Дата публикации 09.02.2021г. Реализация нейропсихологического подхода в коррекции речи у детей с ТНР
статья

 Тихонова Н.И. учитель-логопед, г.  Новосибирск, МБДОУ д/с 333
В разделе обосновывается необходимость применения нейропсихологических методов в работе специалистов дошкольных образовательных организаций (учителей-логопедов, учителей-дефектологов).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал из книги Н. В. Макаровой "Речь ребенка от рождения до 5 лет" Рекомендации родителям по развитию детской речи. Книга из серии "Популярная педагогика".

Причины речевых нарушений

Глубоко ошибочно мнение родителей, которые считают, что личностные особенности и отклонения в развитии детей возникают и формируются после рождения. На самом деле все происходит намного раньше, в период внутриутробного развития плода.

Нередко случается, что беременность не была запланирована и в первые месяцы будущая мама даже не догадывается о случившемся и порой допускает употребление алкоголя, никотина; применяет в быту или на работе различные химические вещества, неблагоприятно влияющие на организм будущего ребенка; переживает психические потрясения и переносит различные заболевания. Эти факторы, воздействуя на плод уже в первые 12 недель, могут привести к тяжелейшему речевому нарушению — ринолалии, характеризующейся расщелинами губ, твердого и мягкого неба, так как именно в первом триместре беременности у эмбриона закладывается лицевая область головы, органы слуха и зрения, полости носа и рта.

Беременной женщине необходимо контролировать работу сердечно-сосудистой и эндокринной систем, а также предохраняться от вирусных и инфекционных болезней, так как вирусы и бактерии мгновенно размножаются в организме матери и вызывают сильнейшие нарушения в развитии мозга плода. Следствием этого являются такие речевые нарушения, как дизартрия (расстройство речи (артикуляции), выражающееся в затрудненном произношении отдельных звуков, слогов и слов), нередко на фоне ДЦП (детский церебральный паралич — это группа двигательных, речевых и психических нарушений вследствие поражения головного мозга во внутриутробный, родовой или послеродовой период), алалия (отсутствие или ограничение речи из-за недоразвития или поражения речевых зон больших полушарий головного мозга), неврозоподобная форма заикания (вследствие недоразвития клеток мозга).

Женщина во время беременности должна правильно питаться, так как недостаток или, наоборот, избыток тех или иных питательных веществ и микроэлементов может оказать неблагоприятное воздействие на плод. 

Таким образом, будущая мать должна очень бережно относиться к своему организму на протяжении всего срока вынашивания ребенка, вести здоровый образ жизни, соблюдать правила питания и общей гигиены, выполнение которых способствует нормальному развитию плода и подготовке женщины к родам. Следует придерживаться следующих рекомендаций: 

  1. Во время беременности женщине следует избегать физического переутомления, поднятия и переноса тяжестей, работы в ночных сменах. Умеренный труд благотворно влияет на физическое и психическое состояние.
  2. Рекомендуется длительное пребывание на свежем воздухе, но без утомительных прогулок.
  3. В летнее время полезно выезжать за город.
  4. Сон должен длиться не менее 8—9 часов в сутки, днем — желательно не более 2-х часов.
  5. Полезно делать специальную легкую физическую гимнастику.
  6. Следует избегать термовоздействий — переохлаждений, сильной жары и духоты.
  7. Следует носить удобную одежду и обувь. Очень важно избегать инфекционных заболеваний и психических стрессов.

С рождением ребенка ответственность за его нервно-психическое, физическое и речевое развитие ложится на обоих родителей. Возникновение отклонений в развитии находится в прямой зависимости от того, как ребенок развивался в наиболее важный для него период — от одного года до трех лет. 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Использование нейропсихологических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Теоретическая основа метода нейропсихологического изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной) [1], [5]. Теоретический анализ исследований различных ученых (У. В. Ульянкова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.) позволяет отметить специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с ОНР. У рассматриваемой категории детей отмечаются следующие особенности в психическом развитии: сниженный уровень концентрации внимания, рассеянность, неустойчивость; ограниченный объем запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации; неравномерность развития видов мышления (наиболее значительно выражается отставание в словесно-логическом мышлении); несформированностью мыслительных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения. Речь состоит преимущественно из существительных и глаголов; наблюдаются трудности в использовании и подборе антонимов и синонимов; отмечается ограниченный словарный запас; допуск ошибок при изложении логической последовательности событий [3]. Методы нейропсихологии, применяемые в логопедической практике, делятся на две большие группы: нейрологопедическое обследование и нейрологопедическая коррекция. Нейрологопедическое обследование позволяет решить следующие задачи: выявить незрелые или нарушенные области и функции мозга, определить причины трудностей обучения и развития ребенка, организовать специальное обучение, направленное на преодоление выявленных трудностей [6]. Нейрологопедическое обследование позволяет качественно построить нейрологопедическую коррекцию. Нейрологопедическая коррекция направлена на стимуляцию развития высших психических функций и формирование слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга. Нейропсихологическая коррекция предполагает построение коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с учетом их индивидуальных нейропсихологических особенностей: состояния высших психических функций (внимания, памяти, мышления, речи) [2, 5]. С целью повышения результативности индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий используются нейропсихологические игры и упражнения (А. В. Семенович) [3]. Данные игры и упражнения влияют на мозолистое тело мозга, в результате наступает гармонизация работы мозга, развивается межполушарное взаимодействие, фонематическое восприятие (дифференциация звуков и навыков звукового анализа), внимание, память, мышление, речь, мелкая и общая моторика. Следует отметить, что логопедические занятия должны быть систематическими, проходить в спокойной, доброжелательной обстановке. Задания

с элементами нейропсихологической гимнастики лучше всего начинать с изучения более простых кинезиологических упражнений, которые постепенно усложняются. На коррекционно-развивающих занятиях учитель-логопед в процессе проведения нейропсихологических игр использует следующее оборудование и тренажеры: межполушарные доски, линейки-трафареты для рисования двумя руками; тренажер «Ленивая восьмерка», карточки для рисования двумя руками.

Рассмотрим подробнее нейропсихологические упражнения:

——«Ухо-нос» — одновременно правая рука ребёнка дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуются обе руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.

——«Лезгинка» — ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой руки ребёнка. Одновременно меняется положение

правой и левой руки — 6–8 раз.

—— Письмо букв двумя руками одновременно (на этапе—— Раскрашивание двумя руками (подбор в соответствии с лексической темой занятия);

—— Письмо в воздухе одновременно правой и левой рукой разных геометрических фигур, букв.

Раскроем следующие нейропсихологические игры:

—— игра «Зайчики». Цель игры: развитие фонематического слуха, памяти, внимания, ловкости, формиро вание навыков практической ориентировки на своем теле,снятие психологической нагрузки, положительное отношение к занятиям.

Ход игры: исходное положение — стоя.

Учитель-логопед предлагает детям дотронуться до правого уха и улыбнуться («зайчик греет ушки»), если они услышат заданный звук в слове. Если в слове заданного звука нет, то необходимо дотронуться до левого уха и сделать грустное лицо.

—— игра «Старый друг».

Цель игры: развитие межполушарных связей, фонематического слуха, внимания, памяти, мышления, ловкости, закрепление понятия частей тела, «чувства тела», закрепление дифференциации

звуков.

Ход игры: в начале игры учитель-логопед предлагает детям обнять себя, положив одну руку на плечо,

а другую на бок. Дети встретили старого друга и крепко обняли. После того, как все участники игры усвоили данную позу, учитель-логопед предлагает попеременно менять положение (правое плечо-левый бок, левое плечо-правый бок). На первых этапах задание выполняется медленно.

Далее следует инструкция — звуковая дорожка:

необходимо менять положение, проговаривая заданные учителем-логопедом звуковые дорожки. Например, Маша встретила зайца, и он здоровается ТА_ТА_КА.

Никита встретил волка, и он здоровается ТО_ТО_КО.

—— игра «Ловим звук». Цель игры: развитие фонема-

тического восприятия и слухового внимания, мышления,

ловкости; формирование положительного отношения

к занятиям. Ход игры: исходное положение: стоя или сидя.

Учитель-логопед предлагает обхватить голову двумя ру-

ками, если ребенок услышит заданный звук (изолиро-

ванно, в слогах, в словах, в зависимости от этапа работы).

Если заданного звука нет, то ребенок показывает ладошки.

Прячет руки за спину.

—— игра «Робот». Цель игры: развитие межполушарных связей, внимания, памяти, мышления, навыков фонематического анализа; закрепление понятия «слога» и «слова», слогового анализа и синтеза, ловкости, подвижности, переключаемости, «чувства тела». Ребенку предлагается сделать столько движений, сколько слов в предложении.

Обобщив вышеизложенное, следует отметить, что логопедические занятия, основанные на нейропсихологическом подходе, положительно влияют на психическое развитие, включая речевое развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Эффективность коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда подтверждается следующими результатами: у детей с ОНР отмечается повышение познавательного интереса к занятиям, работоспособность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне, повышение концентрации внимания и его устойчивости, памяти, улучшение восприятия, развитие речи, мышления, силы, равновесия, подвижности, формирование усидчивости, совершенствование графомоторных навыков.

Литература:

1. Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход [Текст]: учеб. пособие / Т. В. Аху-

тина, Н. М. Пылаева. — СПб.: Питер, 2008. — 320 с.

2. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии [Текст]: учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. — М.: АСТАстрель

Транзиткнига, 2017. — 264 с.

3. Кузнецова, Л. В. Oснoвы специaльнoй психoлoгии [Текст]: учеб. пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений /

Л. В. Кузнецoва; Под ред. Л. В. Кузнецoвой. — М.: Издaтельский центр «Акaдемия», 2003. — 480 с.

4. Семенович, А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста [Текст]: учеб. пособие / А. В. Семенович. — М.:

Генезис, 2005. — 319 с.

5. Симерницкая, Э. Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости [Текст]: учеб.

пособие / Э. Г. Симерницкая под ред. Е. Д. Хомской. — М.: МГУ, 1995. — с. 154–160.

6. Тарасова, О. Н. Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи у старших дошкольников [Элек-

тронный ресурс]: статья в электронном журнале / О. Н. Тарасова // Молодой ученый. — 2017. — № 3. — с. 421– 424.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологический подход в коррекции детей. Основные принципы.

Нейропсихологический подход.Основные принципы...

Консультация для педагогов Гендерный подход в коррекции речи у детей дошкольного возраста

Гендерный подход в коррекции речи  у детей дошкольного возраста . Какие игры использовать на занятиях с мальчиками, а какие с девочками. Почему....

Нейропсихологический подход к коррекции звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с ТНР

Материал адресован воспитателям логопедических групп и учителям-логопедам. В этой статье Вы познакомитесь с некоторыми методами нейрокоррикции, которые можно применять при формировании правильного зву...

Нейропсихологический подход к коррекции ритмо-слоговой структуры речи у детей старшего дошкольного возраста

В этой статье отражён современный подход к коррекции ритмо-слоговой структуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Приведен практический материал работы, разделённый на этапы для планомерного и...

Гендерный подход в коррекции речи у детей дошкольного возраста

Мальчики и девочки очень по разному воспринимают информацию, усваивают учебный материалл. Какие они......

Использование нейропсихологического подхода для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Представлен план работы по самообразованию на 2023-2024 годЦель: Повышение собственного уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по выбранной теме.Задачи профессионального самообра...