«Биоэнергопластика- как механизм сенсомоторной коррекции произносительной стороны речи у старших дошкольников с ОВЗ»
статья по логопедии (подготовительная группа)

В основе биоэнергопластики (БЭП) лежит совместная работа над развитием речи и мелкой моторики (движений рук). Это даёт важный практический эффект: занятиями можно добиться результата вдвое быстрее и с большим успехом. Почему так происходит? Благодаря совместной работе руки и речи ребёнок интенсивнее тренируется и быстрее учится отслеживать свои движения. Это очень важно для того, чтобы навыки речи стали привычными и автоматическими. Кроме того, в БЭП используются проверенные методы моторного обучения: много повторений, смена видов упражнений и постепенное уменьшение помощи (обратной связи). Всё это помогает закрепить результаты надолго, чтобы ребенок мог применять их во всех ситуациях, а не только на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bioenergoplastika.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Биоэнергопластика- как механизм сенсомоторной коррекции произносительной стороны речи у старших дошкольников с ОВЗ»

Чем больше уверенности в движении детской руки,

тем ярче речь ребёнка!

В. А. Сухомлинский

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей дошкольного возраста. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Однако в последнее время наблюдается увеличение количества детей дошкольного возраста с нарушениями речи различной степени сложности.

Речь — это сложное движение, как танец или игра на скрипке. Чтобы говорить правильно, наш мозг должен постоянно сверяться с ощущениями: как мы двигаем языком и губами и какой звук при этом получается. Если эта внутренняя «система настройки» работает с ошибками, ребенку трудно координировать и запоминать нужные движения для чёткой правильной речи.

Нарушения произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляют собой сложную и комплексную проблему. Нарушения речи иногда не связаны со слабостью артикуляционных мышц, они вызваны проблемами в работе головного мозга и другими факторами, например нарушением кинестетических ощущений. Зачастую нарушения речи дошкольников носят стойкий характер из-за несформированности не только артикуляционной, но и сенсорно-моторной сферы.

В связи с этим возрастает необходимость в своевременном оказании помощи в исправлении речевых нарушений - одна из важных задач современного дошкольного образования.

Наиболее распространённой проблемой является неправильное произношение звуков у детей дошкольного возраста. Звуки речи возникают благодаря сложным движениям языка, губ и челюстей, и для каждого звука существует свой специфический артикуляционный уклад. Крайне важно развивать необходимые артикуляционные уклады и укреплять различные мышцы речевого аппарата, для чего применяется артикуляционная гимнастика.

Основной целью артикуляционной гимнастики является укрепление мышц, а также развитие силы, подвижности и точности движений органов артикуляционного аппарата, что достигается путем соединения простых движений в более сложные артикуляционные конструкции. Однако традиционная артикуляционная гимнастика не всегда приводит к ожидаемым результатам, поскольку не учитывает комплексное функционирование нервной системы.

Традиционные артикуляционные упражнения, в которых дети лишь повторяют и механически выполняют движения, зачастую оказываются недостаточно эффективными при значительных нарушениях чувствительности (кинестезии). Когда внутренние ощущения движений являются слабыми или ненадежными, ребенку сложно усвоить тонкие нюансы артикуляции. В связи с этим был введен мультисенсорный подход, который включает не только слух и зрение, но и тактильные ощущения, а также проприоцепцию (ощущение положения тела). Основным нейрофизиологическим обоснованием применения биоэнергопластики является прочная взаимосвязь между движениями рук и артикуляционным аппаратом. Центральный механизм действия биоэнергопластики заключается в многократном усилении сигналов, поступающих от языка и других органов артикуляции к коре головного мозга, что достигается за счет активного участия ладони. В процессе выполнения артикуляционного упражнения рука ребенка не просто двигается параллельно, она показывает или зеркально воспроизводит положение артикуляционных органов-языка, нижней челюсти, губ и щек. Постоянное сопоставление движений рта и руки позволяет мозгу ребенка получать избыточную сенсорную информацию, что помогает компенсировать дефицит внутреннего кинестетического контроля.

Комплекс упражнений БЭП строится по принципу постепенного усложнения, переходя от статических поз к динамическим переключениям. Его суть в том, что он создаёт внешний «опорный механизм» для самоконтроля артикуляционных движений. Благодаря научной базе и соответствию международным принципам сенсомоторной коррекции, БЭП значительно повышает эффективность коррекции при сложных нарушениях координации речи.

Ключевая идея биоэнергопластики (БЭП) основана на том, что движения рук и органов речи связаны в мозге. Учёные доказали, что участки мозга, отвечающие за планирование движений кисти и рта, либо совпадают, либо работают очень слаженно. Это связано с эволюцией языка: жесты рук — это первичные действия, из которых развились речевые навыки. Потому жесты и движения рук, повторяющие звуки, активируют те же зоны мозга, что и речь. Это позволяет использовать движения рук — более надёжный или менее повреждённый моторный путь — чтобы помогать и обучать сложному движению органов речи. Если у ребёнка нарушена внутренняя чувствительность движений (кинестезия) и он плохо контролирует речь, то поддержка через руки становится очень важной. Руки, повторяющие артикуляцию визуально и тактильно, дают дополнительную сенсорную информацию. Такая «внешняя опора» помогает мозгу лучше контролировать и корректировать речь, используя нейропластичность — способность мозга адаптироваться и восстанавливаться.

Таким образом, рука выступает как внешний помощник для контроля движений речи, улучшая обратную связь и эффективность обучения.

В основе биоэнергопластики (БЭП) лежит совместная работа над развитием речи и мелкой моторики (движений рук). Это даёт важный практический эффект: занятиями можно добиться результата вдвое быстрее и с большим успехом. Почему так происходит? Благодаря совместной работе руки и речи ребёнок интенсивнее тренируется и быстрее учится отслеживать свои движения. Это очень важно для того, чтобы навыки речи стали привычными и автоматическими. Кроме того, в БЭП используются проверенные методы моторного обучения: много повторений, смена видов упражнений и постепенное уменьшение помощи (обратной связи). Всё это помогает закрепить результаты надолго, чтобы ребенок мог применять их во всех ситуациях, а не только на занятиях.

На заключительном этапе, дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронно выполняют движения руками. На этом этапе используются сказки, рассказы и стихотворения.

Биоэнергопластика применяется как на индивидуальных, подгрупповых, так и на фронтальных занятиях. Приёмы данной методики позволяют решать комплекс задач: развивать артикуляционную и мелкую моторику, нормализовать звукопроизношение, формировать фонематические процессы, лексико-грамматические категории и связную речь. Для стимуляции интеллектуального развития используются кинезиологические упражнения. Методика способствует длительному удержанию интереса ребёнка, повышает мотивационную готовность и поддерживает позитивный эмоциональный настрой в ходе всего занятия. Практический материал должен быть доступен для тактильного восприятия — ребёнок может свободно его трогать и играть по своему желанию. Особое место занимают куклы-перчатки, которые становятся важным атрибутом биоэнергопластики. Использование нетрадиционного материала превращает упражнения в увлекательную игру, повышая вовлечённость детей. В работе применяется пособие «Живые перчатки», где дети взаимодействуют с любимыми персонажами, выполняя пальчиковую гимнастику, словесные игры для развития пространственных представлений и сочинение сказок. Такой игровой подход помогает сохранять интерес ребёнка, стимулирует мотивацию и поддерживает позитивный эмоциональный настрой на протяжении всего занятия.

Применение методов биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ способствует положительным изменениям в развитии произносительной стороны речи. Данная технология является эффективным и перспективным инструментом сенсомоторной коррекции, который можно использовать как для устранения речевых нарушений, так и для их профилактики. Систематическое внедрение биоэнергопластики вызывает у детей повышенный интерес к логопедическим занятиям, улучшает артикуляционную и мелкую моторику, облегчает освоение и постановку звуков речи. Кроме того, метод способствует ускоренному преодолению речевых дефектов, улучшению координации движений, а также развитию когнитивных функций — памяти, внимания и мышления.

Таким образом, биоэнергопластика представляет собой ключевой элемент комплексного подхода к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, ориентированного на улучшение качества их речевого развития и общего сенсомоторного состояния. Биоэнергопластика – это не просто модное направление, а научно обоснованный и эффективный инструмент для сенсомоторной коррекции. Для детей с ограниченными возможностями здоровья она служит связующим звеном, позволяющим преодолеть разрыв между моторным замыслом и его кинестетическим выражением.

Систематическое и грамотное применение этого метода в логопедии позволяет не только ускорить процесс постановки и автоматизации звуков, но и способствует развитию высших психических функций (памяти, внимания, пространственных представлений), что в конечном итоге ведет к успешной социальной адаптации детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя – логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитию основных движений детей

Предлагаю вашему вниманию подборку двигательно-речевых игр для детей старшей группы,  которые могут проводиться как на занятиях логопеда, так и на занятиях по физвоспитанию. В каждой такой игре з...

Презентация на тему: "Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитие основных движений детей с нарушениями речи."

Как построить работу по звукопроизношению, чтобы дети успешно преодолевали свои дефекты? Учитель – логопед работает над исправлением произношения у детей, инструктору по физвоспитанию надо научить дет...

Презентация : "Фонетическая ритмика-метод формирования и коррекции произносительной стороны речи дошкольников."

Фонетическая ритмика-это система упражнений, в которой взаимодействуют слуховой, речедвигательный и двигательный анализаторы. При выполнении упражнений движения корпуса тела, головы, рук, ног (наклоны...

Нейропсихологический подход к коррекции звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с ТНР

Материал адресован воспитателям логопедических групп и учителям-логопедам. В этой статье Вы познакомитесь с некоторыми методами нейрокоррикции, которые можно применять при формировании правильного зву...

Коррекция произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием STEM – технологий

Что же такое СТЕМ образование в ДОУ? Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология....

Статья «Формирование произносительной стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

В статье освещается проблема фонетического оформления речи у старших дошкольников с общим недоразвитием. Раскрывается содержание понятия «общее недоразвитие речи». Оно трактуется как сложн...

«Использование метода биоэнергопластики в формировании произносительной стороны речи у старших дошкольников с ОВЗ»

В данном проекте представлена система коррекции звукопроизношения у детей  старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ограниченными возможностями здоровья с использованием современного метода разв...