Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)
методическая разработка (старшая группа) по теме

Вербицкая Елена Владимировна

Проект

«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)

Составила: воспитатель

Вербицкая Е. В.

П. Михайловка

Актуальность.

     Поликультурное воспитание ребенка с самых ранних лет формируется как семьей, так и системой общественного дошкольного воспитания. Здесь особенно велика роль взрослых – родителей, воспитателей.

     Давно ушло в прошлое, некогда бытовавшее убеждение, что дети не доросли, до понимания некоторых сложных и взрослых вопросов и нет смысла говорить с ними о политике, о социальных проблемах, о высоких гражданских истинах, о национальных взаимоотношениях. Некоторые взрослые думают, что нет необходимости особо заботиться о том, чтобы ребенок четко определял жизненные позиции. Дескать, придет время – цели определятся сами собой. Как же глубоко они заблуждаются!

     Каждый взрослый обязан сознавать свою ответственность за воспитание в детях толерантности  к людям других национальностей. Среди важнейших средств воспитания: личный пример, слово, художественная литература, произведение устного народного творчества, изделия декоративно – прикладного искусства, музыкальные произведения, разнообразные виды игр. Так, игры – драматизации активно влияют на мотивационно – эмоциональную сферу дошкольников, привлекают внимание к жизни других людей.

     С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

     Задачи поликультурного воспитания у детей старшего дошкольного возраста.

1.       Характеризовать отношение детей к людям ближайшего национального окружения (русские, буряты, татары и т.д.)

2.       Определить возможности игр – драматизаций, разыгрываемые на основе сказок народов мира, формирующих позитивное отношение к этнокультуре и ее создателям.

3.       Уточнить и дополнить принципы отбора фольклорных сказок.

4.       Разработать методику проведения игр – драматизаций (на основе сказок) русских сказок и сказок других народов, формирующих у детей эмоционально – положительное отношение к своему и другим национальностям.

Гипотеза.

     Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории родного народа, его культуре и культуре других национальностей, их языку истории, творчеству и будут отражать свои впечатления в играх – драматизациях, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Предполагаемый результат:

1.       У детей будет сформировано положительное отношение к народам мира, прежде всего через познание своей национальной культуры. Именно благодаря этому – ценности, выбранные культурой других народов, становятся более понятными и почувствованными.

2.       Педагогические воздействия на детей будут направлены на развитие и проявление когнитивного (познавательного, эмоционального, поведенческого компонента.

3.       Будут сформированы эмоционально положительные отношения к другим национальностям: от гуманных переживаний до сформированного отношения к реальной жизни.

Продукт проекта Разработан и внедрен, воспитателем отработан в процессе.

Игры – драматизации по сказкам (легендам) русской, бурятской, тафаларской этнокультуры (Богатырь Байкал) Гавриила Кунгурова «Ты – тофалар, и я – тофалар».

Участники проекта

1.       Дети.

2.       Воспитатели.

3.       Специалисты ДОУ.

4.       Родители.

Сроки реализации.

Сентябрь – май

 

I этап: Социологическое исследование детей 6лет (могут ли они правильно определить свою этническую принадлежность (65% самостоятельно, 35% - с помощью вопросов): но принадлежности родителей – 59%, родному языку – 31%, где живут – 10%.

II этап: знакомство со сказкой, знакомство с бытом, жизнью народа сочинившего данное произведение. Определение длительности периода подготовки

Этап: работа над этюдами, работа над развитием эмоциональности, а также коммуникативных особенностей детей, над развитием артистизма и навыков сценических воплощений.

Этап: слушание детей музыки, содержащие изделий декоративно – прикладного искусства (в том числе и национальных костюмов, его элементов), их собственную активную деятельность: импровизацию на народных инструментах, исполнение народных песен, вождение хороводов,  изображение героев, эпизодов из сказок непосредственной деятельности: художественное творчество (рисование, лепка, конструкторская деятельность).

Этап: Изготовление атрибутики и реквизита для драматизаций с помощью родителей. Тем самым активизировалась самостоятельная художественная деятельность. Дети учились сопереживать, сочувствовать героям и, что самое главное, получали представления о социальной действительности. Теперь они могли устанавливать «интеллектуально – эмоциональные связи».

III этап: на этом этапе основное внимание уделялось организации игр – драматизаций. «Интеллектуально – эмоциональные связи» в поведении детей наиболее ярко проявлялись в момент принятия ими роли, выполнение собственно игровых, ролевых действий, развития сюжета их волновала настолько, что они порой отождествляя себя с ним, ярче воплощали любимый образ, его нравственные качества, национальный колорит. Иными словами, мы добились того , что эмоционально – положительный настрой перерастал в целостное отношение к сказке, как элементу культуры определенного народа

IV этап: основная задача этого этапа – перенос пережитых детьми чувств во время слушания сказок, в ходе игр драматизаций в реальную жизнь путем дискуссий, оценочных суждений, поддержки инициативы, изготовление атрибутики. Комплекс взаимосвязанных средств и методов, непосредственные контакты с детьми других национальностей, знакомство с их культурой, на наш взгляд закрепляют симпатии, доброжелательные чувства, зародившиеся в ходе игр. Свидетельство тому – результаты данного проекта:

1.       Расширились знания детей о культуре, быте людей других национальностей, появилось желание общаться со сверстниками других национальностей.

Проект носит не только эмоциональный характер, но и содержательный, отражающий знания и представления детей о данном народе. Следовательно.

·         В сфере эмоциональных отношений важный компонент культурного воспитания.

·         Единство формирования позитивного отношения к родному народу, его культуре и другим национальностям, их языку, истории, творчеству.

·         В процессе роста сознания ребенка формируется основа его отношения к культуре, к людям ближайшего национального окружения.

·         При повышенной эмоциональности восприятия национальных и межнациональных проблем в обществе приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям родного и других народов – оптимальный путь формирования эмоционально – положительного отношения.

·         Сказки народов мира – кладезь общечеловеческих, нравственных ценностей, их воспитательный потенциал наиболее полно раскрывается при подготовке и организации, выполняя стержневую функцию, одновременно расширяют знания и представления детей, на основе которых под влиянием целенаправленных педагогических воздействий формируется положительное отношение к сказки – элементу любой этнической культуры, представителям народа, ее сочинившего.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx17.99 КБ
Файл palchikovye_igry.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)

Составила: воспитатель

Вербицкая Е. В.

П. Михайловка

Актуальность.

     Поликультурное воспитание ребенка с самых ранних лет формируется как семьей, так и системой общественного дошкольного воспитания. Здесь особенно велика роль взрослых – родителей, воспитателей.

     Давно ушло в прошлое, некогда бытовавшее убеждение, что дети не доросли, до понимания некоторых сложных и взрослых вопросов и нет смысла говорить с ними о политике, о социальных проблемах, о высоких гражданских истинах, о национальных взаимоотношениях. Некоторые взрослые думают, что нет необходимости особо заботиться о том, чтобы ребенок четко определял жизненные позиции. Дескать, придет время – цели определятся сами собой. Как же глубоко они заблуждаются!

     Каждый взрослый обязан сознавать свою ответственность за воспитание в детях толерантности  к людям других национальностей. Среди важнейших средств воспитания: личный пример, слово, художественная литература, произведение устного народного творчества, изделия декоративно – прикладного искусства, музыкальные произведения, разнообразные виды игр. Так, игры – драматизации активно влияют на мотивационно – эмоциональную сферу дошкольников, привлекают внимание к жизни других людей.

     С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

     Задачи поликультурного воспитания у детей старшего дошкольного возраста.

  1. Характеризовать отношение детей к людям ближайшего национального окружения (русские, буряты, татары и т.д.)
  2. Определить возможности игр – драматизаций, разыгрываемые на основе сказок народов мира, формирующих позитивное отношение к этнокультуре и ее создателям.
  3. Уточнить и дополнить принципы отбора фольклорных сказок.
  4. Разработать методику проведения игр – драматизаций (на основе сказок) русских сказок и сказок других народов, формирующих у детей эмоционально – положительное отношение к своему и другим национальностям.

Гипотеза.

     Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории родного народа, его культуре и культуре других национальностей, их языку истории, творчеству и будут отражать свои впечатления в играх – драматизациях, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Предполагаемый результат:

  1. У детей будет сформировано положительное отношение к народам мира, прежде всего через познание своей национальной культуры. Именно благодаря этому – ценности, выбранные культурой других народов, становятся более понятными и почувствованными.
  2. Педагогические воздействия на детей будут направлены на развитие и проявление когнитивного (познавательного, эмоционального, поведенческого компонента.
  3. Будут сформированы эмоционально положительные отношения к другим национальностям: от гуманных переживаний до сформированного отношения к реальной жизни.

Продукт проекта Разработан и внедрен, воспитателем отработан в процессе.

Игры – драматизации по сказкам (легендам) русской, бурятской, тафаларской этнокультуры (Богатырь Байкал) Гавриила Кунгурова «Ты – тофалар, и я – тофалар».

Участники проекта

  1. Дети.
  2. Воспитатели.
  3. Специалисты ДОУ.
  4. Родители.

Сроки реализации.

Сентябрь – май

I этап: Социологическое исследование детей 6лет (могут ли они правильно определить свою этническую принадлежность (65% самостоятельно, 35% - с помощью вопросов): но принадлежности родителей – 59%, родному языку – 31%, где живут – 10%.

II этап: знакомство со сказкой, знакомство с бытом, жизнью народа сочинившего данное произведение. Определение длительности периода подготовки

Этап: работа над этюдами, работа над развитием эмоциональности, а также коммуникативных особенностей детей, над развитием артистизма и навыков сценических воплощений.

Этап: слушание детей музыки, содержащие изделий декоративно – прикладного искусства (в том числе и национальных костюмов, его элементов), их собственную активную деятельность: импровизацию на народных инструментах, исполнение народных песен, вождение хороводов,  изображение героев, эпизодов из сказок непосредственной деятельности: художественное творчество (рисование, лепка, конструкторская деятельность).

Этап: Изготовление атрибутики и реквизита для драматизаций с помощью родителей. Тем самым активизировалась самостоятельная художественная деятельность. Дети учились сопереживать, сочувствовать героям и, что самое главное, получали представления о социальной действительности. Теперь они могли устанавливать «интеллектуально – эмоциональные связи».

III этап: на этом этапе основное внимание уделялось организации игр – драматизаций. «Интеллектуально – эмоциональные связи» в поведении детей наиболее ярко проявлялись в момент принятия ими роли, выполнение собственно игровых, ролевых действий, развития сюжета их волновала настолько, что они порой отождествляя себя с ним, ярче воплощали любимый образ, его нравственные качества, национальный колорит. Иными словами, мы добились того , что эмоционально – положительный настрой перерастал в целостное отношение к сказке, как элементу культуры определенного народа

IV этап: основная задача этого этапа – перенос пережитых детьми чувств во время слушания сказок, в ходе игр драматизаций в реальную жизнь путем дискуссий, оценочных суждений, поддержки инициативы, изготовление атрибутики. Комплекс взаимосвязанных средств и методов, непосредственные контакты с детьми других национальностей, знакомство с их культурой, на наш взгляд закрепляют симпатии, доброжелательные чувства, зародившиеся в ходе игр. Свидетельство тому – результаты данного проекта:

  1. Расширились знания детей о культуре, быте людей других национальностей, появилось желание общаться со сверстниками других национальностей.

Проект носит не только эмоциональный характер, но и содержательный, отражающий знания и представления детей о данном народе. Следовательно.

  • В сфере эмоциональных отношений важный компонент культурного воспитания.
  • Единство формирования позитивного отношения к родному народу, его культуре и другим национальностям, их языку, истории, творчеству.
  • В процессе роста сознания ребенка формируется основа его отношения к культуре, к людям ближайшего национального окружения.
  • При повышенной эмоциональности восприятия национальных и межнациональных проблем в обществе приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям родного и других народов – оптимальный путь формирования эмоционально – положительного отношения.
  • Сказки народов мира – кладезь общечеловеческих, нравственных ценностей, их воспитательный потенциал наиболее полно раскрывается при подготовке и организации, выполняя стержневую функцию, одновременно расширяют знания и представления детей, на основе которых под влиянием целенаправленных педагогических воздействий формируется положительное отношение к сказки – элементу любой этнической культуры, представителям народа, ее сочинившего.



Предварительный просмотр:

«Этот пальчик…»

Покажите семейную фотографию, перечислите всех членов семьи и попросите ребенка назвать их.

Этот пальчик - дедушка,                                   Загните большой палец.

Этот пальчик – бабушка,                                  Загните указательный палец.

Этот пальчик – папочка,                                   Загните средний палец.

Этот пальчик – мамочка,                                  Загните безымянный палец.

Этот пальчик – я,                                                Загните мизинец.

Вот и вся моя семья!                                        Вращайте кисть, разведя пальцы в стороны…

«Рыбки»

Покажите ребенку картинку с рыбками; рассмотрите их, называя.

Рыбки весело плескались                            Ладошки как бы ударяют по воде.

В чистой светленькой реке                        

То сожмутся, разожмутся,                           Пальчики сжимаются в кулачок, разжимаются.

 То закружатся в воде.                                  Винтообразные движения кистью.

«Этот пальчик хочет спать…»

Когда ребенок познакомится с пальчиками, можно рассказать ему, что днем мальчики играют, рисуют, едят, лепят… - у них очень много работы, к вечеру они очень устают и ложатся спать.

Этот пальчик хочет спать,                             Загните мизинчик

Этот пальчик лег в кровать,                          Загните безымянный пальчик.

Этот пальчик чуть вздремнул,                      Загните средний пальчик

Этот пальчик уж уснул,                                   Загните указательный пальчик.

Этот пальчик крепко спит.                             Загните большой пальчик.

Тише, дети, не шумите,

Пальчики не разбудите.

«Ёжик»

Что ж ты, ёж, такой колючий?                       Соединить ладошки,

Это я на всякий случай:                                   Выставить прямые пальцы вверх и

Знаешь, кто мои соседи -                                  расставить в стороны.

Лисы, волки и медведи.

«Дружат наши дети…»

Попросите ребенка вспомнить и рассказать, для чего нужны руки. «Для того, чтобы все это делать, пальчики должны быть проворными, быстрыми, умелыми. Я сейчас покажу, какими.»

Дружат наши дети,                                     Пальцы правой руки постукивают по

Девочки и мальчики.                                  очереди постукивают по тем же

Мы с тобой подружим                                пальцам левой руки, начиная с большого.

Маленькие пальчики.

«Где твой пальчик?»

-Где твой палец большой?                              Пальчики в кулачке, большой поднять вверх.

-У меня за спиной!

-А где твой указательный?                              Поднять вверх указательный.

-Посмотри внимательней!

-А где средний твой палец?                            Поднять вверх средний.

-Вот какой он красавец!

-А где твой безымянный?                                 Поднять вверх безымянный.

-Вот, с кольцом оловянным!

-А мизинчик-малышка?                                     Поднять вверх мизинец.

-Вот он, младший братишка!

«Птенчики в гнезде»

Птичка крылышками машет                                Обхватить все пальчики правой руки

И летит к себе в гнездо.                                          Левой ладонью и ими шевелить.

Птенчикам своим расскажет,

Где она взяла зерно.

«Осенние листочки»

Покажите ребенку картинку с изображением осеннего леса. Рассмотрите с ребенком деревья, назовите их. Рассмотрите листочки на деревьях, называя их : «Это лист клена, это лист берещы, это лист осины, а это лист дуба. Посмотри, какое дерево стоит зеленое (елка, сосна). Я прочту тебе стишок и покажу, как можно поиграть пальчиками». Можно надеть на пальчики ребенка маленькие резиночки с прикрепленными к ним листочками – клена, березы, осины, дуба и зеленой иголочкой елки.

Осень, осень к нам прошла

И в подарок принесла

Листик клена,                                                   Загните мизинец.

Лист березы,                                                     Загните безымянный пальчик.

Лист осины,                                                      Загните средний палец.

Лист дубка,                                                       Загните указательный палец.

Чудо-осень! Хороша!                                     Распрямите пальцы и вращайте кисть.

«Сорока - белобока»

Сорока - белобока                                            Указательный палец правой руки делает

Кашу варила,                                                      круговые движения по ладошке левой.

Деток кормила.                                                  Ребенок правой рукой загибает по очереди

Этому дала,                                                          пальцы левой руки, начиная с

Этому дала,                                                           мизинца.

Этому дала,                                                    

Этому дала,                          

А этому не дала!                                                 Большой палец поднимается вверх.

«Осы»

Осы любят сладкое,                                        Пальцы в кулачок, вытянуть

К сладкому летят.                                             вперед указательный палец, делать

И укусят осы, если захотят.                            им вращательные движения.

«Пальчики»

Рассмотрите вместе с ребенком его ладошки, пальчики. Расскажите, что они выполняют очень много сложной работы. И познакомьтесь с ними.

Большой палец встал один,                                Пальчики сжать в кулачок, а

Указательный - за ним,                                          затем поочередно их

Средний будит безымянный,                               разгибать, начиная с большого.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все – «Ура!»,                                Широко расставить пальцы

На работу им пора.

«Непоседа»

Пальчик, пальчик, непоседа,                                    Большой палец поднять вверх,

Где ты бегал, где обедал?                                         двигать им в разные стороны.

Я с мизинцем ел калинку,                                         Соединить большой с мизинцем.

С безымянным ел малинку,                                      Соединить большой с безымянным.

Ел со средним землянику,                                         Соединить большой со средним.

С указательным – клубнику!                                     Соединить большой с указательным.

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице,                                           Движения ладошками слева

Рыбке весело играть.                                                  направо и наоборот.

Рыбка, рыбка, озорница,                                          Делать махи кистями как бы «ударяя их по воде».

Мы хотим тебя поймать                                            Хлопок в ладоши.

«Вертолеты»

Два пилота вертолета                                                    Поставить кулачки на стол,

Приготовились к полету.                                                Большие пальцы поднять вверх.

Я готов!                                                                                Пошевелить большим пальцем левой руки,

И я готов!                                                                             Затем – правой.

Отойдите от винтов.

Мы взлетаем выше, выше,                                             Описывая круги большими пальцами, жужжа,                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                плавно поднимать руки вверх;

Там, внизу, деревья крыши,                                           крутить пальцами все быстрее и быстрее.

И дороги, и поля -                                                               По желанию ребенка можно

Вся огромная земля.                                                           Побегать по комнате.

И туда, куда хотим,

Мы летим, летим, летим!

Мы заходим на посадку.                                                Замедляя движения пальцев, понемногу

Рейс окончен. Все в порядке.                                        Опускать руки; вновь поставить кулачки на стол.

"Баиньки, баиньки"

Покажите ребенку картинку с изображением огорода. Расскажите какие овощи на нем растут, назовите их. Скажите: "Знаешь, а если не поливать огород, то все овощи могут погибнуть. Как ты думаешь, что нужно для того, чтобы поливать огород? (Лейка) я прочитаю тебе потешку, в которой огород поливает тот, кто больше всех на свете любит капусту - зайка, и покажу на пальчиках, как зайка поливал огород".

     Баиньки, баиньки,                   Указательный и средний пальцы

     Прибежали заиньки.                 "бегут" по столу.

     Сели на скамейку,                    Вытяните вперед указательный

     Попросили лейку                     палец правой руки, остальные

                                                          пальцы сжаты в кулаке.

     Поливали огород,                    Поводите указательным

                                                         вправо-влево.

     Где капустка растет.                   Сожмите правую руку в кулак,

                                                        обхватите его сверху левой рукой.

"Прятки"

     В прятки пальчики играли                       Сжимание-разжимание

     И головки убирали,                             кулачка в воздухе.

     Вот так, вот так,

     Так головки убирали.

"Стол"

      У стола четыре ножки,                           Левая рука в кулачок;

     Сверху крышка, как ладошка.               сверху на кулачок опускается

                                                                             ладошка правой руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эстетического воспитания у детей с общей интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста через игру-драматизацию.

В детском саду для детей с нарушением интеллекта - эстетическое воспитание,  несомненно, является  важнейшей  стороной развития и  воспитания особого ребёнка. Оно способствует обог...

краеведческий проект как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста

Департамент Образования г. Братск            Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение...

Семинар на тему: «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как средство воспитания у них основ толерантности».

Семинар на тему: «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как средство воспитания у них основ толерантности».       Формирование основ толерантной культуры – одна...

Формирование патриотических чувств, основ толерантности через театрализованную деятельность старших дошкольников

Патриотическое воспитание представляет собой педагогический процесс развития нравственных чувств.  А чувство «патриотизма» довольно сложное.Возникает вопрос: можем ли мы говорить о во...