краеведческий проект как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста
презентация к занятию (старшая группа) по теме

Мазур Татьяна Сергеевна

 

Департамент Образования г. Братск

            Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

                                      «Центр Развития Ребенка – Д./С №9»

                                                   «Солнечный город»

 

 

 

 «Краеведение как средство воспитания детей

                                                      старшего  дошкольного возраста»                              

 

 

 

 

                                                                                                  Подготовил:

                                                                                                    Мазур Т.С.

                                                                                                    II кв. категория

 

 

 

 

 

                                        Братск 2012 г.

 

 

 

3 слайд: 

 «Человеку никак нельзя жить без Родины,  как нельзя жить без сердца»
                                                                                                 К.Паустовский 

4слайд:                                                                                                            Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых. Отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом. взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традиция других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания является краеведение как эффективное средство воспитания базиса личностной культуры ребенка.

5 слайд:

Краеведение - это исследование родного края, изучение его природы, его истории  с древнейших времен до наших дней.

Предметом изучения могут быть события,  происходившие на территории района (области) в эпоху былых веков. 

 

6 слайд:

Цель  - приобщение и всесто­ронне изучение детей к истории родного края, быта, традициям, культуре людей его населяющих.

 

Задачи :

-показать детям, что и у людей, и у вещей есть своя история;

-пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям;

-воспитывать    уважение    к    культуре   других   народов,  

  готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

-пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость, приобщая их к искусству, музыке, литературе, народной культуре;

- развивать   потребность   в   самостоятельном   освоении  

 окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

 

Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.

7 слайд:

Методы и формы работы по краеведению  в дошкольном учреждении:

- создание игровых мотиваций, соответствующих   

   проблематике;

- практическое действие с предметами;

- использование ассоциативных связей;

- музыкально-театрализованная деятельность;

- самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;

- экскурсии.

Задача патриотического воспитания традиционно решается через реализацию разнообразных форм и методов работы с дошкольниками. Любовь к родному краю, дому, городу невозможно воспитать без определённых знаний о нём. Оптимальным решением построения целостного образовательного пространства, на мой взгляд, выступает музейная педагогика.

8 слайд:

 Известно, что приобщение детей к культурно – историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Именно музейная педагогика может стать помощником в решении многих проблем воспитания культурной личности ребёнка, поможет заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научит их правилам общения и умению жить среди людей.

9 слайд:

Цель моей работы заключается в том, чтобы с помощью музейной педагогики организовать“ мини – музей” - который будет развивать у детей интерес к жизни народа в разное историческое время, его культуре, к истории города, к природе родного края.

 

Изучение научно-методических источников позволяет выдвинуть гипотезу о том, что педагогические возможности мини – музея по краеведению в патриотическом воспитании дошкольников, будут решаться наиболее успешно в том случае, если работа будет многообразной и строится в определённой последовательности в образовательном процессе в различных видах детской деятельности: игровой, познавательной, творческой, музыкальной, совместной деятельности.

10 слайд: 

- Презентация плана (структура), земледельческого календаря.

 

11 слайд:

- Содержание разделов.

 

12 слайд:

- Методы реализации задач

 

13 слайд:

- Средства реализации поставленных задач:

 

14 слайд:

Работа в музее краеведения

развивает речь,

воображение,

мышление,

расширяет  кругозор,

способствует нравственному становлению личности,

пробуждает любовь к родному городу, краю, России.

 

15 слайд:

Заключение:

Ознакомление детей с родным городом – только часть большой и долговременной работы по краеведению. Системный подход к воспитанию детей в дошкольном учреждении позволяет осуществлять эту работу во всех видах деятельности, провести через все разделы программы. Чувство любви к своей малой родине  будет вырастать на фундаменте разностороннего развития детей. Эти чувства сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности, формируют индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь. Любовь к миру, к людям, к самому себе - это открытие. А радость открытия ведет к творчеству.

 

16 слайд:

«Твой лучший край»

Где листвы зелёной облака

Заслонили неба синеву,

Встретила я солнце у родника,

И сказала, обратясь, к нему:

Все народы видишь ты с высот

Где долины, шапки гор во мгле

Где ж первейший на земле народ,

Лучшее, где место на земле?

Улыбнулось солнце –

Верно, я вижу всё с небесной высоты.

Все равны народы-

А земля – та прекрасней, где родился ты.

Подрастай сынок, не забывай:

Родина – вот самый лучший край!

 

17 слайд:

Спасибо за внимание!

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kraevedenie_2.zip2.88 МБ

Подписи к слайдам:

Цель

-
приобщение
и всесто­ронне
изучение
детей
к истории родного края, быта,
традициям, культуре
людей его
населяющих.
З
адачи :
-
показать детям,
что и у людей, и у вещей есть своя история;
-пробудить
у юных граждан чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям;
-
воспитывать
    уважение    к    культуре   других   народов,  
  готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
-пробуждать
в детях эмоциональную отзывчивость, приобщая их к искусству, музыке, литературе, народной культуре;

развивать
   потребность   в   самостоятельном   освоении  
 окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов
.
Содержание разделов:
Знакомство с народными традициями, обычаями
Народный фольклор
Народные игры, хороводы
Художественное творчество
Фольклорное занятие
Загадки, потешки, считалки, пословицы, заклички, обрядовые песни, колядки, сказки, и.т.д.
Подвижные игры, игровые модели, хороводы.
Ручной труд, игры -драматизация
Беседы, показ иллюстративного материала, экспонатов м./музея

Спасибо за внимание!
Мазур Татьяна Сергеевна,
воспитатель,
2 квалификационная категория


Департамент
Образования г. Братск
Муниципальное
Бюджетное Дошкольное

Образовательное
Учреждение


«Центр Развития Ребенка – Д./С №9»

«
Солнечный город»
Краеведение
- это исследование родного края, изучение его природы
,
его
истории
с древнейших времен до наших дней.
Предметом
изучения могут быть события,
происходившие
на территории района (области) в эпоху былых веков. 

Структура плана:
«Земледельческий месяцеслов»
Осень
Зима
Весна
Лето
Сентябрь
Декабрь
Март
Июнь
блоки
разделы
основа
Я ЗНАЮ, С СОТВОРЕНИЯ ЗЕМЛИ,
НАВЕРНО, НЕ БЫВАЕТ ПО- ДРУГОМУ.
КУДЫ БЫ НАС МЕЧТЫ НИ ЗАВЕЛИ,
ДОРОГА ПРИВЕДЕТ К РОДНОМУ ДОМУ.
ГДЕ НИЧЕГО НЕ НАДО ОБЪЯСНЯТЬ,
ГДЕ ВСЕ БЕЗ СЛОВ ПОНЯТНО И ЗНАКОМО.
ПРИЙТИ ЛИШЬ НАДО, ТИХО ОБУВЬ СНЯТЬ,
И СЛУШАТЬ ТИШИНУ РОДНОГО ДОМА.
ПОТОМ ТЫ МОЖЕШЬ ГОРЫ СДВИНУТЬ ПРОЧЬ,
ЛЮБЫЕ БЕДЫ СМОЖЕШЬ ПРЕВОЗМОЧЬ.
ПОНЯТНО
ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЭТИХ ВСТРЕЧ,


КАК
ВАЖНО СВОЮ РОДИНУ БЕРЕЧЬ!
Работа в музее краеведения
развивает
речь,
воображение
,
- мышление
,
расширяет

кругозор
,
- способствует
нравственному становлению личности,
- пробуждает
любовь к родному городу, краю, России.
Ц
ель
:
формирование
социальной
компетентности
у
детей старшего дошкольного возраста на

краеведческом
материале.

«Человеку
никак нельзя жить без Родины,

как
нельзя жить без
сердца»

 

К.Паустовский
 
Картотеки
:
Экспонаты мини – музея:
Литература:
П./игры, пальчиковые, пословицы, поговорки, частушки, загадки, скороговорки, модели.
Макеты, образцы народных промыслов
Методическая, художественная
Средства

реализации поставленных задач:
Мини - музей
«Краеведение

как средство
воспитания детей старшего
дошкольного возраста
Методы и формы работы по краеведению

в
дошкольном учреждении:
- создание
игровых мотиваций, соответствующих

проблематике
;
- практическое
действие с предметами;
- использование
ассоциативных связей;
- музыкально-театрализованная
деятельность;
самостоятельная
элементарно-поисковая деятельность
;
- экскурсии.

Словесные
Наглядные
Практи -
ческие
беседы
малые
формы
фольклорные
Драма-
тизация
Ручной труд
игры
Ф./пра-здники
ТСО
И./ матер.
Экспонаты
Посещение музея
Методы реализации задач:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Статья "Лепбук как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Лепбук  как  средство  воспитания  детей  старшего  дошкольного возраста.                          ...

Опыт работы по теме "Краеведение как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Опыт работы по теме "Краеведение как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста"...

Презентация опыта работы по теме "Краеведение как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Презентация опыта работы по теме "Краеведение как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста"...