Нейропсихологический подход к коррекции звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с ТНР
материал по логопедии (старшая группа)

Читоркина Лариса Николаевна

Материал адресован воспитателям логопедических групп и учителям-логопедам. В этой статье Вы познакомитесь с некоторыми методами нейрокоррикции, которые можно применять при формировании правильного звукопроизношения у старших дошкольников с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_dlya_mini-sayta.docx415.57 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция звукопроизношения - одна из важнейших задач работы логопеда.

В настоящее время очень редко встречаются неосложненные нарушения речи, такие, например, как функциональная дислалия. Как правило нарушения речи сочетаются с:

  • неврологической симптоматикой, проявления которой фиксируются в изменении мышечного тонуса: гипертонос, гипотонус, мышечная дистония, в зависимости от локализации повреждения ЦНС.
  • поведенческими особенностями. Чаще всего, на сегодняшний день встречается такое нарушение, как СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Выделяют три варианта течения этого синдрома в зависимости от преобладающих признаков:

1) синдром гиперактивности без дефицита внимания;

2) синдром дефицита внимания без гиперактивности;

3) синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (на практике это наиболее распространенный вариант).

  • нарушениями в строении и функционировании артикуляционного аппарата. Дети с неправильным прикусом, укороченной подъязычной уздечкой, артикуляторной диспраксией или апраксией как вследствие выше перечисленных нарушений, так и без них.

В коррекционной работе с такими детьми мы встречаемся со следующими трудностями:

  • Сложности вызывания звука. Ребенок не в состоянии уловить правильную артикуляционную позу, удержать органы артикуляции в нужном положении. На достижение поставленной цели уходит значительное количество времени.
  • Затруднения при запоминании вызванной артикуляционной позы. Ребенок не запоминает артикуляцию звука. Алгоритм правильного произнесения не остается в памяти ребенка, успешное произнесение звука не сохраняется до следующего занятия.
  • Трудности автоматизации вызванного звука в речи. Звук вызван, но ребенок не употребляет его в речи. Многократные повторения слов, стихов и скороговорок оказываются не эффективными.

Отсюда следует вывод: традиционных методов и приёмов уже недостаточно, и необходимо искать новые способы воздействия на формирование звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ТНР, к которым и относится нейропсихологический подход. Нейрокоррекция – это коррекция ВПФ, к числу которых относится и речь, через движения.

Сформированность двигательных навыков ребенка создает основу для развития речи.

А потому, становится очевидным, что  работу по коррекции звукопроизношения необходимо сочетать с двигательными упражнениями.

При формировании правильного звукопроизношения очень важна подготовка психофизической базы речи, активизация энергетического потенциала ребёнка за счёт активизации функционирования всех отделов головного мозга, синхронизации работы правого и левого полушарий. В связи с этим логопедические занятия дополняются следующими компонентами как:

  • дыхательная гимнастика;
  • элементами биоэнергопластики
  • пальчиковые игры;
  • самомассаж пальцев, кистей рук, в том числе и по методике су-джок;
  • глазодвигательные упражнения;
  • кинезиологические упражнения (в том числе, перекрёстные движения);
  • релаксационные упражнения;
  • элементы логоритмики и фонетической ритмики, речедвигательной ритмики;
  • упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.

Для постановки звуков очень важен подготовительный (пропедевтический) период. В это время специалист проводит работу по формированию речевого выдоха, силы голоса, и подвижности органов артикуляции.

Дыхание - одна из самых важных функций организма. Дыхательные упражнения, являются основой не только для формирования правильного звукопроизношения, но и повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, способствуют устранению многих соматических нарушений, успокаивают, снимают стресс. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Особенно эффективны дыхательные упражнения в работе с детьми с ТНР, осложнёнными  синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Так, например, дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации.

          Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач. Этот приём можно использовать в своей работе, в зависимости от задач стоящих перед педагогом. Если вам нужно успокоить детей после двигательной активности или сильного возбуждения выполните с ним дыхательное упражнение, через левую ноздрю, а перед занятием, которое потребует высокой концентрации внимания и умственной нагрузки (например, обучение грамоте) - через правую.

Эффективным приёмом является подключение к дыхательным упражнениям аудиальной, визуальной и сенсорной системы (например: дыхательные упражнения под музыкальное сопровождение облегчают выполнение брюшного дыхания, «надуваем» цветные шарики в животе, «вдыхаем» солнечный свет, цветочный аромат или морозный воздух и т.д.).

«Однако, для фонетики русского языка характерно не всё дыхание в целом, а максимально открытый речевой выдох, когда воздушная струя, не попадая в нос, подается к зубам или даже к губам, в зависимости от того, какой звук в данный момент должен произноситься. При неправильном речевом выдохе воздушная струя в той или иной мере уходит в нос, а ее остатки «распыляются» во рту, не достигая тех мест, где формируется большинство русскоязычных звуков» (Полякова М.А.). Поэтому во время подготовительно этапа, необходимо сформировать правильный речевой выдох. Для этого можно использовать такие игры, как: дутибол и аэробол.

 

C:\Users\днс\Desktop\IMG_20191121_114131.jpgC:\Users\днс\Desktop\фото аэроболы и речевое дыхание\IMG_20191205_100019.jpg

C:\Users\днс\Desktop\фото аэроболы и речевое дыхание\IMG_20191213_115349.jpg

Неотъемлемой частью в работе учителя-логопеда является ежедневная тренировка органов артикуляции. Разнообразить артикуляционную гимнастику, сделать ее нескучной, любимой детьми можно с помощью подключения совместной работы кистей рук и артикуляционного аппарата – биоэнергопластики. А если подключить ещё и музыку, которая не только помогает улучшить эмоциональное состояние, но и раскрепощает движения тела, то положительный результат не заставит себя долго ждать. 

  1. А/г под музыку. Это такой своеобразный фитнес для языка.

Понятно, что упражнения, которые вы берёте для такого рода фитнеса, должны быть хорошо знакомы детям и правильно ими выполняться. Естественно, что в таком варианте а/г выполняется не ежедневно, а 2-3 раза в неделю в зависимости от состояния органов артикуляции и возраста детей.

  1. Так же, как один из приемов нейростимуляции можно использовать в работе сенсорно-интегративную а/гимнастику  Лынской Марианны Ильиничны. Поскольку она выступает адептом теории сенсорной интеграции, необходимым звеном каждого комплекса является «сенсорный поднос», на котором дорожками укладываются  материалы, имеющие обонятельные, вкусовые и тактильные свойства, а упражнения направлены на развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, речевого дыхания в игровой форме с опорой на базовые виды чувствительности. Например: удерживать губами веточку укропа или сладкую/солёную соломку, держать в «чашечке» мармеладку или монпансье, доставать язычком чупа-чупс, просовывание язычка в отверстие сушки и т.д. Так называемая «Вкусная а/г».

А теперь я хочу Вас познакомить с тремя «волшебными» упражнениями артикуляционной гимнастики, которые позволяют:

  • Стимулировать действие речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей
  • Совершенствовать внимание, память – все психические процессы, тесно связанные с речью;
  • Развивать точность, чистоту, плавность, силу, темп, саморегуляцию и переключаемость;
  • Развивать координацию движений рук, что облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма;

1. Упражнение «Толстяк»

И.п. - кисти рук ладонями вниз.

Выполнение. 1- щёки надуваются, пальцы обеих рук сжимаются в кулаки.
2 - щёки одновременно сдуваются (следить, чтобы щёки не втягивались). Возвратиться в исходное положение.

2. Упражнение «Худышка»

     И.п. - руки опущены вниз.

Выполнение. 1- щёки одновременно втягиваются в ротовую полость,   ладони соединяются на уровне груди, как при хлопке, но без звука, не хлопая. 2- возвратиться в исходное положение, втягивание щёк в ротовую полость между зубами.

3. Упражнение «Полощем рот»

И.п. - кисти рук ладонями вниз.

Выполнение. 1- надувается правая щека, пальцы правой руки сжимаются в кулак. 2- воздух перегоняется в левую щёку, пальцы правой руки распрямляются, а левой - сжимаются в кулак. Надувание щёк попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую). При выполнении упражнения нужно обращать внимание, чтобы голова не наклонялась.

Итак, осложненные речевые нарушения у детей требуют комплексного подхода при коррекции звукопроизношения, где мы должны грамотно сочетать традиционные и инновационные методы и приёмы, которые в конечном итоге, позволят повысить эффективность коррекционной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Формирование лексической стороны речи у старших дошкольников с ОНР ".

Презентация " Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР ( введение в активный словарь слов с многозначным значением ), I часть....

Конспект занятия по формированию звукопроизносительной стороны речи в старшей логопедической группе. Тема: "Звук (п)".

Этот конспект будет полезен тем логопедам, которые используют в своей работе символы звуков Т. А. Ткаченко....

Исследовательская работа ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ НА МАТЕРИАЛЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР».

Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать наречевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявлять характер речевых нарушений, их...

Биоэнергопластика как элемент занятия по развитию лексической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

2 слайдВ последние годы число дошкольников с общим недоразвитием речи  (ОНР) неустанно растет.  Увеличение числа детей с ОНР обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических ус...

Методическая разработка по теме: «Коррекция просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста»

Картотека игр и упражнений направлена на коррекцию просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста. Использование в работе данных  материалов позволит учителю-логопеду организовать...

Коррекция нарушений звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников средствами ИКТ

Современная образовательная концепция предполагает использование личностно-ориентированного подхода к детям на основе развития их способностей и возможностей. Это актуализирует необходимость поиска пу...

Комплекс фонопедических упражнений для коррекции нарушений просодической стороны речи у старших дошкольников со стёртой дизартрией

Данный материал представляет собой комплекс фонопедических упражнений (16 упражнений) различного типа, который можно использовать для коррекции нарушений просодической стороны речи у детей со ст...