Главные вкладки

    Презентация к занятию (старшая группа) по теме:
    краеведческий проект как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста

    Мазур Татьяна Сергеевна

     

    Департамент Образования г. Братск

                Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

                                          «Центр Развития Ребенка – Д./С №9»

                                                       «Солнечный город»

     

     

     

     «Краеведение как средство воспитания детей

                                                          старшего  дошкольного возраста»                              

     

     

     

     

                                                                                                      Подготовил:

                                                                                                        Мазур Т.С.

                                                                                                        II кв. категория

     

     

     

     

     

                                            Братск 2012 г.

     

     

     

    3 слайд: 

     «Человеку никак нельзя жить без Родины,  как нельзя жить без сердца»
                                                                                                     К.Паустовский 

    4слайд:                                                                                                            Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых. Отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом. взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.

    Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традиция других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

    Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания является краеведение как эффективное средство воспитания базиса личностной культуры ребенка.

    5 слайд:

    Краеведение - это исследование родного края, изучение его природы, его истории  с древнейших времен до наших дней.

    Предметом изучения могут быть события,  происходившие на территории района (области) в эпоху былых веков. 

     

    6 слайд:

    Цель  - приобщение и всесто­ронне изучение детей к истории родного края, быта, традициям, культуре людей его населяющих.

     

    Задачи :

    -показать детям, что и у людей, и у вещей есть своя история;

    -пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям;

    -воспитывать    уважение    к    культуре   других   народов,  

      готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

    -пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость, приобщая их к искусству, музыке, литературе, народной культуре;

    - развивать   потребность   в   самостоятельном   освоении  

     окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

     

    Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.

    7 слайд:

    Методы и формы работы по краеведению  в дошкольном учреждении:

    - создание игровых мотиваций, соответствующих   

       проблематике;

    - практическое действие с предметами;

    - использование ассоциативных связей;

    - музыкально-театрализованная деятельность;

    - самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;

    - экскурсии.

    Задача патриотического воспитания традиционно решается через реализацию разнообразных форм и методов работы с дошкольниками. Любовь к родному краю, дому, городу невозможно воспитать без определённых знаний о нём. Оптимальным решением построения целостного образовательного пространства, на мой взгляд, выступает музейная педагогика.

    8 слайд:

     Известно, что приобщение детей к культурно – историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Именно музейная педагогика может стать помощником в решении многих проблем воспитания культурной личности ребёнка, поможет заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научит их правилам общения и умению жить среди людей.

    9 слайд:

    Цель моей работы заключается в том, чтобы с помощью музейной педагогики организовать“ мини – музей” - который будет развивать у детей интерес к жизни народа в разное историческое время, его культуре, к истории города, к природе родного края.

     

    Изучение научно-методических источников позволяет выдвинуть гипотезу о том, что педагогические возможности мини – музея по краеведению в патриотическом воспитании дошкольников, будут решаться наиболее успешно в том случае, если работа будет многообразной и строится в определённой последовательности в образовательном процессе в различных видах детской деятельности: игровой, познавательной, творческой, музыкальной, совместной деятельности.

    10 слайд: 

    - Презентация плана (структура), земледельческого календаря.

     

    11 слайд:

    - Содержание разделов.

     

    12 слайд:

    - Методы реализации задач

     

    13 слайд:

    - Средства реализации поставленных задач:

     

    14 слайд:

    Работа в музее краеведения

    развивает речь,

    воображение,

    мышление,

    расширяет  кругозор,

    способствует нравственному становлению личности,

    пробуждает любовь к родному городу, краю, России.

     

    15 слайд:

    Заключение:

    Ознакомление детей с родным городом – только часть большой и долговременной работы по краеведению. Системный подход к воспитанию детей в дошкольном учреждении позволяет осуществлять эту работу во всех видах деятельности, провести через все разделы программы. Чувство любви к своей малой родине  будет вырастать на фундаменте разностороннего развития детей. Эти чувства сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности, формируют индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь. Любовь к миру, к людям, к самому себе - это открытие. А радость открытия ведет к творчеству.

     

    16 слайд:

    «Твой лучший край»

    Где листвы зелёной облака

    Заслонили неба синеву,

    Встретила я солнце у родника,

    И сказала, обратясь, к нему:

    Все народы видишь ты с высот

    Где долины, шапки гор во мгле

    Где ж первейший на земле народ,

    Лучшее, где место на земле?

    Улыбнулось солнце –

    Верно, я вижу всё с небесной высоты.

    Все равны народы-

    А земля – та прекрасней, где родился ты.

    Подрастай сынок, не забывай:

    Родина – вот самый лучший край!

     

    17 слайд:

    Спасибо за внимание!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon kraevedenie_2.zip2.88 МБ

    Подписи к слайдам:

    Цель

    -
    приобщение
    и всесто­ронне
    изучение
    детей
    к истории родного края, быта,
    традициям, культуре
    людей его
    населяющих.
    З
    адачи :
    -
    показать детям,
    что и у людей, и у вещей есть своя история;
    -пробудить
    у юных граждан чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям;
    -
    воспитывать
        уважение    к    культуре   других   народов,  
      готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
    -пробуждать
    в детях эмоциональную отзывчивость, приобщая их к искусству, музыке, литературе, народной культуре;

    развивать
       потребность   в   самостоятельном   освоении  
     окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов
    .
    Содержание разделов:
    Знакомство с народными традициями, обычаями
    Народный фольклор
    Народные игры, хороводы
    Художественное творчество
    Фольклорное занятие
    Загадки, потешки, считалки, пословицы, заклички, обрядовые песни, колядки, сказки, и.т.д.
    Подвижные игры, игровые модели, хороводы.
    Ручной труд, игры -драматизация
    Беседы, показ иллюстративного материала, экспонатов м./музея

    Спасибо за внимание!
    Мазур Татьяна Сергеевна,
    воспитатель,
    2 квалификационная категория


    Департамент
    Образования г. Братск
    Муниципальное
    Бюджетное Дошкольное

    Образовательное
    Учреждение


    «Центр Развития Ребенка – Д./С №9»

    «
    Солнечный город»
    Краеведение
    - это исследование родного края, изучение его природы
    ,
    его
    истории
    с древнейших времен до наших дней.
    Предметом
    изучения могут быть события,
    происходившие
    на территории района (области) в эпоху былых веков. 

    Структура плана:
    «Земледельческий месяцеслов»
    Осень
    Зима
    Весна
    Лето
    Сентябрь
    Декабрь
    Март
    Июнь
    блоки
    разделы
    основа
    Я ЗНАЮ, С СОТВОРЕНИЯ ЗЕМЛИ,
    НАВЕРНО, НЕ БЫВАЕТ ПО- ДРУГОМУ.
    КУДЫ БЫ НАС МЕЧТЫ НИ ЗАВЕЛИ,
    ДОРОГА ПРИВЕДЕТ К РОДНОМУ ДОМУ.
    ГДЕ НИЧЕГО НЕ НАДО ОБЪЯСНЯТЬ,
    ГДЕ ВСЕ БЕЗ СЛОВ ПОНЯТНО И ЗНАКОМО.
    ПРИЙТИ ЛИШЬ НАДО, ТИХО ОБУВЬ СНЯТЬ,
    И СЛУШАТЬ ТИШИНУ РОДНОГО ДОМА.
    ПОТОМ ТЫ МОЖЕШЬ ГОРЫ СДВИНУТЬ ПРОЧЬ,
    ЛЮБЫЕ БЕДЫ СМОЖЕШЬ ПРЕВОЗМОЧЬ.
    ПОНЯТНО
    ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЭТИХ ВСТРЕЧ,


    КАК
    ВАЖНО СВОЮ РОДИНУ БЕРЕЧЬ!
    Работа в музее краеведения
    развивает
    речь,
    воображение
    ,
    - мышление
    ,
    расширяет

    кругозор
    ,
    - способствует
    нравственному становлению личности,
    - пробуждает
    любовь к родному городу, краю, России.
    Ц
    ель
    :
    формирование
    социальной
    компетентности
    у
    детей старшего дошкольного возраста на

    краеведческом
    материале.

    «Человеку
    никак нельзя жить без Родины,

    как
    нельзя жить без
    сердца»

     

    К.Паустовский
     
    Картотеки
    :
    Экспонаты мини – музея:
    Литература:
    П./игры, пальчиковые, пословицы, поговорки, частушки, загадки, скороговорки, модели.
    Макеты, образцы народных промыслов
    Методическая, художественная
    Средства

    реализации поставленных задач:
    Мини - музей
    «Краеведение

    как средство
    воспитания детей старшего
    дошкольного возраста
    Методы и формы работы по краеведению

    в
    дошкольном учреждении:
    - создание
    игровых мотиваций, соответствующих

    проблематике
    ;
    - практическое
    действие с предметами;
    - использование
    ассоциативных связей;
    - музыкально-театрализованная
    деятельность;
    самостоятельная
    элементарно-поисковая деятельность
    ;
    - экскурсии.

    Словесные
    Наглядные
    Практи -
    ческие
    беседы
    малые
    формы
    фольклорные
    Драма-
    тизация
    Ручной труд
    игры
    Ф./пра-здники
    ТСО
    И./ матер.
    Экспонаты
    Посещение музея
    Методы реализации задач:

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (из опыта работы).

    Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и др.Логичным и закономерным предс...

    Краеведческая деятельность ДОУ как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края.

    Теоретические основы краеведческой деятельности как средства приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края....

    ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

    Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

    Народные игры как средство воспитания детей младшего дошкольного возраста.

    В век современных технологий и прогресса, начинают забываться народные традиции. Дети, к сожалению, отдают свое предпочтение компьютерным играм, планшету, телевизору. Родители, тем временем, восхищают...

    КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ. ЗНАКОМСТВО С ТРАДИЦИЯМИ И КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫМИ ПРАЗДНИКАМИ. (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).

     Одной из основных задач воспитания дошкольников  является воспитание у них любви  к родному краю. Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родн...

    научно - исследовательская работа на тему:"Фольклорный кружок как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к этнокультурному воспитанию "

    В современных условиях изучение традиционной культуры имеет большое значение в деле воспитания подрастающего поколения. Использование ценностей народной культуры (праздники, игры, обычаи, обряды, трад...