Развитие правильного речевого и физиологического дыхания как важнейшее условие коррекции звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР.
материал по логопедии (подготовительная группа)

Антропова Ирина Викторовна

Гимнастика считается уникальной, потому что у четко структурированной системы и комплексов упражнений нет аналогов. Научить ребенка правильно дышать очень важно. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста — это профилактика простудных заболеваний. С помощью системы упражнений можно тренировать органы речи, улучшить кровообращение и координацию движений, закалить нервную систему. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дыхательная гимнастика20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 «Искорка»

(МДОУ «Д/с № 17 «Искорка»)

Советской Армии ул., дом 10 А, г. Южноуральск, Челябинская область, РФ, 457040

Тел., факс (35134) 4-34-04, е-mail: mdouds17.iskorka@mail.ru, https://ds17-uu.educhel.ru 

ОКПО 45648856; ОГРН 1027401401466; ИНН/КПП 7424018300/742401001

Развитие правильного речевого и физиологического дыхания как важнейшее условие коррекции звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР.

Антропова Ирина Викторовна,

Учитель-логопед выс. кв. категории


Научить ребенка правильно дышать очень важно. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста — это профилактика простудных заболеваний. С помощью системы упражнений можно тренировать органы речи, улучшить кровообращение и координацию движений, закалить нервную систему. Для тренировки органов дыхания, речевого аппарата, профилактики поверхностного вдоха и выдоха используют высокоэффективные методы, апробированные в детских садах, школах. Одной из полюбившихся педагогам, родителям стала дыхательная гимнастика для детей по методу А. Н. Стрельниковой.

Изначально дыхательная гимнастика Стрельниковой позиционировалась лишь как способ восстановления голоса. Это и не удивительно, ведь автор этого метода пела на сцене, и ей нужно было поддерживать себя в форме. Запатентован этот метод лечения был только в начале 70-х годов, и автор получил патент на изобретение. Органы дыхания полностью отвечают непосредственно за дыхание. А также за речь, крик и пение. Правильно организованное дыхание нормализует работу дыхательных органов и поможет избавиться от разных заболеваний.

В чем суть дыхательной гимнастики Стрельниковой

Гимнастика считается уникальной, потому что у четко структурированной системы и комплексов упражнений нет аналогов. В основе — короткие прерывистые вдохи носом и пассивные выдохи через нос или рот (на слизистой носа расположены рецепторы, которые связаны с большинством систем и органов). При вдохе и сжатии грудной клетки активно включаются в работу и другие части тела.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой строится на усилении воздухообмена в легких. Техники направлены на насыщение организма кислородом, но их можно использовать и как легкую гимнастику для поддержания мышечного тонуса. В упражнениях задействованы руки, ноги, шея, пресс, плечи, спина и таз. Дыхательные техники улучшают обмен веществ и кровообращение, помогают очистить бронхи, уменьшить воспаления, повысить иммунитет для противостояния респираторным заболеваниям. Кроме того, их рекомендуют для осанки и как терапию при патологии мышц грудной клетки.

Польза гимнастики Стрельниковой

Последователи Стрельниковой рекомендуют упражнения при простудных заболеваниях, в том числе ОРВИ и ОРЗ, искривлении носовой перегородки. Гимнастика может быть эффективна при заикании и других логопедических нарушениях. Кислород поддерживает работу сердца и желудка, ускоряет обменные процессы и вывод токсинов.

Гимнастику нужно выполнять два раза в день. Утром — до завтрака или через час-полтора после него. Если завтрак не слишком плотный, можно «подышать» уже через 40 минут или даже через полчаса. Вечером — до ужина или через час-полтора после приема пищи.

Дыхательная гимнастика для детей выполняется по следующим правилам:

  1. Сконцентрируйтесь на вдохе — это самое главное. Вдыхайте носом шумно, коротко. Не поглощайте много воздуха.
  2. Сжимайте диафрагму во время вдоха. Сопротивляйтесь прохождения воздуха.
  3. Делайте короткий выдох ртом без напряжения мышц.
  4. Проводите тренировку по желанию. Найдите наиболее удобный и комфортный момент для них. Спешить не стоит.
  5. Сохраняйте маршевый ритм дыхания.
  6. Прекратите занятия, если видите, что ребёнок побледнел или покраснел.
  7. Вкладывайте в тренировку как можно больше эмоций. Особенно во время вдоха.
  8. Проводите занятия с детсадовцами в игровой форме.

У дошкольников, занимающихся по системе Стрельниковой, отмечают улучшения осанки, ускоренные темпы физического развития, корректировку речевых недостатков (заикания). Если ребенок уделяет внимание упражнениям в течение нескольких месяцев, то у него укрепляется иммунитете снижается количество ОРЗ, приступов астмы.

Обучение дыхательной гимнастике — задача логопеда.

Не стоит забывать, что существуют показания и некоторые противопоказания у дыхательной гимнастики Стрельниковой.

Откажитесь от упражнений, если у вас:

  • травмы головы;
  • повышенное давление;
  • камни в почках или желчном пузыре;
  • высокая температура и слабость;
  • внутреннее кровотечение.

Рекомендуется использовать базовые упражнения для разминки и как основу любых занятий предназначенных для развития речевого, физиологического дыхания.

Ладошки

Цель: укрепление органов дыхания, разминка.

Техника выполнения:

  • Занять положение стоя, руки держать в согнутом положении, ладошки повернуты вверх.
  • При вдохе ладони сжимаются.
  • Необходимо делать 4 вдоха носом, выдох производится свободно, непринужденно.
  • После четырех вдохов делается 5-ти секундный перерыв, потом серия сжатий ладоней, вдохов и выдохов повторяется.

Погонщики

Цель: разминка, укрепление органов речи, дыхания.

Техника выполнения:

  • Ребенок стоит, держит кулаки сжатыми, руки вдоль тела в свободном положении.
  • При резком вдохе кулаки разжимаются, как будто что-то отталкивают.

После 8-ми шумных вдохов следует перерыв 5 секунд.

Насос

Цель: профилактика приступов астмы, лечение бронхитов, ОРЗ.

Техника выполнения:

  • Ребенок стоит прямо, руки протянуты вдоль корпуса. Ноги нешироко расставлены.
  • Наклоняется вперед, выгибает спину как кошка. Во время наклона корпуса делается короткий вдох носом. Медленно выпрямиться и выдохнуть. После 8 наклонов пауза — 5 секунд.

Кошка

Цель: тренировка резкого и короткого носового вдоха при движении.

Техника выполнения:

  • Дошкольник стоит на полу, чуть расставив ноги. Выполняет приседания. При этом пятки прижаты к полу.
  • Одновременно резко поворачивает корпус в сторону и шумно вдыхает носом. Выдох произвольный.
  • Спину нужно держать прямо. приседания делать неглубокие, пружинистые. Ручки согнуть в локтях.

Обними плечи

Цель: восстановление ритма дыхания, обучение детей снятию приступа удушья при астме, тренировка голосовых связок.

Техника выполнения:

  • Сидя или стоя, поднять руки до плеч. Обхватить максимально глубоко плечи, шумно вдохнуть.
  • Отпустить плечи и выдохнуть.
  • Поменять верхнюю руку и повторить объятия.

По мнению специалистов (терапевтов, отоларингологов) аденоиды просто рассасываются, благодаря восстановлению носового дыхания.

Для лечения и реабилитации используйте следующие упражнения:

  • Ладошки
  • Погонщик
  • Насос
  • Кошка

Логоневрозы, по мнению Александры Николаевны, возникают на почве нарушения координации движений группы мышц речевого аппарата. Комплекс ее упражнений помогает ребенку справиться с нервозностью, расслабить мышцы гортани, губ, языка.

Обучить ребенку нужно следующим упражнениям:

  • Ладошки
  • Погончики
  • Насос
  • Кошка
  • Обними плечи
  • Звуковые упражнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование речевого дыхания у детей с нарушением звукопроизносительной стороны речи".

Важным разделом логопедической работы  является развитие дыхания и коррекция его нарушений....

ЭФФЕКТИВНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ, НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Целью данного доклада является ответ на вопрос эффективно ли использовать   индивидуально-ориентированные упражнения при коррекции просодической стороны речи старших дошкольников с общи...

Статья для педагогов и родителей "Формирование правильного речевого и физиологического дыхания у детей дошкольного возраста с ОВЗ, имеющим общее недоразвитие речи".

Одной из основных задач коррекционной работы с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи, является развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, ф...

Нейропсихологический подход к коррекции звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с ТНР

Материал адресован воспитателям логопедических групп и учителям-логопедам. В этой статье Вы познакомитесь с некоторыми методами нейрокоррикции, которые можно применять при формировании правильного зву...

Коррекция нарушений звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников средствами ИКТ

Современная образовательная концепция предполагает использование личностно-ориентированного подхода к детям на основе развития их способностей и возможностей. Это актуализирует необходимость поиска пу...

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией в процессе коррекции звукопроизносительной стороны речи

С каждым годом среди воспитанников, поступающих в старшую группу комбинированного вида, увеличивается количество детей с различными речевыми нарушениями, что препятствует формированию полноценной рече...