краеведческий проект как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста
презентация к занятию (старшая группа) по теме

Мазур Татьяна Сергеевна

 

Департамент Образования г. Братск

            Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

                                      «Центр Развития Ребенка – Д./С №9»

                                                   «Солнечный город»

 

 

 

 «Краеведение как средство воспитания детей

                                                      старшего  дошкольного возраста»                              

 

 

 

 

                                                                                                  Подготовил:

                                                                                                    Мазур Т.С.

                                                                                                    II кв. категория

 

 

 

 

 

                                        Братск 2012 г.

 

 

 

3 слайд: 

 «Человеку никак нельзя жить без Родины,  как нельзя жить без сердца»
                                                                                                 К.Паустовский 

4слайд:                                                                                                            Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых. Отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом. взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традиция других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания является краеведение как эффективное средство воспитания базиса личностной культуры ребенка.

5 слайд:

Краеведение - это исследование родного края, изучение его природы, его истории  с древнейших времен до наших дней.

Предметом изучения могут быть события,  происходившие на территории района (области) в эпоху былых веков. 

 

6 слайд:

Цель  - приобщение и всесто­ронне изучение детей к истории родного края, быта, традициям, культуре людей его населяющих.

 

Задачи :

-показать детям, что и у людей, и у вещей есть своя история;

-пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям;

-воспитывать    уважение    к    культуре   других   народов,  

  готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

-пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость, приобщая их к искусству, музыке, литературе, народной культуре;

- развивать   потребность   в   самостоятельном   освоении  

 окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

 

Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.

7 слайд:

Методы и формы работы по краеведению  в дошкольном учреждении:

- создание игровых мотиваций, соответствующих   

   проблематике;

- практическое действие с предметами;

- использование ассоциативных связей;

- музыкально-театрализованная деятельность;

- самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;

- экскурсии.

Задача патриотического воспитания традиционно решается через реализацию разнообразных форм и методов работы с дошкольниками. Любовь к родному краю, дому, городу невозможно воспитать без определённых знаний о нём. Оптимальным решением построения целостного образовательного пространства, на мой взгляд, выступает музейная педагогика.

8 слайд:

 Известно, что приобщение детей к культурно – историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Именно музейная педагогика может стать помощником в решении многих проблем воспитания культурной личности ребёнка, поможет заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научит их правилам общения и умению жить среди людей.

9 слайд:

Цель моей работы заключается в том, чтобы с помощью музейной педагогики организовать“ мини – музей” - который будет развивать у детей интерес к жизни народа в разное историческое время, его культуре, к истории города, к природе родного края.

 

Изучение научно-методических источников позволяет выдвинуть гипотезу о том, что педагогические возможности мини – музея по краеведению в патриотическом воспитании дошкольников, будут решаться наиболее успешно в том случае, если работа будет многообразной и строится в определённой последовательности в образовательном процессе в различных видах детской деятельности: игровой, познавательной, творческой, музыкальной, совместной деятельности.

10 слайд: 

- Презентация плана (структура), земледельческого календаря.

 

11 слайд:

- Содержание разделов.

 

12 слайд:

- Методы реализации задач

 

13 слайд:

- Средства реализации поставленных задач:

 

14 слайд:

Работа в музее краеведения

развивает речь,

воображение,

мышление,

расширяет  кругозор,

способствует нравственному становлению личности,

пробуждает любовь к родному городу, краю, России.

 

15 слайд:

Заключение:

Ознакомление детей с родным городом – только часть большой и долговременной работы по краеведению. Системный подход к воспитанию детей в дошкольном учреждении позволяет осуществлять эту работу во всех видах деятельности, провести через все разделы программы. Чувство любви к своей малой родине  будет вырастать на фундаменте разностороннего развития детей. Эти чувства сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности, формируют индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь. Любовь к миру, к людям, к самому себе - это открытие. А радость открытия ведет к творчеству.

 

16 слайд:

«Твой лучший край»

Где листвы зелёной облака

Заслонили неба синеву,

Встретила я солнце у родника,

И сказала, обратясь, к нему:

Все народы видишь ты с высот

Где долины, шапки гор во мгле

Где ж первейший на земле народ,

Лучшее, где место на земле?

Улыбнулось солнце –

Верно, я вижу всё с небесной высоты.

Все равны народы-

А земля – та прекрасней, где родился ты.

Подрастай сынок, не забывай:

Родина – вот самый лучший край!

 

17 слайд:

Спасибо за внимание!

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kraevedenie_2.zip2.88 МБ

Подписи к слайдам:

Цель

-
приобщение
и всесто­ронне
изучение
детей
к истории родного края, быта,
традициям, культуре
людей его
населяющих.
З
адачи :
-
показать детям,
что и у людей, и у вещей есть своя история;
-пробудить
у юных граждан чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям;
-
воспитывать
    уважение    к    культуре   других   народов,  
  готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
-пробуждать
в детях эмоциональную отзывчивость, приобщая их к искусству, музыке, литературе, народной культуре;

развивать
   потребность   в   самостоятельном   освоении  
 окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов
.
Содержание разделов:
Знакомство с народными традициями, обычаями
Народный фольклор
Народные игры, хороводы
Художественное творчество
Фольклорное занятие
Загадки, потешки, считалки, пословицы, заклички, обрядовые песни, колядки, сказки, и.т.д.
Подвижные игры, игровые модели, хороводы.
Ручной труд, игры -драматизация
Беседы, показ иллюстративного материала, экспонатов м./музея

Спасибо за внимание!
Мазур Татьяна Сергеевна,
воспитатель,
2 квалификационная категория


Департамент
Образования г. Братск
Муниципальное
Бюджетное Дошкольное

Образовательное
Учреждение


«Центр Развития Ребенка – Д./С №9»

«
Солнечный город»
Краеведение
- это исследование родного края, изучение его природы
,
его
истории
с древнейших времен до наших дней.
Предметом
изучения могут быть события,
происходившие
на территории района (области) в эпоху былых веков. 

Структура плана:
«Земледельческий месяцеслов»
Осень
Зима
Весна
Лето
Сентябрь
Декабрь
Март
Июнь
блоки
разделы
основа
Я ЗНАЮ, С СОТВОРЕНИЯ ЗЕМЛИ,
НАВЕРНО, НЕ БЫВАЕТ ПО- ДРУГОМУ.
КУДЫ БЫ НАС МЕЧТЫ НИ ЗАВЕЛИ,
ДОРОГА ПРИВЕДЕТ К РОДНОМУ ДОМУ.
ГДЕ НИЧЕГО НЕ НАДО ОБЪЯСНЯТЬ,
ГДЕ ВСЕ БЕЗ СЛОВ ПОНЯТНО И ЗНАКОМО.
ПРИЙТИ ЛИШЬ НАДО, ТИХО ОБУВЬ СНЯТЬ,
И СЛУШАТЬ ТИШИНУ РОДНОГО ДОМА.
ПОТОМ ТЫ МОЖЕШЬ ГОРЫ СДВИНУТЬ ПРОЧЬ,
ЛЮБЫЕ БЕДЫ СМОЖЕШЬ ПРЕВОЗМОЧЬ.
ПОНЯТНО
ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЭТИХ ВСТРЕЧ,


КАК
ВАЖНО СВОЮ РОДИНУ БЕРЕЧЬ!
Работа в музее краеведения
развивает
речь,
воображение
,
- мышление
,
расширяет

кругозор
,
- способствует
нравственному становлению личности,
- пробуждает
любовь к родному городу, краю, России.
Ц
ель
:
формирование
социальной
компетентности
у
детей старшего дошкольного возраста на

краеведческом
материале.

«Человеку
никак нельзя жить без Родины,

как
нельзя жить без
сердца»

 

К.Паустовский
 
Картотеки
:
Экспонаты мини – музея:
Литература:
П./игры, пальчиковые, пословицы, поговорки, частушки, загадки, скороговорки, модели.
Макеты, образцы народных промыслов
Методическая, художественная
Средства

реализации поставленных задач:
Мини - музей
«Краеведение

как средство
воспитания детей старшего
дошкольного возраста
Методы и формы работы по краеведению

в
дошкольном учреждении:
- создание
игровых мотиваций, соответствующих

проблематике
;
- практическое
действие с предметами;
- использование
ассоциативных связей;
- музыкально-театрализованная
деятельность;
самостоятельная
элементарно-поисковая деятельность
;
- экскурсии.

Словесные
Наглядные
Практи -
ческие
беседы
малые
формы
фольклорные
Драма-
тизация
Ручной труд
игры
Ф./пра-здники
ТСО
И./ матер.
Экспонаты
Посещение музея
Методы реализации задач:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Проект духовно - нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста "Воспитание души"

Методический материал  -  проект «Воспитание души»  содержит 2 части: паспорт проекта, в котором прописана актульность проблемы, цели и задачи проекта, этапы реализации и пе...

Статья "Лепбук как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Лепбук  как  средство  воспитания  детей  старшего  дошкольного возраста.                          ...