Проект "Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки"
методическая разработка

Гракова Алеся Станиславовна

проект по гражданско-патриотическому  воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_grazhdansko-patrioticheskomu_vospitaniyu.docx31.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 86 «Сударушка»

Проект

«Гражданско – патриотическое  воспитание  детей старшего дошкольного возраста

средствами  музыки»

Составила : Гракова Алеся Станиславовна,

музыкальный  руководитель

Смоленск  2021г.

Пояснительная записка.

         Федеральный закон № 304-ФЗ от 31.07.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: в статье 2 пункт 2подчеркивает: «Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;…"

     Дошкольный  возраст- фундамент  общего  развития  ребенка, стартовый  период  всех  человеческих  начал.  Сохранить  человеческое  в  наших  детях, заложить  нравственные  основы, которые  сделают  их  более  устойчивыми  к  нежелательным  влияниям,  учить  их  правилам  общения  и  умения  жить  в  социуме – вот главные  идеи  воспитания  нравственно-патриотических  чувств  у дошкольников.

Воспитание  чувств  патриотизма у дошкольников – процесс  сложный и длительный.  Любовь  к близким  людям, детскому  саду, к родному  городу и родной  стране  играют  огромную  роль в становлении  личности  ребенка.

     Тема  гражданско – патриотического  воспитания  дошкольников  стала  приоритетным  направлением  всей  деятельности  нашего  дошкольного  учреждения.  Работа, проводимая  педагогическим  коллективом  по  разработке  и  внедрению  методов  гражданско-патриотического  воспитания  дошкольников  с обращением  к  основам  народной  жизни, к традиционной  нравственности, чувству  патриотизма, ярким  страницам  истории  своей  Родины,  стала чрезвычайно  актуальной  на  данном  историческом  этапе.

Музыкальное  искусство  в педагогике  является  важнейшим  и эффективным  средством   воспитательного  воздействия  на  ребенка.

Ввести  маленьких  детей  в прекрасный  мир  музыки, воспитывая  на  ее  основе  добрые  чувства, прививая  нравственные  качества- какая  это  благодарная  и  вместе с ним  важная  задача!

Актуальность  темы.

         Русская история  богата яркими событиями,  пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, музыке, живописи, поэзии.

      Исторически  сложилось  так,  что любовь к Родине, патриотизма  во  все  времена  в  Российском государстве были  чертой  национального  характера.Это  находило  отклик  в народной  и  композиторской  русской  музыке. Но  в  последнее  время  все  более  заметной   стала  утрата  нашим  обществом  традиционного  российского  патриотического  сознания.  Все  чаще   дети  обращают свое  внимание  на  «популярную»  музыку   с низким  качеством  исполнения. Таким  образом, теряется  связь с культурным  истинно  русским  наследием  государства. В связи  с  этим  очевидна  неотложность  решения  проблем  воспитания  патриотизма  в  работе  с  детьми.

         Патриотизм - сложное  и  высокое  человеческое  чувство.  Его  трудно  определить  несколькими  словами. Это  любовь  к  родным  и близким  людям, к малой  Родине, гордость  за  свой  народ.  И  все  это  воспето  в  русских  народных  песнях и в музыке  русских  композиторов.  Особое  место  в  музыке гражданско-патриотической  направленности  занимает  музыка  Великой  Победы.

Один  из  наиболее  эффективных  методов  патриотического  воспитания -  проектная  деятельность, позволяющая  создать  естественную  ситуацию  общения  и  практического  взаимодействия  детей  и  взрослых.

         Важно, чтобы  с  детских  лет  мы  любили  и  знали  край,  где  живем, гордились  за  свою  страну,  ее  историю,  свой  народ.  Нельзя  быть  патриотом,  не  чувствуя  личной  связи  с  Родиной,  не  зная, как  любили  и  берегли  ее наши  предки, наши  отцы  и  деды.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от  12.11.2020 № 2945-р об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации   на период до 2025 года подчеркивает, что:  «…проведение мероприятий для детей и молодежи, направленных на гражданское, патриотическое, нравственное, интеллектуальное, физическое, трудовое, экологическое, семейное, социальное воспитание и развитие творческих способностей».

Цель  проекта.

Воспитание  патриотизма  у  дошкольников  на  основе  краеведческого  материала, приобщения  к истории  и  культуре  родной  страны  через  музыкально- художественную  деятельность. Повышение  педагогической  и  музыкальной  культуры  родителей  и педагогов  в  области гражданско-патриотического  воспитания детей дошкольного  возраста.

Задачи  проекта.

  • Формировать у детей  познавательный  интерес к своему городу, родной  стране, их  истории.
  • Прививать  чувство  гордости,  глубокого  уважения и  почитания  символов РФ – герба, Гимна , флага.
  • Закреплять  знания о культуре  и  традициях  русского  народа.
  • Расширять  музыкальный  кругозор  детей  через  ознакомление с творчеством смоленских композиторов, музыкантов,  поэтов, воспевающих  красоту  и любовь  к городу,  стране.
  • Воспитывать  средствами  музыки  нравственные  и  эстетические  чувства:  любовь  к своей  Родине, краю, уважение  и гордость  за  своих  земляков.
  • Воспитывать  уважение к защитникам  Родины  на  основе  ярких  впечатлений, конкретных  исторических фактов, доступных  детям и вызывающих у них сильные  эмоции, гордость  за  свой  народ, любовь к Родине.
  • Проводить  работу  с  родителями,  привлекая  их к  патриотическому  музыкальному  воспитанию  в  семье.

Участники  проекта.

Дети  6-7  лет.

Проект  предусматривает  активное участие  родителей,  педагогов и детей.

Сроки  реализации  проекта.

9  месяцев

Прогнозируемый  результат.

  • Обогащенные  и  систематизированные  знания  детей  о истории  своего  города,  своей  страны,  культурного наследия.
  • Дети знают символы РФ – Гимн, герб, флаг, народные и государственные  праздники,  традиции  своего  народа.
  • У детей сформируется  потребность слушать музыку о России, Родине, родном  крае, участвовать  в  праздниках героико – патриотической  тематики.
  • Повышение  родительской  компетенции  по  гражданско-патриотическому воспитанию.
  • Разработанное  методическое  и дидактическое  сопровождение  по  данному  направлению.

Реализация  проекта.

1 этап – подготовительный, включает  в себя

  • Сбор  информации,  определение  целей,  задач и выбор  методов  и средств  их  решения.
  • Предварительная  диагностика детей, выявление  уровня  знаний по  теме.
  • Анкетирование  родителей  по вопросам гражданско-патриотического воспитания.
  • Подбор  музыкального  материала для  слушания  и  исполнительства
  • Подбор  материала  об  истории  песен, композиторах,  поэтах.
  • Составление  тематического  плана  реализации  проекта.
  • Организация  предметно-развивающей  среды.

2 этап – основной,  включает  в  себя:

  • НОД с  детьми в соответствии  с перспективным  планом.
  • Совместные  мероприятия  с  детьми.
  • Просмотр видеофильмов,  мультфильмов, презентаций.
  • Пополнение  развивающей  среды.
  • Участие  детей  в  фестивалях и конкурсах по гражданско-патриотическому  воспитанию.
  • Выставки  детских  работ, семейных  коллекций.

3 этап – итоговый, включает  в  себя:

  • Итоговое  диагностирование  детей.
  • Повторное анкетирование родителей.
  • Презентация  результатов  проекта.

Перспективный  план  работы

п/п

Мероприятия

Сроки

  1. Подготовительный  этап

1.

•        Сбор  информации,  определение  целей,  задач и выбор  методов  и средств  их  решения.

•        Предварительная  диагностика детей, выявление  уровня  знаний по  теме.

•        Подбор  музыкального  материала для  слушания  и  исполнительства

•        Подбор  материала  об  истории  песен, композиторах,  поэтах.

•        Составление  тематического  плана  реализации  проекта.

•        Организация  предметно-развивающей  среды.

Сентябрь

2020 г

  1. Практический  этап

1 блок «Смоленск – моя  малая  родина»

2.

Тема : «История  Смоленска»

Цель: заинтересовать детей историей  возникновения  нашего  города.  Дать  представление  о том, откуда  пошло  название  нашего  города.

Содержание  работы:

- Цикл  бесед  об  истории  Смоленска (от первого  упоминания до нашего  времени)

- Виртуальная  экскурсия  по  Смоленску.

- Слушание  песни «Город  мой  Смоленск»

 муз. Писаренко, сл.Клочковой.

- Разучивание  песни  «Мой  Смоленск»  муз.Н.Елисеева.

1-2 неделя  октября 2020г

3.

Тема: «Символика  города. Герб Смоленска»

Цель: познакомить детей с историей нашего  города и его  гербом.

Содержание работы:

- Беседа  об  обычаях  и жизни  наших  предков.

- Мифы  и  легенды  о птице  Гамаюн.

- Разучивание и исполнение песни «Город  мой, тебя очень люблю».

3 неделя октября

2020г

4.

Тема: «Смоленская  крепостная  стена»

Цель: закреплять знания детей о городе, его  достопримечательностях. Воспитывать любовь и    гордость за  свой  город, желание  вырасти достойными  его жителями.

Содержание работы:

-Посещение  музея в Громовой башне ( дети со своими родителями)

-Моделирование детьми  Смоленской  крепостной  стены с помощью музыкально-ритмических движений. Составление  музыкально- хореографической композиции «Крепостная  стена».

- Сюжетно – ролевая  музыкальная  игра Защитники  города».

4 неделя октября,

2020 г

5.

Тема: «Быт  и культура древнего  Смоленска»

Цель: развивать  творческую  фантазию  детей.

Содержание  работы:

-«Посиделки» в мини- музее ОУ  «Русская изба» с прослушиванием  народных смоленских песен.

- Презентация  «Одежда и посуда  древних  смолян»

- Встреча с гончаром (изготовление посуды из  глины  на  гончарном  круге)

- Моделирование  работы на гончарном  круге в хореографическую  композицию с круглым  полотном «Гончарный  круг»

1 неделя ноября

2020 г

6.

Тема: «Знаменитые люди Смоленска»

Цель: закреплять знания о городе, его знаменитых  жителях.

Содержание  работы:

- Виртуальная экскурсия в музей – усадьбу М.Глинки.

- Познакомить детей с фрагментами  произведенийМ.Глинки. Тема патриотизма в музыке Глинки.

- Знакомить детей с смоленскими поэтами, стихами о Смоленске.

- Поездки детей с родителями по улицам, носящим имя знаменитых смолян.

- Игра – путешествие «Смоленск в стихах  и песнях»

2-3 неделя ноября

2020 г

7.

Тема: « Мой родной Смоленск»

Цель:обобщить представления детей о родном городе.

Содержание  работы:

- Выставка детских рисунков «Мой любимый  город»

- Музыкально – литературный праздник «Путешествие по Смоленску»

4 неделя ноября

2020г

2 блок «Россия – Родина моя»

8.

Тема: « История возникновения Руси»

Цель: формирование у детей первых представлений об истории возникновения Руси, о народах , населявших ее в далеком  прошлом, о принадлежности каждого человека к определенной национальной культуре и истории.

Содержание работы:

- Цикл бесед «Кто такие славяне?», «Откуда  пошла земля русская?

- Просмотр видеофильма «Древние славяне – наши предки»

- Дидактическая игра «Чем отличается современный город от древнего?»

- Тематическое занятие  «Здравствуй, Русь!»

1-2 неделя декабря 2020г

9.

Тема: «Русский Новый год»

Цель: познакомить детей с историей возникновения праздника «Новый год»

Содержание работы:

- Беседа «Русский новый год»

- Легенды о появлении новогодней елки.

- Презентация: «Традиции празднования Нового года в России»

- Интегрированное  музыкальное занятие «Как появился Новый год»

- Сюжетно-ролевая игра «Семья встречает Новый год»

- Прогулка с родителями по новогоднему городу.

- Просмотр мульфильмов: «12 месяцев», «Морозко», «Девочка – Снегурочка»

- Новогодний праздник с Дедом Морозом

3-4неделя декабря 2020г

10.

Тема: «Быт и уклад жизни наших предков»

Цель: поддерживать интерес  детей к жизни  наших  предков, уточнять представления о предметах крестьянского  быта. Побуждать интерес к русскому национальному костюму.

Содержание работы:

- Краткосрочный проект  на тему : «Русские народные музыкальные инструменты»

- Видеофильм «Печь нам – мать родная»

- Тематическое занятие «Эти мудрые народные сказки»

-Выставка совместных работ детей и родителей «Ах, кокошник русский!»

- Музыкальная игра – путешествие «Игрушки наших бабушек»

- Музыкальное развлечение «Русская зима нам игры принесла»

2-3- неделя января 2021г

11.

Тема: «Народные традиции и промыслы»

Цель: формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров, продолжать знакомить с основными ремеслами Руси.

Содержание работы:

- Беседа «Ремесла далекого  прошлого»

- Рассматривание иллюстраций на тему «Дымковская ярмарка», «Золотая хохлома», «В гостях у городецких  мастеров»

- Разучивание хоровода « Хохлома»,

- Разучивание народной песни «Голубая гжель»

4 неделя января

2021г

12.

Тема: «Былинные  богатыри- первые защитники земли русской»

Цель: формировать интерес  детей к истории нашей Родины на примере конкретных исторических событий, знакомство с героями- богатырями.

Содержание работы:

- Беседа «Кто такой русский богатырь?»

- Просмотр мультфильма « Алеша Попович и Тугарин Змей»

- Чтение былины «Илья Муромец и соловей –разбойник»

- Физкультминутка «Богатырь»

- Слушание:  «Богатырская сила» Д.Кабалевский

- Совместное творчество с детьми:  составление музыкально- хореографической  композиции «Богатырская  наша  сила»

- Помощь родителей в подготовке выступлений детей на музыкальном мероприятии «Богатыри земли русской» (изготовление костюмов…)

1-2 неделя февраля 2021г

13.

Тема: «Тот  герой, кто за Родину  горой»

Цель: закрепить  знания  детей о том, кто такие защитники Отечества, познакомить детей с некоторыми моментами истории, связанными с защитниками Отечества, героизмом  русских  солдат и простого  народа. Воспитывать в детях чувство гордости  за  свой  народ.

Содержание  работы

- Краткосрочный проект «Защитники Отечества»

-Презентации: «Боевая слава города»,

 «Военные  профессии»

- Фотовыставка «Мой  папа- защитник»

- Спортивно-музыкальный праздник «Защитникам Родины  славу поем!»

3-4 неделя февраля 2021г

14.

Тема: «Какая  она,  моя Родина?»

Цель: воспитывать любовь к родной стране. Чувство гордости за Россию. Познакомить детей с российским гербом, флагом, гимном. Развивать интерес к историческому прошлому  России.

Содержание работы:

- Беседа «Символы  России»

- Презентация «Москва – столица нашей родины»

- Разучивание с детьми Гимна РФ, песни «Флаг России».

- Разучивание танцевально - хореографической композиции «Моя  Россия»

1-2 неделя марта

2021г

15.

Тема: « Мы о Родине  поем»

Цель:познакомить  детей  с музыкальными произведениями, раскрывающими  красоту  и  величие  нашей  страны.

Содержание работы:

- Презентация «Величество  России в музыки»

- Разучивание песен «Родная сторонка», « У моей России».

- Музыкальная  викторина для  детей на знание песен о России «Угадай  мелодию»

- Помощь родителей в подготовке  детей на конкурс чтецов «Моя  Россия- моя страна»

- Музыкально-литературное развлечение « Моя Россия- тебе пою»

3-4 неделя марта

2021г

3 блок «Музыка  Победы»

16.

Тема: «Мы не дрогнем в бою за родную страну»

Цель:познакомить детей с историей ВОВ на примере песен военных  лет. Углублять  знания  детей о роли песен в жизни людей, о песни как памяти народа. Познакомить с патриотическими  музыкальными  произведениями ,созданными в годы войны и после ее окончания.

Содержание работы:

- Цикл бесед «Страницы Великой  Победы»

- Презентация «Смоленск в годы войны»

- Музыкальная гостиная «Лирические песни  фронтовых дней»

- Консультация для родителей « Полезные советы родителям о том, как говорить с детьми о войне»

- НОД «Музыка войны»

- Видео- просмотр Кадры военной хроники»

- Разучивание песен «Катюша», «Вечный огонь»

- Танцевальная композиция «Синий платочек», «Красные маки»

- Поездки детей с своими родителями к вечному огню, в музей Боевой славы.

 Апрель

2021г

17.

Тема: «9 мая»

Цель:воспитывать чувство гордости за свою Родину, за свой народ, уважение и признательность за совершенный подвиг народа в годы ВОВ. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов, уважение к ветеранам.

Содержание работы:

- Музыкальная викторина для родителей «Нас песня в окопах спасала»

- Конкурс  песен «Этих дней не смолкнет  слава»

- Участие детей в городском фестивале «Мы помним, мы гордимся»

- Музыкально- литературный праздник «Свет вечного  огня» ко Дню Победы

1 -2 неделя мая

2021г

ВЫВОД:  Данный  проект можно  реализовать  в  условиях  большинства  дошкольных  учреждений.  Проект не требует значительных  материальных  затрат, в его  реализацию  активно  включаются  родители  воспитанников.

Результативность  проекта.

  1. У детей  установились теплые, доброжелательные  отношения.  У многих  детей  повысилась  самооценка  и уверенность в себе.
  2. К  детям  пришло  понимание  того, что каждый человек, независимо от возраста- часть своего  рода, народа; что у  каждого  человека  есть Родина: близкие  и дорогие ему  места, где  живет  он,  егоблизкие.
  3. Приобщение  детей  к истории и  культуре  русского народа  открывает  им удивительный, прекрасный  мир старины, что способствует воспитанию  у  детей  патриотических  чувств,  воспитания уважения к  традициям  и культуре  своего  народа.
  4. Дети  почувствовали  себя  маленькими  участниками  жизни  города, у  детей  появились  маленькие  росточки гражданственности.
  5. Родители  стали  активными  участниками  образовательного  процесса. Стали  проявлять  искренний  интерес  к  жизни  детского  сада.

Практическая  значимость  реализации  проекта.

-для  детского  сада:

- создание  благоприятных  условий  для  успешной  адаптации  и  социализации  детей  на  дальнейших  ступенях  системы  российского  образования;

- формирование  активной  жизненной  позиции  детей  и  взрослых; осознание  ответственности  за  судьбу  страны, формирование  гордости за сопричастность  к  деяниям  предыдущих  поколений.

Для  системы  образования г.Смоленска

- возможность  использования  проекта  в  воспитательно- образовательной  работе  в системе  дошкольного  образования;

- обеспечение  процесса  преемственности  в  системе детский сад- семья – школа по формированию  основ  гражданско- правового  воспитания.

-  повышение  профессиональной  компетенции  специалистов  и  педагогов  ДОУ.

Эффективность  работыподтверждается результатами  мониторинга :

- 70%  детей  проявляют  активный  познавательный  интерес  к  прошлому, настоящему  своего  народа,  своей  семьи (динамика  30%)

- 70%  детей  имеют представления о своей  «малой  родине» ( динамика 45%)

- 75%  детей  проявляют  интерес  к истории  нашей  страны,  ее  культуре (динамика  35%)

- 100%  педагогов  повысили  свою компетентность  по гражданско –патриотическому  воспитанию  детей.

- у 80%  родителей  воспитанников  отмечается  возрастающий  интерес  к совместной  деятельности в различных  мероприятиях  детского  сада.

Ресурсы,  используемые  для  реализации  проекта:

- Материально – техническое  обеспечение:

- Интернет;

- ИКТ – ноутбук, телевизор, мультимедийный проектор;

- Аудио, видео – носители  информации;

-Русские  народные музыкальные  инструменты;

-Коллекция образцов  народно-прикладного  искусства;

Учебно – методическое  обеспечение:

- Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родеым городом. – М: ТЦ Сфера, 1999.-112с.

- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М: ЦГЛ, 2004.- 156с.

- Голованова М.П. Герб , флаг, гимн России.

Научно-популярное издание для  детей /Фото Н.Н. Рахманова и др.; Ил.И.В. Максимовой и др. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2006 – 48с.

- Рыбалкова И. Ознакомление с родным  городом, как средство патриотического  воспитания. //Дошкольное воспитание 2003, №6. С 45-55

- Зеленова Г.Н., осипова Л.Е. «Мы  живем  в России» гражданско-патриотическое  воспитание» Издательство «Скрипторий», 2003, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать   себя и свои права, он научится уважать дру...

Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»

Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

диагностика уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольноговозраста

Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук....