Развитие правильного речевого и физиологического дыхания как важнейшее условие коррекции звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР.
материал по логопедии (подготовительная группа)
Гимнастика считается уникальной, потому что у четко структурированной системы и комплексов упражнений нет аналогов. Научить ребенка правильно дышать очень важно. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста — это профилактика простудных заболеваний. С помощью системы упражнений можно тренировать органы речи, улучшить кровообращение и координацию движений, закалить нервную систему.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 «Искорка»
(МДОУ «Д/с № 17 «Искорка»)
Советской Армии ул., дом 10 А, г. Южноуральск, Челябинская область, РФ, 457040
Тел., факс (35134) 4-34-04, е-mail: mdouds17.iskorka@mail.ru, https://ds17-uu.educhel.ru
ОКПО 45648856; ОГРН 1027401401466; ИНН/КПП 7424018300/742401001
Развитие правильного речевого и физиологического дыхания как важнейшее условие коррекции звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР.
Антропова Ирина Викторовна,
Учитель-логопед выс. кв. категории
Научить ребенка правильно дышать очень важно. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста — это профилактика простудных заболеваний. С помощью системы упражнений можно тренировать органы речи, улучшить кровообращение и координацию движений, закалить нервную систему. Для тренировки органов дыхания, речевого аппарата, профилактики поверхностного вдоха и выдоха используют высокоэффективные методы, апробированные в детских садах, школах. Одной из полюбившихся педагогам, родителям стала дыхательная гимнастика для детей по методу А. Н. Стрельниковой.
Изначально дыхательная гимнастика Стрельниковой позиционировалась лишь как способ восстановления голоса. Это и не удивительно, ведь автор этого метода пела на сцене, и ей нужно было поддерживать себя в форме. Запатентован этот метод лечения был только в начале 70-х годов, и автор получил патент на изобретение. Органы дыхания полностью отвечают непосредственно за дыхание. А также за речь, крик и пение. Правильно организованное дыхание нормализует работу дыхательных органов и поможет избавиться от разных заболеваний.
В чем суть дыхательной гимнастики Стрельниковой
Гимнастика считается уникальной, потому что у четко структурированной системы и комплексов упражнений нет аналогов. В основе — короткие прерывистые вдохи носом и пассивные выдохи через нос или рот (на слизистой носа расположены рецепторы, которые связаны с большинством систем и органов). При вдохе и сжатии грудной клетки активно включаются в работу и другие части тела.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой строится на усилении воздухообмена в легких. Техники направлены на насыщение организма кислородом, но их можно использовать и как легкую гимнастику для поддержания мышечного тонуса. В упражнениях задействованы руки, ноги, шея, пресс, плечи, спина и таз. Дыхательные техники улучшают обмен веществ и кровообращение, помогают очистить бронхи, уменьшить воспаления, повысить иммунитет для противостояния респираторным заболеваниям. Кроме того, их рекомендуют для осанки и как терапию при патологии мышц грудной клетки.
Польза гимнастики Стрельниковой
Последователи Стрельниковой рекомендуют упражнения при простудных заболеваниях, в том числе ОРВИ и ОРЗ, искривлении носовой перегородки. Гимнастика может быть эффективна при заикании и других логопедических нарушениях. Кислород поддерживает работу сердца и желудка, ускоряет обменные процессы и вывод токсинов.
Гимнастику нужно выполнять два раза в день. Утром — до завтрака или через час-полтора после него. Если завтрак не слишком плотный, можно «подышать» уже через 40 минут или даже через полчаса. Вечером — до ужина или через час-полтора после приема пищи.
Дыхательная гимнастика для детей выполняется по следующим правилам:
- Сконцентрируйтесь на вдохе — это самое главное. Вдыхайте носом шумно, коротко. Не поглощайте много воздуха.
- Сжимайте диафрагму во время вдоха. Сопротивляйтесь прохождения воздуха.
- Делайте короткий выдох ртом без напряжения мышц.
- Проводите тренировку по желанию. Найдите наиболее удобный и комфортный момент для них. Спешить не стоит.
- Сохраняйте маршевый ритм дыхания.
- Прекратите занятия, если видите, что ребёнок побледнел или покраснел.
- Вкладывайте в тренировку как можно больше эмоций. Особенно во время вдоха.
- Проводите занятия с детсадовцами в игровой форме.
У дошкольников, занимающихся по системе Стрельниковой, отмечают улучшения осанки, ускоренные темпы физического развития, корректировку речевых недостатков (заикания). Если ребенок уделяет внимание упражнениям в течение нескольких месяцев, то у него укрепляется иммунитете снижается количество ОРЗ, приступов астмы.
Обучение дыхательной гимнастике — задача логопеда.
Не стоит забывать, что существуют показания и некоторые противопоказания у дыхательной гимнастики Стрельниковой.
Откажитесь от упражнений, если у вас:
- травмы головы;
- повышенное давление;
- камни в почках или желчном пузыре;
- высокая температура и слабость;
- внутреннее кровотечение.
Рекомендуется использовать базовые упражнения для разминки и как основу любых занятий предназначенных для развития речевого, физиологического дыхания.
Ладошки
Цель: укрепление органов дыхания, разминка.
Техника выполнения:
- Занять положение стоя, руки держать в согнутом положении, ладошки повернуты вверх.
- При вдохе ладони сжимаются.
- Необходимо делать 4 вдоха носом, выдох производится свободно, непринужденно.
- После четырех вдохов делается 5-ти секундный перерыв, потом серия сжатий ладоней, вдохов и выдохов повторяется.
Погонщики
Цель: разминка, укрепление органов речи, дыхания.
Техника выполнения:
- Ребенок стоит, держит кулаки сжатыми, руки вдоль тела в свободном положении.
- При резком вдохе кулаки разжимаются, как будто что-то отталкивают.
После 8-ми шумных вдохов следует перерыв 5 секунд.
Насос
Цель: профилактика приступов астмы, лечение бронхитов, ОРЗ.
Техника выполнения:
- Ребенок стоит прямо, руки протянуты вдоль корпуса. Ноги нешироко расставлены.
- Наклоняется вперед, выгибает спину как кошка. Во время наклона корпуса делается короткий вдох носом. Медленно выпрямиться и выдохнуть. После 8 наклонов пауза — 5 секунд.
Кошка
Цель: тренировка резкого и короткого носового вдоха при движении.
Техника выполнения:
- Дошкольник стоит на полу, чуть расставив ноги. Выполняет приседания. При этом пятки прижаты к полу.
- Одновременно резко поворачивает корпус в сторону и шумно вдыхает носом. Выдох произвольный.
- Спину нужно держать прямо. приседания делать неглубокие, пружинистые. Ручки согнуть в локтях.
Обними плечи
Цель: восстановление ритма дыхания, обучение детей снятию приступа удушья при астме, тренировка голосовых связок.
Техника выполнения:
- Сидя или стоя, поднять руки до плеч. Обхватить максимально глубоко плечи, шумно вдохнуть.
- Отпустить плечи и выдохнуть.
- Поменять верхнюю руку и повторить объятия.
По мнению специалистов (терапевтов, отоларингологов) аденоиды просто рассасываются, благодаря восстановлению носового дыхания.
Для лечения и реабилитации используйте следующие упражнения:
- Ладошки
- Погонщик
- Насос
- Кошка
Логоневрозы, по мнению Александры Николаевны, возникают на почве нарушения координации движений группы мышц речевого аппарата. Комплекс ее упражнений помогает ребенку справиться с нервозностью, расслабить мышцы гортани, губ, языка.
Обучить ребенку нужно следующим упражнениям:
- Ладошки
- Погончики
- Насос
- Кошка
- Обними плечи
- Звуковые упражнения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование речевого дыхания у детей с нарушением звукопроизносительной стороны речи".
Важным разделом логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений....
ЭФФЕКТИВНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ, НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Целью данного доклада является ответ на вопрос эффективно ли использовать индивидуально-ориентированные упражнения при коррекции просодической стороны речи старших дошкольников с общи...

Статья для педагогов и родителей "Формирование правильного речевого и физиологического дыхания у детей дошкольного возраста с ОВЗ, имеющим общее недоразвитие речи".
Одной из основных задач коррекционной работы с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи, является развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, ф...

Нейропсихологический подход к коррекции звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников с ТНР
Материал адресован воспитателям логопедических групп и учителям-логопедам. В этой статье Вы познакомитесь с некоторыми методами нейрокоррикции, которые можно применять при формировании правильного зву...

Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика – важное средство формирования и коррекции звуковой стороны речи у дошкольников»
План-конспект мастер-класса для педагогов ДОУ...

Коррекция нарушений звукопроизносительной стороны речи у старших дошкольников средствами ИКТ
Современная образовательная концепция предполагает использование личностно-ориентированного подхода к детям на основе развития их способностей и возможностей. Это актуализирует необходимость поиска пу...

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией в процессе коррекции звукопроизносительной стороны речи
С каждым годом среди воспитанников, поступающих в старшую группу комбинированного вида, увеличивается количество детей с различными речевыми нарушениями, что препятствует формированию полноценной рече...
