Реализация комплексного подхода в коррекции тревожности у детей с ОВЗ в условиях ДОО (из опыта работы)
статья

Жеглова Елена Анатольевна

На сегодняшний день, в практической деятельности педагогов ДОУ все больше встречается детей с отклонениями в поведении, в частности, отмечается рост тревожных детей. Сложившаяся проблема в поведении у тревожных детей с ОВЗ становятся достаточно серьезным препятствием на пути обучения в группе компенсирующей направленности. Самым доступным и эффективным приемом работы с дошкольниками является игровая терапия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА

В КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОО

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Жеглова Е.А.

Российская Федерация, Белгородская область, г. Губкин

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 32 «Журавушка»

 На сегодняшний день, в практической деятельности педагогов ДОУ все больше и больше встречается детей с отклонениями в поведении, в частности, отмечается рост тревожных детей. Именно такие дети чаще всего оказываются в группах для детей с нарушениями зрения. В ФГОС ОВЗ говорится о систематической специальной психолого-педагогической поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья, о необходимости создания адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции. Сложившиеся проблемы в поведении у тревожных детей с ОВЗ становятся достаточно серьезным препятствием на пути обучения в группе компенсирующей направленности. Самым доступным и эффективным приемом работы с дошкольниками является игровая терапия.

Игровая терапия – метод коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей от 2 до 7 лет, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра.

Дети с ОВЗ нуждаются в особом подходе и психологической помощи. Тревожность – это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределѐнной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.

В работе с тревожными детьми большое внимание уделяется использованию интегрированного подхода всех участников воспитательного процесса: педагог-психолог-ребенок-родители-педагоги группы.

Наиболее эффективным методом коррекции тревожности являются игры и игровые упражнения. Игра вызывает качественные изменения в психике ребѐнка, складываются и развиваются личностные особенности и особенности характера. С помощью игры можно помочь ребѐнку адаптироваться в окружающей жизни, научить детей устанавливать дружеские отношения, освоить приёмы саморегуляции.

Важно помочь родителям и педагогам правильно взаимодействовать с тревожным ребенком, научить их использовать элементы игротерапии в повседневной деятельности. Занятия по игротерапии способствуют значительному снижению общего уровня личностной тревожности у детей за счет повышения самооценки, обучению способам снятия мышечного и эмоционального напряжения, отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Работа включает в себя диагностический, коррекционный и контрольный этапы.

Вначале проводится собрание с родителями «Давайте познакомимся!», где дается информация о возможностях игротерапии, определяются запросы родителей, согласовывается режим совместной работы.

Диагностический этап представляет собой предварительное тестирование детей и взрослых (родителей и воспитателей). С помощью анкетирования выделяются проблемы в системе детско-родительских отношений и во взаимоотношениях педагогов с воспитанниками, дети, которые нуждаются в психологической коррекции или повышенном внимании со стороны воспитателей, родителей.

Перед работой непосредственно по программе проводится диагностика эмоционально-личностной сферы. Необходимо определить уровень тревожности детей и возможные причины еѐ возникновения, предпочтительные направления работы по индивидуальной программе, внести необходимые коррективы в групповые занятия. Это возможно потому, что план групповых занятий не является догмой, а предполагает возможность внесения корректив. Используются методики для определения тревожности, по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени: социометрическая проба «День рождения», проективные методики «Моя семья», «Кактус», «Социометрический опросник».

Специально организованные интерактивные формы работы с родителями и воспитателями об индивидуальных особенностях ребенка, о его трудностях расширяют представления родителей и педагогов о детской тревожности и об особенностях взаимодействия с детьми:

 - анкетирование «Эмоциональное развитие ребенка»,

 - «Диагностика межличностных конфликтов»,

- лекция-диалог «Детская тревожность. Причины её появления»,

 - консультация «Игры, используемые в повседневной деятельности»,

- рекомендации «Как помочь ребенку преодолеть тревожность?».

Коррекционный (формирующий) этап проходит в форме игровой терапии. Выделяются два параллельных направления в работе:

1. Проведение цикла занятий по игротерапии с родителями;

2. Проведение цикла занятий по игротерапии с детьми.

Последние два занятия проводятся совместно с детьми и родителями. Применяются разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей и взрослых, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию участников, рефлексии и контролю своего поведения. На этом этапе проводится детско-родительская игра «Цветик-семицветик», направленная на развитие сотрудничества, взаимной эмпатии, с целью формирования взаимного уважения и чувства общности.

Для повышения самооценки и уверенности в себе с детьми проводятся игры «Комплименты», «Волшебные очки», «Похвалилки», «Добрые волшебники», «Конкурс хвастунов» и др., цель которых – научить детей видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства свои и сверстников.

В детском саду накоплен опыт совместного составления педагогами и детьми «Книги о себе». В ней отражены интересы, желания, умения детей. Есть глава, в которой дети рассказывают (а родители или педагоги записывают):

Дела, которые ребёнок умеет делать хорошо. Вещи, которые он любит. Людей, которых он любит. Любимые книги, мультфильмы. Хорошие поступки и т.д.

Раз в месяц педагоги проводят с детьми упражнение «Расскажи о приятном и хорошем в твоей жизни», просят назвать все, что приносит им радость. Упражнение «Я умею, я могу» проводится следующим образом: ребёнок шёпотом сообщает педагогу о своих умениях: «Я умею читать, кататься на коньках, мыть посуду, играть с сестрёнкой, подметать, рисовать, танцевать», затем ответы озвучиваются. Дети, говоря о своих достижениях, берут на себя некоторую ответственность: они должны следовать установленному ими самими образцу поведения и деятельности.

У детей, с которыми проводились занятия по игротерапии, формируется адекватная самооценка, появляется уверенность, уменьшается скованность и боязливость. Дети становятся более активными раскрепощенными, исчезают мышечные зажимы в области лица и шеи.

Родители и педагоги в результате проведенной работы получают массу ценной психологической информации и самое главное, учатся практическим способам взаимодействия с детьми в повседневной жизни, тем самым способствуя снижению и предупреждению появлению тревожности у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Оптимизация процеса оздоровления детей дошольного возраста в условиях ДОУ" ( из опыта работы МАДОУ №41)

"Оптмизация процесса оздоровления  детей дошкольного возраст а в условиях ДОУ"(выступление  из опыта работы МАДОУ«Детский сад № 41 присмотра и оздоровления» на городской конференции для руко...

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта работы)

Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслаблен...

Комплексный подход к коррекции заикания у детей дошкольного возраста

Комплексный подход к коррекции заикания у детей дошкольного возраста...

«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта работы)».

Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социал...

Дата публикации 09.02.2021г. Реализация нейропсихологического подхода в коррекции речи у детей с ТНР

В разделе обосновывается необходимость применения нейропсихологических методов в работе специалистов дошкольных образовательных организаций (учителей-логопедов, учителей-дефектологов)....

Статья на тему: "Индивидуально - дифференцированный подход к коррекции тревожности" для детей средней группы

Статья на тему: "Индивидуально - дифференцированный подход к коррекции тревожности" для детей средней группы...

«Инновационные подходы в реализации эколого – краеведческого направления в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» (из опыта работы)

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «в...