современный культурный человек - это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и принятия окружающих людей, поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения, в частности у детей старшего дошкольного возраста, умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Белоснежка»

       

Тема:

Воспитание толерантной культуры детей старшего дошкольного возраста.

Составитель:

- Яковлева Ольга Анатольевна

г. Новый Уренгой

2019 го

Актуальность темы и проблемы исследования. 

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной и многоконфессиональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур, стране с нерешенными проблемами в межкультурных отношениях. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия. Необходимость всестороннего изучения процесса воспитания толерантной культуры определяется тем, что современный культурный человек - это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и принятия окружающих людей, поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения, в частности у детей старшего дошкольного возраста, умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Актуальность воспитания основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста на социально-педагогическом уровне заключается в том, что система образования реализует социальный заказ общества на воспитание толерантной личности, это является условием успешной реализации человека в социальном и личностном общении, в деятельности. Принципы толерантной культуры необходимы во всех сферах социальных отношений, что отражено во Всеобщей декларации прав человека, в Законе Российской Федерации «Об Образовании», в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, в Декларации принципов толерантности и других нормативных документах Российской Федерации и документах международного уровня.

Дошкольное образовательное учреждение как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей старшего дошкольного возраста основ толерантной культуры, потому что именно период дошкольного детства является благоприятным для развития многих нравственных качеств и формирования толерантности. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования таких педагогов и психологов, как A.M. Виноградова, В.Г. Нечаева, Я.Л. Коломинский, Т.А. Маркова, Ф.С. Левин-Щирина, Р.Б. Стеркина, Л.В. Крайнева, B.C. Мухина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон, Н.Н. Поддьякова, Л.И. Божович, Н.И. Непомнящая, Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова и др.

Воспитание основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста может быть успешно осуществлено в условиях образовательного процесса дошкольного учреждения.

Современная система дошкольного образования представлена богатым арсеналом вариативных программ, отражающих содержание образования, направленного как на общее личностное развитие ребенка (комплексные программы), так и на отдельные его сферы (парциальные программы). В последние годы стали появляться программы, направленные на воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста (В. Ашикова, С. Ашиков, О.А. Овсянникова). Целью программы «Азбука мира», разработанной В. Ашиковой, С. Ашиковым, является воспитание толерантности и основ культуры мира; донесение в доступной форме до осознания детей общих для всех народов и стран ценностей. Работа по воспитанию данного личностного образования осуществляется через знакомство с общечеловеческими ценностями и выделении фактов, способных стать основой объединения людей. В современной дошкольной педагогике разработаны педагогические технологии по формированию у дошкольников целостной картины мира (P.M. Чумичева); игровые технологии коррекции поведения дошкольников (М.Э. Вайнер) и др.

Имеющиеся технологии, комплексные и парциальные программы, а также программы подготовки педагогов по формированию толерантности как качества личности ребёнка, послужили основой для разработки логики построения процесса воспитания основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Методика воспитания основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста, обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязанностью всех блоков, целостностью, так как построена на основе интеграции содержания форм, методов и видов деятельности в сфере формирования личностных качеств.

С позиций данного подхода личность рассматривается как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения. Необходимо подчеркнуть, что оба компонента, личностный и деятельностный, неразрывно связаны друг с другом в силу того, что личность выступает субъектом деятельности, которая в свою очередь наряду с действием других факторов определяет его личностное развитие.

Исходным положением данного подхода является личностный смысл деятельности детей старшего дошкольного возраста, включение каждого ребенка в активную деятельность. Деятельность при этом рассматривается как источник формирования личности и главный фактор ее развития. Ее существенные признаки: продуктивно-преобразующий характер, социальность, сознательное целеполагание. Человек, участвуя в деятельности, сам изменяет свои отношения, взгляды, установки, мировоззрение. Развитие личности воспитанника есть развитие его деятельности, деятельность ребенка есть сфера, в которой происходит процесс воспитания, то есть педагогическим инструментом воспитания служат различные виды деятельности. Для детей дошкольного возраста наиболее характерны игровая и познавательная деятельности.

Главная потребность ребенка старшего дошкольного возраста состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они, действовать вместе с ними. Но реально ребенок не может выполнять функции взрослого. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями. Данная потребность удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает дошкольник. Дети моделируют взаимоотношения людей, когда разыгрывают какую-либо сюжетную ситуацию. Л.С. Выготский утверждал, что «в игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения, он в игре на голову выше самого себя».

Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Она дает возможность такой ориентации во внешнем мире, которую никакая другая деятельность дать не может. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей предметно-практической деятельности определенные правила. Поэтому так важно использовать игру при воспитании толерантности в дошкольном возрасте.

3 Педагогические условия эффективного воспитания основ толерантности у детей дошкольного возраста

В настоящее время проблеме формирования толерантности у детей дошкольного возраста уделяется много внимания.

В контексте дошкольного возраста следует уточнить само содержание понятия «толерантность» с учётом возрастных особенностей, воспитательной среды, выявления критериев и игровых методов воспитания.

Понятие «толерантность» трактуется по-разному, как терпение, терпимость и выносливость, как готовность принять других, их взгляды, обычаи и привычки. По В.А. Тишкову «толерантность представляется в виде внутренней установки, добровольного выбора по отношению к человеку вообще, к другим людям и коллективам, которые не навязываются, а приобретаются каждым через систему воспитания и жизненный опыт» [3] .

Феномен требует дальнейшего изучения и осмысления, поскольку толерантность -- не врождённое качество, она должна быть специально воспитана и сформирована [2].

Педагогические идеи толерантности содержатся и в зарубежной литературе, и в работах отечественных педагогов, как прошлого, так и настоящего. Л.Н. Толстой, провозглашая идеи свободного воспитания, уважения прав ребёнка, обучение детей строил на принципах народности и гуманности. Идеи толерантности прослеживаются и в работах Ш.А. Амонашвили. Толерантность исследуется и психологами. Анализ и обоснование понятия «толерантность» были сделаны также М.П. Мчедловым и Г.У. Солдатовой.

Многозначность понятия «толерантность» создает трудности, когда ставится задача создания методических рекомендаций по формированию толерантности.

Формирование толерантности одни исследователи считают целесообразным начать со старшего дошкольного возраста. По нашему мнению, закладывать основы толерантности можно и в среднем дошкольном возрасте.

Отношение людей друг к другу является центром становления личности и соответственно определяет нравственную ценность человека. В настоящее время довольно часто наблюдается множество негативных и деструктивных явлений в детском коллективе, среди которых можно выделить такие, как неспособность видеть и понимать друг друга; тяжелая адаптация в коллективе сверстников; застенчивость, замкнутость; стремление ребенка снять с себя ответственность за происходящее, даже ценой лжи; ревность к успехам других детей.

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении.

В детском саду воспитание толерантного отношения детей друг к другу формируется средствами социально-культурной деятельности, через ознакомление дошкольников с культурой народа той местности, в которой они проживают, с традициями и обычаями других народов.

Доступные восприятию ребенка элементы культуры составляют содержательную основу большинства программ дошкольного образования.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; б) театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

3) русские народные подвижные игры, такие как «Гори, гори ясно», «Бояре» и другие;

4) проведение русских народных праздников, например таких как «Масленица, Рождество» в соответствии с народным календарем;

5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран;

6) знакомство детей с традициями народов разных стран;

7) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля, и других праздников в разных странах

8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

9)сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

Отсюда можно сделать вывод о том, что педагогические условия - это:

- формирование программно-методического комплекса по проблеме (это перечень программ, технологий, методик)

- разработка системы мероприятий по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста (сюда должно войти и познавательное развитие по ознакомлению детей с культурой других народов, и художественно-эстетическое развитие, речевое, физическое - подвижные игры и. т.д.)

- организация работы с родителями по проблеме.

толерантное поведение дошкольный возраст

ВЫВОДЫ

Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая прав и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека. Нетерпимость в полиэтническом, поликонфессиональном либо в поликультурном обществе приводит к нарушениям прав человека, насилию и вооруженным конфликтам.

Как показывают исследования отечественных авторов, трех-четырех летний ребенок уже вступает в первую стадию политического развития, когда у него зарождается чувство национального самосознания. Но в этом возрасте его еще характеризуют эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.

Задача гуманистической педагогики - сформировать у детей доброжелательное, уважительное отношение к представителям других этнических коллективов, приобщить дошкольников к культурным ценностям разных народов.

Эффективность педагогической деятельности зависит от сотрудничества детского сада с семьями воспитанников, потому что именно семья предопределяет стартовое развитие личности и поведение ребенка в будущем.

Однако, как показывает опыт, прежде чем планировать работу с детьми и с родителями, необходимо обратиться к самим педагогам: и они нуждаются в знакомстве с этнокультурным материалом, и им необходимо расширять свои знания в области межкультурного общения.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Белоснежка»

       

Тема:

Воспитание толерантной культуры детей старшего дошкольного возраста.

Составитель:

- Яковлева Ольга Анатольевна

г. Новый Уренгой

2019 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Толерантное воспитание детей дошкольного возраста

Наши детские коллективы многонациональны. Воспитателю необходимо знать, как организовать развитие, образование и воспитание всех детей, независимо от этнической принадлежности....

Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)

Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....

«Толерантное воспитание детей дошкольного возраста»

Цель:Формирование навыков уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур.Поставила  следующие задачи:1.Проведение мониторинга по ...

Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)

Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...

«Толерантное воспитание детей»

Данный материал содержит рекомендации для родителей по толерантному воспитанию детей....

Родительское собрание в старшей группе «Толерантное воспитание детей к людям с ограниченными возможностями здоровья»

    Мы живем в обществе, где нас тысячи людей. Все мы разные, не похожие друг на друга. У каждого из нас свои интересы, желания, цели. В настоящее время актуальным стал вопрос о толер...

Консультация для родителей "Толерантное воспитание детей дошкольного возраста"

консультация для родителей из опыта работы педагога...